Принципы правотворчества. Факторы их обуславливающие




Принципы правотворчества – основные правила, руководящие идеи, организационные начала, действующие в процессе создания норм права.

Правотворчество – процесс возведения в закон государственной воли.

1. Демократизм проявляется в:

а) реализации в процессе создания норм права компромисса и интересов различных групп общества;

б) принятие законов путем референдума;

в) обсуждение проектов законов в правотворчестве через представительные органы власти;

г) действие принципа верховенства законов принятыми представительными органами над всеми иными подзаконными актами;

д) опубликовании принимаемых актов;

е) широкой гласности и открытости этого правотворческого процесса.

 

2. Научная обоснованность:

а) Заключается в использовании научных методов и приемов при изучении общественных явлений, которые подлежат урегулированию с помощью норм права;

б) в использовании знаний юридических наук при составлении правовых актов, использование наработанных приемов и способов юридической техники;

в) в проведении научных экспертиз проектов нормативных актов;

г) в экспериментальной проверке эффективности принимаемых норм права.

 

3. Принцип субъективизма – игнорирование законов общественного развития (законодательство начала 90 гг.).

 

4. Принцип законности:

а) принятие норм права конкретным органом;

б) соблюдение правотворческой процедуры принятия нормативных актов;

в) непротиворечивости издаваемых актов законам и конституции. Принцип произвола – в противовес принципа законности.

 

5. Оперативность – быстрое и своевременное принятие нормативных актов приводит к непродуманности решений, поэтому иногда следует руководствоваться принципом медлительности – все тщательно продумывать.

 

6. Профессионализм – осуществление правотворчества лицами, которые профессионально, на постоянной основе занимаются этой деятельностью (профессиональные юристы, политики).

 

7. Непрерывность правотворческого процесса – изменения в общественной жизни непрерывны и все должны находить постоянное отражение в правотворческой деятельности государства.

 

Характер правотворчества обуславливается следующими факторами

1. Экономические условия жизни общества, уровень развития производительных сил и производительных отношений;

2. Социальная и национальная структура общества;

3. Внутриполитическая и внешнеполитическая программа;

4. Господствующей в обществе идеологией и правосознанием;

5. Сущностью и формой государства;

6. Предыдущим развитием правовой надстройки.

 

Особой разновидностью правотворчества является законотворчество, что вытекает из особенностей данного НПА. Закон принимает органы государственной власти, характеризуется высшей силой, отличается установленной процедурой принятия и направлен на урегулирование особо важных общественных отношений.

ст. 104 КРФ – законодательная инициатива:

· президент;

· совет федерации;

· законодательные органы субъектов;

· глава совета федерации;

· депутаты государственной думы;

· правительство;

· КС, ВС, ВАС по вопросам их деятельности.

ФЗ принимается государственной думой большинством голосов, если иное не предусмотрено КРФ. В течении 5 дней направляется в совет федерации. В течении 14 дней совет федерации должен рассмотреть. Если не рассмотрел, то считается одобренным.

Группа вопросов, по которым совет федерации обязан рассматривать законопроекты и заключения по вопросам бюджета, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия, вопрос ратификации или денонсации международных договоров РФ, статусе и охране государственной границы РФ, вопросы войны и мира.

Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту. В течении 14 дней должен подписать. Если Президент не подписывает, то это означает, что он наложил вето, которое преодолевается квалифицированным большинством (п. 3 ст. 107 КРФ).

Есть предложение по изменению этого пункта, так как это дополнительное мощное средство воздействия президента на законодательные органы страны: вынуждает принимать закон квалифицированным большинством.

Считается, что необходимы изменения: президентское вето преодолевались в том случае, если при повторном обсуждении было большинство ГД и СФ – простое большество.

 

ТЕМА: СИСТЕМА ПОЗИТИВНОГО ПРАВА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: