Занятие 3. Принципы диагностики эмоционально-волевой сферы личности




Планы практических занятий

По дисциплине

Психолого-педагогической диагностике

44.03.02 -«Психология и социальная педагогика» (ОЗО)

Занятие 1. Диагностика интеллектуального и творческого развития

1. Тестологические концепции интеллекта:

- факторная теория интеллекта Ч.Спирмена,

- иерархический подход к структуре интеллекта (А. Бине, Г.Айзенка);

- модели интеллекта по Терстоуну, Гилфорду, Айзенку, Кеттелу, Стренбергу.

2. История разработки и содержание индивидуальных и групповых тестов интеллекта.

3. Общая характеристика интеллектуальных тестов (Д.Векслера, Р.Амтхауэра, Кеттелла, Айзенка).

4. Основные направления изучения креативности за рубежом (Торренс, Спирмен, Симпсон, С.Медник и др.).

5. Исследование креативности в отечественной психологии (Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, Е.И.Щебланова, Е.Е.Туник и др.).

6. Тесты креативности и их характеристика: тест Дж.Гилфорда, Е.П.Торренса. С.Медника.

 

Литература

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика– СПб.: Речь, 2006. – 440с. – С.191-215.

2. Психологическая диагностика: /Под ред.М.К.Акимовой, К.М.Гуревича.-СПб.:Питер,2008.-651с

3. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005 – 640 с. – (Серия «Gaudeamus»).– С.292-299.

4. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.1996. С.138-162.

Дополнительная литература

1. Богоявленская Д.Б. Проблемы диагностики креативности // Психологическая диагностика. 2004. № 3. С. 3-18.

2. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/ О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 375, (1)с.– С.6-70.

3. Кадневский В.М. История тестов: Монография. – М.: Народное образование, 2004. С. 123-185.

4. Кинг Л. Тесты на креативность/Л.Кинг.-СПб.:Питер,2005.-95с.

5. Психологическая диагностика /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.,1997. С.65-80.

6. Торжина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопр. психол. 1998. № 4. С.123-133.

7. Холодная М. А. Теория интеллекта Б.Г.Ананьева: ретроспективный и перспективный аспекты // Психологический журнал.– 2007, том 28. – №5.

Практическое задание

Студенту необходимо предварительно познакомиться с методиками, провести их и осуществить анализ и отчитаться на занятии по их характеристике, достоинствам и недостаткам:

- тест Векслера;

- тест стркутуры интеллекта Р.Амтхауэра;

- Школьный тест умственного развития (ШТУР);

- Прорессивные матрицы Равена;

- методика диагностики креативности П.Торренса (вариант ИМАТОН);

- теста креативности в адаптации Е.Е.Туник;

- тест вербальной креативности С.Медника.

Литература

1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов/ А.К.Болотова, И.В.Макарова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

2. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие.– М.: Изд-воМосковского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. С.60-120

3. Основы психологии. Практикум / Ред.–сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: ИЗД-ВО «Феникс», 2000. – 576 с.

4. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001

5. Современные стратегии разработки психодиагностических средств. // Детский психолог. 1992. Выпуск 1. С.59-72.

6. Трофимова Н.М., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Общая психология: практикум. – СПб.: Питер, 2005. – 320с. – С.237-242.

7. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 48 с.

Занятие 2. Диагностика личности

1. Проблема диагностики личности. Типы данных о личностных особенностях (L-, Q-, T-данные).

2. Личностные опросники, их классификация.

3. Диагностика интересов, ценностей, установок.

4. Проективные методики диагностики личности.

5. Аппаратурные методы диагностики основных свойств нервной системы (электроэнцефалографические методы, рефлексометрия, КЧМ и др. аппаратурные методики).

6. Бланковые методы диагностики свойств нервной системы и темперамента.

Литература

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика– СПб.: Речь, 2006. – 440с.

2. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005 – 640с.

3. Психологическая диагностика: Учебник для вузов/ Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652с.: ил..

Дополнительная литература

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. Пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – 272с.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

3. Калининский Л.П. Методика исследования степени выраженности психодинамического уровня интегральной индивидуальности человека// Жур-л практического психолога. – 2001. – № 3-4.

4. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М.К.Акимова, Г..Берулава, Е.М.Борисова и др. / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – ИМ.: международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.

5. Психологическая диагностика: Учебное пособие /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.:УРАО,1997.

6. Савина Е.А., Колакоглоу К. Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка // Вопросы психологии. – 2004. – №6.

7. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника – Уфа, 1990.

8. Туник Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. – СПб., 2005.

9. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с., илл.

Практическое задание

Студенту необходимо предварительно познакомиться с методиками, провести их и осуществить анализ и отчитаться на занятии по их характеристике, достоинствам и недостаткам:

- методика MMPI;

- модифицированная форма Фрайбурского личностного опросника (FPI),

- опросник Кеттелла (детский, подростковый, взрослый варианты),

- опросниковые методы диагностики свойств нервной системы и темперамента (Яна Стреляу, В.В.Русалова (ОСТ и ОФДСИ), др.).

Литература

1. Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. – Таллин: Центр инновационных и социальных технологий «Регалис», 2000. – 93с.

2. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): Учебное пособие. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 272 с. («Gaudeamus»).

3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.– СПб.: Питер, 2004. –701с. (Серия «Мастера психологии»).

4. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2005. – 375, [1]с.: ил. – (психологический практикум).Основы психологии. Практикум / Ред.–сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: ИЗД-ВО «Феникс», 2000. – 576 с.

5. Основы психологии. Практикум / Ред.–сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: ИЗД-ВО «Феникс», 2000. – 576 с.

6. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.: ил.

Занятие 3. Принципы диагностики эмоционально-волевой сферы личности

1. Понятие тревоги, тревожности и страхов, их признаки и причины возникновения.

2. Методы, диагностирующие эмоционально-волевую сферу: опросники, анкеты, методы проективной техники.

3. Проблема исследования волевой сферы личности.Требования к диагностике волевых качеств и трудности, возникающие при разработке методик.

4. Экстенсивные методы изучения волевой активности.

Литература

1. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.: ил.

2. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 640 с. – (Серия «Gaudeamus»).

Ильин Е.П. Психология воли – СПб.: Изд-во «Питер». – 2000. – 288с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

 


ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»

1. Понятие психодиагностики. Виды психологического диагноза.

2. Области практического использования результатов психодиагностической работы.

3. Принципы психодиагностики.

4. История возникновения и развития психодиагностики (возникновение и развитие тестирования, опросников, проективных техник и др.). Основные источники его становления.

5. Виды классификаций психодиагностических методов (по уровню формализации, по типу применяемых в методике тестовых заданий, по адресату используемого в методике тестового материала и др.).

6. Психометрические основы психодиагностики.

7. Основные этапы конструирования теста.

8. Психологический диагноз. Психодиагностический процесс. Основные этапы психодиагностического процесса: этап сбора данных, этап переработки и интерпретации, этап принятия решения, диагностическое заключение.

9. Понятие стандартизации, два плана стандартизации Понятие статистической нормы, виды норм.

10. Надежность (понятие и виды надежности).

11. Валидность (понятие и виды валидности).

12. Принципы психологической диагностики. Требования, предъявляемые к психодиагностам.

13. Тесты и опросники, их виды. Требования к проведению тестирования.

14. Проективная техника, виды проективных методик, их отличительные особенности.

15. Малоформализованные методы психодиагностики, их отличительные особенности, достоинства и недостатки.

16. Метод анализа продуктов деятельности. Контент-анализ. Содержание основных процедур контент-анализа.

17. Понятие интеллекта. Тестологические концепции интеллекта: факторная теория интеллекта Ч.Спирмена, иерархический подход к структуре интеллекта (Бине, Г.Айзенка); модели интеллекта по Терстоуну, Гилфорду, Айзенку, Кеттелу, Стренбергу.

18. История разработки и содержание индивидуальных и групповых тестов интеллекта. Тест Бине-Симона, (Стенфорд-Бине). Армейский тест (Альфа и Бетта).

19. Тест интеллекта Кеттела. Тест «Определение общих способностей» Г.Айзенка. Шкала интеллекта Д.Векслера. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Их сравнительная характеристика.

20. Невербальные тесты интеллекта: Доски форм Э.Сегена, Прогрессивные матрицы Дж.Равена, тест рисования Гудинаф-Харриса.

21. Понятие креативности. Тесты креативности и их характеристика. Южнокалифорнийский тест дивергентной продуктивности (тест Дж.Гилфорда). Тест Е.П.Торренса. Тест вербальной креативности (RAT) С.Медника.

22. Понятие способностей (общие и специальные). Диагностика специальных способностей.

23. Диагностика профессиональных способностей: Тест технического мышления Сишора-Беннетта, Шкала моторного развития Линкольн-Озерецкого. Батарея тестов дифференциальных способностей DАТ.

24. Понятие тестов достижений, их особенности и отличие от тестов способностей, области их применения. История возникновения тестов достижений. Тесты учебных и профессиональных достижений. Виды тестов достижений.

25. Понятие критериально-ориентированных тестов (КОРТ), их специфика. Требования к конструированию критериально-ориентированных тестов.

26. Проблема диагностики личности. Личностные опросники, их классификация. 16-тифакторый опросник Кеттелла. Миннесотенский многофазный личностный опросник (MMPI).

27. Проблема исследования волевой сферы личности. Методы диагностики волевой сферы личности.

28. Проблема диагностики эмоциональной сферы личности. Диагностика страхов, тревожности, агрессивности. Использование рисуночных тестов в диагностике эмоций.

29. Психологические принципы и методы диагностики мотивации.

30. Проблема диагностики самосознания. Методы диагностики самосознания: стандартизированные и нестандартизированные самоотчеты, психосемантические методы, методики репертуарных решеток.

31. Методы диагностики уровня притязаний и самооценки, их виды и специфика использования для разных возрастных групп.

32. Межличностные отношения как объект диагностики. Процедура проведения социометрического метода. Параметрические и непараметрические процедуры в социометрии, их достоинства и недостатки.

33. Диагностика межличностных отношений с помощью опросников, методов проективной техники.

34. Психодиагностика развития младенцев, детей раннего возраста и дошкольников. Особенности диагностики развития младенцев. Различные аспекты диагностики дошкольников.

35. Психодиагностика в школе. Диагностика учебной деятельности: познавательной потребности, направленности на приобретение знаний, отношение к учению и к учебным предметам, учебной активности.

36. Понятие психологической готовности ребенка к школе. Основные критерии психологической готовности ребенка к школе. Общая характеристика методов используемых для диагностики готовности ребенка к школе (беседа, проективная техника, тестирование, опрос). Требования к диагностике готовности ребенка к школе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: