Крестьянские восстания в Японии в 15-16 вв.




В период сложившихся феодальных отношений в Японии завершился распад вотчин, ставших тормозом на пути развития производительных сил. Наряду с эти процессом происходило становление княжетв, губернаторы становились одновременно и князьями. Они владели вотчиной жалованного типа и поместьем-княжеством, которое постепенно укреплялось. Если в предшествующий период господствовала вотчина комменданционного типа, то теперь права князя распространялись на все его княжество, где он был полноправным властителем. Губернаторы максимально использовали аппарат местного управления для консолидации своих владений. Князь имел дело не с вотчинной деревней, а с сельской общиной. Оживление деятельности сельской общины проявилось в регулярно созываемых сходках, где обсуждались волновавшие крестьян вопросы. Укрепление сельской общины проявилось в активизации классовой борьбы крестьян. Они боролись за отмену долгов, сокращение налогов, барщины, за смещение вотчинных администраторов, превышавших свои полномочия. Формы борьбы крестьян были довольно многообразны:: тяжбы, подача петиций, уход, мятежи в виде «земельных восстаний», кульминация которых приходилась на конец 20-х годов XV в. Эти «земельные восстания» в силу более высокого социально-экономического развития и увеличения нормы эксплуатации масс были особенно распространены в вотчинных деревнях центрального района Кинай о. Хонсю — в вотчинах, принадлежавших придворной аристократии и храмам. Восставшие крестьяне требовали упразднить заставы на окраинах г. Киото, поскольку они препятствовали им вести торговлю в городе. В провин­циальных деревнях, удаленных от центра, восстаний не наблюдалось, что, возможно, определялось возросшей военной силой местных феодалов. «Земельные» повстанцы стали обладателями оружия, полученного в результате их вовлечения в междоусобную борьбу феодалов. Однако в своих военных действиях крестьяне, как правило, не выходили за пределы мест обитания, что археологически подтверждается наличием круговых рвов вокруг сельских общин. Крестьяне не поддерживали борьбу соседей, в чем проявилась ограниченность их мировоззрения. В отдельных случаях они совершали нападения даже на дворец императора в Киото (1447), громили склады столичных ростовщиков (1454, 457), захватывали храмы, чтобы пополнить свои запасы оружия и продовольствия. Об усилившемся влиянии заместителя сегуна и губернаторов свидетельствовали события 1434 г., когда шестой сегун Ёсинори намеревался разгромить монастырь на горе Хиэй, но его заместитель и губернаторы воспротивились этому. Этот конфликт знаменовал обострение противоречий между сегуном и его вассалами. Ёсинори для ослабления оппозиции стал натравливать губернаторов друг на друга и даже каз­нил некоторых из них. Он самочинно лишал прав законных наследни­ков и жаловал их другим членам семьи, нарушая традицию наследова­ния, чем подорвал свою социальную опору. В довершение всего Ёсинори конфисковал земли у губернатора Акамацу и его сына Сукэясу, которые в 1441 г. его убили.

После гибели сегуна с новой силой вспыхнула борьба между губер­наторами. Ранее опальные губернаторы стремились восстановить свое былое положение, а дом Хосокава намеревался захватить должность заместителя сегуна. Борьба среди вассалов сегуна сказалась на ос­лаблении положения всего дома Асикага.

Ослабление сёгуната стимулировало рост междоусобной борьбы феодалов. Вот почему заключительный 100-летний период сёгуната во­шел в историю под названием «эпохи воюющих провинций» (1467-1568).

Обострение междоусобных войн резко ухудшило и без того тяжелое положение крестьян: сократилась площадь обрабатываемой земли, вводились новые налоги, взимались дополнительные поборы, что способствовало росту крестьянских восстаний. Границы «земельных восстаний» расширились до размеров целых провинций, откуда и пошло их наименование — «провинциальные восстания». Крупнейшим из них было восстание в Ямасиро, начавшееся в 1485 г. На первом этапе восстания (1485-1487) в нем активно участвова­ли все слои крестьян, ремесленники, мелкие торговцы, возчики, низшие самураи. Руководили выступлением зажиточные крестьяне и возчики, тесно связанные с внутренним рынком и пользовавшиеся определенным влиянием. Восставшие избрали специальный орган исполнительной вла­сти — народное совещание — в составе 36 человек, которые ежемесячно выбирали из своей среды главу провинции и созывали общие собрания для решения важнейших дел. Восставшие определили размер налогов (они были снижены примерно вдвое — до 40% урожая), обложили на­логами монастырские владения. собранные средства расходовались на содержание органов самоуправления и вооруженных отрядов. Восстав­шие, создавая народное ополчение, строго следили за порядком и суро­во карали нарушителей. Силы повстанцев были столь значительны, что феодалы были вынуждены вывести свои войска за пределы провинции. Убрались из Ямасиро и чиновники сегуна. Крестьяне, организовав само­управление, заботились о поддержании в хорошем состоянии ороситель­ной системы, ремонтировали дороги, содействовали развитию торговли.

На втором этапе (с 1488 г.) зажиточные крестьяне стали использовать свое руко­водящее положение в корыст­ных целях: они снова повыси­ли налоги, установили таможенные заставы. Стремясь уйти от ответственности за участие в восстании, вынашивали план заключения компромиссного соглашения с феодала­ми, но среди них не было един­ства — с кем из феодальных группировок вести переговоры. Народное совещание начало противопоставлять себя остальным восставшим, которые перестали его признавать, и осенью 1493 г. оно фактически распалось. Общие собрания перестали собираться, ополче­ние было дезорганизовано. Вновь назначенный губернатор накапливал силы на границах провинции, а затем перешел в наступление. В 1494 г. были разгромлены последние очаги сопротивления. Недостаточная организованность, раскол среди повстанцев, отсутствие ясных целей борьбы — характерная особенность восстания, в котором ярко проявились черты стихийности крестьянского движения. Значительную роль в поражении восстания сыграла измена части руководства.

Другой формой крестьянских выступлений были так называемые «восстания за аннулирование долгов», объединенные общим лозунгом отмены долгов торговцам и ростовщикам, что свидетельствовало о за­кабалении крестьян торговым и ростовщическим капиталом.

В XV и особенно в XVI в. широкое распространение получили вы­ступления крестьян под религиозными лозунгами. Недовольство кре­стьянских масс пытались использовать в своих интересах различные буддийские секты, активно участвовавшие в междоусобных феодальных войнах. Наибольшее влияние в то время среди крестьян имела буддийская секта «Учение об Одном» («Икко»), потому эти выступление именовались «восстаниями Икко». Сторонники этой секты считали, что для спасения души достаточно одно: многократно повторять: «Благословен Амида-будда!» — при этом отнюдь не обязательно отрекаться о мирских благ, что делало это учение чрезвычайно популярным среди трудящихся масс, и прежде всего крестьянства. Восстания секты «Икко получили наибольшее распространение в провинции Микава и продолжались с 1428 по 1580 г. Крупнейшее выступление произошло летом 1532 г., когда повстанцы осадили г. Сакаи, в котором преобладали сторонники секты «Нитирэн», затем повстанцы направились к г. Нара, где жгли и грабили буддийские храмы.

Эти крестьянские выступления под религиозными лозунгами были направлены против местной администрации, представители которой обо­гащались за счет крестьян и превращались в крупных феодальных зе­мельных собственников. Социальный протест крестьян использовался церковью как для фракционной религиозной борьбы, так и для противо­борства светским феодалам.

После поражения этих выступлений победитель-феодал обычно при­казывал побежденным «переменить секту», а если последние отказы­вались это сделать, они подвергались преследованиям и изгонялись за пределы провинции.

Междоусобные войны и крестьянские восстания ослабляли власть губернаторов-князей, которым не удалось превратить контролируемые провинции в личное феодальное владение. Это было обусловлено также ослаблением вассальных отношений, изменой вассалов. На сме­ну выдвинулись князья «сражающихся провинций» — выходцы из про­винциальных феодалов. Они окончательно упразднили вотчины и, опи­раясь на сельскую общину, укрепили свою власть в качестве князя «большого имени» (даймё).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: