Создание государства Сун в. Китае в 10 в., внутренняя и внешняя политика.




Крестьянское восстание 9в. Танский двор лишился власти. В стране воз­никали мелкие государства и княжества, а их властители, борясь друг с другом, претендовали на трон сына Неба. 906-960 гг. – Эпоха пяти династий и десяти царств.

Юг. Положение отдельных царств было более устойчивым. Дробление крупных землевладений. На юге нача­ло складываться помещичье землевладение, преимущественно мелкое.

Север. Положение оказалось тяжелым. Борьба за власть затя­нулась надолго: в жестоких войнах так называемые династии посто­янно сменяли друг друга. В начале Х в. был сравнен с землей один из богатейших городов — Чанъань, а в междоусобной борьбе 30-х го­дов разрушена значительная часть Лояна с его великолепными двор­цами и библиотеками. Многие города подверглись разграблению.

Тяжелым положением внутри Китая воспользовались кидане. В 937 г. образуется гос-во Ляо. Киданьские правители вмешивались в политическую жизнь Китая, разжигая в нем междоусоб­ные войны. Китайские феодалы, борясь за власть, искали помощи киданьской конницы, платили дань шелком и уступали северные терри­тории страны. Под власть Ляо перешло 16 земледельческих округов, находившихся на землях современных провинций Хэбэй и Шаньси.

В 40-х годах Х в. один из китай­ских военачальников помог киданям занять Кайфын. Но сопротивление народа и особенно горожан заставило киданей уйти на север. Внешняя опасность со стороны киданей требо­вала прекращения междоусобных войн и объединения страны.

В 960 г. войска, вышедшие в поход против киданей, провозгласили военачальника Чжао Куаньиня императором династии Сун (960-1279). По размеру новая империя уступала своей предшественнице империи Тан. Сначала сунской столицей был Кайфын, а с 1127 г. — Ханчжоу.

 

Сельское хозяйство Китая в период развитого феодализма достиг­ло значительных успехов.

Социальная жизнь китайской империи в Х-XII вв.. Изменения: сократилась площадь государственных земель, поместий родственников императора, военных поселений, «должност­ных» земель, отдаваемых на кормление чиновникам, а также земель храмов, общественных амбаров и учебных заведений. Ведущая тенден­ция развития феодальной земельной собственности – преоблада­ние частного землевладения (за счет освоения целины и пустошей, вспашки участков в труднодоступных горных районах, за­хвата и купли земли).

Главенствующая роль принадлежала крупным феодалам. К 1022 г. владения «могущественных домов» занимали половину всей обрабатываемой площади в стране.

Перераспределение земли не находило отражения в налоговых списках, и поступления в казну резко падали. По данным источников, казна не получала налогов с 66-70% пахотной площади в стране.

Провинциальные чиновники увеличивали налогообложение самыми изощренными способами. Тяжело сказывались на положении крестьян и чрезвычайные по­боры на военные нужды и на борьбу со стихийными бедствиями. Косвенные налоги (при покупке с/х орудий, скота, земли). Подушные налоги, выплачивавшиеся рисом и деньгами. Эксплуатацию усиливала и монополия на соль, вино, дрожжи, уксус и особенно на чай. Повинности по об­служиванию казенных учреждений.

По мере роста частных вла­дений категория таких держателей — издольщиков — все увеличи­валась. Наиболее многочисленной среди них была группа кэху — тех, «кто не имеет имущества и живет на чужбине».

В полной зависимости от землевладельцев, возделывали землю феодалов за долю урожая. Отчуждаемая доля, как правило, превышала 50% урожая.

Тяжесть издольщины и ростовщической эксплуатации непосредст­венных производителей резко обострила основное противоречие фео­дального строя — между зависимыми крестьянами и феодалами.

 

В Х-XII вв. в Китае продолжался процесс обособления города от деревни. Повсюду возникали новые города, разрастались старинные поселения. Наиболее крупными административными и торгово-ремесленными центрами стали: Кайфын, Ханчжоу, Чэнду и Учан. Начали складываться и новые торгово-ремесленные пункты, которые называ­лись чжэн или ши.

За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады, которые вновь окружали стенами, образуя внешний город. Территорию многих городов пересекали транспортные каналы.

 

Государственное устройство империи Сун зиждилось на полити­ческих устоях, унаследованных от прежних деспотий.

Изменения в аграрном строе, развитие городов, рост новых соци­альных прослоек создали предпосылки для политических перемен, но структур империи они почти не затронули. Политика направлялась на укрепление всекитайской централизованной власти и на искоренение сепаратистских тенденций, что образно называлось «укреплением ствола и ослаблением ветвей».

Меры для централиза­ции – упразднение прежних административных единиц, возглавляемые всевластными военными наместниками; введение новой системы админи­стративного деления: все районы подчинялись непосредственно импе­ратору. Высшими административными единицами, включавшими крупные города, были провинции, делившиеся на области, округа и уезды. Кроме того, выделялись военные округа – местонахождение военных властей — и инспекции – районы разработок соли и плавки ме­таллов.

Чтобы урезать полномочия местных чиновников, создали много­численные параллельные организации, чьи обязанности и права были не строго очерчены. Деятельность властей на местах контролировалась также столичными служащими, наделенными равными с местными чиновниками правами. Через три года провинциальным чиновникам предписывалось менять место служ­бы. В 991 г. ввели прокурорский надзор из центра. Местные органы были лишены права самостоятельно принимать решения по важным гражданским делам.

Перераспределение прав и обязанностей внутри центральных ор­ганов особенно за счет уменьшения полномочий ближайших советников императора — цзайсянов — также служило усилению единодер­жавной власти. Для лучшего надзора за подданными повысили зна­чение инспекционной палаты и цензората — контрольных органов, осу­ществлявших надзор за чиновниками.

Приоритет монаршей власти поддерживала и система образова­ния, призванная насаждать официально санкционированную идеологию я основанная на изучении надлежаще отобранных и интерпретирован­ных еще в танское время древних канонов.

Власти боялись вооружать население, поэтому армия состояла, главным образом из наемников. Части были рассредоточены по всей стране, но находились в непосредственном подчинении императора. В столице была расквартирована императорская гвардия — «войско запретного города». Кайфын переполняли бездельничающие воины гвардии, собранные там для охраны сына Неба.

В провинции в округах формировались гарнизоны, а во главе их стояли местные феодалы. Войска отличались низкой дисциплиной слабой подготовкой, вооружения не хватало. Границы империи охра­няли незначительные войсковые части.

Снижение боеспособности армии способствовали и ущемление прав командной прослойки, и презрительное отношение гражданских лиц к военным. Более чем за 80 лет со времени объединения страны войско увеличилось в 6 раз, на его содержание шло 5/6 всех государ­ственных поступлений, однако военное дело было поставлено плохо.

Для содержания бюрократического аппарата и армии, а также уплаты огромной дани вводили все новые поборы. Общая масса нало­говых поступлений за 40 лет (с 1004 г.) возросла в 3,6 раза.

Борьба за централизацию, наряду с ослаблением власти на мес­тах, сочеталась с попыткой двора опереться на широкие круги чинов­ничества. Положение в обществе определялось в большей степени дол­жностью и чином, нежели богатством. Наиболее резко выделялась своим привилегированным положением высшая чиновная знать. Импе­раторская власть предоставляла крупным сановникам многочисленные льготы: так, их отпрыски раз в три года во время больших празднеств и торжественных церемоний, в дни рождения императора и жертвопри­ношений могли получать назначение или продвижение по службе без экзаменов, лишь за заслуги отцов.. При продвижении, влиятельного са­новника по службе его потомков повышали в должности.

Крупные феодалы, их сыновья и многочисленная родня занимал» самые высокооплачиваемые должности в столице. К XI в. образовался слой особо привилегированных сановников, чьи должности стали на­следственными. Этому способствовал практиковавшийся при Сунах принцип автоматического повышения чиновников, в соответствии с ко­торым гражданские чиновники получали повышение по службе по ис­течении трех лет, а военные — пяти.

Доступ. на важные государственные посты был закрыт для сред­них слоев господствующего класса. Между тем именно эта прослойка' была источником пополнения рядового чиновничества. Как и служа­щие в 'столичных учреждениях, они получали свою долю феодально» ренты в виде жалованья, но, как правило, пополняли свои доходы вы­могательством и взятками. Нестабильность экономического положёния-и отсутствие каких бы то ни было политических прав питали оппози­ционные настроения мелких чиновников — выходцев из средних и? мелких прослоек господствующего класса, из семей богатых землевла­дельцев, простолюдинов и горожан.

Вместе с тем в условиях господства конфуцианской морали, уве­ренности в незыблемости деспотии, духа раболепства и безусловного подчинения старшим и сыну Неба социальная психология различных слоев феодального- класса была во многом сходной. Различные про­слойки в силу неразвитости общественных институтов не осознавали своей социальной корпоративности. В большей степени воспринимали они общность, формулирующуюся земляческими, этническими, родст­венными и иными связями. Наметившаяся в экономической жизни тенденция быстрого развития юго-восточных районов усилила противо­поставление Юга и Севера. Группы господствующего класса формиро­вались по земляческим узам..

Долгое время ближайшее окружение основателя сунского дома составляли выходцы из северных и центральных районов Китая. Пра­вящая группировка ревностно следила, чтобы на высокие должности при дворе не допускались «люди с другой стороны реки». Именно тог­да усилилось соперничество группировок южан и северян, все более обострялись противоречия между крупными феодалами Севера, со­ставлявшими столичную знать, и провинциальным чиновничеством Юга, не имевшим доступа и высоким постам. Эта борьба нашла свое выражение в соперничестве за политическое влияние при император­ском дворе. Однако уже к началу XI в. среди цзайсянов появились уроженцы южных районов, одержавшие верх над кандидатами груп­пировки феодалов Севера.

Новые веяния в политической жизни вынудили Сунскую династию постоянно заботиться об идеологическом укреплении власти. В поис­ках государственной доктрины, призванной служить идеологической опорой феодальной монархии, Сунский дом обратился к конфуцианст­ву. Указом императора Конфуций был канонизирован, в честь его со­оружали храмы, а его потомкам предоставлялись разнообразные льготы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: