Народные движения в Турции в 16 – нач. 17 вв.




Первые вспышки антифеодальной борьбы в XVI в. еще имели не­мало общих черт с народным выступлением под руководством шейха Бедреддина Симави в 1416 г. В них ощущалось сильное влияние «ере­тических» религиозных идей, распространявшихся приверженцами крайних шиитских сект. Предводители повстанцев часто обращались к лозунгам социального и имущественного равенства, широко пропаган­дировали тезис о грядущем явлении «спасителя» — Махди. Нередко они выдавали себя за Махди, чтобы быстрее завоевать доверие угне­тенного народа. Широкий отклик получила шиитская пропаганда среди туркменских кочевников. Поэтому многие народные выступления пер­вой половины XVI в. известны как восстания кызылбашей, т. е. сторон­ников Сефевидов.

Одно из крупных восстаний кызылбашей происходило в 1510— 1511 гг. Во главе его стоял шиитский проповедник (баба) называвший себя Шах-кулу и известный среди местных феодалов как Шайтан-ку­лу1. В начале восстания у Шах-кулу было около 10 тыс. сторонников^. Основными лозунгами восставших были освобождение от' обремени­тельных налогов и прекращение произвола местных властей. К. восстамию примкнули многие сипахи, лишившиеся своих тимаров и недоволь-дые политикой султана. Известно также, что Шах-кулу направил не­сколько своих учеников (мюридов) в различные районы Румелии для пропаганды идей восстания. Отряды Шах-кулу взяли город Анталья и «садили провинциальный центр Кютахью. Отдельные группы восстав­ших доходили до Бурсы и побережья Мраморного моря. С большим трудом султанским войскам удалось оттеснить Шах-кулу к Сивасу, где и произошло решающее сражение. Силы восставших уступали в бое­способности правительственным войскам. Шах-кулу пал на поле боя. Повстанцы были разбиты, остатки разгромленных отрядов отступили.на территорию Ирана.

Новое восстание вспыхнуло в сельских районах между Иозгатом}.и Сивасом в 1520 г. Во главе движения встал шейх Шах Вели, сын из­вестного в тех местах шейха Джеляли. Объявив себя Махди, он со­брал около 20 тыс. сторонников из различных районов Анатолии от Киликии до Черноморского побережья и во главе их осадил Токат, угрожая нападениям на Сивас., После напряженной борьбы отряды.шейха были разбиты султанскими войсками. Шах Вели и другие руко­водители восстания попали в плен и были казнены. Хотя это восстание, как и другие, потерпело неудачу, оно настолько напугало османские власти, что в официальных отчетах народных повстанцев стали назы­вать «джеляли».В 1526—1529 гг. произошли восстания, в которых наряду с кре­стьянами участвовали туркменские и курдские кочевые племена, а также мелкие военные ленники. Наиболее мощное выступление про­изошло в районе Малатьи. Во главе недовольных встал новый «спаси­тель» — Календер. Восставшие, общая численность которых доходила, до 30 тыс., требовали отмены тяжелых налогов, наделения неимущих сельских жителей пахотной землей и пастбищами. Среди тех, кто при­мкнул к Календеру, было много мелких сипахи, права которых были ущемлены в результате проведенной перерегистрации тимаров. Быст­рые успехи восставших наводили страх на крупных землевладельцев и султанское правительство. Лишь после того как удалось отколоть от восставшего народа знать кочевых племен и мелких феодалов, кото­рым правительство обещало вернуть тимары, в лагере восставших воз­никли разногласия. Этим воспользовались султанские войска и нанесли Календеру решительное поражение.

- Во второй половине XVI в. число антиправительственных выступ­лений значительно возросло, одновременно стал более сложным состав их участников. Вся Анатолия оказалась охвачена серией крупных вос­станий, получивших в официальных документах название «джелялийской смуты».

Положение народных масс в анатолийских провинциях значительно осложнялось военными действиями на турецко-иранской границе, которые почти не прекращались. В годы войны на плечи райятов ложи­лись дополнительные повинности, связанные с обеспечением действую­щей армии провиантом и снаряжением. Для покрытия расходов прави­тельство стало регулярно собирать чрезвычайные военные налоги. Войска, непрерывным потоком шедшие на восточные границы, забирали последнее, что оставалось у крестьян. Не случайно разорившиеся и безземельные крестьяне составляли наиболее активную часть повстан­цев. Специфической чертой жизни городов того времени стало умножение числен­ности городского плебса, состоявшего из значительной массы покидав­ших деревни крестьян и обширного слоя лиц без определенных занятий в городах («лишние люди»).

Проблема «лишних людей», получивших в османских документах название левендов, решалась Портой путем их привлечения к участию в завоевательных войнах в качестве стрельцов — тюфенкчи. Со вре­менем отряды левендов превратились в грозную мятежную силу, угро­жавшую порядку в Османской империи. Отказываясь сдавать оружие по возвращении из походов, левенды большими и малыми группами расходились по анатолийским и балканским провинциям в надежде найти место в военной свите того или иного крупного феодала или гу­бернатора. Те, кто не смогли обрести себе такое пристанище, легко пре­вращались в разбойников. В конце XVI в. число последних выросло настолько, что слово «левенд» обрело значение мятежного человека, разбойника.

Действия отрядов левендов переплетались с волнениями крестьян, протестовавших против феодального гнета и вымогательств местных феодалов и султанских чиновников. Борьба сельского -населения допол­нялась выступлениями софт — учащихся медресе и других представи­телей городского плебса, очень чутко реагировавших на рост цен на продукты питания и предметы первой необходимости, выпуск испорчен­ных денег, введение новых поборов.

Руководителями восстаний были, как правило, мелкие феодалы — сипахи, недовольные действиями центрального правительства и пытав­шиеся использовать народное возмущение, чтобы силой вернуть отоб­ранные у них земли. Принимали участие в антиправительственных вы­ступлениях также и отдельные провинциальные наместники — бейлер-беи и санджакбеи, но их своекорыстные замыслы не имели ничего об­щего с целями народного движения.

Особенно острая ситуация сложилась к 1596 г., когда недовольство действиями султанских властей охватило значительную часть Малой Азии, Северный Ирак и Сирию. Толчком к перерастанию недовольства в открытое восстание послужила очередная проверка сипахийского ополчения, когда 30 тыс. тимариотов были лишены своих кормлений по обвинению в дезертирстве. Среди пострадавших были два брата — Абдулхалим по прозвищу Кара Языджи и Дели Хасан, ставшие руко­водителями восстания. Отряды повстанцев установили свой контроль в Восточной Анатолии. Кара Языджи стал рассылать свои указы, на­значать на административные и духовные посты своих ставленников, собирать налоги и контрибуции на содержание своего войска. Многие феодалы перешли на его сторону, надеясь сохранить свои посты и иму­щество.

После смерти Кара Языджи в 1602 г. руководство восстанием пе­решло к Дели Хасану, которому удалось объединиться с другими по­встанческим вождями. 30-тысячное войско вооруженных противников Дели Хасана овладело Токатом и осадило Кайсери. Суровая зима 1602/1603 г. затруднила положение восставших, но все же они представляли грозную силу для султанских войск. Однако переход мелких и средних феодалов на сторону противника внес дезорганизацию в ряды восставших. Сам Дели Хасан, прельщенный обещанием правительства дать ему должность паши Боснии, прекратил борьбу и сложил оружие. Воспользовавшись разбродом в лагере восставших, султанские войска сумели разгромить джеляли. В 1605 г. Дели Хасан был казнен.

Несмотря на жестокие репрессии, народное движение в Анатолии не было подавлено. Почти во всех районах Малой Азии действовали отряды повстанцев, насчитывавшие от нескольких десятков до несколь­ких тысяч человек. Наиболее опасным для султанского правительства было восстание во главе с Календер-оглу. Он начал действовать еще в 1592 г. во главе группы в 80 человек, а в 1607 г., когда его отрядам удалось захватить Бурсу, в них действовало 30 тыс. человек. Сторон­ники Календер-оглу контролировали большую территорию от Анкары до побережья Эгейского и Мраморного морей. Лишь в 1608 г. опытно­му военачальнику Мурад-паше удалось нанести поражение восстав­шим. Календер-оглу вместе с остатками своих войск вынужден был уйти в Иран.

После разгрома восстания Календер-оглу Мурад-паше понадобилось еще около двух лет, чтобы ликвидировать повстанческое движе­ние в Анатолии. Для устрашения крестьян было приказано выклады­вать пирамиды из отрезанных голов и тел повстанцев. Жестокие кара­тели не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. По разным сведе­ниям, за три года было казнено от 65 до 100 тыс. человек. Однако и эти кровавые меры не принесли полного успокоения.

Напуганная огромным размахом выступлений джеляли, правящая верхушка Турции вынуждена была пойти на некоторые уступки. В ок­тябре 1610 г. султан издал специальный ферман, получивший название «Указ справедливости». В нем султанское правительство обращало внимание местных властей на чрезвычайно тяжелое положение райи и требовало смягчения феодального гнета и ограничения произвола ро­стовщиков.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: