ДУМУЗИ (ТАММУЗ, ДАОННОС)




 

Шумеро-аккадское божество, персонаж мифа о любви к богине Инанне, сватовстве, браке и безвременной кончине бога в подземном мире. Думузи — супруг-возлюбленный богини любви и плодородия Инанны; божество, отданное богиней в подземный мир как выкуп за нее; олицетворение весеннего плодородия степи и божество плодородия в широком смысле слова.

 

Е

 

 

ЕВРОПА

 

В греческой традиции дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Европу Зевс похитил ее, превратившись в прекрасного белого быка, на котором Европа переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманта. Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия, усыновившего и воспитавшего ее детей от Зевса.

 

ЕЛЕНА

 

В греческой традиции спартанская царица, прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды. В юности Елена была похищена Тесеем, но, пока тот спускался в преисподнюю за Персефоной, Диоскуры освободили Елену и вернули ее в Спарту. Слухи о красоте Елены распространились по всей Греции; к девушке сватались несколько десятков знатнейших героев Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и др.). «Земной» отец Елены Тиндарей отдал предпочтение Менелаю — вероятно, не без влияния его старшего брата Агамемнона, женатого на дочери Тиндарея Клитемнестре.

Некоторое время спустя Афродита, выполняя обещание, данное Парису — сыну троянского царя Приама, привела его в дом Менелая, Елена увлеклась юным красавцем и бежала с Парисом в Трою, захватив с собой сокровища и много рабов (по другой версии мифа, восходящей к Гесиоду, Зевс или Гера подменили подлинную Елену ее призраком, за который и шла Троянская война). Прибыв в Трою, Елена своей красотой снискала симпатии многих троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город.

По Аполлодору, Елена помогла Одиссею и Диомеду похитить из Трои статую Афины. Отчасти именно поэтому после взятия города ахейское войско, готовившееся побить Елену камнями, отказалось от этой мысли.

В Спарту Елена и Менелай вернулись к моменту похорон Эгисфа и Клитемнестры, павших от рук Ореста. «Одиссея» изображает Елену примерной женой Менелая. По Павсанию, после смерти она была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне Ахиллом.

 

З

 

 

ЗАГРЕЙ

 

В греческой мифологии одна из архаических ипостасей Диониса, сын Зевса Критского и богини Персефоны, с которой Зевс вступил в брак в образе змея. Посланные богиней Герой титаны напали на Загрея, но он устрашил их, превратившись в дракона, тигра и быка. Гера своим свирепым мычанием побудила титанов к действию, и они растерзали Загрея. Зевс сбросил титанов в Тартар, опалил мать титанов землю страшным пожаром, а затем послал на нее потоп. Орфики превратили миф о Загрее в мистериальные таинства.

 

ЗЕВС (ДИЙ)

 

Греческое верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс — сын Кроноса и Реи. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согласно другому варианту, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи.

В Дельфах почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса.

Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Кроноса, напоив его по совету Метиды зельем. За это другие боги отдали во владение Зевсу громы и молнии. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, Зевсу помогали гекатонхейры; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар.

Три брата Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой власть. Зевсу досталось небо, Посейдону — море, Аиду — царство мертвых. Против Зевса восстала Гея и наслала на него свое порождение — Тифона, но Зевс поразил его огненными молниями. Но Гея породила новых детей — гигантов; разразилась гигантомахия.

Зевсу также пришлось бороться со своими ближайшими родственниками, против него восстали Гера, Посейдон и Афина (по другой версии, Аполлон). С помощью Фетиды и гекатонхейров Зевс устрашил заговорщиков. По совету Геи и Урана Зевс проглотил свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от нее сына, который будет сильнее отца. Фемида, дочь Геи, открыла Зевсу тайну, что такой же сын родится от Фетиды. Отказавшись от брака с Фетидой и выдав ее за героя Пелея, Зевс способствовал возникновению Троянской войны. Вторая супруга Зевса — богиня справедливости Фемида. Их дочери Горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, как бы продолжают волю Зевса. Третья по счету, но первая по значению жена Зевса Гера — богиня законного супружества и покровительница брачных законов.

Среди потомков Зевса также Хариты, богини радости и веселья; Музы; Аполлон и Артемида. Другие потомки Зевса — герои: Персей, Геракл, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радамант и Эак.

Атрибуты Зевса — эгида, скипетр, иногда молот. В честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии.

У римлян Зевсу соответствует Юпитер.

 

ЗЕФИР

 

В греческой мифологии один из сыновей Астрея и зари Эос, брат Борея и Нота, бог западного ветра. С гарпией Подаргой Зефир породил знаменитых своей быстротой коней Ахилла. По велению Эрота Зефир унес Психею в его владения.

 

И

 

 

ИАКХ

 

Греческое божество, связанное с Деметрой, Персефоной, Дионисом и Элевсинскими мистериями. Иакх — сын Деметры или ее питомец, либо сын Персефоны и Зевса, одна из ипостасей Загрея, то сын Диониса и нимфы Ауры.

Иакха призывали во время Элевсинских мистерий, и священный возглас превратился в имя божества.

 

ИДА

 

1. Гора на Крите, с пещерой, в которой родился Зевс.

2. Гора в Малой Азии, на вершине которой сочетались священным браком Зевс и Гера. На этой горе также состоялся суд Париса.

 

ИКСИОН

 

В греческой традиции царь лапифов. Допущенный к трапезе богов на Олимпе, Иксион посмел домогаться любви Геры; Зевс создал ее образ из облака, которое от соединения с Иксионом родило на свет чудовищное потомство — кентавра (или кентавров). Когда же Иксион начал похваляться своей победой над Герой, Зевс повелел привязать его к вечно вращающемуся колесу и забросить в небо.

 

ИЛ

 

В греческой традиции сын Троса и отец Лаомедонта, основатель Трои (Илиона).

 

ИЛИФИЯ

 

Греческая богиня-покровительница рожениц, дочь Зевса и Геры. Илифия посылает роженицам острые боли, но и освобождает их от страданий.

 

ИНДИГЕТЫ

 

Римские божества, хранители городов, «отечественные боги», хранящие Рим вместе с Ромулом и Вестой. Также считалось, что индигеты — обожествленные герои, почитавшиеся в конкретной местности: по Ливию, Эней почитался под именем Юпитера Индигета.

 

ИНО

 

В греческой традиции одна из дочерей Кадма, вторая супруга беотийского царя Афаманта. Ино взяла на воспитание младенца Диониса, сына своей погибшей сестры Семелы, и всюду провозглашала его божественность. За это ревнивая Гера наслала на нее безумие. Вместе со своим сыном Меликертом Ино бросилась в море, где была превращена в благодетельное морское божество по имени Левкофея, а ее сын стал божеством по имени Палемон. Оба они помогают морякам и терпящим бедствие путникам.

В Риме Ино почиталась под именем Матер Матута, а Палемон как Портин, помогающий морякам благополучно достичь гавани.

 

ИРИДА

 

В греческой мифологии крылатая вестница богов, сходящая на землю по радуге. По Гесиоду, Радуга — пояс Ириды.

 

ИСИДА

 

Египетская богиня плодородия, воды и ветра, покровительница семейной верности и богиня мореплавания. В греко-римском мире ее называли «та, у которой тысяча имен». Исида — дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга) и Сета, мать Гора. Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе.

Первоначально Исида почиталась в северной части дельты Нила и центром ее культа был город Буто. Изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове.

По Диодору Сицилийскому, Исида научила людей жать, растирать зерна; поэтому греки отождествляли ее с Деметрой.

Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как Исида. В IV в. до н. э. храм Исиды был построен в Пирее, во II в. до н. э. на острове Делос. Известны также святилища Исиды в близ Дельф, около Коринфа и других местах Греции. В Италии культ Исиды распространялся начиная со II в. до н. э.; известны храмы Исиды в Риме, Помпеях, Беневенте и других городах. Об Исиде писали многие античные авторы (Плутарх, Апулей, Лукиан, Ювенал).

 

ИТАЛ

 

В римской традиции царь сикулов. Уйдя из Сицилии, поселился на реке Тибр и назвал эту страну Италией.

 

ИХОР

 

В греческой мифологии кровь богов.

 

К

 

 

КАБИРЫ

 

В греческой мифологии демонические существа, дети бога Гефеста и нимфы. От отца они унаследовали божественную мудрость. Кабиры присутствовали при рождении Зевса, а впоследствии входили в свиту Великой Матери.

По замечанию Страбона, «…обряды кабиров имели мистический характер», а «название свое кабиры… получили от горы Кабира в Берекентии».

 

КАДМ

 

В греческой традиции сын финикийского царя Агенора, брат Европы, основатель Фив (в Беотии). Посланный отцом вместе с другими братьями на поиски Европы, Кадм после долгих неудач во Фракии обратился к дельфийскому оракулу Аполлона и получил указание прекратить поиски и следовать за коровой, которая ему повстречается при выходе из святилища; там, где корова ляжет отдохнуть, Кадм должен основать город. В указанном месте К. пришлось вступить в борьбу с драконом, растерзавшим его спутников. Убив чудовище камнями, Кадм по совету Афины засеял поле его зубами, из которых выросли вооруженные люди (спарты), тут же вступившие в единоборство друг с другом. Пятеро оставшихся в живых стали родоначальниками знатнейших фиванских родов в основанной Кадмом крепости Кадмее, вокруг которой выросли Фивы.

Так как убитый Кадмом дракон был сыном бога Ареса, Кадму пришлось в течение восьми лет нести искупительную службу у бога, после чего Арес по воле Зевса выдал за Кадма свою дочь Гармонию и пригласил на их свадьбу всех богов. От этого брака у Кадма родились сын Полидор и четыре дочери: Автоноя, Ино, Агава и Семела.

В историческое время К. приписывали изобретение греческого письма.

 

КАДУЦЕЙ (КЕРИКЕЙОН)

 

Золотой (первоначально деревянный — из лавра или оливы) жезл, оплетенный змеями и увенчанный двумя крыльями или крылатым шлемом: изготовлен для Гермеса божественным кузнецом Гефестом — или получен Гермесом от Аполлона в обмен на свирель. «Прообразом» кадуцея, вероятно, послужил витой змеиный жезл шумерского божества-целителя Нинурты, изображено которого присутствует, в частности, на жертвенной чаше царя Лагаша; переплетенные змеи в Междуречье считались символом здоровья. В Греции кадуцей стал атрибутом Гермеса как бога вестей и проводника душ умерших (этот жезл обладал свойством открывать врата загробного мира). Гермес «унаследовал» свой жезл от жезлов глашатаев — прутьев, перевитых плющом или виноградными лозами, и служивших эмблемой миролюбия — по закону магического сходства между лозой и змеей.

Свои кадуцеи были также у бога врачевания Асклепия (с одной змеей) и богини-вестницы Ириды. В римской традиции кадуцей стал атрибутом бога торговли Меркурия и именно в качестве эмблемы торговли вошел в международную эмблематику.

 

КАЙРОС

 

Греческое божество благоприятного момента, почитавшееся в Олимпии. Кайрос изображали в облике крылатой женщины с весами в руках.

 

КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА

 

В греческой традиции охота на вепря Артемиды. По мифу, царь Калидона в Этолии Ойней, собрав обильный урожай и принеся после этого жертвы всем богам, забыл Артемиду и тем самым оскорбил ее. Разгневанная богиня наслала на Калидон огромного и свирепого вепря, который опустошал поля, с корнем вырывал садовые деревья и убивал прячущихся за городские стены жителей. Ойней решил устроить охоту на вепря и пригласил участвовать в ней самых отважных героев Эллады, пообещав тому, кто убьет вепря, в награду шкуру зверя. Во главе охотников встал сын Ойнея Мелеагр. В «Мифологической библиотеке» Аполлодора перечислены свыше 20 участников охоты, среди них — Диоскуры, Тесей, Ясон, Амфиарай и единственная женщина — участница охоты Аталанта. По Овидию, в охоте участвовали более 50 героев, в том числе Лаэрт (отец Одиссея), Нестор и другие. Когда собаки выгнали вепря из леса, зверь бросился на охотников. Многие пали жертвой острых клыков, а некоторые погибли от ран, нанесенных друг другу случайно в пылу охоты. Решающий удар вепрю нанес Мелеагр, и ему по праву принадлежал почетный трофей.

Тогда Артемида вызвала жестокую войну за охотничий трофей между калидонцами и родственными им жителями Плеврона. В этой войне калидонцы сперва сражались успешно, но когда Мелеагр убил брата своей матери Плексиппа, та прокляла сына и пожелала ему смерти. Оскорбленный Мелеагр отказался участвовать в дальнейших битвах, и плевронцы стали одерживать победы. Когда они были уже на стенах Калидона, раскаявшаяся мать, отец и все жители стали уговаривать героя встать на защиту родного города, но Мелеагр отказывался, пока жена Клеопатра не попросила его взяться за оружие. Мелеагр отразил натиск врагов, но и сам погиб в сражении.

У Овидия встречается мотив любви Мелеагра к Аталанте. На пиру, предшествовавшем охоте., некоторые заявили, что не хотят идти на охоту вместе с женщиной, но сразу же влюбившийся в Аталанту Мелеагр принудил их примириться с приглашением прекрасной аркадянки. Охотница первой ранила зверя, поразив его стрелой в спину, и добивший вепря Мелеагр с радостью уступил ей почетный трофей — шкуру и голову кабана. Это послужило причиной ссоры между Мелеагром и его дядьями. Они отобрали у охотницы добычу. За это разгневанный Мелеагр убил своих дядьев.

 

КАМЕНЫ

 

В римской мифологии нимфы ручья в роще у Капенских ворот в Риме. Из ручья камен весталки черпали воду для храма Весты. Со временем камен стали отождествлять с греческими музами, поскольку их имя напоминает глагол «canere» — «петь». Вергилий в «Буколиках» говорит:

 

В очередь будете петь — состязания любят Камены.

 

 

КАМПА

 

В греческой мифологии нимфа Тартара. У нее женское тело и пятьдесят змей вместо головы. Правда, Овидий в «Фастах» утверждает, что облик кампы иной:

 

Было Землей рождено чудовище страшного вида —

Спереди было быком, сзади же было змеей.

В черных лесах его Стикс заключил по завету трех Парок

И оградил его там крепко тройною стеной.

 

В Тартаре кампа сторожила киклопов. Согласно Аполлодору, после того как Зевс десять лет сражался с титанами, «Гея предсказала Зевсу победу, если он привлечет в качестве союзников тех, кто был низвергнут в Тартар. Тогда Зевс, убив сторожившую их Кампу, освободил их от оков».

По другой версии мифа, изложенной Овидием, победа была предсказана тем, кто сумеет сжечь бычье тело кампы:

 

По предсказанию тот, кто нутро у быка в силах выжечь,

Смог бы потом одолеть и вековечных богов.

Рушит быка Бриарей секирою из адаманта

И уж вот-вот он нутро в пламя низвергнет его, —

Нет! Юпитер велит его выхватить птицам, и коршун

Вырвал его, и за то в небе сияет звездой.

 

 

КАРМЕНТА

 

Римская богиня-родовспомогательница. Ее помощницы (или сестры) Прорса и Постворта получили свои имена от названий двух положений ребенка при родах. Карменте был посвящен праздник Карменталий. Имя Карменты производилось также от слова «carmen» (песня): считалось, что в песнях она предсказывает судьбу новорожденным; Кармента предрекает события, а ее сестры Постворта и Антеворта видят как прошедшее, так и будущее.

 

КАРНА

 

Римская богиня подземного мира. В праздник Карнарий ей приносилась в жертву бобовая каша, а могилы родных украшались цветами. По Овидию, Карна — нимфа-охотница, заманивавшая влюбленных в темные пещеры и затем скрывавшаяся. Ее перехитрил, благодаря способности видеть происходящее позади себя, Янус и, став ее любовником, даровал ей власть над дверными петлями и колючую ветвь. Кармента считалась также защитницей детей и хранительницей внутренних органов человека.

 

КАРНЕИ

 

Праздник в честь Аполлона Карнейского, справлявшийся дорийцами (в особенности спартанцами).

 

КАССАНДРА

 

В греческой традиции троянская пророчица, дочь Приама и Гекубы. Даром провидения наделил Кассандру домогавшийся ее любви Аполлон; когда Кассандра отказалась ответить ему взаимностью, Аполлон в отместку ей сделал так, что ее вещие слова не стали принимать всерьез. Кассандра первой опознала Париса, явившегося на состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить родину от бедствий, которые Парис потом навлек на Трою. Она уговаривала Париса отказаться от бракосочетания с Еленой, а затем убеждала троянцев не верить словам Синона и не вводить в Трою деревянного, но ее прорицаниям опять не поверили.

В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины. По Аполлодору, ею насильно овладел Аякс Оилид. Как пленница Кассандра досталась в добычу Агамемнону и погибла вместе с ним от руки Клитемнестры, увидевшей в ней соперницу.

По Павсанию, в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктрах) указывали могилу и храм Кассандры.

 

КАСТАЛЬСКИЙ КЛЮЧ

 

Источник на горе Парнас, посвященный Аполлону и Музам. В воде Касталии очищались паломники, приходившие в Дельфы. В современном языке выражение «Кастальский ключ» означает источник вдохновения.

 

КАТОБЛЕПАС

 

В греческой мифологии огромное животное, обитавшее в Эфиопии. Имя катоблепаса в переводе означает «тот, кто смотрит вниз» и объясняется тем, что у зверя очень тяжелая голова: он не в силах держать ее прямо, а потому его голова все время лежит на земле. Катоблепас, подобно василиску, способен убивать взглядом или дыханием, ибо он питается ядовитыми травами, один аромат которых может оказаться роковым для человека. Когда катоблепас особенно голоден, он принимается пожирать собственные лапы.

 

КВИРИН

 

Римский бог сабинского происхождения, вошел в римский пантеон после заключения Ромулом мира с царем сабинян Титом Тацием. Квирин — бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян «римский народ квиритов»; ипостась Марса (мирный Марс).

Позднее Квирин был отождествлен с Ромулом — учредителем важнейших институтов римской общины. Известен также храм Януса-Квирина как бога, ведавшего войной и миром. Фламин Квирина наряду с фламинами Юпитера и Марса принадлежал к высшему рангу в иерархии жрецов и участвовал в культе Робиго — божества, отвращавшего от гибели урожай и другие грозившие гражданской общине бедствия, — и в культе Акки Ларентии как благодетельницы римского народа.

 

КЕКРОП

 

В греческой традиции афинский царь-автохтон (рожденный землей), получеловек-полузмей. Став первым царем Аттики, Кекроп назвал страну по своему имени: Кекропия. При нем произошел спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой; состязаясь в дарах жителям Аттики, Посейдон выбил источник воды, а Афина посадила оливу.

 

КЕНТАВРЫ

 

В греческой мифологии полулюди-полукони, обитающие в горах и лесных чащах. Кентавры — существа дикие, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Пиндар в «Пифийских гимнах» излагает миф о рождении кентавров:

 

И в просторах великой опочивальни

Он (Иксион) дерзнул на Диеву жену.

Но всякая мера — по мерщику!

Непутное ложе

В гущу горя ввергло наложника:

Он спал с тучей,

Он ловил сладкую ложь,

Незрячий!

Видом она была, как небесная Кронова дочь,

А восставила ее в хитрость ему Зевсова ладонь —

Красную пагубу!

И четыре спицы гибельно захлестнули его в узлы,

И рукам и ногам его не уйти от пут,

И что сказано ему — то сказано всем.

Не стояли Хариты вокруг,

Когда был рожден ему сын — не сын,

Единственный от единственной,

Не в чести меж людей, ни в уставах богов,

И вскормившая назвала его Кентавром.

Он смешался с магнесийскими кобылицами

У круч Пелиона,

И от них рождено чудное полчище,

Схожее с обоими, —

Снизу как мать, сверху как отец.

 

Кентавры воспитывали героев (Ясона, Ахилла) — и сражались с ними. Они смертны, бессмертен лишь наставник Ахилла Хирон.

Но и он, страдая от раны, нанесенной Гераклом, жаждет смерти и потому отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Прометея.

Вот что сказано у Аполлодора: «Четвертым из подвигов Эврисфей назначил принести живым Эриманфского вепря. Этот зверь опустошал окрестности города Псофиды… Проходя через Фролою, Геракл был радушно принят кентавром Фолом… Когда Геракл попросил вина, Фол ответил, что боится открыть общую, принадлежавшую всем кентаврам бочку. Тогда Геракл посоветовал ему быть смелее и сам открыл эту бочку. Вскоре привлеченные запахом вина кентавры сбежались к пещере Фола, схватив кто огромный камень, кто целую сосну». Геракл прогнал кентавров, и они тогда бросились к Хирону, а Геракл погнался за ними. «Целясь из лука в кентавров, столпившихся вокруг Хирона, Геракл выпустил стрелу, но она, пронзив плечо кентавра Элата, засела в колене Хирона. Глубоко огорченный этим, Геракл подбежал и, вытащив стрелу, приложил к ране лекарство… Но рана была неизлечимой, и кентавр удалился в пещеру, желая там умереть. Однако умереть он не мог, так как был бессмертен; тогда Прометей предложил себя Зевсу в обмен, тот сделал его бессмертным, а Хирон скончался».

Наиболее известный мифический сюжет, связанный с кентаврами, — так называемая кентавромахия, или битва кентавров с лапифами. Эта битва разгорелась из-за того, что кентавры попытались похитить себе жен у своих соседей-лапифов. Подробный рассказ об этом сражении, завершившемся победой лапифов, можно найти в «Метаморфозах» Овидия.

 

КЕРБЕР (ЦЕРБЕР)

 

В греческой мифологии чудовищный пес, страж аида. Это трехглавое чудовище со змеиным хвостом; его туловище усеяно головами змей. Кербер — одно из порождений Эхидны и Тифона (другие — лернейская гидра и немейский лев). Совершая свой двенадцатый подвиг, Геракл связал Кербера и вывел его из аида, но затем вернул обратно. По рассказу Овидия, Медея, чтобы покончить с Тезеем, варила аконит — цветок, выросший из пены Кербера:

 

Чтобы его извести, аконит заварила Медея, —

Ею он был привезен когда-то со скифских прибрежий.

Произвели же его, как о том говорится в преданье,

Зубы Ехиднина пса. Пещера с отверстием черным

Есть при дороге крутой, по которой тиринфянин храбрый

Цербера-пса, что идти упирался, глаза от сверкавших

Солнца лучей отвратив, на цепи адамантовой к свету

Вывел. А тот, разъярясь, возбуждаемый бешеной злобой,

Громким лаем тройным одновременно воздух наполнил

И по зеленым лугам разбросал белесую пену.

Пена пустила ростки, говорят, и, влагу впивая

Из плодоносной земли, получила зловредную силу.

Этот живучий цветок, растущий на твердых утесах,

Жители сел аконитом зовут.

 

 

КЕРКОПЫ

 

В греческой мифологии братья, за постоянную ложь превращенные Зевсом в обезьян. Овидий в «Метаморфозах» говорит:

 

Древле родитель богов, рассердясь на обманы керкопов,

На нарушение клятв, на коварные их преступленья,

Этих людей превратил в животных уродливых, — чтобы

Были несхожи они с человеком, но вместе и схожи.

Члены он их сократил; опустил и приплюснул им ноздри;

Избороздил им лицо, стариковские придал морщины

И, целиком все тело покрыв им рыжею шерстью,

В этих местах поселил; предварительно речи способность

Отнял у их языков, уродившихся для вероломства:

Жалобы лишь выражать дозволил им хрипом скрипящим.

 

По другой версии мифа, изложенной Аполлодором, керкопы — уродливые существа, разбойники, убивавшие путников. Их победил Геракл.

 

КЕРЫ

 

В греческой мифологии демонические существа, дети Ночи. Они приносят людям несчастье и смерть. В «Илиаде» керы описаны так:

 

Рыщут и Злоба, и Смута, и страшная Смерть между ними:

Держит она то пронзенного, то не пронзенного ловит,

Или убитого за ногу тело волочит по сече;

Риза на персях ее обагровлена кровью людскою.

В битве, как люди живые, они нападают и бьются,

И один пред другим увлекают кровавые трупы.

 

 

КИБЕЛА

 

Греческая богиня фригийского происхождения, отождествлявшаяся с Реей. Мифы о Кибеле связаны с историей юного Аттиса. Богиня требует от своих служителей полного подчинения, забвения в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини. Изображалась на золотой колеснице с зубчатой короной в виде башни на голове, в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер.

Культ Кибелы в Риме был введен в 204 г. до н. э. в конце 2-й Пунической войны и слился с римским представлением о богине посевов и жатвы Опс. После этого Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства. Другие имена Кибелы: Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов.

 

КИКЛОПЫ(ЦИКЛОПЫ)

 

В греческой мифологии трое сыновей Урана и Геи, исполины с одним глазом посреди лба. Киклопы принадлежали к древнейшему поколению богов. Уран сбросил их в Тартар, но Зевс освободил киклопов, чтобы они помогли ему в борьбе с титанами. Аполлодор сообщает, что киклопы «дали Зевсу гром, молнию и перун, Аиду шлем, а Посейдону трезубец». Позже киклопы погибли от руки Аполлона. По Вергилию, киклопы, будучи подручными Гефеста, выковали колесницу Марса, эгиду Паллады и доспехи Энея.

Гомер изображает киклопов жестокими великанами, племя которых обитает в пещерах, питаясь плодами земли. Единственное богатство киклопов — стада. Широко известен миф о том, как киклоп Полифем пытался сожрать Одиссея и его спутников, но хитроумный Одиссей обманул Полифема, ослепил его и благополучно покинул остров вместе со спутниками.

 

КИММЕРИЙЦЫ

 

В греческой мифологии чудесный народ, обитающий на крайнем севере. Гомер описывает их страну в таких выражениях:

 

Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;

Там киммериян печальная область, покрытая вечно

Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет

Оку людей там лица лучезарного Гелиос…

Ночь безотрадная там искони окружает живущих.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: