Частные коэффициенты корреляции счастья с отдельными шкалами (переменные «пол» и «возраст» контролировались)




  Оксфордский опросник счастья
     
Экстраверсия 0,61*** -
Нейротизм -0,67*** - 0,63***
Психотизм - 0,27*** - 0,28***
Шкала лжи 0,21*** 0,23***
Тяга к одиночеству -0,18** 0,09
Жизненная ориентация 0,75*** 0,69***
Склонность к тесному общению 0,51*** 0,06
Индекс осмысленности жизни 0,85*** 0,82***
Склонность к эмпатии 0,92 -0,14*
Самооценка 0,78*** 0,71***

Примечание: *р < 0,05, **р < 0,01, ***р < 0,001.

' Когда устранено влияние пола, возраста и экстраверсии.

Источник: НШз & Аг^ук, 2001.

В главе 12 отмечается, что экстраверсия — возможный критерий счастья в международных сравнениях, поскольку применявшиеся параметры, основанные на единственном вопросе, признаны неудовлетворительными. В главе же 2 показано, что отсутствие таких негативных эмоциональных состояний, как тревога и депрессия, — одно из главных элементов счастья или благополучия.

Людям с выраженным нейротизмом свойственна тревожность, а страдающим от депрессии, естественно, — подавленное состояние. Уровень счастья психотиков, вероятно, вообще нельзя измерить, однако шкала психотизма в Личностном опроснике Айзенка (ЕРО) (измеряющая трезвость ума) демонстрирует умеренную отрицательную корреляцию со счастьем (табл. 10.2). Как же объяснить, что люди с маниакальным синдромом часто кажутся счастливыми, едва ли даже не слишком счастливыми? По сути дела, их эмоциональный настрой — это проявление возбуждения, сильного волнения, а не счастья, и нередко они довольно раздражительны. Их можно охарактеризовать следующим образом:

Маниакальный синдром характеризуется эйфорией, самоуверенностью и повышенной энергичностью... Обладающие им хорошо, эффектно одеваются, но одежде их свойствен кричащий оттенок; они превосходно выглядят и весьма довольны собой, улыбчивы и стремительны, обладают громким уверенным голосом, отличающимся силой и звучностью. Они беспрерывно говорят и, как правило, контролируют ход беседы, пересыпая речь уморительными шутками и безумными историями, но легко отвлекаются и перескакивают с одной мысли на другую. Их возбуждение и веселость заразительны, и эти люди прекрасно исполняют роль «души компании». [Но] обманчивая компетентность, непрерывное говорение и склонность к эксцентричным поступкам могут привести к тому, что их поведение будет расцениваться как нарушение общественного порядка(Аг§у1е, 1994, р. 218-219).

«Большая пятерка»

Европейские ученые, исследуя психологические характеристики личности, часто используют Личностный опросник Айзенка, имеющий три измерения — экстраверсию, нейротизм и психотизм. В аналогичных американских работах задействуется «Большая пятерка», включающая шкалы экстраверсии, дружелюбия, сознательности, нейротизма и открытости опыту.

В многочисленных исследованиях предпринимались попытки проследить взаимосвязь указанных показателей с благополучием; ДеНеве и Купер (Ве№уе & Соорег, 1998) провели метаанализ 148 таких работ. Обобщенные показатели корреляции отмеченных характеристик с удовлетворенностью жизнью и другими критериями счастья приводятся в табл. 10.3. Данные, полученные с использованием Личностного опросника Айзенка, коррелируют с уровнем счастья в меньшей степени (это касается и нейротизма, и экстраверсии). Вероятно, подобное обстоятельство продиктовано тем, что «Большая пятерка» состоит из обобщенного рода шкал и не улавливает более конкретных личностных аспектов, связанных со счастьем.

Таблица 10.3 Счастье и шкалы «Большой пятерки»

  Обобщенный коэффициент корреляции Количество исследований
Экстраверсия 0,17  
Дружелюбие 0,17  
Сознательность 0,21  
Нейротизм -0,22  
Открытость опыту 0,11  

Источник: БеЫеуе & Соорег, 1998.

Третья разновидность личностных характеристик, которые наиболее уместны в разговоре о счастье, — это, вероятно, сознательность. Показатель ее корреляции с ощущением счастья, которую установили ДеНеве и Купер (БеЫеуе & Соорег, 1998), оказался чуть ниже уровня нейротизма и больше — экстраверсии. Фернхем и Ченг (РигпЬат & СЬеп§, 1997) в своей работе использовали Оксфордский опросник счастья и методику «Большой пятерки». Они пришли к следующему выводу: наиболее сильная корреляция со счастьем характерна для нейротизма (-0,44), экстраверсии (0,39) и сознательности (0,31). Последняя представляет собой не столь известную и изученную личностную черту, но ее можно сравнить с внутренним контролем, о котором будет сказано ниже.

В методику «Большой пятерки» не входят некоторые личностные измерения, которые устойчиво соотносятся со счастьем. Рассмотрим их более подробно. Речь идет о когнитивных аспектах личности, вероятно, в меньшей степени связанных с биологическими факторами.

«Когнитивные» аспекты личности

Изучая вопросы счастья интровертов, Хиллс и Аргайл (НШя & Аг§у1е, 2001) вычислили коэффициенты корреляции счастья с некоторыми характеристиками когнитивного свойства. В табл. 10.2 приведены показатели соотношения этих особенностей с результатами по Оксфордскому опроснику счастья (до и после того, как было устранено влияние экстраверсии). В данном случае речь идет о таких когнитивных измерениях личности, как самооценка, оптимизм и наличие цели в жизни. Четвертое измерение, не учтенное нами в упомянутом исследовании, — контроль, или внутренний контроль (он тоже взаимосвязан со счастьем).

Показатели корреляции между уровнем счастья и указанными четырьмя переменными зачастую столь высоки, что некоторые исследователи трактуют последние как составляющие счастья. Такого взгляда, например, придерживается Рифф (Куй, 1989), которая выделила 6 аспектов благополучия; среди них — внутренняя гармония, цель в жизни и независимость.

Мы используем другие критерии благополучия и потому будем считать эти когнитивные переменные отдельными аспектами личности, которые могут выступать в качестве источников счастья или иметь независимое происхождение; они, вероятно, регулируются с помощью специальных методов, повышающих уровень счастья. Эти характеристики мы называем когнитивными аспектами личности, поскольку они описывают стиль мышления, хотя предполагают и эмоциональные реакции.

Самооценка

Многими учеными установлено: самооценка взаимосвязана со счастьем — корреляция составляет 0,50 и выше (УеепЬоуеп, 1994). Часто самооценку измеряют по Шкале Розенберга (КозепЬег§, 1965), выстраиваемой по утверждениям типа «В целом, я доволен собой». Гроуб и соавторы (СгоЪ е1 а1., 1996) подсчитали: корреляция самооценки и позитивного отношения к жизни равняется 0,82. В американском обследовании было выяснено, что удовлетворенность собой связана с общей удовлетворенностью сильнее, чем какой-либо другой из учтенных аспектов, — на уровне 0,55 (СатрЪеН, 1981).

Хиллс и Аргайл (НШз & Аг§у1е, 1998Ь), проведя исследование на выборке англичан, рассчитали: корреляция самооценки со счастьем составляет 0,78 (см. табл. 10.2) — это один из самых высоких показателей, касающихся всех личностных черт. Самооценка чаще, чем прочие когнитивные переменные, рассматривается в качестве компонента благополучия. Примечательно, что она, как обнаружили Хиллс и Аргайл, коррелирует с уровнем благополучия сильнее, чем экстраверсия. Исследовав удовлетворенность работой 1775 работников, Арринделл и соавторы (Агппс1е11 е<; а1., 1997) пришли к выводу о том, что самооценка коррелирует с удовлетворенностью жизнью на уровне 0,45, а нейротизм и экстраверсия — лишь 0,30 и 0,10 соответственно.

Розенберг и соавторы (КозепЬег§ еХ. а1., 1995) сравнили влияние самооценки в целом и самооценки академической успеваемости на счастье, изучив суждения 2213 десятиклассников. Оказалось, что первая намного сильнее связана с ощущением счастья (0,50) и отрицательными эмоциями (-0,43), а вот вторая — со школьными отметками. С помощью метода статистического моделирования показано, что самооценка академической успеваемости и школьные баллы влияют друг на друга; воздействие же общей самооценки на школьные отметки сильнее, чем наоборот.

Хотя в США, Великобритании и других западных культурах указанное соотношение достаточно сильное, в коллективистских культурах оно значительно слабее (Б1епег & О1епег, 1995). Во вторых (например, в Китае) представление личности о себе не базируется на таких индивидуальных характеристиках, как интеллект или внешняя привлекательность; более существенную роль здесь играют особенности семьи и других социальных групп. Соответственно, и самооценка в большей мере зависит от успеха этих сообществ (Магкш & КЛауата, 1991).

Контроль

Первоначально термин «интернальный (внутренний) контроль» введен Роттером (КоНег, 1966), который полагал, что индивиды обладают «обобщенными ожиданиями» относительно того, находятся ли события в их власти или же они зависят от других людей, судьбы или простого везения. Роттер является автором широко распространенного метода измерения интернального контроля1. Во многих научных изысканиях установлена высокая степень корреляции между выраженностью внутреннего контроля и субъективным благополучием. Эта характеристика не учитывается в методике «Большой пятерки», однако она близка к понятию сознательности, поскольку обязательность, установка на достижение цели, старательность, самодисциплина и осмотрительность выражают стремление контролировать события (РигпЬат, 1997). Большинство исследователей согласны, что внутренний контроль является фактором счастья.

Лу и соавторы (Ьи е{ а1., 1997) провели в Тайване исследование на выборке из 494 взрослых человек и определили: внутренний контроль коррелирует с уровнем счастья (использовался китайский вариант Оксфордского опросника счастья). Более того, взаимосвязь сохранялась и в том случае, когда принимались в расчет экстраверсия, нейротизм, демографические переменные и пережитые людьми негативные жизненные события.

Все это обратная сторона теории «выученной беспомощности»2, которая позволяет объяснить особый взгляд на вещи, присущий страдающим от депрессии людям. Они, по утверждению сторонников упомянутой теории, понимают, что не могут достичь желаемых целей или предотвратить наступление нежелательных событий, и причина того скрыта в них самих. Страдающим от депрессии свойствен вполне определенный способ «приписывать» неблагоприятные события: они думают, будто сами явились причиной происшествий и такое положение вещей сохранится в будущем, а также и в других сферах жизни (АЬгатзоп е1 а1., 1978).

Часто в научной психологической литературе используют как синонимы такие термины — «локус контроля», «субъективный контроль». — Примеч. ред.

' Психологам известен синдром выученной беспомощности: когда человек долго решает одну и ту же проблему и ему это никак не удается, то в определенный момент он смиряется с неудачей и не предпринимает больше никаких усилий. Его охватывает чувство собственной ничтожности, никчемности, мир кажется чужим, злым и абсолютно непредсказуемым Но жизнь не хороша и не плоха сама по себе, она такая, какой мы ее видим, поэтому и беспомощность называется выученной, т. е. усвоенной в результате нескольких безуспешных попыток. — Примеч. ред.

Мы не знаем, выступают ли негативные установки причиной отрицательных эмоций или все наоборот. Тем не менее воздействие на негативные когнитивные свойства — часть соответствующей терапии по избавлению от депрессии. Нами установлено, что для счастливых людей характерны сходные, но позитивные реакции на радостные события: они убеждены, будто сами вызвали их и подобное повторится в дальнейшем и в других сферах (Аг§у1е е{ а1„ 1989).

Гроуб и соавторы (СгоЬ еС а1., 1996) провели исследование, в котором участвовали 3844 подростка из 14 стран. Было обнаружено, что «контрольные ожидания» на уровне 0,35 коррелируют с позитивным отношением к жизни, причем во всех 14 странах. Такие ожидания значимо коррелируют с самооценкой (0,82), о чем еще будет сказано ниже.

Обследовав 3485 взрослых, Лэчмен и Уивер (ЬасЬтап & Шеауег, 1998) уточнили: показатели по шкале «веры в собственные силы» сильно взаимосвязаны с удовлетворенностью жизнью, а также с депрессией (отрицательным образом) и состоянием здоровья. Ощущаемые «ограничения» оказывают противоположное влияние, причем оно сильнее, если доходы низкие. Невысокий уровень благополучия у людей, принадлежащих к нижним слоям общества, отчасти объясняется их слабой уверенностью в своих силах и значительными ограничениями, которые они ощущают (см. рис. 9.3). Данные различия в принадлежности к социальным классам обусловлены еще и тем, что у рабочих часто наблюдается недостаток контроля над обстоятельствами их жизни (КоЬп & 5сЬоо1ег, 1982).

Изучение удовлетворенности работой позволило утверждать: важный ее источник — чувство независимости, способность выполнять трудовую деятельность так, как считает нужным сам работник. Шелдон и соавторы (ЗЬеЫоп е1 а1., 1996) проанализировали дневниковые записи 60 человек. Они обнаружили, что «хорошим днем» считался тот, когда люди чувствовали себя независимыми и компетентными в своих повседневных занятиях.

Оптимизм

Принцип Полианны характеризует тех, кто оптимистичен. Они жизнерадостно смотрят в будущее, из прошлого вспоминают только наилучшее, хорошо относятся к другим людям и в тестах на свободные ассоциации формируют позитивные образы. Они испытывают множество приятных моментов, и большинство вещей кажутся им приятными (МаШп & Са\угоп, 1979). Это согласуется с результатами, касающимися взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер. Например, человек помнит в первую очередь то, что ассоциируется с его настроением в данный момент, поэтому, чувствуя себя счастливым, он скорее припоминает счастливые события (ТеазсЫе & КиззеН, 1983). В этом отношении счастливые люди представляют противоположность страдающим от депрессии, поскольку последние мрачны и пессимистично смотрят на вещи, извлекая из памяти печальные происшествия.

Для большинства людей характерно позитивное отношение к миру, однако у одних оно более выражено, чем у других. Шайер и Карвер (5сЬе1ег & Сагуег, 1985) понимают оптимизм как обобщенное ожидание, что будущие события окажутся позитивными. Для его измерения они создали Тест жизненных ориентации (Ы/е ОпепШСюп Тез(— ЬОТ). Установлено, что показатели по этому тесту коррелируют со счастьем. Хиллс и Аргайл (Ю1Ь & Аг§у1е, 2001) вычислили уровень корреляции — 0,75 (см. табл. 10.2). Исследования также демонстрируют, что оптимизм связан с сохранением благополучия в условиях стресса. В данном случае речь может идти о некотором самообмане (Тау1ог & Вго\уп, 1988). Этот вопрос рассматривался нами в главе 4. Тогда и отмечалось, что позитивные иллюзии — весьма распространенное явление, и в целом они благоприятно влияют на счастье.

По-видимому, оптимизм — часть субъективного благополучия, которая сильно ^влияет на состояние физического и психического здоровья. Свитмен и соавторы |(5\уее1:тап еЬ а1., 1993) на выборке юристов показали, что в этой группе оптимизм [выступает важнейшим фактором общего благополучия, более существенным, чем («стойкость» или «способ атрибуции». Лей и Вонг (Ьа1 & \Уоп§, 1998), проведя (исследование в Гонконге, выяснили: для безработных характерны более высокие (показатели по измеряющему психическое нездоровье ОНО, хотя исключение составляют люди с очень высоким уровнем оптимизма. Сегерстром с коллегами (5е§егз(;гот ег. а1., 1998) изучили выборку студентов юридических специальностей и обнаружили, что те из них, у кого при первом обследовании выявлена значительная степень оптимизма, при втором продемонстрировали более высокую активность иммунной системы, чем остальные. Авторы эксперимента установили, что данный феномен обусловлен замечательным настроением оптимистов, а также тем, что они испытывают меньше стрессов и им не свойствен такой способ борьбы с тягостными обстоятельствами, как избегание.

Ряд ученых полагает: оптимизм складывается из двух достаточно автономных факторов — оптимизма и пессимизма. Оба коррелируют с иными аспектами благополучия, причем пессимизм — сильнее (отрицательным образом). Робинсон-Уилер и соавторы (КоЫшоп-ШЬее1ег е4 а1., 1997) утверждают: только оптимизм позволяет предсказывать психологическое и физическое здоровье. Ченг с соавторами (СЬап§ е1 а1., 1997) выяснили также, что пессимизм лишь отчасти коррелирует с показателями, получаемыми по Опроснику депрессии Бека.

Позитивное мышление проявляется по-разному. Один способ — размышления позитивного содержания, приписывание благоприятных, а не плохих событий своим личным заслугам. Как показали Аргайл и и его коллеги (Аг§у1е еС а1., 1989), именно такой образ мыслей присущ счастливым людям. Еще одна разновидность позитивного мышления — обладание прекрасным чувством юмора, что позволяет человеку видеть комическую сторону вещей, смотреть на жизнь иронически. Благодаря этому неблагоприятные события предстают в совершенно ином свете.

Наличие цели в жизни

Цель в жизни (ригрозе т Н/е — Р1Ь) как показатель измерения тесно взаимосвязана с ощущением счастья. В следующей главе показано: ее обусловливает религия, которая, однако, — не единственный источник появлений жизненных целей. Ту же функцию могут выполнять, например, работа и карьера, стремление заработать больше денег, забота о семье, участие в деятельности политических партий, труд добровольца и др.

Ощущение осмысленности жизни возникает у человека, когда у него появляются долгосрочные планы или цели. Известно, как выжил в концентрационном лагере Виктор Франкл (РгапЫ, 1959). Он помогал и другим заключенным остаться в живых. Франкл находил цель, которая спасала от гибели. Это могла быть забота о ближнем, написание книги или выполнение иного задания. Позже он разработал на этой основе своеобразную «логотерапию», суть которой — помочь людям найти возможные цели и достичь их, что придаст жизни человека смысл1.

Ощущение смысла и цели — весьма расплывчатое и неопределенное понятие. Фридмен (Ргеейтап, 1978) сообщил о результатах опроса, проводившегося изданием «Психология сегодня»: люди более счастливы, когда ощущают, что их жизнь имеет смысл, идет в определенном направлении, и когда уверены в своих базовых ценностях. Вот что сказал один из респондентов:

В последние несколько лет моя жизнь приобрела особый размах: много денег, женщин, друзей, всевозможные занятия и путешествия. У меня хорошая работа, и я с ней прекрасно справляюсь. У меня и будущее замечательное: вероятно, в этом году я получу повышение по службе и буду зарабатывать гораздо больше, к тому же получу свободу делать что захочу. Впрочем, все это ничего не значит. Куда ведет меня жизнь, почему я делаю то, что делаю? У меня такое чувство, будто плыву по течению, я никогда не принимаю никаких реальных решений, не знаю своих целей. Это похоже на то, когда едешь по дороге, и все вроде идет гладко, но ты не понимаешь, почему избрал именно этот путь дорогу и куда он ведет (Аг^у1е, 1987, р. 123, цит. по: Ргеео'тап, 1978, р. 195-196).

Батиста и Алмонд (ВагИзг-а & А1шопс1,1973) создали метод измерения жизненных целей — Опросник отношения к жизни (Ы/е Ке§агс1 ЫюепСогу), позволяющий определить не только существование таких ориентиров, но и то, насколько они уже достигнуты человеком. Метод этот получил широкое распространение. Более поздний вариант Опросника использовали Ван Ранет и Маркоэн (Уап Капз!: & Маг-соеп, 1997).

Оценка целей производится с помощью высказываний типа «Я нашел в своей жизни по-настоящему значимый смысл»; достижение намеченного определяется по утверждениям, подобным следующему: «В моей жизни есть настоящее страстное увлечение». Ученые обследовали с помощью этого теста большую группу молодых людей и группу взрослых, по преимуществу состоящих (или состоявших) в браке и являющихся квалифицированными специалистами. У респондентов второй группы обнаружены более высокие показатели по обоим показателям, чем у молодых людей. Другие авторы выявили, что у проблемных бангладешских студентов баллы по этим шкалам гораздо ниже (60), чем у остальных (88) (КаЬтап & КЬа1ёцие, 1996). В следующей главе изложена разработанная Палутцианом и Эл-лисоном Шкала экзистенциального благополучия {Ехг$1епйа1 \Уе11-Вет§ зса1е). Этот опросник содержит сходные пункты (например, «Я ощущаю, что в моей жизни есть истинная цель»).

Созданная Франклом теория логотерапии и экзи' унциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и м^ ощинских воззрений на природу человека, механизмы нормального и патологического развитие личности. — Примеч. ред.

Кантор и Сандерсо! чСап1ог & Запскгзоп, 1999) утверждают, что для благополучия важно «участвовать в имеющих высокую ценность занятиях и действовать в направлении личных целей». Под последними авторы понимают и «имеющие ценность занятия». Они повышают уровень благополучия в нескольких аспектах:

1. Формируют ощущение личного участия в деятельности и своей цели, поскольку выполняется ценные и требующие приложения усилий задачи (ощущение, которое отсутствует у людей, страдающих от депрессии).

2. Придают повседневной жизни структурированность и осмысленность.

3. Помогают справляться с ежедневными проблемами и несчастьями (это восстанавливает волю к жизни).

4. Укрепляют социальные связи и способствуют более активному участию в социальной жизни.

Роль такого фактора в обретении благополучия сильнее, когда человек выбирает сферу занятий свободно, когда цели реалистичные, взаимосочетаемые и соответствующим занятиям удается уделять много времени.

Мак-Грегор и Литтл (МсСге§ог & 1ли1е, 1998) описывают способ изучения;, целей, состоящий в перечислении «личных проектов» и ранжировании их по определенным шкалам. В двух исследованиях приняло участие 327 человек. Они должны были по 35 шкалам оценить 10 личных проектов. В итоге выяснилось: ощущение счастья коррелирует с фактором эффективности, который включает в себя такие показатели, как отсутствие трудностей, стресса или дефицита времени, а также положительные результаты и контроль.

Шелдон и Эллиот (ЗЬеЫоп & ЕШсЛ, 1999) предположили, что большое значение имеет «гармония целей и личности». Под этим исследователи понимают убежденность в важности целей и их выбор ради удовольствия (в противоположность навязанным или достижению их для избежания вины или тревоги). Авторы доказали адекватность модели причинно-следственных связей, в которой гармония целей и личности приводит к большим усилиям, достижению целей и повышает уровень благополучия (рис. 10.2).


Рис. 10.2. Структурная модель: теоретически главные пути связи и оценки параметров. Источник: Эммонс & ЕШо1,1999

При рассмотрении вопроса о жизненных целях возникает следующая проблема: разрыв между ними и их достижением бывает слишком велик, и тогда, как мы видели выше, у человека появляется чувство неудовлетворенности. Эммонс (Еттоп5, 1986) попросил 40 респондентов проранжировать по 16 шкалам 15 видов личных проектов. Он установил, что удовлетворенность жизнью выше, а отрицательные эмоции слабее, когда человек полагает вероятным будущий успех. Желательно, чтобы цели носили реалистичный характер, хотя прежде всего надо их определить и выбрать значимые занятия. Это важно, потому что все они входят в представление человека о себе и способствуют повышению его самооценки.

Ресурсы

Благодаря наличию тех или иных ресурсов некоторые вещи становятся более возможными, а достижение целей облегчается. Под ресурсами понимаются деньги, социальная поддержка, социальные навыки и власть. Выше мы рассматривали пользу социальных отношений — их ценность, например, в качестве ресурсов, обеспечивающих социальную поддержку.

Как ресурсы следует рассматривать и личностные качества. Исследование Кэмпбелла с соавторами (СатрЬеП е1 а1., 1976) показало, что интеллект в некоторой степени коррелирует со счастьем (на уровне 0,13), и это, вероятно, обусловлено влиянием принадлежности к социальному классу или родом занятий. Физическая привлекательность в этом смысле более значима (по крайней мере, среди молодых женщин): она способствует большей популярности у противоположного пола — у преподавателей и работодателей, что содействует карьерному росту (Аг§у1е, 1994).

Очень большое значение имеют социальные навыки. Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) обнаружили, что экстраверты счастливее благодаря уверенности в себе, а позже было установлено: счастье связано с готовностью к сотрудничеству, лидерскими качествами и гетеросексуальными навыками (Аг§у1е е1 а1., 1995). Они позволяют вступать в предпочитаемые нами отношения с другими людьми. Индивиды, испытывающие в общении трудности или недостаток социальных навыков, часто живут в социальной изоляции и одиночестве.

Однако Динер и Фуджита (О1епег & Рщ'ка, 1995) считают: ресурсы влияют на благополучие лишь в том случае, когда они соответствуют целям индивида. Например, деньги способствуют ощущению благополучия тех индивидов, кто стремится к обогащению.

Влияние возраста

Инициаторы ряда масштабных интернациональных исследований, проводившихся во многих странах и охвативших свыше 100 000 человек, выявили, что удовлетворенность жизнью увеличивается с возрастом (см., напр., Сап1п1,1965), причем среди мужчин наблюдается более сильный эффект, чем среди женщин (\УогЫУаЬез 5ик1у Сгоир, 1994). Та же закономерность установлена относительно положительных эмоций. Сходным образом с возрастом повышается и удовлетворенность работой (Ка11еЬег§ & Ьозсоссо, 1983). Все эти возрастные изменения могут быть связаны с историческими факторами, т. е. со сменой поколений, и объясняться тем, что жизнь во всем мире становится хуже, приносит меньше удовлетворения. Таким образом, пожилые люди продолжают оставаться более счастливыми. Уладить споры вокруг данного вопроса призваны лонгитюдные исследования, в рамках которых производятся наблюдения за одними и теми же людьми на протяжении длительного периода времени. Существует несколько подобных работ по рассматриваемой теме. Так, Хелсон и Лонен (НеЬоп & ЬоЬпеп, 1998) анализировали положительные эмоции. В обследовании приняли участие 80 женщин и 20 их супругов. Субъекты обследовались, начиная с 27-летнего возраста до достижения 52 лет. Ученые воспользовались Тестом на индивидуальность (АсЦесНуе Скеск Ьгз(). Как видно из рис. 10.3, в период между 27 и 43 годами наблюдается определенный рост положительных и уменьшение отрицательных эмоций. У мужчин выявлена та же закономерность. Данное исследование является уникальной демонстрацией того, насколько возраст влияет на положительные эмоции.


Рис. 10.3. Средние уровни положительной эмоциональности, отрицательной эмоциональности и ощущаемых ограничений у женщин (Л/ = 80) в разном возрасте. Источник: Не1зоп & 1огтеп, 1998

В нескольких экспериментальных работах выявлено, что положительные эмоции и удовлетворенность жизнью усиливаются лишь у мужчин, в то время как у женщин наблюдается обратное. Мрожек и Коланц (Мгосгак & Ко1апг, 1998), проанализировав масштабную выборку американцев, изучили влияние возраста на эмоциональные показатели, причем прочие переменные удерживались на неизменном уровне. Оказалось, рост позитивной эмоциональности отмечается при таком методе измерения только у мужчин-интровертов. Уменьшение негативных эмоций наблюдалось только среди замужних женщин.

В ряде исследований оценивались также степень удовлетворенности разными сферами жизни и ее взаимосвязь с возрастом. Например — работа Батта и Бейсера (Вии & Ве1зег, 1987), в которой участвовало 13 858 человек из 13 стран.

· Доход, равно как и удовлетворенность им, с возрастом увеличивается; объем свободных денежных средств повышается, когда дети становятся взрослыми, однако уменьшается у большинства людей после выхода на пенсию.

· Здоровье с возрастом ухудшается, особенно это заметно в глубокой старости.

· Социальные отношения. Удовлетворенность этой сферой у жителей большинства стран с возрастом растет, однако удовлетворенность браком у многих, наоборот, понижается, если отмечаются два негативных момента: когда дети еще очень малы и когда они вступают в подростковый возраст.

· Удовлетворенность работой достигает наивысших значений в группах людей среднего возраста, — к такому выводу пришли Батт и Бейсер.

Другие исследования, однако, показывают повышение этого показателя с возрастом (Ка11еЬег§ & Ьозсоссо, 1983). Выход на пенсию, естественно, приводит у большинства людей к утрате удовлетворенности, получаемой от работы.

· Досуг. С возрастом люди меньше занимаются физкультурой и многими другими видами активного досуга. Пожилые реже ходят на вечеринки, менее популярны у них и другие формы приятного времяпрепровождения на людях. Среди представителей старшего возраста основной разновидностью физических упражнений являются прогулки. Они больше смотрят телевизор и читают.

· Физическая привлекательность имеет для благополучия умеренное значение, правда, для женщин этот фактор достаточно важен. Однако с возрастом роль внешней привлекательности неизбежно ослабевает.

· Религия оказывает относительно небольшое влияние на благополучие. Более важна она для пожилых людей, и с возрастом растет удовлетворенность этой сферой жизни.

· Страх старости с возрастом усиливается, и этот фактор служит причиной низкого субъективного благополучия (Иеттаск & КоЯ, 1984). Отчасти это боязнь ухудшения здоровья и потери привлекательности, страх одиночества и смерти.

Чем объяснить эти возрастные изменения? Для начала следует отметить, что исследования (подобные тому, результаты которого приведены на рис. 10.3) показывают: именно возраст, а не исторические или культурные изменения в обществе оказывает существенное влияние на жизнь человека. Раньше считалось, будто с возрастом эмоциональность снижается. Выше же отмечается: положительные эмоции с возрастом усиливаются, тогда как отрицательные — уменьшаются. Если с возрастом, по утверждениям некоторых исследователей, повышается удовлетворенность жизнью, это вызвано, очевидно, уменьшением разрыва между желаниями человека и его достижениями. К такому выводу, касающемуся желательных жилищных условий и соседского окружения, пришли Кэмпбелл и соавторы (Сатр-Ье11 е1 а1., 1976).

Обусловлены ли полученные результаты истинными различиями в условиях жизни, которые отмечаются в разном возрасте? Исследователи показали, что у людей старшего возраста качество жизни хуже по нескольким аспектам: у некоторых снижается уровень финансовой обеспеченности (хотя с возрастом снижаются и требования к благосостоянию), хуже здоровье, часто это овдовевшие или разведенные люди. И при этом с возрастом повышается удовлетворенность — даже материальными условиями жизни и взаимоотношениями с другими людьми (Вии & Ве1зег, 1987).

Вероятно, с возрастом люди каким-то образом адаптируются или «прилаживаются» к своему положению. Это происходит благодаря способности регулировать собственные приятные переживания, выбирая людей и ситуации, которые вызывают позитивный эмоциональный настрой (В1епег & 5иЬ, 1997Ь; Мгосгаск & Ко1апг, 1998). Выше нами была рассмотрена такого рода взаимосвязь между личностными особенностями и ситуациями.

Гендерные различия

Вопросу гендерных различий в ощущении счастья посвящено множество работ. Вуд и соавторы (\УЪоо! еС а1., 1989) провели мета-анализ 93 исследований, в основном проводившихся в США. Ученые обнаружили, что в среднем женщины несколько счастливее мужчин (ненамного: 7% стандартного отклонения), испытывают чуть больше положительных эмоций (тоже 7%) и более удовлетворены жизнью (3%). Однако в ряде изысканий на тему «общей оценки» самые позитивные установки выказали, наоборот, мужчины. Несколько сильнее проявлялся этот в целом незначительный положительный эффект у людей, состоящих в браке (8%). Как было показано выше, с возрастом мужчины становятся счастливее женщин.

Гораздо сильнее оказывается влияние половой принадлежности на депрессию, тревогу и отрицательные эмоции в целом. У женщин вероятность возникновения депрессии вдвое выше, чем у мужчин; на 50% чаще они страдают от тревоги или невроза, испытывают больше негативных эмоций в повседневной жизни. Эти различия тендерного плана не столь заметны у представителей этнических и традиционных культур (Мо1еп-Ноекзета & Кл151дп§, 1999). Указанная дифференциация не противоречит в целом показателям более высокого уровня счастья у женщин, так как страдающие от депрессии в ее клинической форме составляют от общего числа лишь незначительную долю.

Женщины испытывают более сильные, чем мужчины, эмоции — как положительные, так и отрицательные. Динер и соавторы (О1епег е4 а1., 1985) установили: средняя интенсивность эмоций по шкале от 1 до 6 составляет 4,34 балла у женщин и 3,88 — у мужчин. Это можно объяснить тем, что социализация учит первых активнее выражать свои чувства. Вероятно также, что женщины более вовлечены в социальные отношения.

Немало внимания уделяется и тому, почему у женщин наблюдается повышенная депрессивность. Выдвигается следующее предположение: это обусловлено сексуальной и физиологической жестокостью по отношению к женщинам или же свойственным им высоким уровнем эмпатии, что заставляет их быть более отзывчивыми на горе других людей. Еще одно возможное толкование базируется на присущем женщинам стиле преодоления стресса: они, как выяснила Нолен-Хоуксема (Ыо1еп-Ноекзета, 1991), предпочитают размышлять о негативных событиях. Исследователь задавала респондентам следующий вопрос: «Что вы делаете, когда чувствуете себя подавленно?» Женщины чаще всего в такой ситуации предпочитают выплакаться или излить душу друзьям, — это так называемое «пережевывание» проблем, способ копинга (преодоления стресса), который лишь усугубляет тяжелое положение. Подобное наблюдение противоречит традиционной теории, согласно которой катарсис в терапевтических целях благотворно влияет на людей.

Мужчины в состоянии депрессии чаще прибегают к физической активности, например, бегают или играют в сквош. Эти занятия отвлекают от неурядиц и весьма полезны: физкультура заряжает хорошим настроением. Другой способ решить проблему — выпить с приятелями.

У людей разного пола и разные источники счастья. Большее значение для мужчин имеет работа и экономическая удовлетворенность, для них также важно быть довольными собой. Для женщин значимы дети и здоровье членов семьи, они также самокритичнее. Для мужчин высокий рост — хорошо; для женщин это вовсе не так, даже если их рост не слишком отклоняется от среднего (5 футов 8 дюймов1). Для женщин чрезвычайно важна внешняя привлекательность и огромной проблемой является излишний вес. Перешагнув возраст в 45, они рассматриваются часто как уже не столь привлекательные, что служит для многих из них источником неудовлетворенности.

Примерно 1 м 70 см. — Примеч. ред.

Степень тендерных различий неодинакова в разных культурах. В Тайване счастье мужчины зависит, главным образом, от его удовлетворенности работой, тогда как счастье женщины — от удовлетворенности семейной жизнью и счастья членов семьи (Ьи, 2000).

Выводы

Мы можем говорить о существовании счастливых людей в том смысле, что показатели счастья весьма устойчивы во времени, а различные аспекты субъективного благополучия взаимосвязаны. Исследования с привлечением близнецов свидетельствуют и о существовании генетической основы этих свойств. Счастье, и особенно позитивные эмоции, сильно коррелирует с экстраверсией, а негативные эмоции — с нейротизмом. Это обусловлено тем, что экстраверты чутче реагируют на вознаграждения, а невротики чувствительнее к наказанию. Одни стремятся пережить какую-то ситуа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: