I. Формирование языковой компетенции




Задание.

Как вы думаете, какие ошибки сделали студенты? Какой вид компетенции не сформирован?

 

На вопрос о времени: «Который час? Сколько сейчас времени?» –студенты отвечают:

1) Безпятнадцать минут два часа.

2) Пятнадцать минут до двух.

3) Он был вчера.


 

Итак, можно знать грамматические правила, выполнять упражнения на употребление грамматических форм, но при этом не уметь поддержать беседу, не понимать при чтении содержание текста. Встает вопрос: что нужно изучать из грамматики и как это делать? Что должны знать учащиеся из грамматики? В какой форме эти знания должен давать преподаватель? Какие приемы работы с грамматическим материалом надо использовать, чтобы научить общаться на языке?

1) Учебный грамматический материал отбирается преподавателем с учетом следующих факторов:

а) цель,

б) уровень и этап обучения,

в) учет влияния родного языка на усвоение нового для учащихся русского языка.

2) Знать грамматический материал надо для того, чтобы уметь общаться, то есть грамматика – это средство общения. Грамматика – это «строительный» материал для создания текстов при общении.

Что преподаватель дает студентам?

Формы, образцы типичных предложений, а также учит, как этим материалом пользоваться. Итак, студент учит языковые единицы, правилаупотребления этих единиц, правила их объединения в тексты, речевые действия с этим материалом в процессе общения.

Как усваивается студентом грамматический материал? Грамматические формы (окончания, суффиксы, схемы построения предложений) – путем запоминания. Грамматические понятия (род, число, падеж, время глагола и т.д.) – путем осмысления, сопоставления с родным языком, выявления общего и отличий нового языка от родного. Правила употребления форм – путем осмысления, сопоставления с родным языком, выявления общего и отличий нового языка от родного.

Несовпадения выступают причиной интерференции, когда учащийся переносит понятия, правила грамматики родного языка на русский.

3) Грамматика выполняет служебную роль, так как цель обучения русскому языку – речевая деятельность: выражение и понимание мысли, оформленной средствами языка.

В связи с этой целью в учебниках русского языка грамматический материал дается в схемах, таблицах, а также скрыто – в речевых образцах, через тексты, диалоги, систему упражнений. Иногда в учебниках даются грамматические комментарии на родном языке учащихся, с указанием отличий грамматической системы русского языка от родного.

Что такое речевой образец?

Речевой образец – это отрезок речи (предложение, сочетание предложений, маленький диалог), который построен на основе изучаемой структурной схемы и выполняет определенное речевое задание.

Речевой образец для студента – это модель для построения других высказываний по аналогии.

Речевой образец используется и при презентации нового материала, и при его отработке.

Как работает речевой образец? При построении речевого образца используется схема минимального предложения – простое нераспространённое предложение в настоящем времени в утвердительной форме. Например: Мама читает. Виктор студент. Холодно и др.

Путем изменения форм времени, вида, наклонения, числа, коммуникативного задания, лексического наполнения можно получить варианты исходных структур. Например: Мама читала. Мама читала книгу. Студенты читали. Виктор будет студентом. Вчера было холодно. Завтра будет холодно. Завтра будет холодно? и т.д.

Кроме речевых образцов, построенных на основе схем минимальных предложений, используются также образцовые речевые произведения. Образцовые речевые произведения – это тексты (монологические и диалогические). Эти образцы текстов показывают, как связываются отдельные предложения в тексте, реплики в диалоге. Например, образцы текстов учат студентов использовать личные местоимения вместо существительных, употреблённых в предыдущих предложениях: Коле десять лет. Он хочет быть врачом.

То же можно сказать и о притяжательных местоимениях: У Маши сегодня день рождения. Её друзья подарили ей интересную книгу.


 

ОБРАЗЕЦ РАБОТЫ

на примере винительного падежа прямого объекта неодушевлённых существительных (на начальном этапе)

 

Винительный падежпрямого объекта дается одним из первых.

I. Формирование языковой компетенции

1) Чтение (прослушивание) текста, в котором использована изучаемая форма. Преподаватель обращает внимание студентов на данную форму. Например, модель: Студент читает журнал (книгу).

2) Студенты вспоминают уже знакомые им модели типа: Кто это? –Студент; Что делает студент? – Студент читает; Что это? – Это журнал; книга; словарь; газета; ключ; тетрадь…

К этому времени студенты уже должны знать и употреблять в речи какое-то количество переходных глаголов, например: читать, писать, слушать, смотреть, учить.

К этому времени студенты уже должнызнать и употреблять в речи формы этих глаголов. Достаточно, если они освоили только формы настоящего времени. Эти формы должны быть автоматизированы.

К этому времени студенты уже должнызнать неодушевлённые существительные и чётко ориентироваться в их родовых формах. Например: книга, газета, журнал, тетрадь, телевизор, фильм, словарь, учебник, телефон, зеркало, письмо и др.

3) Преподаватель обращает внимание студентов на третий элемент в структуре.

а) Преподаватель произносит трехчленные однотипные структуры с винительным падежом мужского рода (все слова студентам известны):

Он читает журнал.

Она читает текст.

Они смотрят фильм и т.д.

Студенты слушают и повторяют за преподавателем. Можно использовать картинки. Потом ещё раз читают.

Преподаватель просит студентов сделать вывод о значении третьего элемента – это объект, это существительное мужского рода, форма совпадает с начальной, с именительным падежом.

б) Потом преподавательпроизносит трехчленные однотипные структуры с винительным падежом среднего рода (все слова студентам известны):

Он пишет письмо.

Она слушает радио.

Они учат стихотворение и т.п.

Снова студенты анализируют третий элемент и делают вывод: это объект, это существительное среднего рода, форма совпадает с начальной, с именительным падежом.

в) Наконец, даются примеры с формами женского рода:

Ончитает газету.

Она слушает музыку.

Они читают книгу и т.п.

Снова анализ и вывод о том, как образуется винительный падеж женского рода.

г) Потом обобщение форм винительного падежа в таблице (можно вместе со студентами заполнить таблицу).

4. Следующий этап – преподаватель знакомит с вопросом, на который отвечает третий элемент:

Мы читаем книгу. – Что вы читаете?

Что – это вопрос к объекту, который выражается неодушевлённым существительным.

5. Первичное закрепление – многократное употребление формы (можно с рисунками). Например:

Что вы читаете?

смотрите?

слушаете?

пишете?

Преподаватель внимательно следит за правильностью фраз. Ошибки могут быть из-за неточного знания рода существительных.

6. Убедившись в том, что студенты поняли грамматическое явление, преподаватель обращает внимание на переходные глаголы. Например:

Читать

Писать + что?

Смотреть

Учить

Слушать

7. Контроль понимания формы. Даются упражнения на подстановку формы. Например: «Раскройте скобки», «Переведите».


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: