Нормативно-правовой акт является основной формой права в странах «писаного права» (Романо-германская правовая семья).
В юриспруденции термин «акт» имеет 2 основных значения:
- акт как правомерное действие (юр. факт)
- как официальный док-т, в кот-ом выражаются и закрепляются рез-ты тех или иных юридически значимых действий
Нормативно-пр. акт это «акт» во 2ом его значении.
Нормативно-пр. акт имеет двуединую юр. природу:
v с одной стороны, он входит в систему ист-ков права
v с другой стороны, это разновидность правовых актов как актов-док-тов
В Юриспруденции есть понятие «правовые акты» (акты – док-ты), 3 вида:
- нормативно-правовые
- индивидуальные юр. акты
- интерпретационные акты (акты официального толкования)
Черты нормативно-пр. акта:
1) содержит юр. нормы: т.к. является формой выражения права
2) представляет собой официальный письменный акт-док-т
3) является рез-том особой деят-ти гос-ва, кот-ую именуют правотворческой
Нормативно-пр. акт может приниматься в порядке делегированного зак-ва (т.е. переданного гос-вом полномочия по определённым вопросам издавать юр. нормы) или в порядке референдума (всенародного голосования).
Нормативно-пр. акт – это официальный письменный акт-док-т, содержащий юр. нормы и принимаемый в специальных процедурных формах компетентными органами гос-ва, а также в порядке делегированного зак-ва или путём референдума.
Нормативо-пр. акт следует отличать от индивидуальных юр. актов, а главное от их разновидности – правоприменительных актов. Разница: н-р, в сфере гр.-права нормативно-пр. акт – ГК, а пример индивидуального акта – это решение суда; в уг. сфере: УК и акт применения права – приговор (не ист-к права, содержит индивидуальные указания на права и обяз-ти конкретных Sтов).
Нормативно-пр. акт - наиболее распространённый ист-к, преимущества:
- качество оперативности (быстрота издания, изменения, отмены) – динамизм права
- НПА исходят в основном из единого центра – правотворческих органов гос-ва, что позволяет создавать целостную пр. систему, координировать пр. нормы
- НПА позволяют точно и определённо фиксировать в док-тах содержание юр. норм – наибольшая степень обеспечения формальной определённости права
- письменная форма – это акты-док-ты, быстрое доведение до сведения S-тов права
Виды НПА: Существуют различные названия НПА: декреты, з-ны, Указы, постановления, решения. В каждой национальной правовой системе каждой страны устанавливается строгая иерархия (система расположения, соподчинённости пр. актов). Система НПА той или иной страны образует её систему зак-ва.
Классификация НПА по юр. силе:
- законы. Закон обладает рядом особенностей:
Ø З-н – это НПА, принимаемый только высшими представительными и законодательными органами гос.власти (в России это Федеральное Собрание, Конгресс в США, Парламент – Италия и т.д.); принимается органами гос. власти представляющими весь народ, а некоторые з-ны принимаются путём референдума. Обладает высшей юр. силой, главенствующее положение среди ист-ков права и имеет верховенство в системе НПА и источников права.
Ø З -н должен быть выразителем общей воли, отражать интересы всего общ-ва, народа в целом.
Ø З -ны издаются по наиболее важным вопросам гос. и общественной жизни, регулируют наиболее важные соц. сферы, закрепляют отправные начала правового регулирования – имеют первичный хар-р
Ø З-ны принимаются, изменяются и дополняются в особом, более сложном, чем др. пр. акты, порядке.
Ø З-н исключительно нормативен – только нормы права, т.е. общие правила поведения.
Закон – это НПА, принимаемый в особом процедурном порядке высшим представительным органом гос-ва или непосредственно народом путём референдума, обладающий высшей юр. силой и призванный регулировать в интересах народа наиболее важные сферы общественной жизни.
Виды з-нов:
· Конституции (основные з-ны, основные политико-правовые акты; есть не везде – н-р, нет в Англии)
· Конституционные з-ны. К их числу относятся з-ны:
- вносящие изменения и дополнения в текст Конституции
- з-ны, необходимость издания кот-ых предусмотрена самой Конституцией (в РФ- 14). Более сложная процедура принятия (н-р, в РФ на принятый ФКЗ не может быть наложено вето Президента).
· Обыкновенные з-ны – это акты текущего зак-ва, принимаемые в обычном законодательном порядке и регулирующие различные стороны эк., полит., соц., духовной жизни общ-ва. Виды з-нов:
- кодификационные (н-р, Основы)
- текущие
В Федерации: федеральные и з-ны S-тов.
- подзаконные НПА – это НПА, принятый гос. органом или должностным лицом в пределах своей компетенции на основе и во исполнение действующих з-нов, и прежде всего, Конституции страны.
Существует иерархия подзаконных актов по юр. силе.
Выделяются локальные НПА – это внутриорганизационные нормативно-правовые подзаконные акты, издаваемые орг-цией в пределах своей компетенции и только для регулирования внутренних вопросов (н-р, правила внутреннего трудового распорядка).
Юр. доктрина
Доктрина – это пр. теории, учения о праве. Но на некоторых этапах развития общ-ва и в некоторых странах она является ист-ком права и содержит юр. нормы.
Юр. доктрина (как ист-к права) – это разработанные и обоснованные учёными-юристами положения, теоретические конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных правовых системах имеют обязательную юр. силу. Обязательные доктринальные положения называют правом юристов.
В Древнем Риме в период республики аргументы и сочинения юристов часто фигурировали в суде. Н-р, в 426г. император Валентинианом 3 издан з-н «О цитирования юристов».
В настоящее время труды учёных-юристов являются официальными ист-ками права в мусульманском праве (судья ссылается на автора, авторитет кот-ого общепризнан). В романо-германском праве до 19 в. она также использовалась.
Общие принципы права
В основном характерны для международного права.
Австрия, Греция, Испания, Италия – в случае пробела в гр. зак-ве
Религиозные памятники (древние религиозные тексты). Являются ист-ками права в религиозных пр. системах. Ист-ками права выступают священные книги различных релегий, положения кот-ых являются общеобязательными в определённых религ. системах (католическое, мусульманское право (Коран (автор Бог) и Сунна (изречения пророка Мухаммеда), иудаизм – 5тикнижный Талмут, индусское – з-ны Ману и т.д.)
III. Право и закон
Проблема соотношения права и з-на существует с древнейших времён, с момента появления права.
Это единственный исключительный случай, когда под з-ном понимается не особые НПА, а под з-ном понимаются все официальные формы выражения права.
Проводилось различие между правом, имеющим доюридическое значение, и з-ном как продуктом деят-ти людей.
2 подхода:
1. право есть творение гос. власти и правом следует считать все официальные ист-ки норм независимо от их содержания. Приверженец этого подхода в России - Габриель Феликсович Шершеневич (1863-1912 гг.).
2. з-н, даже принятый надлежащим S-том и в надлежащей процедурной форме, может не иметь пр. содержания, быть неправовым з-ном и выражать политический произвол. Гос-во предстаёт исключительно творцом з-нов, но не права.
По существу соотношение права и з-на это проблема соотн-ия содержания и формы права (у права должно быть содержание, а не только форма).
***Маркс «Дебаты по поводу з-на О кражи леса» (это был з-н – произвол, выражавший политическую волю землевладельцев***
Выводы:
- право и з-н следует различать. З-н, как все официальные ист-ки права, и право, как единство этой формы и надлежащего содержания.
- не может быть право до и вне з-на как своей формы
- з-н может иметь неправовое содержание, т.е. быть пустой бессодержательной формой
Критерии отличия правового з-на от неправового:
1) общие, естественно-правовые начала, выработанные человечеством (естественные права и естественные обяз-ти)
2) конкретно исторические условия существования данного общ-ва, т.е. правовые притязания, потребности, выработанные в данном общ-ве
Это приводит к концепции правового з-на: т.е. у него надлежащая форма и правовое содержание, т.е. соответствующее природе права, т.е. право = правовой з-н.
Правовой з-н – это позитивное право, нормы которого оформлены надлежащим образом, а содержание отвечает основным началам естественного права и правовым притязаниям данного конкретного общ-ва.