Форма государственного устройства.




 

Исследует, на каких принципах происходит территориальное объединение людей, как единая территория поделена на отдельные части и каковы взаимоотношения частей между собой и государством в целом. То есть это территориальная организация государственной власти. Обычно это связано с решением национального вопроса. То есть это национально-территориальная организация государственной власти. Это имеет значение, так как дислокация государственного аппарата происходит с учетом территориальной организации.

Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государственной власти, рассматривающее деление территории единого государства на составные части и определяющее характер взаимоотношений этих частей между собой и каждой отдельной части с государством в целом в лице своих центральных, высших и местных органов государственной власти.

Основные формы государственного устройства:

1. простое/унитарное.

2. сложное/федеративное/конфедеративное.

Унитарное государство - делится на административно-территориальные единицы в виде районов, областей, губерний. Эти административно-территориальные единицы не обладают суверенитетом. Унитарное государство не исключает автономии, которые, как правило, носят культурно-национальный характер. Унитарное государство имеет одну Конституцию, законодательство, гражданство и одноканальную систему налогов, жесткая централизация.

Федеративное государство - сложное образование, союзное государство. Оно состоит из государственных образований, которые обладают самостоятельностью в той или иной степени. Существуют две Конституции, двойное законодательство, двойная система органов государственной власти, двойное гражданство и двухканальная система налогообложения.

Основанием для появления сложного характера обычно является наличие многонационального состава населения. Решение вопроса о праве каждой нации на свою государственность (СССР - национальные республики). В США - сугубо территориальный принцип. Особенность РФ - смешанный принцип - национальный и территориальный. Субъектами являются и национальные образования (республики, автономии), и территориальные единицы (края, области). Проблемы - борьба за сохранение своей территориальной целостности. Сама организация РФ способствовала ослаблению федеральных связей. Концепция федерализма не была разработана, с регионами начали заключаться договорные отношения, а это уже ближе к конфедерации. Возникновение фактического неравенства субъектов РФ. А основным принципом федерализма является равноправие субъектов. Республики объявили себя суверенными государствами. Эта тенденция способствует ослаблению федеральных отношений.

Федерация - одна из форм децентрализованной государственной власти, когда на отдельной части, в рамках субъектов образуются федеральные органы управления и органы субъектов федерации, которые действуют в рамках своей компетенции.

4 типа компетенции при федеральных связях:

1. исключительная - федеративное государство обладает широкими законодательными полномочиями, то есть презумпция федеральной компетенции.

2. конкурирующая - тип взаимоотношений субъекта с федеральными органами власти, когда субъекты федерации могут принимать акты, регулирующие те отношения, которые еще не урегулированы федеральным законодательством. Оставлен приоритет федеральной компетенции. Такой тип ведет к централизации власти и к укреплению вертикали этой власти.

3. федеральные органы издают законы в виде основ, а потом уже субъекты федерации на их основе принимают свои нормативные акты, которые не должны противоречить этим основам.

4. субъекты федерации обладают исключительными правами в решении определенных вопросов.

В зависимости от примененного типа компетенции, по-разному строятся отношения между федеральными органами власти и органами субъекта. Характер отношений зависит от характера образования самой федерации. Федерация может образоваться:

1) Ряд независимых государств объединяются (Швейцария) и федеральным органам отдают часть своих прав. Здесь презумпция компетенции субъектов федерации;

2) Ранее существовало централизованное государство и происходит децентрализация этой власти. То есть федеративное государство отдает часть своих полномочий субъектам. Здесь презумпция компетенции федерального центра.

Статья 73 Конституции РФ - презумпция компетенции субъектов РФ, но упускается из виду, что РФ образуется в процессе децентрализации власти.

Ст.ст. 71, 72 Конституции РФ - от презумпции субъекта ничего не осталось. Следовательно - презумпция компетенции федерального центра.

Другая форма государственного устройства, которая направлена на децентрализацию государственной власти, является конфедерация. При конфедеративном устройстве происходит объединение самостоятельных суверенных государств. То есть если федерация - союзное государство, то конфедерация - союз государств, в котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные высшие и местные органы власти и управления. Для координации своих совместных действий государства, субъекты конфедерации, создают объединенные органы. Решение конфедерацией принимается, как правило, когда все субъекты голосуют "за". Принятое решение проводится в жизнь органами субъектов конфедерации (в федерации - федеральные органы и органы субъектов). Пример - Швейцария, Европейское Сообщество.

Не все однозначно считают, что конфедерация является формой государственно-территориального объединения. Многие считают, что это международно-правовое объединение.

1) Разница между федерацией и конфедерацией основана на том, что конфедерация основана на международных взаимных обязательствах объединенных государств, вытекающих из договора, а федерация основывается на объективном праве.

2) Государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют суверенитет, в то время как члены федерации теряют суверенитет и подчиняются суверенной власти федерального центра.

3) Федерация есть государство, юридическое лицо публичного права, конфедерация является субъектом права лишь в международной жизни и не обладает публичным правом власти. 4) За членами конфедерации сохраняется право выхода из состава союза, у субъектов федерации - нет (это Кистяковский говорил, Нерсесянц тоже так думает). Эта возможность подчеркивает особенность конфедерации - имеется элементы, которые характеризуют взаимоотношения субъектов как международно-правовые, а есть элементы, которые характеризуют эти отношения как отношения государственного объединения.

Как и в федерации, так и в конфедерации есть принцип совмещения воли, прямая связь с населением.

Конфедерация - форма государственно-территориального устройства, но со своей спецификой.

Суверенитет - совокупность суверенных прав.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: