ТЕЛЕПИНУС (ТЕЛЕПИНУ, ТАЛИПИНУ)




 

В хеттской и хаттской мифологии бог плодородия, сын бога грозы и богини-матери, главный персонаж цикла мифов об исчезающем и возвращающемся боге. Исчезновение Телепинуса связывается с его гневом. С уходом Телепинуса из дома очаги окутывает дым, домашний скот перестает приносить потомство, начинается засуха, в полях не растут злаки. Богиня Камрусепа, совершив обряд заклинания, смягчает гнев Телепинуса, и бог возвращается, принося с собой плодородие.

 

ТЕЛЛУС (ТЕРРА МАТЕР)

 

Римская богиня земли и ее производительных сил. Призывалась понтификами вместе с Теллумоном, Альтором (кормильцем) и Рузором (возобновляющим плоды земли). Теллус и Церере посвящался праздник, когда во имя защиты зимних посевов фламин приносил богиням жертву, призывая двенадцать богов, ведавших отдельными этапами работы хлебопашца. Перед жатвой обеим богиням приносили в жертву свинью, что имело целью искупить возможные нарушения каких-либо религиозных запретов.

Теллус призывалась и при заключении браков. Как богине подземного мира ей приносилась очистительная жертва семьей, член которой умирал; ее, как и манов, призывали, обрекая врагов подземным богам.

 

ТЕЛЬХИНЫ

 

В греческой мифологии демонические существа, обладавшие способностью к магии. Р. Грейвс в «Мифах древней Греции» охарактеризовал тельхинов как «девять собакоголовых, ласторуких… детей моря»; по Грейвсу, они «появились на Родосе… а затем переселились на Крит, став его первыми обитателями». Впрочем, Страбон сообщает о тельхинах следующее: «В прежние времена Родос назывался… Тельхинидой по имени поселившихся на острове Тельхинов. Последних одни считали колдунами, которые поливали водой Стикса, смешанной с серой, животных и растения, чтобы их погубить; другие же, напротив, утверждают, что поскольку они сами были искусными мастерами, то возбуждали к себе зависть со стороны соперников по ремеслу, и поэтому получили дурную славу… они первыми стали вырабатывать железо и медь, и серп Кроноса их работы».

По мифу, который изложен Сервием, Овидием и Каллимахом, Зевс разгневался на тельхинов за их злокозненность и напустил на них море. Но богиня Артемида успела предупредить тельхинов, и они разбежались кто куда: часть тельхинов превратилась в охотничьих псов, которые впоследствии по велению той же Артемиды растерзали юношу Актеона, дерзнувшего подсматривать за купающейся богиней.

По поводу воды из Стикса Р. Грейвс замечает: «Вода Стикса почиталась столь священной, что и одной ее капли якобы было достаточно, чтобы умертвить человека. Однако она не производила вреда, если ее пить из чаши, сделанной из лошадиного копыта… То, что тельхины использовали эту воду в магии, говорит о том, что поклонявшимся им племенам принадлежала гора Нонакрида, которая одно время считалась главным религиозным центром Греции…»

 

ТЕНАР

 

Один из трех мысов южного Пелопоннеса, разделяет Мессенский и Лаконский заливы. На этом мысе находился храм Посейдона, а под храмом — дыра, через которую Геракл, согласно мифу, извлек из преисподней чудовищного пса Кербера.

 

ТЕРМИН

 

Римский бог границ, межевых знаков, разделявших земельные участки. Учреждение культа Термина приписывалось царю Нуме Помпилию. По мифу, Термин вместе с богиней Ювентой остался на Капитолии, когда царь Тарквиний Приск решил заложить храм Юпитеру на Капитолии и жившие там божества удалились.

Помимо одного Термина, традиция также знает многих терминов — божеств межевых знаков.

Овидий в «Фастах» описывает посвященный богу праздник Терминалий:

 

Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который

Обозначает своим знаком границы полей.

Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле,

Обожествлен ты давно предками нашими был.

С той и другой стороны тебя два господина венчают,

По два тебе пирога, по два приносят венка,

Ставят алтарь; и сюда огонь в черепке поселянка,

С теплого взяв очага, собственноручно несет.

Колет дрова старик, кладет их в поленницу ловко

И укрепляет с трудом ветками в твердой земле.

После сухою корой разжигает он первое пламя;

Мальчик стоит и в своих держит корзины руках.

После того как в огонь он бросит три горстки пшеницы,

Дочка-девчонка дает сотов медовых куски.

