Иваны Ивановичи и Иваны Никифоровичи




За последние годы в центральных и местных газетах появился ряд
гневных статей и фельетонов, ярко живописующих деятельность су­
тяг. Перед некоторыми из приведенных историй меркнет гоголевская
повесть о том. как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоро-
вичем. Вот одна из современных историй. <


История глазами психиатра

На тихой улице небольшого среднерусского городка проживает некий гражданин. Между его домом и домами соседки стоит старый, полувековой давности покосившийся забор. Как говорится, в один прекрасный день районный суд получает заявление от гражданина с требованием признать на этот забор его имущественное право. Суд счел претензию необоснованной. И тут от истца последовал неудер­жимый поток жалоб и заявлений. Их последовательно рассматривали областной суд, лично председатель областного суда, трижды — Вер­ховный Суд Российской Федерации. Претензию сочли не только несо­стоятельной, но даже нелепой. Получив третий отказ Верховного Суда РСФСР и поняв, что по пути обычного судоразбирательства его «дело» окончательно прогорело, сутяжник решил обратить свою кипучую энергию на прокурорский надзор. Дважды в его домогатель­ствах отказывал начальник отдела областной прокуратуры, затем за­меститель областного прокурора. Вот поток заявлений идет уже в Прокуратуру РСФСР. И отсюда отказ. Тогда петиция летит еще выше. Покосившимся забором занимаются Прокуратура СССР и лич­но заместитель прокурора Российской Федерации. В течение года многие ответственные работники Прокуратуры СССР ведут перепис­ку с истцом».

Все расходы при этом несло государство. Если подсчитать рабо­чее время и средства, затраченные на переписку, ведение дел, коман­дировки, заседания и расследования, то получится немалая сумма.

Еще раз повторим, как и в отношении дел об «открытиях» и «изобретениях», что сами по себе заявление или жалоба любого гражданина не должны быть оставлены без внимания — это высоко гуманный и высоко демократичный принцип. Дело заключается в том, чтобы сделать невозможной злостную спекуляцию этим принципом.

Современная психиатрия признает душевнобольными и невме­няемыми лишь очень небольшой круг сутяжников. Это — сутяжная форма паранойи. Но есть среди сутяжников люди, стоящие где-то на грани между психическим здоровьем и явной психической болезнью. В быту их обычно считают людьми с тяжелым характером. Психопа­ты, как правило, признаются вменяемыми и дееспособными. От лече­ния в психиатрических диспансерах они обычно уклоняются, если только не преследуют какую-либо личную цель, например получение пенсии по инвалидности.

Около ста лет по проблеме психопатий ведутся жаркие дискуссии. Многие важные вопросы здесь еще не решены, на некоторые из них существуют диаметрально противоположные точки зрения.


Душа, сознание, разум Щ

Психопатии весьма разнообразны. Остановимся только на одной форме, имеющей непосредственное отношение к затронутой нами те­ме — на паранойяльной психопатии. Наглядное представление о ней можно получить, если представить человека с характером параноика,

но без его бреда.

* ад ~4

'; Преследуемые >-«л.,.

' -• ':; преследователи

Лучше всего подобных лиц описали два французских психиатра — Фальрэ и Барюк. Барюк опубликовал свои труды в наши дни, а Фаль-рэ — еще в 1871 году. Он образно назвал подобных психопатов «преследуемыми преследователями». Вот картина, представленная в книгах этих психиатров.

Диагноз очень труден. На первый взгляд подобные лица нередко оставляют приятное впечатление культурных и образованных людей. Только при постоянном общении обнаруживается злобное, вечно не­довольное и жалующееся существо. Собственно говоря, эти люди ни­когда не высказывают истинного бреда, а лишь жадно собирают ложь, клевету, досужие вымыслы, умело используют мелкие недоразумения. Их высказывания всегда кажутся правдоподобными. Они легко обма­нывают доверчивых людей. Лишь самая тщательная проверка позво­ляет обнаружить ложь и клевету.

Этих людей характеризует бесплодная и беспорядочная деятель­ность. Они любят толкаться в приемных высокопоставленных лиц, ничего не делая по службе. Их отличает болезненное недоверие, же­стокий эгоизм, неизмеримая гордость, часто хорошо скрываемая, су­етное тщеславие, ложные суждения, отказ признать самое очевидное, бесчеловечность, использование постыдных методов в борьбе со все­ми, кто становится у них на пути. Они пишут массу жалоб и доносов властям, умело истолковывая мелкие оплошности обвиняемых ими лиц. Любят писать анонимные письма, раздувать недовольство, вы­звать скандал, мастерски натравливая одних людей на других. Посула­ми и обещаниями они собирают около себя группу из нескольких не­довольных, используя их в своих целях и стараясь действовать руками этих людей, которых они удерживают около себя намеками на свою близость к высоким властям. В методах действия таких лиц бросает­ся в глаза стремление извлечь выгоду из морали современного им


112 История глазами психиатра

общества (французские авторы назвали это «эксплуатацией морали»). Другой их метод — стремление к скандалам, особенно с использова­нием печати.

<! Обратимся теперь к нескольким историям, рассказанным московскими и ленинградскими газетами за последние два-три года. Об одном таком сутяжнике сообщается, что он «...рассылает жалобы только доплатными письмами в самодельных конвертах-тре­угольниках... Пишет он невероятно много. Если бы на каждую до­платную жалобу он получал доплатной ответ, то давно бы вылетел в трубу».

Много лет назад наш герой работал в одном из институтов и по­пался на нечестном поступке. Он собрал со своих сослуживцев день­ги на подписку газет и присвоил их себе. Чтобы обезопасить себя, он сразу же обвинил подписчиков: кого в пьянстве и прелюбодеянии, кого в краже общественных средств, а кого в лжесвидетельстве и ко­смополитизме. И все же его осудили... Но жалуется он не только на это.

В самые различные инстанции идут его письма по самым разным поводам. Однажды он даже обратился к министру иностранных дел с просьбой информировать международные организации о проявлен­ном и нему «вопиющем беззаконии». Впрочем, уровень затеваемых им конфликтов не всегда столь высок. Один раз он затеял свару с сосед­кой из-за того, что она, уходя из уборной, не погасила свет. Но во всех его жалобах можно увидеть определенную цель — прямое или косвенное требование удовлетворить его быстро растущие матери­альные потребности.

«И что вы думаете, — пишет корреспондент, — ему везет. То по­падается ротозей, то удастся, прикинувшись несчастненьким, обвести простака вокруг пальца. А тот, кому надоест возиться с сутягой, возьмет да и уступит.

Этот жалобщик уже добился: а) отдельной квартиры на Ленин­ском проспекте в Москве, б) установки телефона вне всякой очереди, в) денежных авансов за ненаписанные литературные труды, г) бес­платных путевок в санатории юга для себя, жены и дочери, ц) денеж­ных пособий для себя и жены, е) закрепления за собой земельного участка для строительства дачи».

Вот другой пример, где ярко выступает профессиональная непригодность и стремление упрочить свое положение «намеками на близость к высоким властям». В один из главков был принят на должность эксперта новый сотрудник. На работе он сразу стал


Душа, сознание, разум • 113

вести себя загадочно: все время куда-то уходил, время от времени сообщая по телефону, что находится в приемной у... — тут называлось какое-нибудь известное имя. Вскоре по учреждению поползли слухи, что он коротко знаком с людьми, занимающими высокие посты. В действительности это знакомство сводилось только к потоку «разоблачительных» заявлений, которые он подавал в руководящие органы. Чтобы попасть на прием к видному работни­ку с очередным заявлением, он не брезгал прямым шантажом: посылал записки, что у него «важная государственная тайна», — авось примут.

Следствием каждого его заявления было, как правило, длитель­ное разбирательство солидной комиссией. На заводе, где он прежде работал, на проверки его кляуз было истрачено 10000 рабочих часов. Это два с половиной года работы одного человека!

Основной метод всякого преследуемого преследователя — шан­таж тех, кто в чем-либо ему отказывал.

В статьях о склочниках и кляузниках профессиональная бесплод­ность как истинный побудительный мотив их деятельности часто сто­ит на заднем плане, однако при внимательном рассмотрении она обычно обнаруживается.

Другой базой, на которой развертывается деятельность пресле­дуемого преследователя, может являться какое-либо темное пятно, которое он пытается скрыть, подымая склоку.

«В один старый московский дом въехал новый квартирант... и с того самого дня на жильцов начали сваливаться какие-то таинст­венные неприятности. Сначала соседа справа пригласили к председа­телю товарищеского суда и попросили объяснить, сколько раз он женат и почему он не платит алименты детям от своих ранних браков. Потом у соседки внизу, работавшей кассиром, на работе была произ­ведена внезапная ревизия. Старику, живущему слева, пришлось объ­яснять, что у него действительно иногда ночует молодая девица, но она приходится ему родной внучкой, которая приезжает... ухаживать за ним во время приступов астмы. Сыновья профессора, проживаю­щего напротив, были обвинены в том, что являются стилягами, твис-тующими с вечера до утра.

Все обвинения ввиду явной несостоятельности отпадали... В дальнейшем оказалось, что рассылал во все концы анонимные жа­лобы тот самый приветливый бухгалтер... Разгаданный клеветник принялся доказывать, что писал свои жалобы из лучших гражданских побуждений и что, по его мнению, нет ничего худого в том, если


114 История глазами психиатра

человека лишний раз проверят со всех сторон — Это только должно пойти им на пользу, — сказал он

Тогда «проверили» самого бухгалтера Оказалось, что он нечист на руку, за что уже дважды привлекался к ответственности»

Преследуемые преследователи всегда тонко учитывают полити­ческий момент Их заявления содержат нередко пространные цитаты из важных государственных и партийных документов. Один мастер был уволен за пьянство. Уволен после неоднократных предупрежде­ний, выговоров и снижений в должности. «Это — голое администри­рование», возмутился бывший мастер и начал свое письмо с большой цитаты из важного партийного документа. «О чем говорит партия? — потрясает он цитатой — О воспитании. А меня уволили за пьянство. Значит, что? Значит, недовоспитали. Так как же это согласуется? Разве руководители треста не читают решений партии? Разве им раз­решено их нарушать?»

Причем демагогия преследуемых преследователей не всегда гру­ба и прямолинейна Чаще спекуляция на лозунгах осуществляется более гибко и ловко

Что же все-таки делать с такими личностями? В нескольких га­зетных статьях предлагалось привлекать склочников и клеветников к уголовной ответственности за клевету. Но подобная мера применя­ется редко Кроме того, она обычно не успокаивает паранойяльных психопатов, а только подталкивает их

Неоднократно предлагалось ввести за правило не разбирать никаких заявлений заведомых клеветников и склочников, в какие бы инстанции они ни подавались Эта мера кажется единственно пра­вильной, но она вряд ли может быть эффективно осуществлена, если психопаты типа преследуемых преследователей не будут взяты на учет психоневрологическими диспансерами

В отношении таких субъектов и в среде психиатров существуют
различные точки зрения Небольшое число психиатров, преимущест­
венно французской школы, считают их психическими больными,
страдающими психозом в виде разновидности паранойи («паранойя
без бреда»). Соответственно рекомендуется оградить от них общест­
во путем принудительной госпитализации в психиатрические больни­
цы. Однако эта мера практически нигде, даже в самой Франции, не
применяется Большинство же психиатров рассматривают преследуе­
мых преследователей как психопатов, то есть лиц, не страдающих
психозом, а отличающихся от нормальных субъектов неправильным,
дисгармоничным развитием психики,


Душа, сознание, разум 115

Ь ' $4- м

Сейчас диспансеры берут на учет лишь случаи крайне тяжелых форм психопатий. Еще реже дело доходит до кратковременной госпи­тализации тяжелых психопатов.

Все же взаимоотношение между паранойей, то есть настоящим психозом, и психопатией типа преследуемых преследователей весьма сложно. Нередко можно видеть, что больной паранойей многие годы отличался тяжелым характером, в котором отчетливо выступали чер­ты, свойственные преследуемым преследователям Психоз в форме паранойи начинался на фоне описанной психопатии под влиянием особых условий, например, когда в руках такого человека оказыва­лась большая власть

Заканчивая свой очерк, оговорюсь еще раз, что я не стремился, да и не мог здесь более или менее полно осветить затронутые вопро­сы психопатологии. Задача, которую я ставил перед собой была более скромной, привлечь к проблемам психиатрии и психопатологии вни­мание широких кругов нашей общественности, всех людей, интере­сующихся этими вопросами. И не только привлечь внимание, но и по­стараться показать, что какой-то минимум знаний в этой области совершенно необходим для современного культурного человека.


Как умер Гоголь1

первенствующая роль в этой компании принадлежала известной светской даме и меценатке А. О. Смирновой, приехавшей из России в Италию в начале сороковых годов.

Александра Осиповна Смирнова, в девичестве Россет, была до замужества фрейлиной царицы Марии Федоровны — жены Николая I. И не просто фрейлиной, а пользовавшейся особым вниманием царя. Оно простиралось, видимо, весьма далеко, иначе бы писатель Акса­ков, человек весьма добродушный, честный и ьысоко нравственный, не назвал бы ее впоследствии «кающейся Марией Магдалиной», поэт Языков — «сиреной, плавающей в прозрачных водах соблазна»,2 а из­вестный биограф Гоголя Шенрок не заметил бы, что ее прошлое «тя­жело ложилось на ее репутации. И не случайно, видимо, в письме к Гоголю Смирнова пишет такую фразу: «Душа моя едва ли кому открыта как вам... Вы ее видели в такой черноте и наготе, в какой Бо­же сохрани показать ее другим»3. Дочь знатного французского дворя­нина, эмигрировавшего в Россию во время революции, и грузинской княжны Россет была очень красива, по тому времени для женщины образованна и довольно умна. Но — крайне тщеславна. И это тщесла­вие, вероятно, толкнуло ее на роль хозяйки самого модного петер­бургского литературного салона. Психиатр В. Ф. Чиж впоследствии беседовал с ее близкими родственниками и вынес впечатление, что Смирнова страдала тяжелой истерией. По их словам, ее нервные рас­стройства временами достигали степени «полного сумасшествия».

Оказавшись с мужем в Италии, Смирнова скучала. Она привык­ла к высшему свету, к знакам внимания и преклонению, привыкла играть роль хозяйки литературного салона. Теперь же истеричная на­тура обрекла ее на томление. Она радостно встретила Гоголя, дружба с ним ей льстила. Истеричная натура всю жизнь стремится играть ка­кую-нибудь роль — не важно какую, лишь бы главную. Акт в Петер­гофе и Зимнем дворце уже был сыгран. Теперь на итальянской вилле, где все дышало легендами католицизма, можно было на худой конец побыть и кающейся Марией Магдалиной при знаменитом пророке. Тем более, что оказалось свободным место для первой женской роли. Со свойственной истеричкам интуицией Смирнова быстро уловила,


Как умер Гоголь чл i,«v*i »H 117

чем может покорить Гоголя. Она стала его преданнейшей и послуш-нейшей ученицей.

Смирнова окружила Гоголя сонмом почитателей и, главное, по­читательниц. Все эти знатные дамы сделали из него нечто вроде своего духовника, в один голос «пели» ему, что его наставления воз­вращают их на путь истины и добродетели.

Гоголь попробовал было обратить в своих учеников и московских приятелей-славянофилов. В 1844 году он пишет С. Т. Аксакову, про­фессору истории М. П. Погодину и литературному деятелю С. П. Ше-выреву, что скоро обрадует их подарком.

Те с нетерпением ждут второй том «Мертвых душ», а получают по экземпляру книжки Фомы Кемпийского «Подражание Христу» с на­ставлением каждый день после утреннего кофия читать по одной гла­ве и потом час размышлять над прочитанным. Умеренная религиоз­ность московских славянофилов не требовала таких ежедневных духовных жертв. Покладистый Шевырев на все готов был закрыть глаза, но Погодин и Аксаков рассердились не на шутку. Последний даже напомнил Гоголю о «гордыне в рубище смирения»4.

В этот период пророчеств и болезненно горделивых замыслов Го­голь и готовит к печати «Выбранные места из переписки с друзьями». Книге этой он придает невероятное значение, видя в ней чуть ли не божье откровение, рассчитывает, что она нравственно преобразует русское общество, внесет в души порядок, мир, благоговение... А по­лучается грандиозный скандал. Не только передовая русская мысль устами Белинского выносит суровый приговор этому творению. Воз­мущены и добропорядочные московские славянофилы (в книге Гоголь трижды обругал их видного деятеля М. П. Погодина). Даже архиепи­скоп Иннокентий осуждает «Выбранные места» за неимоверную гор­дость автора. А фанатик-священник Матвей, под влияние которого все более подпадает Гоголь, говорит о вредности и греховном соблаз­не этой книги. Впрочем, для него всякая светская литература была кознями дьявола.

Только группа «просвещенных» мистиков и ханжей была в вос­
торге. Гоголь был ошарашен. Хоть он и писал, что судить его за эту
книгу «справедливо может один Тот, Кто ведает помышления и мыс­
ли наши в их полноте»5, но удрученность чувствуется в каждом его
слове. f '

В этот момент новый духовный пастырь Гоголя Матвей Констан-тиновский усиленно наводит его на мысль об отказе от всякой писа­тельской деятельности и этим вносит страшную сумятицу в душу


118 • История глазами психиатра

Гоголя. Ведь он смотрел на свое литературное творчество последних лет как на богоугодное дело, а встретил суровое осуждение. Отка­заться от любимого дела было для Гоголя страшным лишением. В «Авторской исповеди» он писал: «Жизнь потеряла бы для меня вдруг тогда всю цену, и не писать для меня совершенно значило бы то же, что не жить».

Письма Матвея к Гоголю не сохранились, но характер его поуче­ний становится ясным из ответов писателя: '«Я уже согласился... что­бы не оправдываться перед миром. В самом деле, ведь судить нас бу­дет Бог, а не мир. Не знаю, сброшу ли я имя литератора, потому что не знаю, есть ли на это воля Божья, но, во всяком случае, рассудок мой говорит мне не выдавать ничего в свет в продолжение долгого времени, покуда не созрею лучше сам внутренне и душевно». «...Со дня получения вашего письма я положил себе удвоить ежедневные молитвы, отдать больше времени на чтение книг духовного содержа­ния»'.

Где святые наставления, там рядом и деньги. Гоголь велит Плет­неву, ведавшему изданием его сочинений, все вырученное за их про­дажу переслать отцу Матвею для «раздачи страждущим». В другой раз посылает Матвею 100 рублей серебром на молебны и на покрытие почтовых расходов в их переписке(!).

В конце 40-х годов идеи величия начали тускнеть. Все большее место в думах Гоголя занимают идеи греховности и самообвинения. Такой смене, видимо, способствовало раннее старение. Всегда моло­жавый, сорокалетний Гоголь вдруг начал быстро стареть. Период старения при психических заболеваниях нередко откладывает свой отпечаток в виде усиления депрессии и идей самообвинения. В каких грехах обвинял себя Гоголь — никто не знает. Но все возрастающая жажда искупить свою вину, очиститься от душевной скверны говорит за то, что грехи эти казались ему невероятными. Со страхом ждал он ужасного возмездия. Белинский живо подметил этот страх по «Вы­бранным местам»: «Болезненной боязнью смерти, черта и ада веет от вашей книги».

Современники, наблюдавшие за происходившей в Гоголе переме­ной, недоумевали по поводу противоречий в его поведении. С одной стороны — религиозный, призывающий к смирению, ведущий очень скромный образ жизни, ищущий упреков и просящий друзей изъяв­лять ему свои и собирать чужие замечания, недовольства, всякого ро­да нелестные суждения, касающиеся его самого или его произведений. С другой стороны — высокомерный, с пренебрежением относящийся


Как умер Гоголь in^or»,-Н 119

к окружающим, безапелляционный в суждениях, стремящийся по­учать всех и вся, уверенный в «высшей силе» своего слова. Действи­тельно, больной Гоголь был и тем, и другим. Если помнить о двух диаметрально противоположных системах бреда, оставшихся от двух полярных по качеству настроений, — приступов тоски и восторжен­ного экстаза, — то эти противоречия не покажутся такими неожидан­ными.

Сохранившаяся переписка Гоголя позволяет думать, что ему бы­ли свойственны не только депрессивный бред и бредовая переоценка своей личности, но и совершенно другие виды бредовых идей, которые нельзя связать ни с приступами тоски, ни с состояниями болезненно­го экстаза. Есть одна форма бреда, когда больной полагает, что к не­му все относятся как-то по-особому, следят за ним, подглядывают, перетолковывают его слова, в чем-то нехорошем подозревают. Разве не веет подобным от следующих двух писем?

«Я уверен, — писал Гоголь в 1843 г. Погодину, — что я тебе казался тоже одержимым нечистою силою, ибо то, что ты приписы­вал мне в уединенные минуты размышлений (чего, может быть, не сказывал никому), то можно приписать только одному подлейшему лицемеру, если не самому дьяволу. Надобно тебе сказать, что все это слышала душа моя...»7.

«...Знаю только, что меня подозревают в двуличности или какой-то макиавелевской штуке...» — пишет он в 1844 году Смирновой. — Вот уже два года я получаю такие странные и неудовлетворительные намеки и так противуречащие друг другу, что у меня просто голова идет кругом. Все точно боятся меня. Никто не имеет духу сказать мне, что я сделал подлое дело и в чем состоит именно его подлость»8.

Надо заметить, что последнее письмо написано задолго до выхо­
да в свет «Выбранных мест», которые действительно могли вызвать
нечто подобное. "(.«^ •• и

Если нет оснований говорить о существовании у Гоголя сформи­рованного бреда отравления, то нельзя не обратить внимания на то, что в последние годы он, до этого много лечившийся, стал говорить об аптечных лекарствах как о ядах и решительно отказывался от них. Как свидетельствовал доктор А. Т. Тарасенков, Гоголь принимал лишь готовые пилюли, которые покупал сам по чьему-либо совету, но только не по предписанию врачей. Покупал то, о чем где-то нечаян­но услышал, будто эти пилюли кому-то помогли.

У Гоголя появилась также склонность к символическому толко­ванию случайных событий, несчастий, невинных поступков, слов


120 История глазами психиатра

и действий окружающих. Однажды в Дармштадте в православной
церкви он ожидал исповеди после говения. Неожиданно в церковь во­
шел его знакомый Перовский. Гоголь вспомнил, что год назад то же
случилось в Риме — он так же после говенья ждал исповеди и так же
вдруг вошел Перовский, — и придал этому совпадению какое-то осо­
бое символическое значение. ^ф!>}Ш^^Л^й'1"'Я,-*'ОТ!«л»

По непонятным причинам Гоголь избегал известного московско­го доктора Ф. П. Гааза, славившегося своей добротой и бескорыстным служением делу. Тот, встретив писателя в новогоднюю ночь, на лома­ном русском языке поздравил его. В неудачно построенной фразе доброго пожелания Гоголь, вероятно, усмотрел дурное предзнаме­нование.

Религиозные переживания в равной степени были проникнуты этим же стремлением увидеть тайный, скрытый смысл событий, люд­ских поступков и обычных человеческих слов. «Нет, ты не слышал еще значения тайного и страшного слова «Христос»... Может быть, кое-что и слышит твой ум, но еще не слышит твое сердце, а ум наш дрянь...»9 — пишет Гоголь в 1843 году Данилевскому. «Мы должны бы просить не об отвращении от нас несчастий, но о прозрении тайного их смысла»10.

Гоголь дополняет свою гениальную комедию «Развязкой Ревизо­ра», где аллегорически перетолковывает ее содержание, намекая на то, что комедия была не окончена, что упоминание о настоящем реви­зоре в конце нее имеет таинственный смысл, говорит о «ревизоре, стоящем у дверей гроба», о ревизии «нашего душевного города» и т. п. О чем-то таинственно символическом упоминает он, работая над вто­рым томом «Мертвых душ», уверяя Смирнову, что истинный предмет его творения еще скрыт от всех, покамест еще тайна, которая вдруг ко всеобщему изумлению раскроется в последующих томах. Ключ от этой тайны пока «в душе одного автора»".

В последний год жизни Гоголь, часто безразличный к тому, что говорилось вокруг, начинал с интересом слушать, когда речь заходи­ла о необыкновенных случаях, касающихся предчувствий и чудесных знамений, выспрашивал о них подробности12. Видимо, в какие-то мо­менты душевного страдания у него возникали галлюцинации. И не только во время предшествовавшего смерти голодного поста, бессон­ницы и фанатической экзальтации, когда они могли быть всем этим обусловлены.

Возможно, какие-то галлюцинаторные переживания были и во время тяжелого приступа в Вене в 1840 году. «Я слышал, что Гоголь


Как умер Гоголь ' 121

во время болезни имел какие-то видения, — писал об этом Аксаков, — о которых он тогда же рассказал ходившему за ним с братской нежностью и заботою купцу Н. П. Боткину»13. Гоголь не говорил, что за «глупости» ему «чудились», а только упоминал об этом в несколь­ких письмах.

С годами исчезли приступы, а вместе с ними и светлые проме­жутки относительного душевного здоровья. Болезнь стала развивать­ся медленно, но неуклонно, обкрадывая душу постепенно и малоза­метно, как домашний вор. Наибольший ущерб она нанесла сфере эмоций. Год за годом эта болезнь делала Гоголя все более холодным, равнодушным, бесчувственным, безразличным к людским горестям и печалям, отняла у него живость интереса к событиям.

В чем все это проявилось? Гоголь очень любил свою мать. Его письма к ней до конца 30-х годов могут быть образцом нежной сы­новней привязанности и дружеского откровения. «Никого я особенно не любил, выключая только вас», — признался Гоголь в одном из этих писем. Но с 1839 года отношение к матери круто меняется. Гоголь стал писать ей реже и короче, а письма сделались сухими и холодны­ми. В том же 1839 году, вернувшись из Рима в Москву, он не только не поехал в родную Васильевку навестить мать, но даже некоторое время, живя в Москве, скрывал от нее, что уже вернулся в Россию. Когда же Гоголь приехал в свой дом в 1848 году, то поразил своих се­стер, таким он стал к ним «холодным и равнодушным». А раньше он очень о них заботился и нежно опекал, когда они учились в Петербур­ге, буквально заменял им мать".

Не устояла и сердечная привязанность Гоголя к его ближайшему другу — Александру Семеновичу Данилевскому. Раньше он боготво­рил своего веселого, красивого, немного легкомысленного, но добро­го, «самого ближайшего», «ненаглядного», «дорогого брата и пле­мянника», как он то в шутку, то полусерьезно называл его. Они были ровесниками и познакомились, когда обоим было по 7 лет. Их отцы тоже были приятелями, а поместья стояли в 30 верстах. Вместе они учились в Нежинской гимназии, вместе кончили ее и отправились в Петербург служить, а в 1836 году вдвоем пустились в заграничное пу­тешествие. Когда им доводилось расставаться, Гоголь скучал без сво­его друга и без его писем, если они задерживались.

После 1839 года их дружба начинает остывать. Письма Гоголя, до
этого такие эмоциональные, теперь превращаются в сухие нравоуче­
ния. В 1842 году, побывав в России, он так и не собрался навестить
Данилевского. ',$.

А


J22 История глазами психиатра

• • Бездушным холодом повеяло и на других друзей. Аксакова по­
стигло г-jpe — он стал быстро слепнуть. Излил свою душу в письме
Гоголю, а в ответ получил несколько сухих нравоучительных строк.
В 1846 году Гоголь равнодушно встретил кончину своего друга поэта
Н. М. Языкова. «Самая смерть, — писал он Толстому, — не произве­
ла во мне тревожных чувств печали, но что-то неопределенное и как
бы светлое»15. л\-.* „о

,:. § Дело дошло до того, что, узнав о смерти своей сестры Марии, Го­голь пишет матери: «Счастлив еще бывает тот, которому Бог пошлет какое-нибудь страшное несчастье и несчастием заставит пробудиться и оглянуться на себя»16.

Чем далее, тем все отчетливее становилось для самого Гоголя его эмоциональное отупение. Вот фразы из его писем: «Я равнодушен те­перь ко всему»17. «Я нахожусь в каком-то нравственном бессилии»18. «Никогда еще так ощутительно не виделась мне моя бесчувствен­ность, черствость и деревянность»".

«Оскудение эмоциональной сферы приводило к обеднению благо­датного огня вдохновения. С 1849 года Гоголь особенно начинает жа­ловаться на вялость творчества: «Мне нужно большое усилие, чтобы написать не только письмо, но даже короткую записку. Что это? Ста­рость или временное оцепенение сил? Сплю ли я или так сонно бодр­ствую, что бодрствование хуже сна?.. Творчество мое лениво. Стара­юсь не пропустить и минуты времени, не отхожу от стола, не отодви­гаю бумаги... но строки лепятся вяло, а время летит незаметно»28.

Болезнь лишала Гоголя интереса и к общественной жизни: «Не
могу понять, отчего не пишется и отчего не хочется говорить ни
о чем... не стало наконец ничего любопытного на свете. Нет извес­
тий», — пишет он в то время, когда Европа сотрясается от революции
1848 года21. В Риме Гоголь просто не заметил душной атмосферы дик­
таторского режима, установленного папой Григорием XVI и его спод­
ручным Ламбрускини, подавившими всякую живую мысль. В Неаполе
он оказался свидетелем революции, вспыхнувшей против жестокого
короля Фердинанда II! («короля-бомбы»), но не сочувствовал ей. Не
потому, что был реакционером. Королю 6н тоже не сочувствовал.
Просто болезнь лишила его этой способности. Революция ему только
досаждала шумом и беспорядками на улицах, и он поспешил уехать из
Неаполя. '"

Болезнь вносила в характер Гоголя также другую черту: все большую замкнутость, необщительность. Окружающее стало его тя­готить, рождало желание отгородиться от мира прочной стеной.


Как умер Гоголь,,.':'• 123

Первый отзвук такого настроения появляется в письме 12 апреля 1840 года: «Моя бедная душа: ей нет здесь приюта... я же теперь больше гожусь для монастыря, чем для жизни светской»22.

Дальше хуже: «Я чувствую, что разорвалися последние узы, свя­зывавшие меня со светом. Мне нужно уединение, решительное уеди­нение... Я не рожден для треволнений и чувствую с каждым днем и часом, что нет выше удела на свете, как звание монаха»23.

В обществе он теперь держался в стороне. Если к нему подсажи­вались, то делал вид, что дремлет, глядел в сторону или просто вста­вал и уходил. А ведь когда-то он любил шум, суету, кипение жизни вокруг. Он сам рассказывал, как написал лучшую из глав первого то­ма «Мертвых душ», сидя в шумной итальянской траттории, под гром биллиардных шаров, разговоры соседей, в духоте кухонного дыма. И вот как теперь, в 1851 году, он работает на даче у преданного ему С. П. Шевырева над вторым томом «Мертвых душ». Ему отвели от­дельный уединенный флигель, где он жил анахоретом. Прислуге было запрещено заходить туда без зова и вообще вертеться около. Шевырев ходил к Гоголю в определенные часы, и они вместе перечитывали на­писанное. Все это обставлялось такой таинственностью, как будто во флигеле под сенью старых сосен сходились заговорщики'14.

Своеобразному изменению подвергалось и мышление писателя. Лишенное своей эмоциональной основы, оно утратило свою неповто­римую яркость, красочность, живость. Катастрофически скудело словарное богатство языка. Мысль стала подолгу топтаться вокруг одного и того же по сложной сети рассуждения. Эти изменения мыш­ления проявлялись в патологическом резонерстве, в стереотипном повторении одних и тех же слов, оборотов речи, фраз.

Когда-то гоголевские письма по художественности своей не ус­тупали его литературным творениям, но потом... Трудно поверить, что автор бесподобных описаний чудного Днепра, украинской ночи и пти­цы-тройки написал такие слова:

«Вы человек — небаба. Человек — небаба верит более самому человеку, чем слуху о человеке, а человек — баба верит более слуху о человеке, чем самому человеку... Впрочем, вы не загордитесь тем, что вы человек — небаба... так Бог велел, чтобы вы были человекнебаба. Не унижайте также человека — бабу, потому что человекбаба может быть, кроме этого свойства, даже совершеннейшем чело­веком и иметь много таких свойств, которых не удастся приобрести человеку — небабе. Друг наш Погодин есть человекбаба... Если немец, например, человекбаба, то он останется человек — баба


I


114 История глазами психиатра

на веки веков. Но русский человек может иногда вдруг превратиться в человека — небабу...»25 (1844 г.)

Наплывы бесчувственного и бесплодного резонерства сочетались со странными ощущениями пустоты в голове, каких-то провалов в мышлении, как будто утратилась способность произвольно управ­лять течением мыслей. А те мысли, что приходили на ум, казались «чужими», «пришлыми», «не своими», кем-то внушенными.

В 1839 году он пишет: «Чувствую, что на мозг мой как будто на­двинулся какой-то колпак, который препятствует мне думать, — душит мои мысли»26. В последующие годы он говорит о своей голове, что она «одеревенела и ошеломлена так, что я ничего не в состоянии делать», «но что ужасно — что в этой голове нет ни одной мысли»", «ничего не мыслится и не пишется; голова тупа...»2*. В одном из писем 1848 года особенно ярко выступает ощущение утраты производи­тельности мышления: «Далее мои мысли расхищаются, приходят в голову незванные и уносят помышления Бог знает куда... когда хочу думать об одном, думается о другом; когда думаю о другом, думается о третьем».

С 1839 года Гоголь стал поражать своих собеседников тем, что посреди разговора на него находил какой-то столбняк: вдруг он смол­кал, и слова от него нельзя было добиться. Иногда в обществе как бы отключался от окружающего: низко опускал голову и выстукивал дробь по колену; потом вдруг конфузился и озирался вокруг. Стал обнаруживать непонятную застенчивость: не хотел входить в комна­ту, если там был кто-то незнакомый.

si. Сухая выхолощенная рассудительность на словах представляла резкий контраст с вычурностью одежды и манер, нелепостью и не­объяснимостью поступков, неожиданностью действий. Одежда Гоголя нередко удивляла его современников своей несуразностью. С годам его одеяние все более становилось, по меткому выражению одного из современников, странным сочетанием щегольства и неряшества.

В последние годы, он, казалось, вообще не заботился о своей одежде. Ходил в одном и том же черном сюртуке и шароварах. Часто даже не причесывался. Зато иной раз надевал на себя что-нибудь совершенно невообразимое. Вдруг явится к обеду в ярких желтых панталонах и в жилете небесно-голубого цвета, развесит по груди зо­лотую цепь.

ь. г j \ • • J; >• ч! ' ftf j,

> I,Ч\ i • '!"»<,!• VT*J И tf!V '4

L'Ktti.,'}• R У rJrtV и }


Как умер Гоголь "<*w >Н 125

Если обратиться к письмам Гоголя и к воспоминаниям его современ­ников, то можно заметить, что с 1839 года появляются признаки не только душевного расстройства, но и определенного телесного небла­гополучия. Они весьма своеобразны и довольно характерны для последствий поражения мозга какой-либо тяжелой инфекцией, от­равлением



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: