г) женское воспитание в Спарте




Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине» - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми ». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. Кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был, прежде всего, воином, то женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.

Таким образом, спартанское воспитание сводилось почти исключительно к физической военной подготовке. Плутарх отмечает, что некоторые уступки были сделаны в отношении грамотности: "Их обучали чтению и письму лишь в той степени, в какой это было минимально необходимо; главным для них было воспитать послушных граждан, научить их выносить боль и побеждать в бою".

 

10. Историки классического периода; характеристика их творчества поздними авторами.

 

Творчество историков классического периода, и прежде всего «отца истории» Геродота, появилось не на пустом месте. Их предшественниками были логографы. Логографы - историки, предшественники Геродота делились на старших (живших до него) и младших логографов – его современников. Они воссоздавали историю родного полиса на основании мифических сказаний, используя известные к тому времени и географические свидетельства.

Среди историков (логографов) конца VI в. до н. э. наиболее известным является Гекатей Милетский, оказавший влияние на создателя исторической науки Геродота. Многочисленные путешествия и наблюдательность позволили Гекатею собрать многочисленный материал, обобщенный в сочинение «Кругосветные путешествия», или «Обозрение Земли» (4 книги), где описаны известные к его времени территории Европы и Азии; к труду, как свидетельствует традиция, была приложена географическая карта, вырезанная на медной доске.

Среди младших логографов наиболее известен современник Геродота Гелланик Митиленский (о. Лесбос). Он стал первым, кто систематически изложил историю Аттики в книге «Аттида». В целом для его творчества характерна систематизация мифических сказаний в соответствии с генеалогическим, хронологическим и территориальным принципами. Произведения логографов, в которых отражение действительности сочеталось с мифическими сюжетами, этнографическими и географическими деталями, известны по отрывкам и в пересказе более поздних создателей исторической прозы.

Триада историков классического периода: Геродот, Фукидид и Ксенофонт.

Геродот (484 – 431 / 425 гг. до н. э.). Геродот из Галикарнаса, который заслуженно получил от последователей почтительное имя «отец истории», впервые для Греции создал целостное, систематизированное изложение исторических событий. Его «История» посвящена греко-персидской войне. Геродот углубляется в прошлое, чтоб исследовать ее причины. Он не ограничивается анализом Греции и персидского царствия. Разыскивая взаимосвязи в исторических событиях, детально описывает жизнь и быт многих стран Востока и Запада, где сам побывал. В основе его исследований не только увиденное, но и услышанное. Поэтому при всей объективной установке «История» — не столько историческое исследование, сколько литературное произведение на исторические темы. Геродоту присуще традиционное мышление с мифологической интерпретацией реальности с поиском божественной справедливости в ходе истории.

Фукидид (ок. 460 г. - ок. 399 или 396 г.) его история – это не только история Пелопоннесской войны, в ней содержатся сведения о тех событиях, о которых он писал, что «они отдалены от нашего времени», но их он касается отчасти, однако на основании «проверенных и оказавшихся убедительными свидетельств». Углубляясь в анализ далекого прошлого, Фукидид стремился понять причины происходящего в его время. Перечисляя имена мифических героев и кратко характеризуя свершения, которые приписывались им, он обращает внимание читателей на несоответствие сохранившихся преданий о прошлом и реалий современной жизни. Фукидид прямо противопоставляет себя Геродоту как ищущего истину, а не собирателя басен. Он исследует историю сквозь экономические, политические, психологические факты, пытаясь выяснить реальные причины возникновения войн. Его интересуют не мифы и легенды, а исторические события, современником которых он был. Не ссылаясь на богов, можно объяснить общественные события применяя знание человеческой природы, утверждает Фукидид. Он — основатель документализированной и психологизированной истории.

Ксенофонт (430/425 – ок. 355 г. до н. э.). Большое литературное наследие оставил младший современник Фукидида Ксенофонт Афинский. Он служил наемником сначала у персидского царевича Кира, затем перешел на службу к спартанцам, сражаясь против Афин, за что и был изгнан из родного города. Прожив долгое время в Пелопоннесе, он в конце жизни был прощен и смог вернуться в Афины. Свою "Греческую историю" Ксенофонт написал в продолжение труда Фукидида, но в отличие от последнего допускал неточности, сознательные искажения действительности, различные кмолчания. Давая субъективный взгляд на события Пелопоннеской войны, Ксенофонт старался преувеличить успехи спартанцев и преуменьшить афинские победы. Прекрасный знаток военного дела, знакомый с "великими мира сего", Ксенофонт создал целую галерею ярких портретов сильных личностей, творивших историю.

 

 

11. Представители культуры эпохи «Золотого века» Перикла

 

Перикл (ок. 490-429 до н. э.), афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443-429 (кроме 430), вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии. Инициатор строительства (Парфенон, Пропилеи, Одеон). В Афинах при Перикле велось активное строительство, обеспечившее работой многих афинян. На Акрополе был воздвигнут Парфенон, построены Пропилеи и Одеон — место музыкальных состязаний, в Элевсине началась перестройка храма Деметры, закончилось строительство Длинных стен, соединивших город с Пиреем.

· Анаксагор (ок. 500 – 428 г. до н. э.). Философ «золотого века» Перикла и его друг; создатель труда «О природе», в котором заменил понятия «возникновение» и «гибель» понятиями «смешение» и «выделение». Согласно его взглядам, творцом космоса из первобытного хаоса являлся Мировой ум (нус) – бесконечный, ни с чем не смешиваемый и существующий сам по себе. Нус движет миром и познает мир, но приоритет принадлежит не Мировому уму, а естественным причинам; истина познаваема только разумом, а не ощущениями, которые связаны со страданием. Взгляды философа, но в большей степени утверждение, что Луна и Солнце – не божества, а холодный или горячий камень, послужили причиной асебии философа и приговора его к смертной казни. Заступничество Перикла привело к ее замене изгнанием. Умер философ в Лампсаке.

· Софокл (ок. 496 – 406 г. до н. э.) великий драматург-трагик; происходил из знатного рода; был другом Перикла. Создал около 120 драм, сохранилось полностью 7 трагедий. Первым отказался от постановки тетралогий, увеличил количество хористов и число актеров до трех (ранее 2 актера). Развивая сюжеты мифов в драмах, признавая предопределенность (рок), он в то же время стремился показать, что нравственный долг, характер определяют поступки, но незнание воли богов приводят к трагическим последствиям. К числу наиболее популярных пьес относятся «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Антигона».

· Фидий выдающийся скульптор периода высокой классики; работал во второй трети V в. до н. э. в Афинах, Дельфах, Олимпии. Был другом и помощником выдающегося политического деятеля Афинского государства Перикла; принимал участие в строительных работах на Акрополе. Под его руководством исполнено скульптурное убранство Парфенона; создатель скульптуры Афины Промахос (бронзовая статуя) и Афины Парфенос, которая была отлита из бронзы и облицована слоновой костью и золотом; автор изображения Зевса Олимпийского (одно из чудес света, не сохранилось, описано Павсанием).

· Геродот (484 – 431 / 425 гг. до н. э.). Геродот из Галикарнаса, который заслуженно получил от последователей почтительное имя «отец истории», впервые для Греции создал целостное, систематизированное изложение исторических событий. Его «История» посвящена греко-персидской войне. Геродот углубляется в прошлое, чтоб исследовать ее причины. Он не ограничивается анализом Греции и персидского царствия. Разыскивая взаимосвязи в исторических событиях, детально описывает жизнь и быт многих стран Востока и Запада, где сам побывал. В основе его исследований не только увиденное, но и услышанное. Поэтому при всей объективной установке «История» — не столько историческое исследование, сколько литературное произведение на исторические темы. Геродоту присуще традиционное мышление с мифологической интерпретацией реальности с поиском божественной справедливости в ходе истории.

12. Скульптура классического периода

 

Искусство классического периода достаточно полно характеризуют слова Перикла: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без излишеств». В период ранней классики скульптура носит переходный характер от архаики к классике.

Фигура дельфийского возничего (476 г.). Статуя возничего – редкое бронзовое явление, дошедшее до нашего времени в исключительно хорошей сохранности (бронза плохо переносит пребывание в сырой земле; в средневековье античные статуи переплавляли в металл и использовали для хоз. нужд). Создана неизвестным мастером по желанию одного из победителей в состязаниях на колесницах, в наспадающем складками хитоне. Лицо, полное величия и сдержанной силы, однако, не лишено жизненности. В зрачки глаз были вставлены цветные камни, что оживляло выражение.

Известны не только анонимные произведения. В V в. до н. э. в Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет.

Поликлет – один из первых крупных скульпторов классической эпохи. Написал особое сочинение «Канон», в котором попытался выявить основные элементы, из которых состоит человеческое тело, подчинить их определенному числовому соотношению. Скульптор максимально формализовал искусство, ища общезначимые законы пропорций, а статую Копьеносца создал в качестве иллюстрации своего сочинения. Особенности творчества Поликлета: совершенство пропорций и сдержанность в выражении чувств («Диадумен», «Раненная амазонка»).

Мирон – другой известный скульптор классики, в противоположность Поликлету, пытался передать напряженное движение. Представление о творчестве Мирона дают в основном римские копии. К числу работ, которая имеет несколько копий, относится скульптурная группа «Афина и Марсий». Мирон не просто проиллюстрировал миф, а показал характеры изображенных им: величественную и спокойную богиню и ужас вороватого сатира, который поднял брошенную Афиной флейту и уронил ее, услышав проклятие инструменту от богини. К числу шедевров мастера относится статуя «Дискобол», в которой ему удалось так передать наклон и разворот корпуса атлета и положение руки, что можно представить полет диска.

Фидий - выдающийся скульптор периода высокой классики; работал во второй трети V в. до н. э. в Афинах, Дельфах, Олимпии. Был другом и помощником выдающегося политического деятеля Афинского государства Перикла; принимал участие в строительных работах на Акрополе. Фидий создал 7-и метровую бронзовую статую Афины-воительницы (Промахос), с копьем и щитов в руках, как символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. Под его руководством исполнено скульптурное убранство Парфенона; Фидий - автор изображения Зевса Олимпийского: тело выложено пластинками слоновой кости на деревянной основе, глаза из драгоценных камней, плащ, волосы и борода – из золота (одно из чудес света, не сохранилось, описано Павсанием). Из-за изображения на щите Афины своего облика и Перикла обвинен в святотатстве, кроме того – в растрате золота. Не выплативший штрафа Фидий умер в тюрьме. В Риме в храме Богини Счастливого Случая, построенном Квинтом Литацием Катуллом, консулом 102 г. до н. э., в честь его победы над кимврами, находилась статуя Афины работы Фидия.

 

13. Сакральные сооружения Акрополя как феномен культуры

 

В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укрепленную часть. Такие акрополи были во многих из них, но самым знаменитым стал безусловно афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции.

Первые укрепления на скалистом, поднимающемся на окраине Афин, появились еще задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. Но все они были уничтожены. Так что восстановление и реконструкция Акрополя (а точнее создание здесь совершенно нового архитектурного ансамбля) действительно произошли уже в тот период истории классической Греции, который обычно называют золотым веком Перикла. Задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии.

Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии афинского стратега и вождя демократической группировки Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само же строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия - величайшего из греческих скульпторов. В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э.

 

1.Пропилеи; 2. Пинакотека; 3. храм Ники Аптерос; 4. статуя Афины Промахос; 5. Эрехтейон; 6. Парфенон; 7. театр Одеон.

 

Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.

Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм.

Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера (Ордер – это соотношение и пропорциональность взаимного расположения несомых и несущих элементов стоично-балочной конструкции) и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры.

Архитектурный ансамбль афинского Акрополя вызывал восхищение. Именно здесь был создан новый стиль (сочетанием дорийского и ионийского ордеров) как олицетворение нового культурного центра Эллады, превосходящего по красоте все греческие святилища.

 

14. Жизненный путь и творчество Платона

 

Платон (428-347 гг. до н. э.).

Детство и юность: Платон родился в Афинах в аристократической семье. Его настоящее имя – Аристокл. Платон - псевдоним, обозначающий "широкоплечий", который ему дал в юности за его крепкое сложение учитель борьбы из Аргоса. В юношеские годы Платон хотел посвятить себя политической деятельности, что не удивительно, так как среди политиков того времени у него были родственники и друзья. Но судьба распорядилась по-другому.

Сократ: В двадцатилетнем возрасте он познакомился с Сократом, и это знакомство стало решающим в его последующей жизни и деятельности. До последнего дня жизни Сократа, в течение восьми лет, Платон оставался восторженным учеником и последователем своего учителя, которого он впоследствии называл “самым достойным и справедливым человеком”. Однажды молодой Платон стал свидетелем одной из уличных бесед Сократа. Под сильным впечатлением от этой встречи он отказался от прежних занятий, сжёг свои поэтические произведения, примкнул к Сократу и стал одним из его ‹‹ревностных слушателей›› и учеников.

После смерти Сократа в 399 г. до н. э. Платон уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. «Платон отправлялся впоследствии в Сицилию, чтобы с помощью Дионисия Сиракузского основать там идеальное государство, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления». В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Академию. Впоследствии он вновь посещал Сицилию в 366 и 361 годах до н. э. по приглашению своего друга и почитателя Диона. После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет.

Государство: по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

Вкратце: Живший в период кризиса классического полиса, Платон создал теоретическую модель идеального, существующего на принципах справедливости государства, которую безуспешно пытался применить в Сиракузах. Согласно его концепции, «справедливым» государством должны управлять философы, следующее сословие – это стражи, за ними следуют земледельцы и ремесленники («Государство»). При этом переход из одного сословия в другое запрещался. Для него характерно утверждение, что душа состоит из разумной, вожделенной и растительной частей и для ее совершенствования следует запретить частную собственность, обобществить жен, поручить государству воспитание детей. Наиболее последовательно идеи о подобном государстве выражены в одном из поздних сочинений («Законы»). Кроме философских диалогов, Платону принадлежит несколько эпиграмм.

 

15. Ликей Аристотеля; лекции схоларха

 

Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) - один из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации. Аристотель родился в Стагире, именно поэтому его иногда называют Стагиритом. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель становится слушателем Платоновской академии и остается там в течение двадцати лет до смерти Платона. Покинув академию, он восемь лет был воспитателем знаменитого царя и полководца Александра Македонского. В 335 — 334 гг. неподалеку от Афин организовал учебное заведение под названием Ликей, где он вместе со своими последователями обучал учеников философии. Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное философское учение. Поражает масштаб деятельности древнегреческого мыслителя. Практически не было в тот период науки, которой не коснулся бы Аристотель и в развитие которой он не внес бы свою лепту. Вот название лишь некоторых его работ, по которым можно составить представление о его научных интересах: “Категории”, “Аналитика первая и вторая”, “Физика”, “О небесных явлениях”, “О душе”, “История животных”, “Политика”, “Об искусстве поэзии”, “Метафизика”.

В окончательно сформировавшемся виде Ликей представлял собой комплекс зданий, расположенных в саду или роще. Поскольку участок для школы был посвящен Музам, центром Ликея являлось святилище с алтарем, где помимо статуй Муз, также располагались изваяния самого Аристотеля и его сына Никомаха. К святилищу примыкали главный, а также малый и нижний портики. В последнем, согласно завещанию Феофраста, были размещены картины «изображающие всю землю в охвате». Главный портик, как и аллеи сада, являлся местом для прогулок, во время которых Аристотель читал свои лекции избранным слушателям. Это место для прогулок («перипатос») дало также и другое имя аристотелевскому Ликею – Перипатос, а самой философской школе наименование перипатетиков (прогуливающихся).

К саду со святилищем примыкали различные строения, предназначенные для проживания главы Ликея и какой-то части слушателей, для ученых занятий (включая помещения для библиотеки и научных коллекций) и разных служб. Для ухода за святилищем и садом, а также выполнения хозяйственных работ имелся штат слуг-рабов.

Устройство быта в Ликее во многом повторяло правила, принятые в платоновской Академии. Распорядок предусматривал проведение совместных занятий, а также совместное проведение праздничных церемоний, обычно сопровождавшихся праздничными пиршествами. Для части наиболее приближенных учеников совместными были также проживание и трапезы в Ликее. Для упорядочения последних в Ликее существовал даже устав, который во многом повторял пункты устава Ксенократа, руководившего Академией. Тем же целям, по-видимому, служило и регулярное (раз в десять дней) назначение начальника, в обязанности, которого, вероятнее всего, входило управление всеми хозяйственными делами Ликея в течение десяти дней и освобождение от этих обязанностей прочих членов общины, которые свободно могли заниматься научной и преподавательской работой.

Руководитель школы именовался «схоларх» (буквально – «глава школы»). Труд схоларха высоко ценился в античном мире. По свидетельствам древних чтение лекций проводилось Аристотелем во время прогулок по аллеям сада или в главном портике, получившем название «перипатос». При этом практика преподавания была расчитана на аудитории различной степени подготовленности. Вечером читались так называемые «экзотерические» лекции по риторике, политике и литературе, расчитанные на широкий круг слушателей. Вместе с Аристотелем лекции читали Феофраст и Евдем.

 

16. Политические и философские идеи Аристотеля

 

Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) - один из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации. Аристотель родился в Стагире, именно поэтому его иногда называют Стагиритом. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель становится слушателем Платоновской академии и остается там в течение двадцати лет до смерти Платона. Покинув академию, он восемь лет был воспитателем знаменитого царя и полководца Александра Македонского. В 335 — 334 гг. неподалеку от Афин организовал учебное заведение под названием Ликей, где он вместе со своими последователями обучал учеников философии. Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное философское учение. Поражает масштаб деятельности древнегреческого мыслителя. Практически не было в тот период науки, которой не коснулся бы Аристотель и в развитие которой он не внес бы свою лепту. Вот название лишь некоторых его работ, по которым можно составить представление о его научных интересах: “Категории”, “Аналитика первая и вторая”, “Физика”, “О небесных явлениях”, “О душе”, “История животных”, “Политика”, “Об искусстве поэзии”, “Метафизика”.

Политические идеи: в философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности человека. Первоосновой государства является семья. Муж и жена состоят в свободном нравственном союзе, которым должен руководить мужчина, но так, чтобы и женщина не теряла при этом бытовой свободы. Власть отца над детьми должна быть шире, чем над женой. Рабам Аристотель вменяет в обязанность беспрекословно повиноваться господину. То, что греки держат варваров в рабстве, справедливо, ибо дикие племена являются существами низшей природы. Отношение между ними и эллинами – то же, что между телом и духом.

Семьи, размножаясь, образуют общину, а из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Счастье же основано на добродетели, поэтому первой задачей государства следует признать обязанность делать своих граждан добродетельными людьми. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.

Аристотель полагает, что это совершенное устройство не должно основываться на крайнем идеализме, как в «Государстве» Платона. В своей «Политике» Аристотель отстаивает те же средние, умеренные принципы, что и в «Этике». Он отвергает призывы Платона к общности женщин и имуществ, отстаивает семью и частную собственность, лишь с некоторым государственным вмешательством в экономические отношения и в дело воспитания юношества. Для выработки добродетели необходим досуг. Поэтому полноправных граждан следует освободить от физической работы, переложив её на рабов и неполноправных метеков. В трактате «Политика» Аристотель даёт также обзор форм государственного правления, сводя их к трём: монархии (правление одного лица), аристократии (правление немногих лиц) и демократии (общенародное правление; законную, умеренную демократию Аристотель чаще именует «политией»). Каждая из этих трёх политических форм имеет свои преимущества и недостатки. Когда последние получают преобладание над первыми, три возможных формы государства переходят в свои «испорченные» разновидности – тиранию, олигархию и охлократию (власть буйной толпы). Аристотель затрудняется отдать ясное предпочтение одному из трёх типов государственности, ратуя лишь за то, чтобы они не впадали в испорченность. Наилучшим ему кажется некое сочетание аристократии с демократической политией, где власть принадлежит не тёмным низам, а разумному среднему сословию. Разделяя общегреческий взгляд, Аристотель считает наилучшим небольшое по размеру государство – ограничиваемое одним городом и соседней с ним областью, где все граждане знают друг друга.

Философские идеи: Для философской системы Аристотеля характерна критика учения Платона; выделение таких понятий, как «единичное», «множество», «вид», «род», «общее», «всеобщее»; разработка тезисов о том, что «действительность идет впереди возможности», «Роды не существуют помимо видов», «Общее и всеобщее не обладают самостоятельной сущностью». В сочинении «Метафизика» объяснял сущность понятий «тождество», «различие», «противолежание», «противоположность», «противоречие». Здесь же изложил учение о бытии, определив его уровни:

1) чувственный мир, совокупность единичных предметов;

2) сверхчувственный мир, «суть бытия», совокупность «сутей» («сущностей») вещей, предметов, постигаемых умом

Аристотель полагал, что

1) цель бытия – благо, понимая «суть бытия» («суть вещи») как минимально общее в единичных предметах, ближайший вид, вечная форма («морфе»);

2) «материя» («хюлэ» – досл.: лес, необработанный материал, чаща, материя) – вечное, бесформенное, неопределенное вещество, то, из чего все состоит;

3) источником движения является бог, чистый разум, духовный Абсолют, вечный, неизменный, неподвижный;

4) отдельная вещь (предмет) – это временное слагаемое активной формы («морфэ») и пассивной материи («хюлэ»).

 

17. Рождение школы киников; крупнейшие представители

 

Киническая философия возникла в Афинах как реакция социальных низов свободной бедноты, метеков, вольноотпущенников на ухудшение жизни, усиление политической и экономической неустойчивости на рубеже V — IV вв. до н. э. Ее родоначальником считается Антисфен (ок. 445 — 360 гг. до н. э.), который учил в гимнасии, называвшемся Киносаргом (“Белая собака”). Этот гимнасий за городской стеной предназначался для неафинян. Идеи основанной Антисфеном школы, которая по месту ее существования и по бесприютному образу жизни ее последователей, сходному с собачьим, получила название кинической, широко разошлись по античному миру. Наиболее значительными представителями кинизма наряду с Антисфеном являются Диоген Синопский (ок. 412 — 323 гг. до н. э.), Кратет из Фив (расцвет творчества — падает на 328 — 325 гг. до н. э.), Керекид из Мегалополя (ок. 290 — 220 гг. до н. э.), Дион Хрисостом (ок. 40 — 120 гг. н. э.).

Кинизм представляет собой не только философию, обосновывающую специфическую форму мировоззрения, но и способ жизнедеятельности, для которого характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Киники не удалялись от жизни, а наоборот жили среди людей и пропагандировали идеалы внутренней свободы, презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма и другие.

Для киника теория и практика философствования максимально сближены. Эта философия находила своих приверженцев среди людей, осознавших несправедливость общественной жизни, утративших надежду на то, что жизнь можно улучшить общепринятыми средствами, изверившихся в установлениях государства и обещаниях политиков. Кинизм был философией бедных, гонимых и разочаровавшихся, но не утративших желания видеть мир людей иным. Словом, эта философия отражала противоречия в сознании бедноты, она включила в себя достоинства и недостатки тех, чьи интересы она выражала.

К числу наиболее существенных жизненных принципов, распространяемых киниками, относится практическое воплощение философии в жизнь посредством упражнений, сопутствующих неукоснительному следованию избранному жизненному пути. Упражнения при этом делятся киниками на те, что укрепляют тело и на те, что укрепляют душу. Другой жизненный принцип — ограничение своих потребностей в благах, в том числе еде и одежде. Киник стремится максимально освободиться от потребностей и от владения вещами. Грубый плащ, котомка и посох — это единственное его достояние. Третий принцип заключается в стремлении к независимости и самодостаточности, умении довольствоваться своим. Киник бездомен и неприкаян.

Киник ведет деятельную и подвижническую жизнь, направленную на то, чтобы продемонстрировать людям, как неправильно они живут. Легендарный киник Диоген Синопский



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: