Обучающиеся должны знать:
· технологические свойства соленого теста;
· правила сбора, засушивания и хранения природных материалов;
· основные правила создания плоскостной аппликации;
· приемы соединения деталей объемных изделий из природного материала;
· конструктивность природных форм, разнообразие фактуры бумаги;
· виды художественной обработки бумаги;
· названия геометрических фигур;
· технику аппликационных работ;
· главные и второстепенные элементы в композиции;
· виды нитей и тканей, виды художественной работы с нитками и тканями;
· инструменты и принадлежности для работы с тканью;
· иметь понятие об истории техник;
· о вреде загрязнения окружающей среды и его влияние на здоровье человека.
Обучающиеся должны уметь:
· —выполнять разметку изделий с помощью линейки;
· выполнять простые объемные (полуобъемные) формы;
· различать цвета по свету, теплые и холодные;
· изготавливать сувениры-аппликации, конструировать и изготавливать сувениры-игрушки, объемные изделия из картона и бумаги;
· владеть приемами вырезания, обрыва, надреза, подреза, сгибания, гофрирования, скручивания, нарезания бумаги;
· создавать сувениры из природного материала;
· отличать лицевой и обратной стороне ткани, делать разметку на ткани, изготавливать аппликации из отрезков нитей и лоскутков тканей, игрушки из ниток и ткани.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева З.Ф., Сорокина Л.М. Вяжем сами.// К.: Советская школа.- 1982.
2. Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. // - М.: Мартын.- 2002.
3. Винокурова Е. Большая книга бисера. // М.: Олма-пресс.- 2007.
4. Энциклопедия. Шитье и рукоделие. // М.: БРЗ.- 1999.
5. Золотицкий М. Ф. Цветы в легендах и преданиях. // К.: Фирма «Дол ира».- 1992.
6. Корниенко Т., Добруцкий Н., Искусство цветов. // К.: Роксолана 2003.
7. Кулибин Т.Н. Рисунок и основы композиции. // М.: Просвещение.- 1988.
8. Котелянец Н. Изделия из нитей // Начальная школа. - 1999. - №12. - С. 32-33.
9. Литвинец Э.М. Волшебные узоры. // К.: Советская школа.- 1985.
10. Макаренко А. Сказочный мир игрушки. // К.: Радуга. - 1984.
11. Максижова М.В., Кузьжина М. А Послушные узелки.// М.: ЗКСМ-Пресс.- 1998.
12. Оборотень Т. Н. Самоделки из текстильных материалов.// М.: Прос-вещение.- 1990.
13. Сухорукова Е. П., Печулинская Л. Т. Искусство делать цветы. // К..- 1992.
14. Титова Н. М. Наш любимый праздник. // М.: Топикал, Земля и труд.- 1993.
15. Тура Л.П. и др. Укрась свой дом. // К.: Техника.- 1990.
16. Феленк Ф. М. Поделки из природного материала. // М.: Просвещение.- 1987.
17. Черныш Н. В. Удивительная бумага. Основы художественного ремесла. // М.: Просвещение.- 2009
Программа кружка по лепке из соленого теста
«Мукосолька»
Руководитель:
воспитатель Канина Оксана Борисовна
СОЛЕНОЕ ТЕСТО.ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка, и, в дальнейшем, подготовке к школе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
КРУЖОК «МУКОСОЛЬКА»
Цели:
1) образовательные:
расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой.
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
регулятивно - поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
1) образовательные:
формирование представлений о народных промыслах
ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф
овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
развитие интереса к изучению народных промыслов
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам
соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
активное участие в выставках
стремление к поиску, самостоятельности
понимание необходимости качественного выполнения образа
конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе. Самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из теста народных игрушек
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Вводное занятие.
История развития тестопластики. Техника безопасности. Технология изготовления соленого теста.
2. Материалы и инструменты.
Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста.
Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.
3. Способы лепки.
Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки.
4. Лепка на плоскости. Особенности сушки и раскрашивания.
Лепка различных видов цветов, листьев, животных. Создание рельефа.
5. Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса.
Основные приемы лепки фруктов, овощей. Приемы создания плетеных изделий. Особенности поэтапного изготовления изделий. Способы сушки.
6. Основы цветоведения.
Холодные и теплые цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека.
7. История матрешки и других народных игрушек.
Изготовление работ по мотивам народных игрушек.
9. Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из соленого теста.
Использование бутылочек от йогурта, пластиковых бутылок, крышек, зубочисток, трубочек для коктейля и т.п.
10.Самостоятельное изготовление сюжетных работ.
Знакомство с законами композиции. Выразительность персонажей.
11. Выполнение коллективных работ.
Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции.
12. Итоговое занятие.
Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ.