ВЫДЕЛЕНИЕ В КАДРЕ ГЛАВНОГО




 

Правдивое и выразительное раскрытие в фотографическом снимке его содержания требует непременного выделения тем или иным способом глав- ного объекта изображения. Снимок 41 пестр и невыразителен именно по- тому, что внимание зрителя здесь ни на чем определенном не сосредоточи- вается и взгляд скользит по всей площади снимка, нигде не задерживаясь. Основной недостаток этого снимка состоит в том, что в нем не выделен глав- ный объект изображения, нет необходимого смыслового и зрительного акцента. Второстепенные элементы композиции воспроизведены в кадре с теми же подробностями, что и главный объект, и отвлекают на себя вни- мание зрителя. Изобразительный результат, кроме того, ухудшается пест- рым фоном, рисунок которого столь же отчетливо виден в кадре, как и любой из находящихся на столе предметов.

Сравните с этим снимком фото 42. Здесь взгляд сразу же останавливает- ся на главном объекте изображения — бокале — благодаря тому, что он находится, значительно ближе к точке съемки, чем другие элементы ком- позиции, или, как еще говорят, главный объект изображения здесь выне- сен на передний план.

Известно, что предметы и фигуры, расположенные близко к точке съемки, изображаются на снимке в более крупном масштабе, чем предметы удаленные. И, конечно, укрупненные предметы, находящиеся на снимке впереди, у самой рамки кадра, ничем не заслоненные и отчетливо видимые, привлекают к себе внимание прежде всего.

Таким образом, в ы н е с е н и е г л а в н о г о о б ъ е к т а изо - б р а ж е н и я н а п е р е д н и й п л а н ест ь оди н и з спосо - бо в ег о в ы д е л е н и я в кадре.

Возьмите любой снимок, в котором нет никаких специально органи- зованных акцентов, где изобразительный материал равномерно распре- делен по всему полю кадра. Куда прежде всего обращается взгляд зрителя при рассматривании такого кадра? Опыт показывает, что чаще всего это


 

 

Фото 41. В снимке отсутствует

необходимый изобрази- тельный акцент

 

 

Фото 42.

А. Т р о ф и м о в (студент ВГИК). Учебный натюрморт


будет геометрический центр снимка, место пересечения диагоналей прямо- угольника кадра.

Эта закономерность может быть использована для привлечения взгляда зрителя к тому, на что автор хочет обратить его внимание прежде всего. И действительно, рассматривая фото 43, мы прежде всего обращаем вни- мание на малыша, представляющего собой смысловой центр картины, видим его отчетливо и ясно. Это происходит именно потому, что его место- положение совпадает с центром кадра.

Следовательно, в ы д е л е н и е в с н и м к е г л а в н о г о о б ъ е к - т а и з о б р а ж е н и я м о ж е т б ы т ь о с у щ е с т в л е н о сов - м е щ е н и е м с м ы с л о в о г о ц е н т р а к о м п о з и ц и и с гео - м е т р и ч е с к и м ц е н т р о м к а д р а.

Чрезвычайно действенным средством в решении задачи выделения глав- ного объекта изображения из всего материала фотографической картины является с в е т, который часто используется при фотосъемке для этой цели.

На фото 28 и 41 не сразу становится ясным, что, собственно, являет- ся здесь главным объектом изображения, что привлекло внимание фото- графа при съемке, ради чего сняты эти кадры и на что в первую очередь следует обращать здесь внимание тем, кто рассматривает эти снимки. Та- кая неопределенность возникает потому, что все элементы объекта съемки в обоих снимках освещены совершенно одинаково, а потому они и стано- вятся равнозначными для зрителя, ни один из них не имеет каких-либо преимуществ. Равномерное освещение всего объекта съемки как бы ни- велирует фотографическое изображение, выравнивает его тона, лишает кадр необходимых зрительных акцентов.

Иначе построено освещение в фото 44. Основной поток света направлен на главный объект изображения, освещает его, четко обрисовывая контур- ные формы. Другие участки поля кадра освещены менее ярко, и потому главный объект изображения отчетливо вырисовывается на снимке и сразу же привлекает к себе внимание.

С в е т о в о й а к ц е н т н а г л а в н о м о б ъ е к т е и з о б р а - ж е н и я — о д и н и з с п о с о б о в п р и в л е ч ь к н е м у вни - м а н и е з р и т е л я.

Поставленную задачу может также решить л и н е й н о е п о с т р о е - н и е с н и м к а. Все линии в снимке устремляются к единой точке схода, и по ним направляется взгляд зрителя, например, от переднего плана в глубину в том случае, если основные линии идут именно таким образом. И если здесь, в глубине, в точке схода линий, помещается главный объект изображения, то благодаря такому композиционному построению снимка главное в кадре приобретает доминирующее значение.

Т о н а л ь н а я о р г а н и з а ц и я к а д р а может быть исполь- зована в тех же целях. В фото 45 обращает на себя внимание темная по тональности скульптура, выделяющаяся на более светлом фоне. Может

Фото 43. В. К о р н я л ь е в (студент ВГИК)- Фотоэтюд —>


 



 

 

Фото 45.

В. П а в л о в. Памятник Ломоносову

 

Фото 46. Д. Ш о л о м о в и ч. Зимний корт «Динамо»

 

Фото 44.

Н. С и б ил е в.

Танец


 

<l>oro 47. B. re H ll e DP 0 Te. B)K3pKHH lleHb


существовать и другое решение: фон притемнен и с ним контрастирует свет- ла я фигура, привлекающая к себе внимание зрителя (фото 46).

В фото 47 главный объект изображения отчетливо и ясно выделяет- ся потому, что наводка на резкость сделана именно на это расстояние и главный объект изображается с хорошей степенью резкости. В то же время фон воспроизведен с меньшей резкостью и потому не останавливает внимания зрителя.

Следовательно, в ы с о к а я с т е п е н ь о п т и ч е с к о й резко - с т и г л а в н о г о о б ъ е к т а и з о б р а ж е н и я и п о т е р я рез - к о с т и н а в т о р о с т е п е н н ы х д е т а л я х п о м о г а ю т вы - д е л е н и ю о с н о в н о г о, г л а в н о г о о б ъ е к т а.

Перечисленные выше изобразительные приемы не исчерпывают, ко- нечно, всех творческих возможностей решения поставленной проблемы. Можно изыскать еще целый ряд способов, столь же эффективных, помогаю- щих ясно и четко построить фотографический снимок.

Усвоив основные принципы, каждый фотограф в своей практической деятельности найдет эти средства и приемы, решающие одну из важней- ших закономерностей композиционного построения кадра — выделение главного объекта изображения из всего материала, попадающего в поле зрения объектива съемочного аппарата.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: