к проведению мастер-класса




(составлены на основе методических рекомендаций по подготовке мастер-классов)

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Для проведения успешного мастер-класса необходимо:

1. Наличие оригинального метода или авторской методики, представляющей интерес для широкой аудитории.

2. Умение продемонстрировать ведущую идею представляемого опыта путем организации и вовлечения слушателей в активную и разнообразную деятельность.

3. Личность ведущего мастер-класса должна проявиться как профессионально компетентная, творческая, современная, интересная, увлеченная и увлекающая.

Мастер-класс как локальная технология трансляции опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, профессиональную технологию. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: они сами должны и могут осуществить выбор пути, выбор средств для достижения результата, темпа работы.

Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний участников по предлагаемой проблеме, что позволит ему расширить свои представления знаниями других участников.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса может состоять из следующих компонентов:

1. выделение проблемы – панель (диалог),

2. объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом,

3. представление группами результатов работы,

4. обсуждение и корректировка результатов работы.

Панель – это этап актуализации знаний по проблеме мастер-класса. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.

Для поиска и нахождения решения проблемы участники в группах выполняют работу с предложенными ведущим материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем идет«реконструкция» - создание из получившегося хаоса «своего» мира: текста, рисунка, закона.

Следующий этап - подготовка и представление группой результатов своей работы.

После представления результатов идет их обсуждение, затем корректировка собственного решения поставленной задачи с учетом вариантов, предложенных коллегами.

Основными элементами мастер-класса, методическими приёмами которые может использовать ведущий на этапах его проведения, являются следующие.

Индукция – проблемная ситуация, создаваемая в начале мастер-класса, мотивирующая участников на творческую деятельность. Что можно использовать в качестве начала? Что-то интересное, неожиданное, интригующее: например, обращение к ассоциативному и образному мышлению, ряду, задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторического сюжета и т.д.Главное, чтоб это была ситуация неожиданности для участников, загадочность, и в ней должно присутствовать обязательное личностное начало ведущего.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа. Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников. Мастер разбивает задание на ряд задач, раздает их для решения группам. Группы должны придумать способ их решения. При этом они свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого.

Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и ведущего (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.).

Разрыв. Красивый мастер-класс получается, если в нем срежиссирована кульминация (наивысшая точка) творческой мастерской (для ее обозначения применяется термин «разрыв»). Ближе всего отражают смысл понятия разрыв слова «озарение», «понимание». Понимание может быть различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв ощущается как озарение, дает возможность увидеть и осознать известное и традиционное по-новому.

Рефлексия - последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого ведущего мастер-класса, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию.Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, помогающего организовать коллективную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

Исключается официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки участников, его самокоррекции.

При проектировании мастер-класса ведущий должен:

1. Определить ведущую идею, которую будет демонстрировать на мастер-классе. С этой темой и должно быть связано название мастер-класса.

2. Определить цели и задачи, связанные с темой мастер-класса, достижение которых планирует ведущий.

3. Для начала мастер-класса отбирается проблема, вопрос, парадокс, которые ввели бы «учащихся» и всю аудиторию в тему занятия и представляли для них интерес.

4. Подобрать технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.

5. Придумать неожиданные предметы или открытия, которые помогут раскрыть ведущую идею.

6. Включить фантазию, придумать интересный замысел мастер-класса.

7. Составить подробный план занятия.

8. Продумать расстановку мебели и используемые средства.

Поскольку мастер-класс – это творческая форма передачи собственного опыта, зачастую его зрелищность определяется не столько интересным замыслом, сколько творческим исполнением. Какие рекомендации по проведению можно дать с учетом этого момента?

1. Говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).

2. Обратить внимание на манеру поведения: она должна быть сдержанной, но в тоже время достаточно свободной и непринужденной.

3. Не превращать мастер-класс только в лекцию или только в игру.

4. Использовать разнообразные приемы.

5. В содержании должна проявляться специфика деятельности (иногда к концу занятия зрителям не понятен вид деятельности).

6. Использовать новые информационные технологии, только если они органично вписываются в идею.

7. Не добиваться от аудитории долго того ответа, который нужен. А если получили его раньше — не продолжать двигаться в эту сторону.

8. Стараться показывать на мастер-классе не только себя, но и участников.

9. Не бояться задавать трудные вопросы.

Наиболее полный набор критериев, которые могут использоваться для оценки эффективности проведенного мастер-класса, это:

1. Идейность. Наличие ивыраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура изложения, популярность в практике, методике и или науке.

2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов профессиональной деятельности, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям отрасли и квалификации специалиста.

4. Активность. Наличие приемов и условий активизации участников, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

8. Артистичность. Стиль, харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Список использованной литературы:

1. Методические рекомендации по подготовке мастер-классов [Электронный ресурс] / Режим доступ: URL: https://www.cdtpallada.ucoz.ru/Metodiccheskai/rekomendacii_po_master-klassu.doc (дата обращения 11.05.2017)

2. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Составитель А.В. Машуков. – Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2007. – 13 с.

3. Заруба А.В.. Что такое мастер-класс? - [Электронный ресурс] / Режим доступ: URL: https://www.teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: