Зубчатые передачи
Общие положения
Движение от одного элемента механизма к другому передается с помощью различных деталей, совокупность которых называется передачей. В машиностроении широко применяют механические, электрические, пневматические и гидравлические передачи.
Все механические передачи по принципу действия подразделяются на передачи, основанные на использовании трения, — фрикционные ( рис. 1, а) и ременные (рис. 1, б), и передачи, основанные на использовании зацеплений, — зубчатые (рис. 1, в), червячные (рис. 1, г), цепные (рис. 1, д) и с применением храпового механизма (рис. 1, е).
Рисунок 1
По характеру изменения скорости различают механические передачи понижающие (редукторы) и повышающие (мультипликаторы).
Из всех механических передач, применяемых в машинах и приборах, наибольшее распространение получили зубчатые.
Зубчатые передачи служат для передачи вращательного движения от одного вала к другому или для преобразования вращательного движения в поступательное. Преимуществами зубчатых передач являются постоянное передаточное число, высокий КПД (в отдельных случаях до 0,99), компактность, простота эксплуатации, неограниченный диапазон передаваемых мощностей. Недостатки зубчатых передач — сравнительная сложность изготовления, требующая специального оборудования и инструмента; повышенный шум при работе на высоких скоростях вследствие неточности изготовления; необходимость точного монтажа.
Зубчатая передача состоит из двух зубчатых колес, работающих в зацеплении. Зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев, сообщающее движение другому, называется ведущим (шестерней), а с большим числом зубьев, принимающее движение, — ведомым (колесом). При одинаковом числе зубьев передачи ведущее зубчатое колесо называется шестерней, а ведомое — колесом. Термин «зубчатое колесо» относится как к шестерне, так и к колесу. Зубья ведущих колес обозначают буквой z с нечетными индексами (Z1, Z 3, Z5 и т.д.), а ведомых— с четными (Z2, Z4, Z6 и т.д.).
Классификация зубчатых передач. По расположению центров различают зубчатые передачи с внешним зацеплением (рис. 2, а), в которых центры колес находятся с разных сторон от зоны контакта, и с внутренним зацеплением (рис. 2, б), в которых центры колес расположены по одну сторону от зоны контакта.
По расположению валов в пространстве различают следующие зубчатые передачи:
с параллельными осями валов и цилиндрическими колесами (рис. 2, а...г); пересекающимися осями валов и коническими колесами (рис. 2, д...ж);
скрещивающимися осями валов и цилиндрическими винтовыми колесами
Рисунок 2
(рис. 2, з);
скрещивающимися осями валов и коническими колесами — гипоидные передачи (рис. 2, и);
скрещивающимися осями валов и червяка с винтом — червячные передачи (рис. 2, с);
служащие для преобразования вращательного движения в поступательное (и наоборот) с помощью шестерни и рейки (рис. 2, л).
По наклону зубьев зубчатые передачи подразделяются на прямозубые (см. рис. 2 а, б), косозубые (см. рис. 2, в), шевронные (см. рис. 2, г) и винтовые (см. рис. 2, ж...и).
По форме профиля зубьев различают эвольвентные (профиль очерчен по эвольвенте), циклоидные (профиль очерчен по циклоиде) и передачи с зацеплением Новикова (профиль очерчен дугой окружности).
По окружной скорости зубчатые передачи подразделяют на тихоходные (v < 3 м/с), среднескоростные (15 > v > 3 м/с) и быстроходные (v> 15 м/с).
Конструктивно зубчатые передачи выполняют открытыми (без защитного кожуха) и закрытыми (с защитным кожухом).
Изготовление зубчатых колес. В зависимости от назначения зубчатые колеса изготавливают различными способами. Для тихоходных передач применяют колеса с литыми зубьями. Их точность невелика, но благодаря наличию твердой корки на поверхности зубьев их износоустойчивость довольно высока. Литые зубчатые колеса применяют в тихоходных и относительно грубых механизмах (лебедках, сельскохозяйственных машинах). Для повышения точности передачи колеса с литыми зубьями иногда подвергают дополнительной механической обработке.
При копировании используют литье, штамповку и нарезание.
Для более точных механизмов колеса изготавливают нарезанием, используя для этого следующие основные методы:
Копирование на фрезерных или специальных зуборезных станках. При копировании зубчатого колеса профиль поверхности зубьев является как бы копией профиля режущего инструмента, и в процессе нарезания впадины между зубьями копируется профиль модульной дисковой (рис. 2.145, а) или пальцевой (рис. 2.145, б) фрезы. Затем заготовку поворачивают на один зуб, и процесс повторяется. Данный способ недостаточно точен из-за погрешностей делительного механизма, последовательно поворачивающего заготовку колеса на один зуб, и профиля инструмента; обкатка заготовки в холодном или горячем состоянии. В процессе нарезания режущий инструмент— долбяк (рис. 2.146, а), зуборезная гребенка (рис. 2.146, б) или червячная фреза (рис. 2.146, в) — обкатывается с заготовкой как зубчатая пара, обеспечивая получение более высокой степени точности зацепления.
Рисунок 3
Рисунок 4
Цилиндрические зубчатые передачи
Цилиндрическая зубчатая передача применяется для передачи вращения от одного вала к другому, когда их оси параллельны.
Рассмотрим термины, определения и обозначения, характеризующие зубчатые передачи (ГОСТ 16530 — 83, 16532 — 70).
Основными рабочими элементами зубчатых колес (рис. 2.147) являются зубья — выступы на колесе, передающие движение посредством взаимодействия с соответствующими выступами другого колеса.
Рисунок 5
Окружной делительный шаг Р,— это расстояние между одноименными профилями соседних зубьев по дуге делительной окружности.
Основным параметром зубчатого колеса является модуль m — линейная величина в к раз меньше делительного шага, т.е.
m = Р,/п.
Делительная поверхность (делительная окружность с диаметром d) — это цилиндрическая поверхность зубчатого колеса, являющаяся базовой при определении элементов зубьев и их размеров:
d = P,z/n, или d = mz.
Делительная поверхность отделяет головку от ножки зуба.
Головка зуба высотой ha — это часть зуба, заключенная между делительной поверхностью и поверхностью его вершин, ha = m.
Ножка зуба высотой hf— это часть зуба, заключенная между делительной поверхностью и поверхностью впадин, hf- 1,25m.
Высота зуба h — это радиальное расстояние между поверхностями вершин и впадин,
h = (da- df)/2, или h = ha + hf= m + 1,25/я = 2,25/w.
Поверхность вершин (окружность вершин с диаметром da) — это цилиндрическая поверхность, ограничивающая зубья со стороны, противоположной телу зубчатого колеса,
da = d + 2т, или da = mz + 2т = m (z + 2).
Поверхность впадин (окружность впадин с диаметром dj) — это цилиндрическая поверхность, отделяющая зубья от тела зубчатого колеса,
df= da~ 2h, или df= d-2hf= mz- 2,5m = m (z- 2,5).
Окружная толщина зуба St — это расстояние между профилями зуба по дуге делительной окружности,
S,= P,/2 ж 0,5кт.
Окружная ширина впадины е, — это расстояние между соседними профилями зубьев по дуге делительной окружности,
<?,= S,.
Изображение цилиндрических зубчатых колес. Правила условного изображения зубчатых колес определяет ГОСТ 2.402 — 68.
1. Окружности и образующие поверхностей вершин зубьев изображаются основными линиями (рис. 2.148, о, в).
2. Окружности и образующие поверхностей впадин зубьев в разрезах и сечениях выполняются основными линиями; на видах их допускается показывать сплошными тонкими линиями (рис. 2.148, б).
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8