Принципы правотворчества – основные правила, руководящие идеи, организационные начала, действующие в процессе создания норм права.
Правотворчество – процесс возведения в закон государственной воли.
1. Демократизм проявляется в:
а) реализации в процессе создания норм права компромисса и интересов различных групп общества;
б) принятие законов путем референдума;
в) обсуждение проектов законов в правотворчестве через представительные органы власти;
г) действие принципа верховенства законов принятыми представительными органами над всеми иными подзаконными актами;
д) опубликовании принимаемых актов;
е) широкой гласности и открытости этого правотворческого процесса.
2. Научная обоснованность:
а) Заключается в использовании научных методов и приемов при изучении общественных явлений, которые подлежат урегулированию с помощью норм права;
б) в использовании знаний юридических наук при составлении правовых актов, использование наработанных приемов и способов юридической техники;
в) в проведении научных экспертиз проектов нормативных актов;
г) в экспериментальной проверке эффективности принимаемых норм права.
3. Принцип субъективизма – игнорирование законов общественного развития (законодательство начала 90 гг.).
4. Принцип законности:
а) принятие норм права конкретным органом;
б) соблюдение правотворческой процедуры принятия нормативных актов;
в) непротиворечивости издаваемых актов законам и конституции. Принцип произвола – в противовес принципа законности.
5. Оперативность – быстрое и своевременное принятие нормативных актов приводит к непродуманности решений, поэтому иногда следует руководствоваться принципом медлительности – все тщательно продумывать.
6. Профессионализм – осуществление правотворчества лицами, которые профессионально, на постоянной основе занимаются этой деятельностью (профессиональные юристы, политики).
7. Непрерывность правотворческого процесса – изменения в общественной жизни непрерывны и все должны находить постоянное отражение в правотворческой деятельности государства.
Характер правотворчества обуславливается следующими факторами
1. Экономические условия жизни общества, уровень развития производительных сил и производительных отношений;
2. Социальная и национальная структура общества;
3. Внутриполитическая и внешнеполитическая программа;
4. Господствующей в обществе идеологией и правосознанием;
5. Сущностью и формой государства;
6. Предыдущим развитием правовой надстройки.
Особой разновидностью правотворчества является законотворчество, что вытекает из особенностей данного НПА. Закон принимает органы государственной власти, характеризуется высшей силой, отличается установленной процедурой принятия и направлен на урегулирование особо важных общественных отношений.
ст. 104 КРФ – законодательная инициатива:
· президент;
· совет федерации;
· законодательные органы субъектов;
· глава совета федерации;
· депутаты государственной думы;
· правительство;
· КС, ВС, ВАС по вопросам их деятельности.
ФЗ принимается государственной думой большинством голосов, если иное не предусмотрено КРФ. В течении 5 дней направляется в совет федерации. В течении 14 дней совет федерации должен рассмотреть. Если не рассмотрел, то считается одобренным.
Группа вопросов, по которым совет федерации обязан рассматривать законопроекты и заключения по вопросам бюджета, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия, вопрос ратификации или денонсации международных договоров РФ, статусе и охране государственной границы РФ, вопросы войны и мира.
Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту. В течении 14 дней должен подписать. Если Президент не подписывает, то это означает, что он наложил вето, которое преодолевается квалифицированным большинством (п. 3 ст. 107 КРФ).
Есть предложение по изменению этого пункта, так как это дополнительное мощное средство воздействия президента на законодательные органы страны: вынуждает принимать закон квалифицированным большинством.
Считается, что необходимы изменения: президентское вето преодолевались в том случае, если при повторном обсуждении было большинство ГД и СФ – простое большество.
ТЕМА: СИСТЕМА ПОЗИТИВНОГО ПРАВА