Прочие держат вино, выливают по чашке на пламя,

В белых одеждах они смотрят и чинно молчат.

Общего Термина туту орошают кровью ягненка

Иль сосунка свиньи, Термин и этому рад.

Попросту празднуют все, и пируют соседи все вместе,

И прославляют тебя песнями, Термин святой!

 

 

ТЕСЕЙ (ТЕЗЕЙ)

 

В греческой традиции герой, сын афинского царя Эгея, отдаленный потомок по отцовской линии змея Эрихтония, рожденного из семени Гефеста Землей и воспитанного Афиной. Со стороны матери Тесей происходил от Пелопа, сына Тантала; следовательно, приходился внуком Зевсу. Божественным отцом Тесея считался Посейдон, сошедшийся с его матерью на острове Сферос. Воспитывался он на родине матери, тогда как Эгей оставался в Афинах.

Достигнув совершеннолетия, Тесей отправился в Афины — через Коринфский перешеек, по опасной дороге, где путников подстерегали разбойники, дети и потомки хтонических чудовищ. Он убил многих из них и благополучно добрался до Афин, где был радостно встречен Эгеем.

Как сын и наследник афинского царя, Тесей прославил себя во время столкновения Афин с царем Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупления за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем. Тесей отправился на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертв. Корабль отправился под черным парусом, но Тесей повез с собой запасный белый, под которым должен был вернуться домой после победы над чудовищем. На Крите афинян поместили в лабиринт, где Тесей, потомок Посейдона, убил Минотавра — чудовище, рожденное быком Посейдона. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи дочери Миноса Ариадны, влюбившейся в Тесея. Ночью афиняне и Ариадна тайно бежали на остров Наксос; там Ариадну похитил влюбленный в нее Дионис. Огорченный Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел черный парус и тем самым уверился в смерти сына.

Подобно другим героям, Тесей сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он пошел походом на амазонок, похитил их царицу Ипполиту. Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество жены Тесея — амазонки.

Тесей участвовал в битве с кентаврами на свадьбе лапифа Пирифоя, и в калидонской охоте, но среди аргонавтов его не было, так как он помогал Пирифою добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Этим поступком Тесей оскорбил богов; подобно Пирифою, он остался бы в аиде навсегда, когда бы не заступившийся за него Геракл. Впоследствии Тесей был коварно убит правителем острова Скирос.

Античная традиция приписывала Тесею объединение всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (полис), учреждение праздников Панафиней, первое деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов. Во время греко-персидских войн, в канун битвы при Марафоне (490 г. до н. э.) он явился воинам в полном вооружении. Пифия предписала грекам найти прах Тесея и достойно похоронить его. В 476 г. до н. э. останки Тесея с копьем и мечом были перенесены со Скироса и торжественно погребены в Афинах.

 

ТЕШУБ (ТЕШШУБ, ТЕЙШЕБА)

 

Хуррито-урартский бог грозы. В хурритской мифологии отец Тешуба — Кумарби (бог Ану, побежденный Кумарби, оставляет в нем свое семя, в результате Тешуб выходит из головы Кумарби); Тешуб сверг отца с небесного престола. Кумарби родил сына-мстителя Улликумме, призванного вернуть ему власть на небесах, но Тешуб победил Улликумме, а затем и захватившего власть бога-хранителя. Мифы о Тешубе широко распространились в пределах Хеттского царств.

Тешуб и сопутствующие ему божества изображены на рельефах святилища Язылыкая близ Богазкея.

 

ТИН (ТИНИЯ, ТИНА)

 

Этрусский бог неба, громовержец. Иногда изображался безбородым юношей, подобно Зевсу-ребенку и юноше у древних критян.

Вместе с Уни и Менрвой Тин составлял триаду богов, которая соответствовала римской триаде (Юпитер—Юнона—Минерва).

 

ТИРЕСИЙ

 

В греческой традиции прорицатель, сын нимфы Харикло, потомок спартов. По Каллимаху, юношей Тиресий случайно увидел Афину обнаженной во время ее купания и был за это ослеплен богиней, но затем по просьбе Харикло Афина возместила ему потерю зрения даром прорицания. По Овидию же, Тиресий, увидев спаривающихся змей, ударил их палкой и за это был превращен в женщину; вновь стать мужчиной ему удалось только после того, как спустя семь лет он снова подстерег двух змей в том же состоянии и ударил их. Когда между Зевсом и Герой возник спор о том, кто из двоих любовников получает большее наслаждение, боги попросили Тиресия рассудить их, так как он знает свойства обоих полов. Тиресий ответил, что наслаждение, испытываемое женщиной, в девять раз превышает ощущения мужчины, и за это был ослеплен разгневанной Герой, а Зевс наделил его даром прорицания и продолжительностью жизни, в семь раз превышающей обычную.

Тиресий не утратил пророческих способностей и после смерти, настигшей его при бегстве из Фив во время похода эпигонов. Так, Одиссей спускался в подземный мир, чтобы услышать от Тиресия предсказание о своем будущем.

 

ТИРС

 

Атрибут бога виноделия Диониса, прут, перевитый виноградной лозой и увенчанный сосновой шишкой. Последняя символизировала огонь, в котором сгорела мать Диониса — Семела, а сам жезл — символ младенца Диониса, вокруг которого, дабы уберечь его от пламени, обвилась лоза.

 

ТИТАНЫ

 

В греческой мифологии боги, предшественники Олимпийцев. Они родились от матери-земли Геи и бога неба Урана; их шесть братьев — Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос (Крон); и шесть сестер — Тефида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея. По наущению Геи титаны, все кроме Океана, напали на Урана, и Кронос оскопил отца.

Аполлодор сообщает: «Крон женился на сестре Рее и, так как Гея и Уран предрекли ему, что власть у него отнимет его собственный сын, стал пожирать рождавшихся у него детей». Если бы не Рея, Кронос проглотил бы и младенца Зевса, но его обманули, и со временем Зевс победил Кроноса и вместе с другими титанами низверг его в Тартар.

Р. Грейвс добавляет: «Крон и все побежденные титаны, кроме Атланта, были изгнаны на самый западный из Британских островов (другие, правда говорят, что их заключили в Тартар) и оставлены там под охраной сторуких. Больше титаны никогда Элладу не тревожили. Атланту, как военачальнику, было назначено примерное наказание: держать на своих плечах небо. Всех титанид, благодаря вмешательству Метиды и Реи, пощадили» (Рея была матерью Зевса, а Метида — его возлюбленной).

 

ТИФОН

 

В греческой мифологии чудовище, исчадие матери-земли Геи, рожденное от бога Тартара (есть другая версия мифа, по которой Тифон появился из земли в том месте, куда ударила кулаком богиня Гера, решившая в отместку Зевсу — тот сам родил Афину — также самостоятельно произвести потомство). Аполлодор описывает Тифона так: «Он превосходил всех существ, которых родила Гея, ростом и силой. Часть его тела до бедер была человеческой и своей огромной величиной возвышалась над всеми горами. Голова его часто касалась звезд, руки его простирались одна до заката солнца, другая — до восхода. Они оканчивались ста головами драконов. Часть его тела ниже бедер состояла из огромных извивающихся кольцами змей, которые, вздымаясь до самой вершины тела, издавали громкий свист. Все тело его было покрыто перьями, лохматые волосы и борода широко развевались, глаза сверкали огнем. Буря огня вырывалась из его пасти».

Тифон устремился на Олимп, и боги в страхе разбежались, но Зевс сразился с Тифоном и ударил в него перунами, а потом пустил в ход серп, которым когда-то оскопил Кроноса. Дальше Аполлодор излагает миф так: «…увидев, что Тифон тяжело ранен, Зевс вступил с ним в рукопашную. Тифон охватил Зевса кольцами своего тела и, вырвав у него кривой меч, перерезал Зевсу сухожилия на руках и ногах. Подняв его на плечи, он перенес его затем через море… Там же он спрятал и сухожилия, завернув их в шкуру медведя, и поставил стеречь все это драконицу Дельфину… Однако Гермес и Пан выкрали эти сухожилия и тайно вставили их Зевсу. Вернув себе прежнюю силу, Зевс внезапно ринулся с неба на колеснице, влекомой крылатыми конями, и, метая перуны, преследовал Тифона до горы, которая называется Ниса. Там Мойры ввели в обман преследуемого Тифона: они убедили его, что у него прибавится силы, если он отведает однодневных плодов (Р. Грейвс считает эти плоды яблоками смерти — Ред.). И вот, преследуемый далее, Тифон… метал ввысь целые горы. Так как Зевс эти горы отражал своими перунами обратно, Тифон пролил вблизи… хребта много крови… Когда Тифон кинулся бежать через море, Зевс набросил на него гору Этну, и из нее до настоящего времени, как говорят, из-за брошенных туда перунов вырываются языки пламени».

 

ТИХА (ТИХЕ)

 

Греческая богиня случая. По Архилоху, Тихе находится рядом с Мойрой; у Пиндара она — дочь Зевса и тоже близка Мойрам.

 

ТРИПТОЛЕМ

 

В греческой традиции сын элевсинского царя Келея, герой, которому Деметра подарила золотую колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы. Разъезжая по всему свету, Триптолем засеял землю и обучил севу людей. По Платону, за свою праведность Триптолем в аиде судит мертвых вместе с Миносом, Радамантом и Эаком.

 

ТРИТОН

 

Греческое божество моря, сын Посейдона. Он обитает в глубинах моря в золотом доме.

Известны также тритоны — морские жители, составляющие свиту бога Посейдона. Они обычно ведут себя очень шумно, непрерывно резвятся и дуют в раковины.

 

ТРОС (ТРОЙ)

 

В греческой традиции внук Дардана, сын Эрихтония, основатель и первый царь Трои. По другой версии мифа, основателем Трои был сын Троса Ил, от имени которого название Трои — Илион.

 

ТРОФОНИЙ

 

В греческой традиции герой, особенно известный как прорицатель, который давал оракулы в Лейбадейской пещере, где узнававший свою судьбу погружался в состояние ужаса. На этом основании говорили, что Трофоний — сын Аполлона и что он выстроил своему божественному отцу Дельфийский храм.

 

ТРОЯНСКАЯ ВОИНА

 

В греческой традиции война между ахейцами под началом Агамемнона и троянцами во главе с Приамом. Античные авторы называли причиной войны волю Зевса, пожелавшего либо «уменьшить бремя земли» (Еврипид), либо дать возможность прославиться божественным героям, либо сохранить в памяти потомства красоту своей дочери Елены (Аполлодор). Поводом к войне послужил спор между тремя богинями — Герой, Афиной и Афродитой за обладание яблоком, которое подбросила им Эрида с надписью «прекраснейшей» («яблоко раздора»). Чтобы рассудить заспоривших богинь, Зевс поручил Гермесу отвести их на гору Иду, где пас стада юный Парис. Поставленный перед необходимостью выбора и прельщенный обещанием Афродиты дать ему любовь Елены, Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь, чем снискал себе помощь богини, но навеки сделал своими врагами Геру и Афину. Затем Парис приплыл в Грецию, остановился в доме Менелая и, воспользовавшись его отъездом, при содействии Афродиты убедил Елену бросить Спарту и мужа и стать его женой. Похищение Елены и явилось прямым поводом к войне.

При поддержке своего брата Агамемнона Менелай собрал большое войско, так как бывшие женихи Елены были связаны совместной клятвой мстить в случае необходимости за оскорбление ее супруга. В составе ахейского войска оказались знатнейшие герои: Одиссей, Филоктет, оба Аякса, Диомед, Ахилл и другие. Ахейский флот насчитывал свыше тысячи кораблей. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как самый могущественный из ахейских царей.

Перед высадкой на троянской равнине ахейцы отправили Одиссея и Менелая для переговоров с троянцами о выдаче Елены. Посольство закончилось неудачно, и война стала неизбежной.

Основные события Троянской войны развернулись на ее десятом году. Временное самоустранение Ахилла, оскорбленного тем, что Агамемнон отнял у него пленницу, дало возможность проявить свою доблесть остальным ахейским вождям (Диомеду, Агамемнону, Менелаю, Одиссею, Аяксу Теламониду). Среди троянцев главный герой — Гектор, сын Приама. Наступление троянцев и гибель друга Патрокла от руки Гектора заставили Ахилла вновь вступить в бой; он сразил многих троянских героев, в том числе и Гектора, но сам погиб от стрелы Париса, направляемой Аполлоном.

По совету Одиссея мастер Эпей построил огромного деревянного коня, в полое нутро которого спрятался отборный отряд ахейских воинов. Троянцы ввезли коня в город, приняв его за дар Афине. Ночью спрятанные в чреве коня ахейцы выбрались наружу и открыли городские ворота остальному войску; началось избиение застигнутых врасплох троянцев. Все мужское население Трои погибло, за исключением Энея с несколькими соратниками, получавшего от богов указание бежать из Трои, чтобы возродить ее славу в другом месте.

Аякс Оилид, осквернив насилием над дочерью Приама Кассандрой алтарь Афины, навлек на флот победителей гнев богини. Во время страшной бури многие корабли утонули от волн и ветра, другие разбились на прибрежных скалах. Менелая и Одиссея буря занесла в далекие страны. Агамемнон по возвращении домой стал жертвой заговора своей жены Клитемнестры и Эгисфа.

Наряду с «Илиадой» Гомера события троянской войны были отражены в не сохранившихся, но известных в поздних пересказах «киклических» поэмах VII–VI вв. до н. э. Из афинских трагедий V в. до н. э. разорению Трои посвящены «Троянки» Еврипида. Для средневековой Европы одним из источников служили позднеантичные повести «Дневник Троянской войны» и «О гибели Трои».

 

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

 

В греческой традиции огромный деревянный конь сооруженный ахейцами по совету Одиссея на десятом году Троянской войны. Внутри построенного мастером Эпеем коня спрятались самые доблестные воины, а остальное ахейское войско, погрузившись на корабли, отплыло к острову Тенедос. Троянцы решили, что осада снята и, поверив словам лазутчика Синона о том, что Троянский конь оставлен ахейцами, чтобы умилостивить Афину, и что обладание конем сделает Трою неприступной, перенесли коня в город, разрушив при этом часть крепостной стены. Ночью из чрева коня вышли воины и открыли городские ворота вернувшемуся под покровом темноты войску. Троя была взята и разрушена.

 

ТУЛЛГОСТИЛИЙ

 

В римской традиции третий царь Рима, который разрушил Альба Лонгу, а ее жителей переселил в Рим. Он не почитал богов, за что и был поражен молнией Юпитера.

 

У

 

 

УЛИСС

 

Латинская форма имени Одиссея.

 

УЛЛИКУММЕ

 

В хурритской мифологии слепое и глухое каменное чудовище, сотворенное Кумарби, чтобы погубить Тешуба и вернуть утраченную власть на небесах. Однако Тешуб победил Улликумме.

 

УНИ

 

Этрусская богиня-покровительница царской власти. Вместе с Тином и Менрвой Уни составляла триаду этрусских богов, которая соответствовала римской триаде Юпитер—Юнона—Минерва.

 

УРАН

 

Греческое божество неба, сын и супруг земли-Геи. Вступив в брак с Ураном, породила Гор, нимф, Понт, титанов, киклопов, гекатонхейров. Уран обладал бесконечной плодовитостью. Дети его были ужасны видом и ненавистны отцу; он прятал их в утробе Геи, которая тяжко от этого страдала и задумала облегчить свою судьбу. По ее просьбе младший сын Урана Кронос серпом оскопил отца. Из капель крови Урана, упавших на землю, родились гиганты, Эриннии, Мелии и богиня Афродита.

 

Ф

 

 

ФАВН (ФАТУЛК)

 

Римский бог полей, лесов, пастбищ, животных. Считалось, что он дает предсказания. Хитростью пойманный царем Нумой Помпилием, Фавн вынужден был открыть ему, как следует отвращать молнию Юпитера. Овидий в «Фастах» говорит:

 

К струям привычным туда божества лесные приходят

И утоляют свою жажду обильным вином.

Одолевает их сон; из прохладной пещеры выходит

Нума и сонные их путает руки узлом.

Только проснулись они, как сейчас же пытаются узы

Сбросить, но крепче еще бьющихся вяжут узлы.

Нума тогда говорит: «Лесные боги, простите:

…Знайте, что нет никаких замыслов злых у меня;

Только откройте мне, как мне угрозы молний избегнуть?»

Нуме ж в ответ говорит Фавн, потрясая рога:

«Многого просишь, но мы открыть эти тайны не смеем;

Мы божества, но у нас все ж ограничена власть.

Боги равнин мы, и власть наша лишь до вершины доходит

Гор, а Юпитер своей молнией правит один».

 

Культ Фавна отправлялся в гроте на склоне Палатина, называвшемся Луперкалий, и обслуживался коллегией жрецов-луперков. В праздник Луперкалий луперки приносили Фавну жертву — собаку и козла. После жертвоприношения жрецы, с козьей шкурой на бедрах, бежали вокруг Палатина, стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, что должно было сделать их плодовитыми.

Известны также фавны — божества полей, лесов и пастбищ. Фавны заботились о животных, но отличались буйным нравом и пристрастием к вину, вследствие чего часто совокуплялись с животными и преследовали женщин.

 

ФАМА

 

Греческая богиня молвы.

 

ФАУНА (ФАВНА)

 

Римская богиня плодородия, сестра, дочь или супруга бога Фавна.

 

ФАЭТОН

 

В греческой мифологии сын Гелиоса или Эос, брат Гелиад. Чтобы доказать свое происхождение от Гелиоса, Фаэтон взялся управлять солнечной колесницей и погиб, испепеленный огненным жаром, чуть не погубив в страшном пламени землю.

 

ФЕАКИ

 

В греческой мифологии чудесный народ, великолепные мореходы, с которыми никто не сравнится в этом ремесле. Если к ним попадают потерпевшие кораблекрушение, то феаки считают своим долгом доставить их на родину. Таким образом, по рассказу Гомера, вернулся на Итаку Одиссей:

 

И вступил Одиссей на корабль быстроходный; и молча

Лег он на мягко-широкий ковер. И на лавки порядком

Сели гребцы и, канат отвязав от причального камня,

Разом ударили в весла и взбрызнули темную влагу…

Быстро (как полем широким коней четверня, беспрестанно

Сильных гонимых бичом, поражающим всех совокупно,

Чуть до земли прикасаясь ногами, легко совершает

Путь свой) корабль, воздвигая корму, побежал, и, пурпурной

Сзади волной напирая, его многошумное море

Мчало вперед; беспрепятственно плыл он; и сокол, быстрейший

Между пернатыми неба, его не догнал бы в полете…

 

 

ФЕМИДА (ТЕМИДА, ТЕМИС)

 

Греческая богиня правосудия, дочь Урана и Геи, вторая супруга Зевса, мать Гор и Мойр. От матери Геи она получила Дельфийский оракул, который передала своей сестре Фебе, а та отдала это прорицалище Аполлону — своему внуку. В Олимпии вблизи алтаря Геи с ее оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фетиды.

 

ФЕНИКС

 

В греческой мифологии чудесная птица. Родом из Эфиопии, живет она пятьсот лет (иначе 1460 или 12594 года). Внешне эта птица напоминает орла, ее перья — красно-золотые. Чувствуя приближение смерти, феникс сжигает себя в своем гнезде, а вскоре из этого пепла рождается новый феникс. Впрочем, Овидий в «Метаморфозах» представляет все иным образом:

 

Только одна возрождает себя своим семенем птица:

«Феникс» ее ассирийцы зовут; не травою, не хлебом, —

Но фимиама слезой существует и соком амома.

Только столетий он пять своего векованья исполнит,

Тотчас садится в ветвях иль на маковку трепетной пальмы.

Клювом кривым и когтями гнездо себе вить начинает.

Дикой корицы кладет с початками нежного нарда,

Мятый в гнездо киннамон с золотистою миррою стелет.

Сам он ложится поверх и кончает своей век в благовоньях.

И говорят, что назначенный жить век точно такой же,

Выйдя из праха отца, возрождается маленький Феникс.

Только лишь возраст ему даст сил для поднятия груза,

Сам он снимает гнездо с ветвей возвышенной пальмы,

Благочестиво свою колыбель и отцову могилу

Взяв и чрез вольный прост в Гипериона город донесшись,

Дар на священный порог в Гипериона храме слагает.

 

Геродот говорит о фениксе следующее: «Есть еще одна священная птица под названием феникс… Прилетает феникс только тогда, когда умирает его отец. Если его изображение верно, то внешний вид этой птицы и величина вот какие. Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла… Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное смирной тело отца в храм Гелиоса, где его и погребает. Несет же его вот как. Сначала приготовляет из смирны большое яйцо, какое только может унести, а потом пробует его поднять. После такой пробы феникс пробивает яйцо и кладет туда тело отца. Затем опять заклеивает смирной пробитое место в яйце, куда положил тело отца. Яйцо с телом отца становится теперь таким же тяжелым, как и прежде. Тогда феникс несет яйцо в Египет в храм Гелиоса».

 

ФЕТИДА

 

В греческой мифологии дочь Нерея, наиболее известная из нереид. Став женой Пелея, бессмертная Фетида пыталась сделать бессмертным и своего сына Ахилла. Застигнутая Пелеем при попытке закалить Ахилла в огне, Фетида оставила мужа и вернулась в дом своего отца Нерея, но продолжала заботиться о сыне. Во время сборов ахейских вождей под Трою она укрыла Ахилла на острове Скирос; когда же его участие в войне стало неизбежным, Фетида предупредила Ахилла, чтобы он не спрыгивал с корабля первым на троянскую землю: по предсказанию, первый высадившийся ахеец должен был погибнуть. Позднее она доставила сыну новые доспехи, изготовленные по ее просьбе богом Гефестом.

 

ФИДЕС

 

Римская богиня верности. Установление культа Фидес приписывалось Нуме Помпилию. Вместе с Пиетас (божеством долга перед богами, родиной, родителями) Фидес считалась основой общества и добродетелей римлян, гордившихся своей исключительной верностью клятве. Фидес была тесно связана с призывавшимся при клятве Юпитером. Фламины приносили жертву Фидес, обернув тканью правую руку, посвященную богине, так как соединение правых рук символизировало верность заключенному договору.

 

ФЛАМИНЫ

 

В римской традиции жрецы того или иного божества. Саму должность фламина, по преданию, учредил царь Нума Помпилий. К числу великих фламинов принадлежали фламин Юпитера (Flamin Dialis), фламин Марса (Flamin Martialis) и фламин Квирина (Flamin Quirinalis). Двенадцать младших фламинов служили другим богам.

 

ФЛОРА

 

Римская богиня цветения колосьев, цветов, садов. Учреждение культа Флоры приписывалось Титу Тацию, который воздвиг ей алтарь и дал фламина. В праздник Флоралий на алтарь богини приносили цветущие колосья.

 

ФОНС

 

Римский бог водных источников, сын Януса и нимфы Ютурны. В праздник Фонтаналий в источники бросали цветочные гирлянды и украшали колодцы.

 

ФОРКИС

 

Греческое божество моря, сын Геи и Понта. От брака Форкиса с его сестрой Кето родилось множество чудовищ, среди них Горгоны, Грайи, Эхидна, змей — страж золотых яблок. Среди морских божеств Форкис — олицетворение морской бездны.

 

ФОРТУНА

 

Римская богиня счастья, случая и удачи, первоначально богиня урожая, материнства, плодородия. Фортуна — защитница женщин, она покровительствовала женщинам, бывшим лишь раз замужем. Введение культа Фортуны приписывалось царю Сервию Туллию, ставшему благодаря любви Фортуны из сына рабыни царем и воздвигшему ей несколько святилищ.

Культу Фортуны были близки культы Фелицитас — богини счастья, Бония Эвентия — хорошего исхода, Менс Бона — стойкости духа. Изображалась богиня с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) или с повязкой на глазах.

 

ФУРИИ

 

Римские богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.

У греков фуриям соответствуют Эриннии.

 

ФУФЛУНС

 

Этрусское божество растительности и плодородия. Отождествлялся с греческим Дионисом и римским Либером.

 

Х

 

 

ХАОС

 

Греческая «первоматерия», из которой возник мир. В учении орфиков Хаос вместе с Эфиром представлялся порождением Хроноса; при этом считалось, что Хаос и Эфир порождали из себя некоего Андрогина, муже-женское начало, являвшееся началом всех вещей.

 

ХАРИБДА

 

В греческой мифологии чудовище. Она обитает на берегу узкого морского пролива, напротив Скиллы, и трижды в день выпивает всю воду, которую затем извергает. Мимо Харибды удалось проплыть только аргонавтам и — дважды — Одиссею. Афина, по Гомеру, дала ему такой совет:

 

Страшно все море под тою скалою тревожит Харибда,

Три раза в день поглощая и три раза в день извергая

Черную влагу. Не смей приближаться, когда поглощает:

Сам Посейдон от погибели верной тогда не избавит.

К Скиллиной ближе держася скале, проведи без оглядки

Мимо корабль быстроходный: отраднее шесть потерять вам

Спутников, нежели вдруг и корабль потопить, и погибнуть

Всем…

 

Одиссей послушался совета богини:

 

Скилла грозила с одной стороны, а с другой пожирала

Жадно Харибда соленую влагу: когда извергались

Воды из чрева ее, как в котле, на огне раскаленном,

С свистом кипели они, клокоча и буровясь; и пена

Вихрем взлетала на обе вершины утесов; когда же

Волны соленого моря обратно глотала Харибда,

Внутренность вся открывалась ее: перед зевом ужасно

Волны сшибались, а в недре утробы открытом кипели

Тина и черный песок…

Страшное тут я очами узрел, и страшней ничего мне

Зреть никогда в продолжение странствий моих не случалось.

 

Пройдя ближе к Скилле, Одиссей потерял шестерых спутников, но его корабль в остальном благополучно преодолел жуткий пролив.

Впрочем, во второй раз судьба была не столь благосклонна к Одиссею. Зевс швырнул в его корабль свой перун, и корабль пошел ко дну, а Одиссея, ухватившегося за упавшую с палубы мачту, понесло к Харибде. «Ухватившись за корни смоковницы, которая росла на одной из скал, он повис и оставался в таком положении до тех пор, пока вода не поглотила мачту и киль и не извергла их через некоторое время назад. Тогда он оседлал их снова и стал руками грести в противоположную от водоворота сторону» (Р. Грейвс).

Одиссей потерял корабль, но сам все-таки сумел спастись.

 

ХАРИТЫ

 

В греческой мифологии вечно юные богини, дочери Зевса, олицетворяющие добро и радость. По Гесиоду, их имена — Аглая, Евфросина и Талия. Р. Грейвс в «Мифах древней Греции» замечает: «Гомер упоминает двух харит — Пасифею и Кале. Две хариты — Ауксо и Гегемона — которых почитали афиняне, соответствовали двум временам года. Позднее харит стали почитать в виде триады, как и богинь судьбы, т. е. женскую триаду в ее самой непреклонной ипостаси».

В римской мифологии харитам соответствуют грации.

 

ХАРОН

 

В греческой мифологии перевозчик мертвых в аиде. Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду монета находилась у покойника под языком). Он перевозит только тех, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Показав Харону золотую ветвь, Сибилла заставила его перевезти Энея.

 

Ф. Гойя. Парки. Холст (1819–1823 гг.).

 

Ц

 

 

ЦЕРЕРА

 

Древнейшая италийская и римская богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, а также богиня подземного мира, покровительница материнства и брака, хранительница сельской общины, защитница урожая от грабителей. Впоследствии Церера считалась только богиней злаков и урожая. Церере и Теллус были посвящены праздники жатвы, а также зимнего посева и Цереалии.

В III в. до н. э. произошло сближение Цереры с Деметрой, а Либеры — с Персефоной. Впоследствии с Церерой, как и с греческой Деметрой, связывали изобретение земледелия и введение законов, приобщивших людей к цивилизации.

 

Э

 

 

ЭАК

 

В греческой традиции сын Зевса, самый справедливый и благочестивый среди героев. Вместе с Аполлоном и Посейдоном Эак строил стены Трои для царя Лаомедонта. Согласно Платону, после смерти Эак за свою справедливость был сделан одним из трех (вместе с Миносом и Радамантом) судей в подземном царстве.

 

ЭВАНДР

 

В римской традиции внук или сын аркадского царя Палланта. Убив отца по наущению матери, Эвандр бежал в Италию и, получив от местного царя Фавна землю, по совету богини Карменты построил укрепленный город на холме, названном им Паллатином то ли в честь отца, то ли в честь дочери Паланты, соблазненной Геркулесом и там погребенной. Он ввел культы аркадского Пана (под именем Фавна), Карменты, Цереры, Нептуна, Виктории, Геркулеса. Эвандр принимал у себя Энея, которому предсказал великую судьбу Рим.

 

ЭВР (ЕВР)

 

Греческий бог юго-восточного ветра.

 

ЭВРИДИКА

 

В греческой традиции жена певца Орфея. Однажды, когда Эвридика с подругами-нимфами водила хороводы в лесу, ее ужалила змея и Эвридика умерла. Чтобы вернуть любимую жену, Орфей спустился в аид. Звуками своей лиры он укротил Кербера и растрогал Аида и Персефону, которые разрешили Орфею вывести Эвридику на землю при условии, что он не взглянет на нее прежде, чем придет в свой дом. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял Эвридику.

 

ЭВРИСФЕЙ

 

В греческой традиции царь Тиринфа и Микен, правнук Зевса, внук Персея, родившийся раньше Геракла и получивший поэтому власть над Микенами и соседними народами. Выполняя приказы Эврисфея, Геракл совершил свои двенадцать подвигов. После того как Геракл вознесся на Олимп, Эврисфей стал преследовать его мать Алкмену и сыновей Геракла Гераклидов; в завязавшейся битве Эврисфей и его сыновья были убиты.

 

ЭГЕРИЯ

 

В римской традиции пророчица-нимфа ручья в посвященной богине Карменте роще. Из этого ручья весталки черпали воду для храма Весты. По преданию, Эгерия была советчицей римского царя Нумы Помпилия в государственных делах.

 

ЭГИДА

 

В греческой мифологии:

1) У Гомера — изготовленный Гефестом щит, потрясая которым Зевс наводит ужас на врагов.

2) В послегомеровских сказаниях — шкура козы Амалфеи, кормилицы Зевса. В титаномахии Зевс натянул на щит шкуру Амалфеи и прикрепил к нему голову Горгоны Медузы. По другому варианту м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: