ВЕЙОВИС (ВЕДИОВИС, ВЕДИУС)




 

В римской мифологии бог подземного мира, противопоставлявшийся светлому небесному богу Юпитеру, Юпитер подземного царства. Статуя Вейовиса в храме изображала вооруженного стрелами юношу с козой у ног. Широкого распространения культ Вейовиса не имел и был вытеснен культом Диспатера.

 

ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ

 

Женское творческое начало в природе, анима, Мать-земля (ср. греческих Гею и Деметру, малоазийскую Кибелу, римскую Рею, египетскую Исиду, Мать-Сыру Землю в русском фольклоре). С архаических времен известны женские статуэтки с подчеркнутыми половыми признаками — эмблемы плодородия. Богиня-мать наряду со своим божественным супругом участвует в творении мира и создании населяющих мироздание существ (греческая Гея рождает титанов и гигантов, а олимпийских богов — ее дочь Рея; обе они суть ипостаси Великой Богини). Она покровительствует плодородию почвы, скота и людей, отсюда — оргиастические ритуалы в ее честь; с Великой Богиней связан цикл мифов об умирающем и воскресающем боге (Аттис, Осирис, Таммуз), символизирующий сезонное умирание и возрождение природы. Также Великая Богиня является покровительницей мистерий, пройдя через которые, человек обретает вечную жизнь (Элевсинские мистерии Деметры).

Великая Богиня — символ первоначального хаоса (женского начала мира); победа космоса над хаосом зачастую выражается в торжестве мужского божества над Великой Богиней (ср., например, победу Мардука над Тиамат в шумеро-аккадской мифологии). Тем не менее, Великая Богиня, как созидательное начало, есть и символ космоса: она покровительствует культуре, городам, тайным знаниям.

Историки христианства полагают, что культ Богородицы в определенной мере связан с образом Великой Богини (Исиды как ее ипостаси).

Р. Грейвс, автор книги «Белая Богиня», писал: «Богиня — прекрасная стройная женщина с крючковатым носом, смертельно бледным лицом, алыми губами, поразительной голубизны глазами и длинными светлыми волосами. Она может обернуться свиньей, кобылой, сукой, лисой, ослицей, лаской, змеей, совой, волчицей, тигрицей, русалкой или отвратительной старой каргой. Имен и прозваний у нее — не счесть. В рассказах о привидениях ее называют Белой Дамой, а в древних верованиях от Британских островов до Кавказских гор — Белой Богиней. Я не припомню ни одного настоящего поэта, начиная с Гомера, который независимо ни от кого не оставил бы свое собственное свидетельство о ней. Можно сказать, что показателем поэтического видения является точность, с которой поэт изображает Белую Богиню и остров, где она правит. Вот почему, когда читаешь подлинную поэзию, волосы встают дыбом, на глаза наворачиваются слезы, к горлу подступает комок, по коже бегают мурашки и холодеет спина. Подлинная поэзия — это заклинание Белой Богини, или Музы, матери всего сущего, силы, издревле устрашающей и желанной…»

 

ВЕНЕРА

 

В римской мифологии богиня садов. Имя ее употреблялось как синоним плодов. С распространением предания об Энее Венера была отождествлена с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян. Особую популярность Венера приобрела в I в. до н. э., когда ее покровительством пользовались Сулла, считавший, что Венера приносит ему счастье, Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице; и особенно Цезарь, считавший ее прародительницей Юлиев. У античных писателей Венера — прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. С распространением восточных культов Венеру стали отождествлять с Исидой и Астартой. Распространение получил и культ Венеры и Адониса.

 

ВЕНОК

 

С незапамятных времен венки из зелени (веток различных деревьев и трав) использовались как знак союза — между живыми и мертвыми, между потомками и предками; отсюда представление о венке как символе памяти и бессмертия.

Венок как символ награды был впервые использован в Древней Греции. В IX веке до н. э., во время Алфейских игр в честь героя Пелопа, венки вручались победителям для последующего возложения на алтарь Пелопа. С учреждением Олимпийских игр традиция изменилась: венками стали увенчивать как личной наградой. Победителей Олимпийских игр венчали венками из ветвей золотой оливы, срезанных золотым ножом в священной роще. Победителей Немейских игр в Арголиде награждали венками из сельдерея.

В Древнем Риме была разработана особая шкала венков-наград, среди которых можно выделить:

— corona triumfalis — венок полководца из лавра или миртового дерева;

— corona graminea — венок гражданина за особые заслуги перед отечеством;

— corona obsidionalis — венок полководца за спасение армии от плена;

— corona navalis — венок флотоводца;

— corona muralis — венок воина за штурм крепостных стен;

— corona civica — венок гражданина за спасение жизни сограждан.

Со временем лавровый венок стал знаком императорской власти и приобрел значение знака почета.

 

ВЕРТУМН (ВОРТУМН)

 

В римской мифологии бог перемен, супруг Помоны. По Проперцию, Вертумн — бог г. Вольсинии, главное божество этрусского союза, получившее в Риме храм после победы над Вольсиниями в 494 до н. э.

 

ВЕСТА

 

В римской мифологии богиня священного очага городской общины и домашнего очага. Культ Весты был тесно связан со святынями города: палладием, привезенным Энеем и хранившимся в храме Весты как залог мощи Рима, и регией — жилищем царя. Жрицы богини — весталки — поддерживали в очаге храма постоянный огонь как символ государственной надежности и устойчивости. В частных домах Весте посвящался вход в дом. Веста изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.

 

ВЕСТАЛКИ

 

Жрицы богини Весты, избирались из девочек 6-10 лет, без физических недостатков, родители которых должны быть живы и принадлежать к знатным родам. Из числа избранных по жребию верховный понтифик назначал весталок, которые выходили из отцовского подчинения и находились под покровительством верховного понтифика. Обязанностью весталок было поддерживать вечный огонь в храме. Весталки были обязаны блюсти целомудрие. За нарушение и за погасший огонь весталок секли и зарывали живыми в землю. Служение Весте продолжалось 30 лет (10 лет жрица училась, 10 лет служила Весте и 10 лет учила других). По истечении 30 лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж. Весталки пользовались большим уважением и почетом. Оскорбивший весталку карался смертью. Если весталка встречала преступника, ведомого на казнь, — преступник получал свободу.

 

ВИКТОРИЯ

 

В римской мифологии богиня победы, звавшаяся сначала Вика Пота. В Риме Виктории был посвящен храм на Палатине.

 

ВИРБИЙ

 

В римской традиции возлюбленный богини Дианы, почитавшийся вместе с ней в священной роще на озере Неми. По Дж. Фрэзеру, Вирбий — дух дуба, сочетавшийся браком с нимфой дуба Дианой, подвергавшийся ритуальному убиению и воскресавший обновленным.

 

ВИРТУС

 

В римской мифологии обожествленная доблесть. В эпоху империи почиталась как добродетель правящего императора.

 

ВУЛКАН

 

В римской мифологии бог разрушительного и очистительного пламени и бог-кузнец. Введение культа Вулкана, по Дионисию Галикарнасскому, связано с соправителем Ромула Титом Тацием. Вместе с Вулканом почиталась богиня Майя, которой приносил жертву фламин Вулкана в первый день мая. Связь Вулкана с кузнечным делом в Риме, несмотря на отождествление этого бога с греческим Гефестом, не прослеживается, тогда как на Рейне и Дунае его почитали как бога-кузнеца.

 

Г

 

 

ГАМАДРИАДЫ

 

В греческой мифологии нимфы деревьев. Гамадриада рождается вместе с деревом и гибнет вместе с ним. Овидий в «Метаморфозах» излагает миф об Эрисихтоне, который

 

…топором — говорят — оскорбил Церерину рощу,

Будто железом нанес бесчестье древней дубраве.

 

Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры (Цереры); из дерева заструилась кровь, а ветви побледнели. В наказание по предсмертной просьбе гамадриады, обитавшей в дубе, богиня обрекла Эрисихтона на вечные муки, наделив святотатца ощущением неутолимого голода:

 

… в нем пища любая

К новой лишь пище влечет. Он ест, но утроба пустует.

Вот истощает уже, голодая пустою утробой,

Средства отцовские. Ты лишь один, о безжалостный голод,

Не притуплялся внутри; не смиренное пламя пылало

В глотке его. Наконец все имущество кануло в чрево.

 

 

ГАНИМЕД

 

В греческой традиции сын троянского царя Троса, из-за своей необычайной красоты похищенный Зевсом, который превратился в орла, и унесенный на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар. По Псевдо-Эратосфену, Ганимед был вознесен на небо в виде зодиакального созвездия Водолей.

 

ГАРПИИ

 

В греческой мифологии дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры. Это полуженщины-полуптицы, имена которых — Аэлла, Аэллопа, Подарга, Окипета, Келайно — переводятся соответственно как Вихрь, Вихреподобная, Быстроногая, Быстрая и Мрачная. Гарпии крадут младенцев, похищают человеческие души. Согласно Вергилию, гарпии обитают в аиде:

 

В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

Тут Бриарей сторукий живет и дракон из Лернейской

Топи шипит, и Химера огнем врагов устрашает,

Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

 

В мифе об аргонавтах упоминается салмидесский царь Финей, которого боги ослепили за то, что он слишком точно предсказывал будущее. Царю досаждали гарпии — «отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что ее невозможно было есть» (Р. Грейвс). Аргонавты Калаид и Зет прогнали гарпий.

 

ГАРПОКРАТ

 

Греческий вариант имени египетского бога Гор-па-херда.

 

ГЕБА

 

Греческая богиня цветущей юности, дочь Зевса и Геры, кравчая богов на Олимпе. С Гебой сочетался браком обожествленный Геракл.

 

ГЕКАТА

 

Греческая богиня мрака, ночных видений и чародейства. По Гесиоду, она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря. Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката — богиня колдовства, к которой обращаются за помощью, прибегая к специальным манипуляциям. Она помогла Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде. Ее сопровождает свора собак, но охота Гекаты — ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней.

Римляне отождествляли Гекату с богиней Тривией — «богиней трех дорог». Изображения Гекаты помещались на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы.

 

ГЕКАТОНХЕЙРЫ(СТОРУКИЕ)

 

В греческой мифологии великаны, отпрыски Урана и матери-земли Геи, братья Котт, Бриарей и Гиес. У каждого из гекатонхейров пятьдесят голов и сто рук (отсюда их прозвище — «сторукие»). Уран загнал гекатонхейров под землю, но Зевс призвал их и с помощью сторуких одержал победу над титанами. Побежденных низвергли в Тартар, а охрану поручили сторуким. Впоследствии гекатонхейры вновь выручили Зевса, когда против него устроили заговор Гера, Посейдон и Афина: один вид сторуких так устрашил заговорщиков, что они отказались от своего намерения.

 

ГЕКТОР

 

В греческой традиции сын троянского царя Приама и Гекубы, главный троянский герой в «Илиаде». От руки Гектора пал Протесилай, первым вступивший на троянскую землю. Прославился Гектор на десятом году войны. Как старший сын Приама и его непосредственный преемник, он возглавлял боевые действия троянцев, дважды вступал в единоборство с Аяксом Теламонидом. Под руководством Гектора троянцы ворвались в лагерь ахейцев, подступили к ахейским кораблям и подожгли один из них. Перед воротами Трои Гектор убил Патрокла и совлек с убитого доспехи Ахилла. В поединке с самим Ахиллом Гектор не устоял — и пал у Скейских ворот, предсказав близкую смерть Ахиллу. Последний, одержимый жаждой мести за Патрокла, привязал тело Гектора к своей колеснице и объехал вокруг Трои, волоча труп противника.

Однако мертвого Гектора оберегал Аполлон, помощью которого он неоднократно пользовался при жизни. На совете богов Аполлон выступил в защиту убитого Гектора, после чего Ахилл получил от Зевса приказ выдать тело Гектора Приаму, который устроил сыну почетные похороны.

 

ГЕКУБА (ГЕКАБА)

 

В греческой традиции жена троянского царя Приама. Среди сыновей Гекубы — Гектор, Парис, Елен, Деифоб и Троил (последний — от Аполлона), среди дочерей — Кассандра и Поликсена… Участи Гекубы после взятия Трои посвящены одноименная трагедия Еврипида и в значительной степени его же «Троянки»: царица становится свидетельницей того, как уводят в плен Кассандру и Андромаху, убивают малютку Астианакта и, наконец, перед самым отплытием ахейцев приносят Поликсену в жертву на могиле Ахилла. Еврипид добавляет еще месть правителю Херсонеса Фракийского Полиместору за коварно убитого им сына Гекубы Полидора: Гекуба убивает его детей и ослепляет его самого. О дальнейшей судьбе Гекубы существовало две версии: либо она была перенесена Аполлоном в Ликию, либо превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт.

 

ГЕЛИАДЫ

 

В греческой мифологии дочери Гелиоса и сестры Фаэтона. Они так горестно оплакивали брата, пораженного молнией Зевса, что боги превратили их в тополи, листья которых всегда грустно шумят. Янтарь считался слезами гелиад.

 

ГЕЛИКОН

 

Гора в Средней Греции, на юге Беотии, где обитали Музы; поэтому последних иногда называли геликонидами, геликонскими девами или повелительницами Геликона. На Геликоне находился источник Иппокрена, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса.

 

ГЕЛИОС (ГЕЛИЙ)

 

В греческой мифологии бог солнца, сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены и Эос. Находясь высоко в небе, Гелиос видит дела богов и людей: именно он сообщил Деметре, что Аид похитил Персефону. По Овидию, Гелиос обитает в великолепном дворце в окружении четырех времен года, на престоле из драгоценных камней. Днем Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней, а ночью склоняется к западу и в золотой чаше переплывает море к месту своего восхода. Дети Гелиоса — царь Колхиды Ээт, волшебница Кирку и Пасифая — супруга Миноса, а также Фаэтон и четыре дочери (Гелиады).

В эллинистически-римской мифологии Гелиос отождествлялся со своим отцом Гиперионом, и сыновья его именовались гиперионидами; в поздней античности — с олимпийцем Аполлоном.

В римской мифологии Гелиосу соответствует Сол, отождествляемый также с Аполлоном.

 

ГЕНИИ

 

В римской мифологии божества — прародители и покровители рода. Впоследствии гениями стали называть богов мужской силы. Каждый мужчина имел своего гения. Вместе с младенцем мужского пола рождался его гений (или два — добрый и злой), руководивший поступками человека на протяжении всей жизни. Гениев имели не только люди, но и города и отдельные местности. Появлялись гении обычно в обличье змей. С гениями во многом схожи греческие даймоны.

 

ГЕРА

 

В греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи. Гера — последняя, третья после Метиды и Фемиды, законная супруга Зевса. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями. Гера преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу; она стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса, она же наслала безумие на Ино, бросившуюся в море, в отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, родила без супруга Гефеста и т. д.

От прикосновения к земле Гера породила чудовище Тифона. При этом она покровительница рожениц, мать богини родов Илифии. Сыном Геры считался и Арес — один из самых кровавых богов.

Гера — покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону; в Троянской войне она — защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в споре трех богинь (Геры, Афродиты и Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам.

Культ Геры был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе и Олимпии) и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кноссе праздновали «священный брак» Геры и Зевса). В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.

 

ГЕРАКЛ

 

В греческой мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевс, приняв облик супруга Алкмены, явился к ней в его отсутствие; пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над землей. После возвращения мужа Алкмена родила одновременно сыновей — Ификла от мужа и Геракла от Зевса. В день, когда Гераклу предстояло появиться на свет, Зевс поклялся в собрании богов, что младенец из его потомков, который родится в этот день, будет властвовать над Микенами и соседними народами. Однако ревнивая Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца роды Никиппы — жены микенского царя Сфенела, и в этот день родился сын Сфенела, внук Персея и правнук Зевса Эврисфей, который в соответствии с клятвой Зевса получил власть над Пелопоннесом.

К колыбели Геракла и Ификла Гера послала двух чудовищных змей, но младенец Геракл задушил их. Повзрослев, Геракл совершил немало героических деяний; фиванский царь Креонт в награду за доблесть Геракла выдал за него свою старшую дочь Мегару. Когда у них появились дети, Гера, по-прежнему враждебная Гераклу, наслала на него безумие, в припадке которого он убил своих детей.

Придя в себя, Геракл ушел в изгнание и в Дельфах узнал от оракула Аполлона, что ему надлежит поселиться в Тиринфе, служить царю Эврисфею в течение 12 лет и совершить 10 подвигов, после чего он станет бессмертным. Выполняя приказания Эврисфея, Геракл совершает 12 знаменитых подвигов: добывает шкуру немейского льва, убивает лернейскую гидру, ловит керинейскую лань и эриманфского вепря, очищает от навоза огромный скотный двор царя Элиды Авгия, изгоняет стимфалийских птиц, ловит и доставляет Эврисфею критского быка, приводит свирепых кобылиц фракийского царя Диомеда, добывает пояс царицы амазонок, пригоняет в Микены коров Гериона, приносит золотые яблоки Гесперид и спускается в Аид за стражем преисподней Кербером.

Дальнейшая судьба Геракла связана с военными походами, взятием городов и т. д. В частности, Геракл воевал с троянским царем Лаомедонтом, участвовал в сражении олимпийских богов с гигантами на Флегрейских полях. В соперничестве с речным богом Ахелоем Геракл завоевал руку царевны Деяниры. Переправляясь через реку Эвен, он поручил кентавру Нессу перевезти Деяниру. Во время переправы Несс посягнул на Деяниру, и Геракл выстрелил из лука в выходящего из воды Несса. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Геракла.

Впоследствии Деянира из ревности пропитала кровью Несса хитон Геракла, полагая, что таким образом сохранит его любовь. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной желчью лернейской гидры стрелы Геракла, сама превратилась в яд. Хитон сразу прирос к телу надевшего его Геракла, и яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания. Тогда Геракл отправился на гору Эта, разложил костер, взошел на него и попросил спутников зажечь огонь. Когда огонь разгорелся и пламя охватило Геракла, с неба спустилась туча и с громом унесла его на Олимп, где он был принят в сонм бессмертных богов.

По сообщению античных авторов, культ Геракла как бога впервые возник в Афинах. Греки часто отождествляли с Гераклом божества других народов (например, финикийского Мелькарта). С распространением культа Геракла в Италии он стал почитаться под именем Геркулес.

 

ГЕРАКЛИДЫ

 

В греческой традиции потомки Геракла и Деяниры. После гибели Геракла царь Микен Эврисфей стал преследовать его детей Геракла. Спасаясь от гибели, Гераклиды бежали в Трахину к царю Кеику, однако Эврисфей потребовал выдачи их, и они укрылись в Марафоне в храме Зевса (по Аполлодору, в Афинах у алтаря Милосердия). Царствовавший в Афинах сын Тесея Демофонт обещал не выдавать Гераклидов и начал войну с Эврисфеем. Афинское войско одержало победу. Эврисфея, бежавшего после поражения, настиг и убил Гераклид Гилл, отрубил ему голову и принес ее Алкмене, а та выколола ей глаза. Гераклиды заняли Пелопоннес, но началась чума, и оракул объявил, что причина ее в том, что Гераклиды вернулись раньше назначенного времени. Покинув Пелопоннес, Гераклиды поселились в Марафоне. Дельфийский оракул возвестил Гиллу, что они смогут возвратиться в Пелопоннес «после третьего плода». Решив, что речь идет о трех урожаях, Гераклиды предприняли через три года новую попытку, но Гилл был убит в единоборстве с царем Тегеи — союзником воцарившегося после Эврисфея в Микенах Атрея. Стало ясно, что оракул имел в виду не три года, а три поколения; следующая попытка была предпринята внуком Гилла Аристомахом, но Гераклиды снова потерпели поражение, и Аристомах погиб от руки царя Микен Тисамена, сына Ореста, Только через десять лет Гераклиды смогли утвердиться в Пелопоннесе. Завоеванные земли были разделены по жребию: Темену достался Аргос, Эврисфену и Проклу — Лакония, Кресфонту — Мессения. К Темену, Кресфонту и Эврисфену и Проклу возводили свои роды аргосские, мессенские и спартанские цари.

 

ГЕРКЛЕ

 

В этрусской мифологии прародитель этрусков. На этрусских зеркалах богиня Уни в присутствии других богов вскармливает взрослого бородатого Геркле. Изображался с богиней Менрвой как ее супруг или возлюбленный.

В Риме Геркле отождествлялся с Геркулесом.

 

ГЕРКУЛЕС

 

В римской мифологии бог и герой, аналогичный греческому Гераклу. Его культ был заимствован римлянами из Тускула (или Тибура), где Геркулес почитался как воинственный бог. В Риме Геркулес почитался в основном как бог обогащения, купцы и полководцы жертвовали ему десятую часть прибыли и добычи, шедшую на угощение народа. Женщины из участия в культе Геркулеса исключались, им запрещалось употреблять обычную для мужчин клятву его именем. Постепенно культ Геркулеса стал одним из самых распространенных в римском мире. Со временем он стал трактоваться как покровитель отдельных имений и сельского хозяйства в целом. Для солдат Геркулес был богом победы, для аристократии — прообразом идеального царя.

 

ГЕРМАФРОДИТ

 

Согласно греческому мифу — сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты. По просьбе влюбившейся в него нимфы боги слили ее и Гермафродита в единое двуполое существо. В алхимии и мистицизме толкуется как соединение противоположностей — в отличие от андрогина, который символизирует изначальную, идеальную целостность до разделения противоположностей.

 

ГЕРМЕС

 

Греческий бог, вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта. Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. С именем Гермеса связаны гермы — каменные столбы, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот; повреждение герм считалось святотатством.

Атрибуты Гермеса — золотые крылатые сандалии и золотой кадуцей (средоточие магической силы), которым бог усыпляет и пробуждает. Гермес — посредник между миром живых и царством мертвых и посредник между богами и людьми. Кроме того, Гермес покровительствует героям: основателю Фив Амфиону он вручает лиру, и с ее помощью герой строит стены города; Персею вручает меч для убийства Медузы; Одиссею открывает тайну волшебной травы, разрушающей колдовство Кирки и т. д. Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. В Гомеровском гимне Гермесу рассказывается история кражи младенцем Гермесом стада коров у Аполлона.

Согласно мифу, Гермес впервые изготовил из панциря черепахи семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил Гермеса отдать ему лиру в обмен на коров. В придачу Гермес вручил Аполлону свою свирель, за что получил в ответ золотой жезл и был научен искусству гадания.

Гермесу посвящались Анфестерии — праздник пробуждения весны и памяти умерших.

В римской мифологии почитался под именем Меркурия — покровителя торговли.

 

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ

 

Иначе — Гермес Триждывеличайший (среди философов, царей и жрецов) или Гермес-Тот.

Символ «потусторонней», эзотерической мудрости, согласно легендарной истории — божество (позднее отождествлявшееся с египетским богом мудрости и письма Тотом), от лица которого ведется повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму эллинистического периода. По Платону, Гермес открыл числа, геометрию, астрономию и буквы. Диодор Сицилийский писал, что у египетского бога Осириса «наибольшим почетом пользовался Гермес, наделенный отменными способностями относительно того, что может быть полезно для общежития. Прежде всего им сделана членораздельной общая речь, многое из безымянного получило имена, изобретены буквы и заведен порядок богопочитания и жертв. Он же был первым наблюдателем порядка звезд, гармонии и звуков, изобретателем палестры, заботился о пропорциональности и об изваянии тела надлежащей формы. Он устроил трехструнную лиру, наподобие времен года, так как установил три тона: острый, тяжелый и средний, острый — от лета, тяжелый — от зимы и средний — от весны. И греков он научил красноречию, за что и назвали его Гермесом. Одним словом, Осирис, у которого он был иерограмматом [священным писцом], обо всем сообщал ему и очень пользовался его советами». По Клименту Александрийскому, к Трисмегисту восходит священная литература Египта, он — автор сорока двух книг (а Ямвлих говорил о двадцати тысячах сочинений).

Ссылки на Трисмегиста впервые появились у астрологов III в. Вполне вероятно, что возникновение образа Трисмегиста связано с близостью к потустороннему миру его «прообраза» — греческого бога торговли Гермеса, покровителя путников и проводника душ умерших. С Трисмегистом связывали оккультные науки и так называемые «герметические» (тайные, доступные только посвященным) сочинения.

В европейской оккультной традиции Гермес Трисмегист — «сторожевой пес» Пастыря Душ человеческих. Он — обладатель чудесного жезла-кадуцея, победитель Тифона, «магистр всех наук и искусств, знаток всех ремесел, правитель Трех Миров, писец богов и хранитель Книг Жизни» (М. Холл). Масоны считали Трисмегиста автором масонских ритуалов посвящения.

С образом Гермеса Трисмегиста связан так называемый «Герметический корпус» сочинений периода поздней античности и средневековья. В этот комплекс входят:

— «Поймандр Гермеса Трисмегиста»;

— «Вселенская речь»;

— «Священное слово Гермеса»;

— «Слово Гермеса Тату: Кратир или Монада»;

— «Слово Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»;

— «О том, что благо в одном Боге и нигде больше»;

— «О том, что величайшее зло для людей — неведение Бога»;

— «О том, что ничто из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»;

— «О мышлении и ощущении»;

— «Ключ Гермеса Трисмегиста»;

— «Ум к Гермесу»;

— «Слово Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»;

— «О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе Гермеса Трисмегиста сыну Тату»;

— «Слово Гермеса Трисмегиста Асклепию»;

— «Определения Асклепия царю Аммону»;

— «О волнениях тела, сковывающих душу».

Большая часть трактатов представляет собой речи Гермеса, в которых он излагает полученное сверхъестественным путем Божественное откровение. Так, согласно «Поймандру Гермеса Трисмегиста», первоначально существовал только Бог, являвшийся Умом, Отцом, Светом, Жизнью и имевший андрогинную природу. Затем от Света отделилась и пала вниз Тьма, Материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: Воду, Землю, Огонь и Воздух. Свет также породил Слово, Сына Божьего, и сам в Себе воспроизвел мир многочисленных Сил. Человек и мир соответствуют друг другу: голова человека — небо, глаза — Солнце и Луна, грудь — воздух, живот — земля, сердце же является святилищем тела, местом обитания ума.

Развитие герметической традиции в средние века было связано преимущественно с оккультной практикой, а возобновлению интереса к герметизму в эпоху Возрождения способствовал перевод на латинский язык четырнадцати трактатов «Герметического корпуса», осуществленный Марселио Фичино. К герметической традиции восходит и теория «натуральной магии» Пико делла Мирандола, которой отдали дань многие мыслители XVI–VII вв. (Коперник, Кеплер, Бруно — вплоть до Ньютона).

 

ГЕРОЙ

 

Универсальный образ, человек, осуществляющий деяния, которые не под силу другим. Чаще всего герой-архетип «персонифицируется» в легендарных воинах (характерная черта героя — ратная доблесть), полководцах и правителях; примером здесь могут служить германский Зигфрид, французский Роланд, Александр Македонский или Чингисхан.

В мифе герой участвует в творении мира (непосредственно — вместе с божествами — или опосредованно, через упорядочивание мира, победу над хаосом и привнесение порядка, установление правил жизни социума).

Как универсальная категория, образ героя имеет три «разновидности»:

— собственно герой (Ахилл);

— культурный герой (Прометей);

— герой-творец (демиург — Ильмаринен).

Демиург создает элементы мироздания, культурный герой добывает для людей различные жизненно необходимые предметы, устанавливает правила социальной организации, обучает ремеслам и так далее. Наиболее известный культурный герой — Прометей, похитивший у богов небесный огонь и, по Эсхилу, даровавший людям «все искусства», в том числе и искусство мыслить. (В греческой мифологии героями именовались сыновья и прочие потомки по мужской линии от союза божества со смертной женщиной. Обычно герои наделялись огромной силой и удивительными способностями, однако встречались среди них и «интеллектуалы» — искусный мастер Дедал, певец Орфей, прорицатель Тиресий). Свою добычу культурный герой, как правило, либо находит, либо похищает. Иногда он также сражается со стихийными силами, (чудовищами, демонами и пр.), которые олицетворяют первоначальный хаос, и способствует тем самым торжеству космоса, то есть установленного миропорядка. Вспомним наделенного чертами культурного героя Геракла, который одолел таких хтонических — «принадлежащих земле» — чудищ, как немейский лев, лернейская гидра, стимфалийские птицы, и даже осмелился вступить в борьбу с божеством подземного мира Аидом.

Мотив сражений с чудовищами сближает культурного героя с собственно героем. Характерная черта последнего — неуемная тяга к путешествиям и приключениям. Илья Муромец, мифологизированный герой русского былинного эпоса, едва обретя силушку, отправляется странствовать — «мир посмотреть и себя показать». Борьба с теми, кто мешает богам и людям жить своей жизнью, является основной задачей собственно героя; иными словами, тут снова возникает персонифицированная идея вечной вражды между Космосом (Порядком) и Хаосом.

С «превращением» мифа в эпос мифологические герои становятся королями и князьями, хтонические чудовища и демоны — иноплеменниками, иноверцами. А в сказке, которая также «наследует» мифу, образ героя как бы обезличивается: возникают условные фигуры царевичей, принцев, крестьянских сыновей, объединяющие в себе черты как собственно героя, так и героя культурного. Например, Иванушка-дурачок из русских народных сказок отправляется «не знаю куда», чтобы добыть «не знаю что», попадает во множество переделок, но в итоге добивается своего — когда силой, когда хитростью, а когда и при содействии чудесного помощника (Серого волка).

Герой-символ связан с эстетической категорией «героического», которая представляет собой «проявление прекрасного и возвышенного в их единстве». Героическое как категория подразумевает совершение выдающегося по своему значению деяния, требующего от человека высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности. Героическое совершается в силу крайней необходимости, оно требует предельных и запредельных условий. «Именно поэтому героическое занимает одно из высоких мест в шкале общечеловеческих ценностей, через него человек наглядно познает меру, точнее, безмерность своих возможностей, через него он создает себя в качестве общезначимой личности» (Ю. Борев).

 

ГЕСПЕР

 

Греческое божество вечерней звезды, отец Гесперид и брат Атланта. В римской мифологии почитался под именем Луцифера.

 

ГЕСПЕРИДЫ

 

В греческой мифологии нимфы, обитающие на берегу реки Океан на крайнем западе. Там растет сад, и в этом саду стоит великан Атлант, держащий на своих плечах небесный свод. Геспериды охраняют золотые яблоки вечной молодости, подаренные богине Гере матерью-землей Геей. Однажды в сад Гесперид проник Геракл. В мифе сказано, что Геспериды стали исподтишка воровать яблоки, и тогда Гера отправила сторожить сад дракона Ладона, у которого «было сто голов и сто языков». Геракл убил дракона, напугал нимф и с помощью Атланта добыл молодильные яблоки.

 

ГЕСТИЯ

 

Греческая богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи, покровительница неугасимого огня, целомудренная и безбрачная. С Гестией не связано мифологических сюжетов. В Риме Гестии соответствовала Веста.

 

ГЕФЕСТ

 

Греческий бог огня и кузнечного дела, олимпийское божество малоазийского происхождения, сын Зевса и Геры (или же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу). Гефест хром на обе ноги и безобразен, однако является супругом прекраснейшей из богинь Афродиты. Аполлоний Родосский в «Аргонавтике» рассказывает, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, — молока, вина, масла и воды.

Классический образ Гефеста — кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы — механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит, равно как и медных быков царя Ээта, опочивальню Геры, венец Пандоры. Гомеровский гимн объединяет Гефеста и Афину, обучивших людей ремеслам.

Гефест преимущественно почитался в Афинах, где был богом ремесла.

В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан.

 

ГЕЯ

 

Греческая богиня земли, Мать-земля. По Гесиоду, Гея родилась вслед за Хаосом и сама из себя породила Урана-небо и взяла его в супруги. Вместе с Ураном Г. породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители Зевса. Ее порождения также — Понт, горы, трое киклопов и трое сторуких. Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Ге



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: