Расширительное и ограничительное токование




Например: судья независим и подчиняется только закону.

Если под судьями понимать собственно судей и народных заседателей – расширительное токование. Подчиняются только закону, то есть только актам имеющим высшую юридическую силу – ограничительное толкование.

Например: При разводе вопрос о разделе совместно нажитого имущества…

Все имущество, нажитое супругами во время брака, делится поровну. Если толковать расширительно толковать, то разделу подлежат и личные вещи (должно быть ограничительное токование).

Норма права – это абстрактное правило поведения. Чтобы оно стало расширительным необходимо, чтобы у нормы появился конкретный субъект, у которого должны быть конкретные права и обязанности. Это происходит посредством юридических фактов, они являются «спусковыми крючками», которые переводят абстрактные суждения нормы права в область конкретного по полномочиям и субъектам.

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов:

1. По волевому моменту:

события – не зависят от воли людей – форс мажор;

деяния – факты, произошедшие по воле людей (юридические акты):

правомерные

неправомерные

Индивидуальные – действия направленные на достижение конкретного правового результата (например: сделки).

2. По последствиям своего появления:

правообразующие;

правоизменяющие;

правопрекращающие.

3. В зависимости от совокупности юридических фактов:

сложные;

простые.

юридические составы для возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Вопрос влияет ли последовательность появления юридического факта на возникновение правоотношений:

подать заявление;

сдать экзамен;

ждать приказа с зачислении.

После этого возникают правоотношения.

 

 

ПРАВО И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

 

В понимании права отображаются изменения в представлении людей об обществе, его критериях, культурных, духовных ценностях, представлениях об обществе. Так как общество изменяется, то соответственно изменяется и представления людей о праве. Многочисленные по форме и существу представления о праве опираются на общественную основу: право всегда определяет порядок в обществе.

Правовые школы:

1. Нормативная. Право – это нормативные акты, закрепляющие поведение людей;

2. Социологическая. Право – это сложившиеся в обществе отношения;

3. Идеологическая. Право – это определенные гуманные идеи, принципы.

Правовая материя состоит из правосознания, норм права, правоотношения.

Все школы отдают приоритет одной из категорий.

Особую точку зрения представляют классики марксизма: право – это явление вторичное, обусловленное материальной жизнью общества. Право - возведенная в закон воля господствующего класса. Это позволяло тесно связать государство и право на их классовой основе и превратить в инструмент классовой борьбы. Классовое определение права хорошо соответствовало идеям классов.

После победы коммунизма право – это типичный элемент буржуазной жизни и будет отмирать. В нашей стране право использовалось для подавления собственного народа.

«Право – это система норм, подкрепленная силой государства» - закреплено на первом советском совещании юристов, под председательством большевиков. Оно было принято голосованием. Против проголосовал ректор Свердловского университета, которого после этого сняли с этой должности.

В современных условиях в праве нужно видеть инструмент социального компромисса. Отход от понимания права как классового достояния.

Право на выходе или правовая материя состоит из 3-х элементов:

1. нормы;

2. правоотношения;

3. идеи.

Нормативная школа.

Исходит из совпадения права и закона, опирается на приоритет государственной власти в обществе: все что создает государство – это правильно, верно. Эта теория является основой сильного государства, жесткой власти и в периоды преодоления раздробленности может сыграть свою позитивную роль. Эта теория не учитывает содержание деятельности и направленности сильной власти. Эта теория исключает плюрализм в обществе, сводит на нет разделение властей, что может привести к тоталитаризму.

Социальная школа.

Отдает приоритет общественным отношениям. Считается что правоотношения предшествуют нормам. Право – это, что делает судья. Эта теория хорошо согласуется с ослабленной ролью директивы государства, со слабым вмешательством в экономику, децентрализацией управления. Если не поставить пределы децентрализации, то общество может быть поражено развитием разнонаправленных тенденций. Хорошо проглядывается антитоталитарный импульс.

Идеологическая школа.

Исходит из различия права и закона. Право концентрирует прогрессивные демократические идеи: справедливость, равенство, свобода. Правовое начало является началом для законодателя, для функционирования публичной власти.

Претворение в жизнь этой концепции означает достижение демократии во всех сферах общественной жизни, но грозит нестабильностью изменчивостью социальных институтов. Эта теория свойственна идеологически здоровому государству, с высокой правовой культурой.

Другие точки зрения:

1. Право составляет те гуманные идеи равенства и справедливости, которые получили нормативное закрепление, в результате которого получается правовой закон.

2. Нормативность права не требует непременного законодательного закрепления, возможно и дозаконное право.

Главное на современном этапе видеть в праве не только институт подавления, но и институт достижения компромисса.

Долгое время господствовала нормативная школа, так как она соответствовала требованиям административно-командной системы. В настоящее время - идеи нравственного обоснования права, различие права и закона. Возникает вопрос - одни считают, что право составляют те гуманные идеи равенства и справедливости, которое получили нормативное, законодательное закрепление. Это правовой закон. Другие авторы говорят о том, что нормативность права не требует обязательного законодательного закрепления, возможно и дозаконодательное право. Учитывая эти взгляды и школы, в поисках истины нужно исходить из того, что в праве искать средства координации различных общественных институтов, нахождения социальных компромиссов. Формулировку правопонимания необходимо искать в обобщении поиска различных школ, синтезированном решении.

Форма правопонимания

Нужно искать обобщающее решение. По своей сущность право призвано отражать идеал справедливости. Этот тезис не может быть доказан только логическими положениями.

Право призвано отражать идеал справедливости. Справедливость – это одна из гуманнейших идей человечества. Идеалы справедливости связанны со свободой, равенством, поэтому справедливость полностью отражает и реализует общечеловеческие идеалы. Но справедливость шире права. Специфика права, как социального явления, заключается в том, что она призвана привнести порядок в общественные отношения. Те идеи, которые должны быть нормативно закреплены стали правом. Остальные – за его пределом.

Право – нормативно закрепленная справедливость. Такой подход позволяет использовать достигнутые научные результаты, а также сделать шаг вперед. Право, как система норм, сохраняется. Преодолевается отказ от нормативности и дозаконного права. Нормативно закрепленной справедливостью являются не только нормы права, но урегулированные общественные отношения.

От концепции различий права и закона берется её наиболее ценная идея. Понимание права как нормативно закрепленной справедливости, справедливость определяет содержание права.

Понимание права как нормативно закрепленной справедливости, справедливость определяет содержание права, а её нормативное закрепление необходимую форму права.

Соотношение права и закона должно трактоваться следующим образом: если та или иная справедливая идея не получила закрепления, то она остается в сфере морали, нравственности. Следовательно, если эта идея это еще не право, она не обязательна, а та, которая получила закрепление – это право.

Проблема соотношения права и закона приводит к другой проблеме – соотношения государства и права, которое не может быть охарактеризовано с помощью приоритета государства и права. Это соотношение не однозначно.

Если понимать право как нормативно закрепленную справедливость то государство первично, т.к. закрепление исходит от государства. Не все нормы исходящие от государства есть право, т.к. право – это справедливые нормы. Поэтому с точки зрения государства право первично по отношению к государству. Государство не придумывает право. Государство призвано закрепить сложившиеся в обществе представления о справедливости. Государство и право вместе, хотя и по-разному обслуживает общество. Общество через государство и с его помощью формирует право.

Необходимо определить справедливость, которая должна характеризуется простотой и доступностью, чтобы этим понятием можно было оперировать как показателем подлинного, справедливого закона.

Справедливость – это обеспечение интересов и прав человека. Такое понимание хорошо соотносится с правовым регулированием установлением прав и обязанностей участников отношений.

В распределительных отношениях справедливость есть соответствие между действиями гражданина, его трудовым вкладом и ответной реакцией общества.

В отношениях принуждения – соответствие между мерой нарушения и мерой наказания.

В отношениях управления – установление минимальных пределов власти и гарантии от злоупотребления власти для управляемых.

Эти идеи справедливости учитываются при разработке законов и закрепляются в подлинно правовых нормах. Справедливость, будучи нормативно закрепленной, внедряется во все области общественных отношений.

Таким образом, справедливость будучи нормативно закрепленной, внедряется во все области общественных отношений. Это центральная идея, которая обсуждается во всех случаях, когда речь идет о праве и правопонимании.

Свойства явления:

· определить;

· принудить;

· формализм;

· социальное назначение;

· содержание.

 

Право выступает регулятором общественных отношений.

Право – система общеобязательных, формально определенных установленных государством норм, возведенных в закон государственной волей и выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

Это определение вытекает из нормативной школы права, где право рассматривается как нормативный регулятор. Индивидуальный уровень регулирования в актах регулирования конкретных отношений.

В качестве регулятора выступает не только норма, но и создание право. Например: ломается одна система и создается другая.

Когда мы даем определение права, то дается не только определение права конкретного государства. Это должно быть универсальное определение. Должны быть учтены не только нормы, но и иные источники: судебный прецедент в ВБ.

Поэтому общее понятие права должно содержать позиции, основанные не только на нормативной, но и на социологической, идеологической школы. Это будет соответствовать общетеоретическому подходу к пониманию права.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: