Критерием типологии выступают особенности государственной правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан.
Назаренко выделяет 3 типа государств:
1. Сословное – закрепляет и защищает неравное положение сословий. Рабовладельческое и феодальное право.
2. Представительное – современные государства законодательно закрепили формальное равенство граждан. Но фактически не гарантировано и не обеспечено равенство всем.
3. Оно только формируется, ему необходимо преодолеть формализм равенства через социальные гарантии включает в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения. Русские юристы называли этот тип «культурный типом» государства.
Есть основание говорить, что формационных подход основной, другие 2 – дополнительные.
Проблемы основных форм государства
Форма государства - организация государственной власти, неразрывно связанная с ее сущностью и социальным назначением. Сущность и социальное назначение - основной принцип организации этой власти. Один тип государства обслуживается однородной формой (феодализм - монархия, буржуазия - республика).
В рамках одного и того же исторического типа мы можем видеть многообразие форм. В рабовладельческом государстве - республики и демократии, аристократии, в буржуазные времена - президентские, парламентские республики, ограниченная монархия. Какими факторами определяется разнообразие форм?
1. Экономический уровень - это главное, в конечном счете.
2. Непосредственные факторы:
а. Соотношение политических сил внутри государства. Не менее большое значение имеет соотношение этих сил на международной арене (например, Югославия).
б. Степень остроты политической борьбы.
в. Национальные и культурные традиции.
Исследование государственно-правовых форм осуществляется в 3-х аспектах:
1. Форма правления
2. Форма государственного устройства
3. Политический (государственно-правовой) режим
Эти аспекты дают возможность увидеть не только основные принципы организации государственной власти, но и принципы функционирования. Нельзя сказать, что какой-то элемент является доминирующим. В отдельные исторические периоды на первый план могут выходить те или иные элементы (в данный исторический момент для нас - форма государственного устройства).
Форма правления.
Форма правления – это организация высших органов государственной власти, порядок ее образования, структура, компетенция и взаимоотношения между собой. Она определяет основные принципы организации высших органов власти.
Основными формами в соответствии с принципами подданства или гражданства являются монархия и республика.
Монархия. В основе образования власти лежат законы престолонаследия. Власть носит пожизненный характер, имеет неограниченный характер, принцип разделения властей не проводится. Вся власть - в одних руках. Может быть сословно-представительная монархия - влияние представительного органа (в Англии влияют финансы), конституционная монархия - очень близко к парламентской республике.
Республика. Высший орган - выборные и сменяемые. Принцип разделения властей - принцип республиканский. Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские.
В президентской республике:
1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним,
2) Президент - глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти,
3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов),
4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов.
Парламентская республика:
1) Правительство формируется Парламентом, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента),
2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра,
3) главой исполнительной власти является Премьер-министр,
4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство.
Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия):
1. Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру).
2. Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти.
3. В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ - имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически - у нас сильная президентская республика.
4. Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью - может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо делегирует свои полномочия Президенту.