Архимандрит Антонин (Капустин) – Дипломат и миротворец




В 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения архимандрита Антонина, в миру Андрея Ивановича Капустина.

Он родился в многодетной семье старинного священнического рода Капустиных в селе Батурино Шадринского уезда Пермской Губернии.

Род Капустиных служил в Спасо-Преображенском храме более 100 лет.

Одним из выдающихся представителей этого рода является Андрей Иванович Капустин.

Его судьба в детстве и юности была схожа с тысячами судеб детей духовенства того времени. В девять лет отец Андрея определил его в Далматовское духовное училище, где, как он сам потом вспоминал, «вдоволь отведал розг, латыни и березовой каши». После училища Андрей поступил в Пермскую духовную семина­рию, где на должности ректора был его дядя — архимандрит Иона.

Закончив семинарский курс, Андрей Капустин поступил в Киевскую духовную академию. После окончания остался преподавать в ней. В ней же постригся в монашество с именем Антонин.

По-настоящему радикально жизнь его изменилась в 1850 году, когда он был назначен на должность настоятеля русской посольской церкви в Афинах. Прошло десять лет, и не ведомый никому «ученый монах» сделался среди русских и греческих византологов личностью известной и уважаемой. Четыре научных общества почли за честь избрать его своим действительным членом, его книга о древних афинских надписях произвела в научных кругах России и Европы подлинную сенсацию, его статьи переводились на многие языки. И до сих пор труды его являются ценнейшим источником сведений по археологии и истории.

Уже архимандритом отца Антонина переводят сначала в Константинополь в посольскую церковь, а затем назначают временно заведующим Русской духовной миссией в Иерусалиме. В то время Миссия терпела множество нестроений. Руководство над ней было яблоком раздора между Синодом, Министерством иностранных дел, Русским палестинским комитетом и Иерусалимской патриархией. Не знал отец Антонин, что его «временное» назначение затянется почти на 30 лет и станет последним и главным делом его жизни. Благодаря замечательным качествам своего характера, обаянию и уму он не стал очередной жертвой интриг, а сумел примирить и расположить к себе все противоборствующие стороны. Природный капустинский юмор не давал унывать отцу Антонину и помогал направлять свою деятельность на то, что могло бы действительно принести пользу Церкви, Отечеству и исторической науке.

Его имя неразрывно связано с русскими землями в Палестине, с археологическими раскопками, на них проведенными, с прекрасными храмами, подворьями, школами и приютами, построенными на этих землях.

Архимандрит Антонин был человеком гармоничным, духовно богатым, его труды и замыслы поражают многогранностью, универсальностью и глубиной!

Даже на фоне своих современников и весьма обильного на таланты XIX века он видится звездой первой величины.

О. Антонин превосходно владевший наукой христианской дипломатии, которая, согласно Писанию, состояла в умении пропускать мимо себя злобу, глупость, зависть, к тому же делал это с возможной улыбкой и изяществом.

Даже турецкая стража отдавала ему честь в знак особого уважения.

Приобретать участки для строительства храмов на Святой земле было чрезвычайно трудно. И только личное обаяние начальника миссии да русский чай- «чай москоби», который любили чиновники, угодливо предлагавшийся архимандритом, помогали преодолевать все трудности. А трудности были серьезные. Отцу Антонину, русской православной миссии противостояли католические и протестантские миссионеры, которые хотели весь Иерусалим и вообще Палестину в религиозном отношении прибрать к своим рукам и подчинить влиянию своих религий, какие ни устраивали они препятствия отцу Антонину развернуть там свою деятельность,- ему все же удалось в Палестине закрепить за Россией много земельных участков, и на них соорудить приют для русских богомольцев, устроить в них русские церкви с богослужением на родном языке.

Дивные и величественные русские храмы, обширные и хорошо оборудованные приюты и подворья, в которых паломник находит отдых и гостеприимство после утомительного пути, зноя и непогоды, и, наконец, самое, может быть, существенное и внушительное - это памятники древней библейской истории и археологии исключительной ценности и первоклассного значения. И все это рассеяно по всей Палестине. Все это деяние одного человека, его воли, ума, энергии. Имя этого человека архимандрит Антонин (Андрей Иванович Капустин).

Трудами о. Антонина положено начало создания Русской Палестины- уникальной территории России в Святой земле. Своей активностью в приобретении участков на Святой земле о. Антонин вводил Россию в центр христианства, «В целом же все обустроенные в различной степени земельные участки Антонина предназначались будущим поколениям православных русских людей: тем, кто будет сохранять православие Святой земли после него. Проект архимандрита Антонина был проектом будущего».

Всего о. Антонином куплено в Палестине 13 участков с общей площадью около 425000 кв.м, и стоимостью до миллиона рублей золотом.

Русская Палестина в целом вызревала и созидалась как пространство русского вхождения в святыни Святой земли.

Антонину посчастливилось не только удачно включиться в развернувшийся во второй половине XIX в. широкомасштабный процесс «сакрального проектирования» на святых местах, в котором участвовали великие державы.

Самой первой покупкой отца Антонина стал участок со знаменитым Мамврийским дубом, возле которого праотец Авраам принимал Бога в образе трех странников. Именно этот дуб является непременной частью всех Троических икон. А затем приобретениями стали и вершина Елеонской горы, место вознесения Спасителя, и участок земли

евангельской «Горней», где произошла встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой, и участок в Яффе, который получил название «Золотой жемчужины Миссии» за красоту садов, и имения под Вифлеемом, в Тивериаде, на Иордане, в Силоаме, в Назарете, в Кане Галилейской...

Именно ему мы обязаны и тем, что сегодня имеем возможность видеть и «судные врата», через которые проходил Спаситель, когда Его вели на Голгофу, и многочисленные базилики времен императора Константина. Его сочинения, регулярно выходившие в российской печати, монографии, дневники, его библиотека и музей говорят о неординарном человеке, достойном представителе русского богословия и русской науки.

Архимандрит Антонин (Капустин) скончался в 1894 году. Его похоронили «в самой близости к небу» — на Елеонской горе. Более 40 лет он прожил вне пределов России, но все его труды были направлены к прославлению своей родины. Перед смертью он завещал: «Все приобретенные на мое имя земельные участки в Палестине... оставляю в собственность Синода, если же таковой перестанет существовать, то земли эти делаются достоянием всех православных русских людей».

25 августа 2017 года на его малой родине в селе Батурино прошел второй фестиваль «Батуринская святыня». Патриарх всея Руси Кирилл посетил с. Батурино – место рождения нашего великого земляка и принял участие в открытии памятника архимандриту Антонину на территории Спасо-Преображенского храма.

 

 

Рекомендуемая литература:

А.А. Пашков «Батурина–Батуринское. Священнический род Капустиных», изд. 2004 г.

А.А. Пашков «России верные сыны», изд. 2017 г.

Газета «Новый мир» за 8, 11, 15, 18, 22, 25 августа 2017 года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: