Сбор денег на ремонт и уборку




 

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий - это исключительно забота муниципалитета (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании). Поэтому незаконно требовать с родителей деньги на проведение ремонта в здании школы, обновление забора или асфальта вокруг нее, а также иные подобные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета РФ. Это прямо противоречит законодательству (письмоМинобранауки РФ от 09.09.2015 N ВК-2227/08). Кроме того, все используемые при ремонте строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей (п. 4.31 СанПиН 2.4.2.2821-10), чего, как правило, "народный" ремонт обеспечить не в состоянии. Качественная проверка Роспотребнадзором результатов такого стихийного ремонта может обернуться штрафом по ст. 6.7 КоАП РФ (Нарушение санэпидтребований к условиям воспитания и обучения детей).

Вышесказанное относится и к требованию денег "на уборку класса" - эти траты и без участия родителей должны быть заложены в бюджет школы. Дело в том, что школа обязана создавать условия для охраны здоровья учеников (п. 15 ч. 3 ст. 28 Закон об образовании), в том числе соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании). А эти нормы предписывают школам проведение ежедневной влажной уборки с применением моющих средств, а влажная уборка туалетов, вестибюлей и рекреаций должна проводиться после каждой перемены (п. 12.3СанПИН 2.4.2.2821-10). Не реже раза в месяц должна проводиться генеральная уборка (п. 12.6СанПИН 2.4.2.2821-10). Эти мероприятия являются частью содержания школы (так называемое санитарное содержание, см. раздел XIIСанПИН 2.4.2.2821-10), и как уже было сказано, финансы на обеспечение содержания школы находит муниципалитет (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании).

 

Охрана

 

Иногда школы просят (а в некоторых случаях и требуют) у родителей деньги и на охрану. Подобные требования не основаны на законе. Школа обязана обеспечивать безопасность учеников во время пребывания в школе (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании) и создавать безопасные условия обучения, а главное - делать это в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учеников и работников школы (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании). В частности, в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1 ч. 13 ст. 30Техрегламента о безопасности зданий*(5)), а на первом этаже школ следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы Росгвардии или Службу 112 (п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения"). И все эти мероприятия финансируются из бюджета муниципалитета, который, во-первых, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании), а во-вторых, занимается профилактикой проявлений терроризма и экстремизма на своей территории (п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Закона о местном самоуправлении*(6)).

В то же время, если у родителей есть желание дополнительно усилить охрану, которая оплачивается школой, то они вправе это сделать за счет собственных средств. Однако привлечение таких пожертвований может быть только сугубо добровольным (ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Между прочим, о нарушении принципа добровольности при оказании финансовой помощи школе свидетельствуют фиксирование для всех обучающихся суммы пожертвований, определенная периодичность их внесения, а также и встречающиеся иногда штрафные санкции за несвоевременные платежи (письмо Минобразования РФ от 14.05.2001 N 22-06-648).

Помимо финансовых, у родителей часто возникают и иные вопросы к школьной охране, и касаются они полномочий частных охранников. Например, вправе ли охранник не пустить школьника внутрь здания школы, если тот забыл пропуск? Вообще-то охранник обязан обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим, а стало быть, вправе осуществлять допуск лиц, в том числе школьников, только при предъявлении ими документов, дающих право на вход (п. 2 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности*(7)). С другой стороны, охрана, даже при обеспечении пропускного режима, обязана соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц (п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности). А ведь недопуск ученика на урок только по причине забывчивости можно расценить как нарушение конституционного права ребенка на общедоступность школьного образования (ст. 43 Конституции РФ). Таким образом, если охранник не пропускает вашего ребенка внутрь только потому, что ребенок опоздал, забыл пропуск или не надел школьную форму, он (охранник) нарушает закон. Кстати, в школе должны быть установлены свои собственные Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, и возможно, что там описывается подобная ситуация. Если же нет - школа может по просьбе родителей дополнить эти Правила режимов, которые, заметим, не должны противоречить законодательству РФ (п. 1 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности).

Кстати, это относится и к педагогам: если учитель не допускает опоздавшего ученика к занятию, то тем самым попирает право ученика на получение образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании). Другое дело, что и ученик обязан добросовестно осваивать учебную программу и посещать учебные занятия (ч. 1 ст. 43 Закона об образовании), однако недопуск на урок в качестве наказания законом не предусмотрен (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании).

Вправе ли охранник в школе потребовать от учеников открыть портфель и проверить его содержимое? Закон разрешает службе охраны - при обеспечении пропускного режима - проводить осмотр вносимого в школу и выносимого оттуда имущества, разумеется, в присутствии владельца (п. 3 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности). Однако это касается только случаев входа-выхода. Проводить осмотры содержимого портфелей в других ситуациях (например, с целью обнаружения наркотиков или краденного) сотрудники ЧОП не имеют права - такие мероприятия должны проводиться по процедурам УПК РФ или КоАП РФ, и проводить их вправе только сотрудники уполномоченных госорганов (например, полицейские).

Может ли школьный охранник применить в отношении учеников физическую силу? Закон разрешает частным охранникам применять физическую силу в отношении детей только в двух случаях:

- оказания детьми вооруженного сопротивления (что, согласитесь, сложно представить в обычной муниципальной школе);

- совершения несовершеннолетними группового либо иного нападения, и если оно при этом угрожает жизни и здоровью охранника или охраняемому имуществу (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18 Закона об охранной деятельности). Получается, что если ребенок не вооружен и если нет группового или вооруженного нападения, да еще с угрозой жизни или здоровью, охранник применять физическую силу (то есть побить) не вправе (ст. 16.1 Закона об охранной деятельности).

Может ли охранник не пропустить родителей в школу, законно ли это? Законно. Как правило, охрана не пропускает родителей (и других родственников), потому что это запрещено внутренними документами школы - например, уставом или правилами внутреннего распорядка. Родители обязаны соблюдать такие правила (п. 2 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании), а придумывает их школа самостоятельно (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, см. также Апелляционное определение Астраханского облсуда от 12.08.2015 по делу N 33-2400/2015).

Отметим, что в законодательстве нет отдельной нормы, которая давала бы родителям право на беспрепятственный проход в образовательное учреждение. Рассерженные родители часто ссылаются на ст. 64 СК РФ: родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов без специальных полномочий. Однако из права выступать в защиту своих детей не вытекает безусловное право доступа в здание школы. А вот школа, напротив, обладает автономией, то есть самостоятельна в своей образовательной, административной, финансово-экономической деятельности (ч. 1 ст. 28 Закона об образовании) и в присутствии родителей, в общем, не нуждается.

При этом ведь родителям не отказывают в проходе на территорию школы вообще: например, они вправе знакомиться с образовательными технологиями и методиками, а также с оценками своих детей (п. 4 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), и в рамках этого знакомства общаться с учителями или руководством, и обычно это происходит именно в школе (хотя бы потому, что так удобнее учителям). Как организуются и проходят такие встречи - описывается именно во внутренних документах школы.

Второй аргумент родителей, жаждущих прорваться в школьный коридор, - это необходимость контроля за школьной администрацией и педагогами. Однако родители вправе заниматься подобным контролем в рамках, очерченных внутришкольными документами, например, через совет родителей (ч. 6 ст. 26, п. 7 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), в том числе влиять на правила и условия прохода родителей в школу (ч. 3 ст. 30 Закона об образовании).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: