Возрастная динамика в реакциях детей на две группы звуковых раздражителей




Интенсивность комплексной реакции. Начнем с сум­марного рассмотрения данных, полученных у детей раз­ного возраста по двум группам раздражителей. Данные представлены в табл. 2. Обнаруживаем, что в начале изучаемого периода отсутствует тенденция к предпочте­нию звуков голоса у детей 3 и 4 мес. Звуки музыкаль­ного инструмента вызывают здесь реакции примерно той же интенсивности, что и звуки голоса. Одну из наиболее сильных реакций вызывает стук. Тенденция более интен­сивно реагировать на звуки музыкального инструмента и стук (по значениям критерия Т) даже усиливается к 4 мес. Но в 6 мес отчетливо обнаруживается противоположная тенденция — к предпочтению социаль­ных звуковых раздражителей: реакции на большинство социальных звуков интенсивнее, чем на звуки физические. Тенденция приближается к статистически значимой (Т = 15). Наиболее интенсивную реакцию вызывают рече­вые звукосочетания — интонация голоса человека, инто­нированная речь, а также пение. Среди физических звуковых раздражителей приоритет принадлежит, как и


Таблица 2

 

 

Раздражители •--'•• • ~... Интенсивность комплексной реакции растной группе (в с) каждой во*
3 нес 4 мес 6 мес 10 мое
Отдельный звук Интонация Мелодия Стук Звук а Пение Звук у Интонация Фраза без интона­ции Фраза с интонацией Среднее арифмети­ческое Значимость разли­чий по Т между реакциями на соци­альные и физичес­кие раздражители 127,8 146,8 159,2 173,72 175,8 166,4 130,2 165,4 153 151,8 154,9 Т = 19 117 122,14 109,98 127,72 114,68 97,31 107,65 113,31 119,64 115,24 114,46 Т = 15 125,26 126,26 135,845 140,55 138,66 148,61 132,86 162,815 133,815 154,26 139,89 Т =15, без у Т = 13 104 105 106,2 98 125,6 137,8 94,2 133,8 130,8 180,2 121,56 Т = 14, без у Т=10 р<0,05

у младших детей, стуку. К 10 мес тенденция к пред­почтению звуков человеческого голоса еще более уси­ливается. Различия в реакциях на две группы раздражите­лей еще ближе к значимым (Т = 14). Соотношение наибо­лее предпочитаемых звуков изменяется. Самая интенсив­ная реакция возникает на интонированную речь; достаточ­ная интенсивность сохраняется в ответе на интонацию, а также на монотонную речь. Однако второе место принадле­жит пению. Все звуки голоса, за исключением звука у, вы­зывают более интенсивные реакции, чем звуки музыкаль­ного инструмента, В группе физических звуков значение стука теряется: он вызывает самую слабую реакцию.

Сопоставление реакций на отдельные виды звуковых раздражителей суммировано в табл. 3.

Эти данные вносят существенные уточнения в при­веденные выше суммарные сопоставления по интенсив­ности реагирования на две группы раздражителей. Обнаружено, что уже у детей в возрасте 3 мес звуки голоса вызывали более интенсивные реакции, чем звуки музыкального инструмента, что только стук вызывал более интенсивные реакции, чем наиболее сложные по физическому составу и качественно более богатые голо-


Таблица 3

 

Возрастные группы (в мес) Предпочтение различным социальным звуковым раздражителям
  мелодическим речевые
  а инто­нация пение фраза с инто­нацией у фрадД фраза с инто- без нн нацией тонацин
3 + + Н- — + + —
4 — — —. — —
6 + + + + + + —
10 + + + + — + +
           

Примечание «+ »—комплексная рэакция больше при социальных раздражителя* «—» — комплексная реакция больше при физических раздражителях.

совые раздражители, как монотонная и даже интони­рованная речь. Речевые звуки оказались слабее такого физического раздражителя, как стук. Отмеченное обстоя­тельство замаскировало факт предпочтения социальных звуковых раздражителей у детей этого возраста в суммарных данных.

Данные табл. 3 подчеркивают своеобразие реакции детей 4 мес на звуковые раздражители, принадлежащие к двум группам. Здесь реакции на физические раздра­жители каждого отдельного вида превосходили интенсив­ность реакций на голосовые раздражители соответствую­щих видов во всех случаях, без исключений. Как и в предыдущем возрасте, особая роль принадлежит стуку: реакция на стук интенсивнее, чем на звуки речи: У детей 6 мес картина резко меняется. Реакции на отдельные виды звуков соответствуют суммарным данным: при всех видах звуков или звукосочетаний, за исключением стука, реакция на голос человека сильнее, чем на физический объект. Реакция на стук сильнее, чем на речевой раздражитель.

У детей 10 мес данные качественно отличны от показателей детей всех предыдущих возрастов. При общем повышении предпочтения звукам голоса отмечается, что речевые звуки, как интонированная, так и монотонная Речь, вызывают более интенсивную реакцию, чем стук, который теряет свое значение. Только один из звуков социальной группы у вызывает более слабую реакцию, чем звуки физической группы.

Обратимся к качественной характеристике предпочти-



 


Рис. 1. Средняя суммарная длительность ориентировочных и эмоцио­нальных реакций на отдельный раздражитель в каждой возрастной

группе (в с) Условные обозначения:

——----- Ориентировочные реакции на физические раздражители

__.-------- Ориентировочные реакции на социальные мелодические раздражители

_-•— •— Ориентировочные реакции на социальные речевые раздражители

-===^z==- эмоциональные реакции на физические раздражитетн

—^ — ~ эмоциональные реакции на социальные мелодические раздражители

—.—• — эмоциональные реакции на социальные речевые раздражители
3, 4. 6 Ю—возраст детей (в мес)

тельных реакций на физические и социальные звуки.

Интенсивность ориентировочных и эмоциональных реакций на звуки физические и социальные. Прежде чем перейти к анализу качественного проявления пред­почтительного реагирования на группу социальных или физических звуковых раздражителей, охарактеризуем об­щие возрастные изменения в интенсивности и качестве реакции на звуковые раздражители у детей на протя­жении 1-го года. Изменения иллюстрируют табл. 2 и 3. По средним показателям наиболее интенсивны реакции самых маленьких детей (табл. 2). К 4 мес интенсивность реакций резко падает. В б мес она снова возрастает (в различной степени при разных раздражителях). К концу 1-го года, к 10—И мес, вновь падает интен­сивность комплексной реакции в разной мере при разных раздражителях. Интенсивность комплексной реакции ста­новится то самой низкой из наблюдаемой в опытах, то несколько превосходит показатели 4-месячных детей. На этом фоне отчетливо выступает взлет в интенсив­ности реагирования на сложный речевой раздражитель — интонированную речь.

О том, группа каких реакций — ориентировочных или эмоциональных — определила такую возрастную ди­намику интенсивности комплексной реакции, можно судить по рис. 1, рис. 2а, 26 и табл. 5. Из них следует, что возрастные изменения в комплексной реакции определяет динамика ориентировочных реакций. У детей 3 мес их интенсивность довольно высока, к 4 мес наблюдается спад, к 6 мес — очень резкий, превосходящий данные 3-месячных детей подъем, а к концу 1-го года опять спад. Разные раздражители вызывали разные по интенсивности ориентировочные реакции у детей всех изученных возраст­ных групп (табл. 4, рис. 1). Направление изменений с возрастом сохраняется за одним исключением: интен­сивность ориентировочной реакции детей 10 мес резко возрастает в ответ на фразу с интонацией.



 


Таблица 4

 

Длительность реакций (в с) у детей разного возраста Раздражители ориентировочных эмоциональных 3 мес I 4 иес 1 6 мес 1 10 мес 3 мес | 4 мес 1 6 мес 1 10 мес Отдельный звук 76,4 60,43 91,845 81,8 51,4 56,56 33,44 22,2 Интонация 98,8 70,32 102,91 68,8 48 51,82 23,36 36,2 Мелодия 111,6 59,17 111 65,8 47,6 50,82 24,845 40,4 Стук ритмический 117,2 64,4 113,61 62,6 56,2 63,32 26,94 35,4 Средняя для физи- 101 63,58104,8469,75 50,8 55,6327,14633,55 ческих раздражи­телей Звука 125,8 68,32 119,22 57,8 50 46,36 19,44 67,8 Пение 102,265,66115,23592,5 64,2 31,6533,37545,2 Звук у 80,2 56,33 103,27 54 50 51,32 29,58 40,2 Интонация голосом 107,4 71,32 132,66 88,8 58 41,99 30,145 45 фраза без интона- 94,6 72,49108,89596,2 58,4 47,15 24,91 34,6 НИИ Фраза с интона- 101,8 74,67 126,47 153,2 50 40,57 27,815 27 цией Средняя для соци- 102 68,13117,65290,41 55,1 43,1727,544 43,3 альных раздражи­телей Значимость разли- 22 16 11* 18, 16 И* 20 17 чий по критерию без у без у без у Уайта (различия '12 12 14 значимы при Т = = 12)

Примечание II* различия значимы при коэффициенте, равном или меньшей 12

Возрастная динамика ориентировочных реакций на звуковые раздражители определяется, как видно из рис. 2а, изменениями основной их составляющей — зами­рания. Замирание не сильно у 3-месячных детей, еще более снижается к 4 мес, а далее очень резко воз­растает к 6 мес, к концу 1-го года падает ниже уровня 4 мес. Высокие показатели интенсивности комплексной ориентировочной реакции у 3-месячных де­тей вызваны совпадением относительно длительного зами­рания и поисковых реакций. Спад интенсивности комп­лексной ориентировочной реакции в 4 мес — следствие одновременного спада длительности реакций замирания и поиска. Резкий подъем интенсивности комплексной ориентировочной реакции в 6 мес обязан возрастанию длительности замирания, в меньшей мере — установочных реакций. Поиск сохраняется на уровне 4-месячных детей. Падение интенсивности комплексной ориентировочной


реакции в 10 мес связано с резким падением длительности замирания. Но здесь увеличивается длительность поиска и установочных реакций, что меняет структуру комплекс­ной ориентировочной реакции.

Данные об эмоциональных реакциях представлены на рис. 1 и рис. 26: возрастная динамика этих реакций близка к обратной по отношению к динамике комплексной реакции. Единственное совпадение с комплексной реакци­ей заключается в том, что именно у детей 3 мес эмоциональные реакции наиболее интенсивны. В 4 мес они сохраняются на уровне предыдущего возраста, а на отдельные раздражители повышаются (рис. 1). К 6 мес происходит резкий спад, а к 10 мес, напротив, некоторый подъем. Иную картину представляют изменения эмоцио­нальных реакций на фразу с интонацией. Здесь от 3 к 10 мес последовательно снижается положительное эмоцио­нальное реагирование, а в 10 мес возникают отрица­тельные эмоциональные проявления в виде плача. Теперь сравним интенсивность комплексной ориентировоч­ной реакции и комплексной эмоциональной реакции у детей разного возраста при двух группах раздражите­лей — социальных и физических, попутно рассматривая, какими именно реакциями каждая из них определяется.

Рис. 2а показывает, что ориентировочные реакции на звуки голоса в среднем интенсивнее, чем на звуки музыкального инструмента у детей всех возрастных групп. Расхождение в интенсивности различно у детей разного возраста. Оценка различия по непараметри­ческому критерию Уайта (Т) показала (табл. 5), что на протяжении первого полугодия (от Зкб мес) расхождение в величине ориентировочных реакций на звуки двух групп увеличивается (в 3 мес Т =22, в 4 мес Т = 16, в 6 мес Т = 14), а в конце года оно несколько сглаживается (Т = 18).

Длительность отдельных реакций при двух группах раз­дражителей с возрастом существенно изменяется. Зами­рание в первом полугодии (3—4 мес) более длитель­но в среднем при физических звуковых раздражителях. Указанная тенденция отчетлива, хотя данные статисти­чески не значимы (рис. 2а, табл. 5). В 6 мес значение замирания качественно изменяется: оно отчетливо длительнее при звуках голоса (Т = 13, близко к значимому различию). К. концу 1-го года замирание теряет значение показателя особого внимания к звукам голоса (Т = 22).

Поисковые реакции противоположным образом свя-


Таблица 5

 

 

 

Возрастные группы (в нес) Коэффициент различий в длительности реакций на раздражители социальные и физические
в ориентировочных реакциях в эмоциональных реакциях
Уст П   всум ме О В у ) сум­ме
3 18,5 4 И 17 15 18 19 22 17 16 13 18 18 19,5 11,5* 16 11*
6 16 17,5   14 20,5 16,5    
10 16     18 13 19,5 13,5  
                 

Примечание Уст — установочные, П — поисковые, 3 — замирание, О — оживление, В — вокализации, У — улыбки

*— различия значимы при коэффициенте, равном или меньшем 12 Шрифтом выделены коэффициенты различий в пользу физических раздражителей

заны со звуками разных источников. В первом полугодии поиск продолжительнее при звуках голоса. В 6 мес картина изменяется: поиск длительнее при звуках музыкального инструмента. В 10 мес он вновь воз­растает при звуках голоса. Все соотношения ниже статистически значимых, но к 10 мес связь поиска со звуками голоса близка к значимой (Т = 14).

Сходная приуроченность к двум группам звуков выражена в установочных реакциях: они длительнее (незначимо) при звуках голоса во всех возрастных группах.

Итак, избирательное отношение к звукам голоса, обнаруживаемое в интенсивности комплексной ориенти­ровочной реакции начиная с 4 мес, в 6 мес выражается в замирании. До и после этого возраста оно выступает в поисковых и установочных реакциях ребенка.

Обратимся к эмоциональным реакциям. Здесь связь ре­акций с той или иной группой раздражителей сложнее. Длительность эмоциональных реакций отчетливо разли­чается при двух категориях звуковых раздражителей только в двух возрастных группах — у детей 4 и 10 мес (рис. 26, табл. 5). Динамика изменений следующая. В 3 мес эмоциональные реакции чуть интенсивнее при звуках человеческого голоса (Т = 17). В 4 мес их интен­сивность увеличивается на физические звуковые раздра­жители и одновременно падает на социальные звуковые


раздражители. Различия достоверны (Т = 11 в пользу физических). К 6 мес интенсивность эмоциональных реакций одинакова при двух группах раздражителей. В 10 мес эмоциональные реакции усиливаются на звуки голоса, но недостоверно (Т = 17).

Возрастная динамика отдельных эмоциональных реак­ций неодинакова. Соотношения их длительности при зву­ковых раздражителях двух групп с возрастом колеблются.

Основным в составе эмоциональных реакций является оживление. Его динамика определяет динамику эмоцио­нальных реакций в целом — снижение их интенсивности с возрастом. Соотношения между реакциями оживления на звуки голоса и звуки физических объектов также сходны с картиной суммарной интенсивности эмоцио­нальных реакций. Здесь, однако, несколько сглажено различие в реакциях на голос и физический звук в пользу последнего (Т = 13), у старших детей, напротив, более отчетливо различие в реакциях на эти две группы звуков в пользу голоса (Т = 13, близко к зна­чимому).

Вокализации имеют возрастную динамику противо­положного характера: с возрастом ихч интенсивность увеличивается. Разрыв в их длительности на звуки двух категорий несуществен.

В улыбке у детей всех возрастов постоянно выражена тенденция к увеличению длительности при физических звуковых раздражителях. Наиболее отчетлива она у детей 4 мес (Т = 11,5) и у старших детей (Т = 13). В конце года появляются отрицательные эмоциональные реакции на звуки в виде плача. (Данные о плаче не включены в сумму эмоциональных реакций). Плач длительнее при звуках голоса (Т = 11).

Сопоставление интенсивности комплексных реакций и отдельных видов реакций на варианты социальных и физических звуковых раздражителей. Соответствующие данные приведены в табл. 6, где представлены сведения о наличии или отсутствии предпочтительного реагирова­ния на звуки голоса по двум подгруппам звуковых раздражителей (мелодические и речевые) и по двум груп­пам реакций (ориентировочные и эмоциональные).

Рассмотрим сначала ориентировочные реакции. Из табл. 6 сразу видно, что ориентировочные реакции у детей всех возрастных групп при большинстве социальных раздражителей интенсивнее, чем при аналогичных фи­зических раздражителях. Эта тенденция отчетливее всего


Таблица 6

 

 

 

Возрастные группы (в мес) Предпочтительность к отдельным социальным звуноаьш раздражителям
мелодическим речевым
иитона пе- фраза саза с фраза ЗВУК а,mu,,„» интона звук у интона без инто-U Я "ие цией цией нации
В ориентировочных реакциях 3 + О — — О О — 4 О О О О — О О 6 + + ООО + — 10 — + + + — + + В эмоциональных реакциях 3 — О + — — О О 4 ___ ___ ___ ___ ___ ___. _______________________________ 6 — О О О — О — 10 Ч- О О — + — —

Примечание Здесь и в табл 7 «-t-» — превосходство реакций на звук голоса, «О» — различия очень невелики, но в пользу звуков голоса, «с—» — превосходство реакций на звуки инструмента

обнаруживается в реакциях на звуки голоса, включаю­щие интонацию, т. е. на интонацию и фразу с интонацией. В первом полугодии она намечается, во втором полуго­дии вполне отчетлива. Flf ">стой мелодический раздражи­тель — звук а (но не речевой — у) вызывает более длительные ориентировочные реакции, чем его физический аналог у младших детей, включая и 6-месячных. У старших эти реакции слабее. На более сложные социальные раздражители, включающие мелодический компонент — пение, речь с интонацией,— ориентировоч­ные реакции интенсивнее, чем на соответствующие звуки музыкального инструмента или стук, у всех детей начиная с 4 мес; данная тенденция усиливается к концу года, а у детей 3 мес она отсутствует. Чисто речевые звуки — монотонная речь — не вызывают более продол­жительных ориентировочных реакций, чем стук, у детей до 6 мес, а в 10 мес обнаруживается предпочтение и этим звукам.

В эмоциональных реакциях обнаруживается противо­положная тенденция — интенсивнее реакции на боль­шинство видов физических звуковых раздражителей У основной массы детей.

Преобладание эмоциональных реакций на социальные


раздражители отчетливо только в трех случаях по отношению к двум их разновидностям, принадлежащим к единой подгруппе мелодических звуков: 1) в реакции на пение у самых младших детей; 2) в реакции на отдельные звуки (а и у) у старших.

Таким образом, в эмоциональных реакциях соотноше­ния между предпочитаемыми вариантами звуков в из­вестной мере обратные, чем в ориентировочных реакциях. Отметим тем не менее, что при мелодических звуках голоса типа интонации и пения, а также фразах (как интонированной, так и монотонной) все же имеют место, хотя и очень слабые, предпочтения. Их нет только в возрасте 4 мес.

Проанализируем избирательность к социальным зву­кам в отдельных реакциях. И здесь обнаруживаем (табл. 7) отмеченные выше тенденции. В установочных реакциях в наибольшей степени, чем в остальных, выражается избирательность к звукам голоса. В наи­большей мере, т. е. неизменно у детей всех возрастов,— при отдельном мелодическом звуке (а), затем при интона­ции и при фразе с интонацией по сравнению с интона­цией в физическом варианте у детей трех групп, исключая самую младшую. То же — при пении по сравне­нию с мелодией и, наконец, при речевом звукосочета­нии — фразе с интонацией по отношению к стуку в двух возрастных группах (4 и 10 мес).

Поисковые реакции у самых младших детей длитель­нее при мелодических звуках голоса — одиночном звуке (а), интонации, мелодии. В 4 мес все виды социальных звуковых раздражителей вызывают более длительные реакции, чем их физические варианты, но это превышение ничтожно по всем видам звуков, за исключением двух фраз. Обе фразы вызывают более продолжитель­ный поиск, чем интонация на музыкальном инструменте и стук. В б мес поиск слабее при всех видах социальных звуковых раздражителей, чем при физических. В 10 мес поиск сильнее при всех сложных видах социальных звуковых раздражителей, как мелодических (интонация, пение), так и речевых (фразы), чем при их физических вариантах. Лишь одиночные звуки голоса вызывают здесь более слабый поиск, чем их физический вариант.

Замирание в первом полугодии усиливается при простых звуках голоса, но только чисто мелодических, без фонемного оттенка. При сложных видах звуковых раздражителей оно сильнее в ответе на их физические


Таблица 7

 

Предпочтительность отдельным социальным звуковым раздражителям Возрасти"* группы
(в мес) мелодическим речевым
интона- пе- Фраза с фраза с фраза ция ние интона у интона- без ннто-цией цней нации
В установочных реакциях 3 + — — О + О — 4 + + + + — + + 6 + + О — О + — 10 + + + + О + — В поисковых реакциях 3 + + О — О О — 4 ООО + О + + g _ _ _ _ _ _ _ 10 — + + + — + + В замирании 3 + _____ о — ^ Q _________________________ __ _____________ _______ _______ _______ 6 + + О + О + О 10 — О О + — + + В оживлении 3 — + + — — — + 4 _______ 6 — О + О — О — 10 + О + — О О — В вокализациях 3 + — + — О + — 4 + — + + + — О 6 _ _ _ о + — + 10 + О — + + _ + В улыбке 3 ____О + — 4 _ _ _ _ _ _ 6 —О---О + 10 +______

Примечание Фраза с интонацией дается дважды в сопоставлении со стуком и с интонацией в физических вариантах раздражителей

варианты. 6 мес — возраст, в котором, как отмечалось выше, замирание приобретает особое значение. Оно отчет­ливо длительнее при большинстве социальных звуков, наиболее отчетливо по отношению к отдельному мелоди­ческому звуку (а), интонации, фразе с интонацией. При остальных вариантах звуков голоса — звук у, пе-


ние, фраза без интонации — замирание было также более длительным, чем при соответствующих физических вариантах, но эти различия незначительны. В 10 мес простые виды социальных звуковых раздражителей (одиночные звуки голоса) не вызывают более длитель­ного замирания, чем аналогичный физический звук. Но при всех остальных видах звуковых социальных раздражителей замирание сильнее. Отчетливо превос­ходство замирания при речевых звукосочетаниях (фразе с интонацией и фразе без интонации).

В эмоциональных реакциях отметим проявление общей тенденции: связь большей их длительности с физически­ми вариантами звуков, а также противоположные этой тенденции случаи. Общая тенденция выражена в улыбке (она постоянна для детей всех групп), в меньшей мере — в оживлении (и только у детей 4 мес), совсем слабо — в вокализациях (главным обра­зом в 6 мес).

Оживление было, как правило, отчетливо слабее на те звуки, которые вызывали длительные ориентировочные реакции и в особенности замирание: так, у трех млад­ших групп на простые звуки голоса (а, у). У детей 10 мес при этих звуках оно, напротив, усиливалось.

Почти у всех детей (за исключением 6 мес) более слабое оживление вызывал социальный вариант четвер­того вида раздражителей (фраза с интонацией), чем его физический вариант (стук). У детей 4 мес оживление на звуки голоса всегда было короче, чем на их физичес­кие аналоги. В противовес общей тенденции оживление было более длительным при мелодических звуках голоса: при интонации длительнее, чем при ее физическом варианте у самых маленьких детей, а в ослабленной сте­пени и у более старших; при пении — у всех, за ис­ключением детей 4 мес. Речевые варианты голосовых раздражителей вызывали сильное оживление только у младших детей (на фразу без интонации оживление сильнее, чем на стук).

Вокализации, в противоположность общей тенденции комплексных эмоциональных реакций, более длительны при нескольких видах социальных вариантов раздражите­лей: при отдельных звуках (а, у) — у большинства детей, за исключением детей 6 мес, при пении — у младших детей (3 и 4 мес), при фразе с интонацией сравнительно с физическим вариантом интонации — в 3 мес и сравни­тельно со стуком — в 4 мес. Фразы с интонацией и без


интонации вызывали более длительные вокализации, чем стук, у детей 10 мес. Напротив, отсутствие избира­тельности к звукам голоса в вокализациях было постоян­но у детей 6 мес.

Улыбки у всех детей сильнее при физических, чем при социальных, вариантах звуковых раздражителей, почти во всех случаях, за исключением трех (у детей каждой возрастной группы, кроме 4 мес, где исключения отсутствовали). Исключения представляли усиление улыб­ки 1) при отдельном звуке а у старших детей, 2) при фразе с интонацией по сравнению с интонацией на му­зыкальном инструменте у самых младших, 3) при фразе без интонации по сравнению с реакцией на стук у детей 6 мес. Отметим, что первый случай совпадает с тенденци­ей к более сильным эмоциональным реакциям на отдель­ный звук голоса (а) у старших детей при сравнительном снижении ориентировочных реакций на этот звук. Второй случай совпадает с усилением вокализации на тот же раздражитель, а также с некоторым возраста­нием длительности всех ориентировочных реакций. В третьем случае усиление улыбки у детей 6 мес на фразу без интонации не имеет дополнительных моментов.

3. Возрастная динамика в реакциях детей

на отдельные варианты звуковых раздражителей

Полученные Данные представлены на рис. 3, а, б, в, г.

Суммируем кратко результаты сравнения реакций детей на звуки голоса и музыкального инструмента по отдельным вариантам звуков.

В реакции на отдельный звук голоса можно отметить резкие перемены, происходящие от 3 к 4, 6 и 10 мес: от реакций с сильным ориентировочным компонентом, через ослабление реакции в 4 мес, к усилению замирания

Рис. За, б, в, г. Структура и интенсивность комплексной реакции на

разные звуковые раздражители Условные обозначения:

--------- ориентировочные реакции

-—-------- эмоциональные реакции

1 установочная реакция

2 —поисковая реакция

3 — замирание

4 — оживление

5 — улыбка

6 — вокализации




 


в ответ на этот звук в б мес и далее в конце года к преимущественно эмоциональному реагированию на этот звук по сравнению с реакцией на его физический дубликат.

При одиночном звуке голоса с речевым оттенком (у) характер преобладающих реакций в разных возраст­ных группах подобен только что описанному. Однако реакция на этот звук намного слабее, чем на предыдущий, и ее отличие от реакций на отдельный звук музыкаль­ного инструмента выражено слабо.

Тенденция к более интенсивной реакции на интонацию голоса, чем на интонацию музыкального инструмента, намечается уже у детей 3 мес. В 4 мес она вытесняется противоположной тенденцией, сохраняется только более длительная фиксация взором направления голоса. В 6 мес тенденция сильнее реагировать на голос обнару­живается наиболее ярко, а качественно характеризуется очень длительным замиранием, фиксацией взором источ­ника звука, затем довольно сильным эмоциональным компонентом — оживлением и продолжительными улыб­ками. В 10 мес усиление реакции на интонацию голоса выражено богаче — большим числом всех ориентировоч­ных реакций, чем у детей 6 мес, и намечено в оживлении и вокализациях. В комплексе реакции детей 6 мес интенсивнее и по абсолютной величине, и по отношению к реакции на соответствующий физический звуковой раздражитель.

Выделение пения и по сравнению с мелодией пред­почтительное реагирование на него эмоциональными реакциями (оживлением и вокализациями) отмечается уже в 3 мес. В вокализациях оно сохраняется и в 4 мес, а в 6 мес оно сильнее в оживлении. К концу 1-го года пение вызывает усиление ориентировки — настойчивый поиск, фиксацию, замирание при сохранении эмоциональ­ного реагирования — оживления.

От 3 к 4, 6 и 10 мес изменяется реакция на фразу с интонацией в сравнении с интонацией на музыкаль­ном инструменте: с возрастом увеличивается интенсив­ность (длительность) ориентировочных реакций вместо улыбок и вокализаций у младших детей; у старших слегка усиливается также двигательное оживление.

Реакция на интонированную речь превосходит реак­цию на ритмический стук не сразу, т. е. не в каждом возрасте: в первом полугодии реакция на стук ин­тенсивнее. В 4 и 6 мес намечается усиление ориенти­ровочных реакций в ответ на фразу с интонацией: у детей


4 мес — в поисковых и установочных реакциях, у детей 6 мес — в замирании. У старших детей реакция на дан­ный раздражитель отчетливо интенсивнее, чем реакция на стук, и превосходит в этом плане все другие реакции, наблюдаемые у всех других детей и при всех других видах и вариантах звуковых раздражителей. Усилена главным образом ориентировочная часть реакции — сильное зами­рание, настойчивый поиск, длительная фиксация взором источника звука.

В реакции на интонированную речь особенно значи­тельны перемены с возрастом от начала к концу 1-го года.

Реакция на монотонную речь (фразу без интонации), так же как и реакция на интонированную речь, отчетливо превосходит интенсивностью реакцию на ритмический стук только у детей конца 1-го года. Ее усиление качественно определяется более длительным замиранием и более настойчивым поиском, а также возрастанием вокализации. У детей первого полугодия наблюдалось при этом зву­ковом раздражителе усиление отдельных реакций: у младших — оживления, в 4 мес — установочных и поис­ковых, в 6 мес — до некоторой степени замирания и в сильной степени — улыбок. Иначе говоря, реакции на эти звуки характеризовались усилением тех же составляющих, что и реакции на фразу с интонацией. Возрастная тенденция здесь та же.

Итак, дети 1-го года жизни избирательно реагируют на звуки человеческого голоса сравнительно со звуками физических объектов, равными первым по силе, длитель­ности, составу и высоте. Реакции детей более интенсивны главным образом за счет усиления их ориентировоч­но-исследовательских компонентов — замирания, поиска источника звука, фиксации взором его направления.

В развитии социальной избирательности выделяются два уровня, приуроченных к первому и второму полуго­диям. Уровни отличаются разной интенсивностью и струк­турой комплексной реакции, степенью и формой выраже­ния избирательности к звукам голоса, а также характером типов звуков, к которым проявляется избирательность.

На первом уровне структуру реакции составляют ориентировочные реакции замирания и поиска источника звука и равнозначные им эмоциональные реакции двига­тельного оживления. Избирательность к звукам челове­ческого голоса выражена слабо, главным образом в эмо­циональных реакциях оживления и отчасти в установоч


рых реакциях, прежде всего по отношению к простым и сложным мелодическим звукам. Есть тенденция к уси­лению вокализации при речевых звуках. В пределах первого уровня снижается интенсивность комплексной реакции и в ее составе сокращается ориентировочный компонент при сохранении высокого уровня эмоциональ­ного реагирования. Проявления избирательности ограни­чиваются и сохраняются только в форме фиксации взором источника звука и очень слабо в вокализациях. В остальных проявлениях выступает предпочтение физи­ческим звуковым раздражителям.

Второй уровень характеризуется большей изменчи­востью интенсивности и структуры комплексной реакции в зависимости от характера голосового раздражителя. Структура реакции качественно изменяется сравнительно с первым уровнем и далее перестраивается: резко снижается эмоциональное реагирование в форме двига­тельного оживления, главным становится исследование звуков, выражающееся в замирании, фиксации взором источника звуков, а в конце периода уравнивается роль всех компонентов реакции, она становится поли­модальной. Избирательность к звукам голоса выражена отчетливо в отличие от предыдущего уровня: в ориенти­ровочных реакциях наблюдается замирание у детей 6 мес, поиск, а также эмоциональные проявления (вокализация и плач) в 10 мес. Избирательность дифференцирована по отношению к звукам голоса с разными характеристиками. В целом она значитель­нее в отношении звуков речи (фразы с интонацией, интонации, монотонной речи) и выражена в замирании, поиске, фиксации взором направления звука, а также в отрицательных эмоциях. При мелодических звуках голоса выражена в эмоциональном реагировании — оживлении и других положительных проявлениях.

Мы склонны интерпретировать факт избирательного реагирования детей 1-го года на звуки человеческого голоса и характер качественных различий в его проявле­ниях на двух возрастных этапах рассматриваемого пери­ода как выражение потребности детей в общении со взрослым и развитие на ее основе и вследствие практики общения особой чувствительности к воздейст­виям взрослого, приобретающим значение именно для процесса общения. Дети особым образом реагируют в первом полугодии на мелодические, интонационные звуки голоса, потому что человек всегда включает


в свое общение с младенцами звуковые воздействия такого рода. Усиление эмоциональных ответов детей в конце первого полугодия на стук и звуки музыкального инструмента обусловлено изменением содержания обще­ния взрослого с ребенком, включением в этот процесс различных предметов, в том числе озвученных, а стук обязательно сопровождает приближение взрослого к ре­бенку. Возрастающая дифференцированность в реагирова­нии на разного типа звуки голоса и избирательное выделение во втором полугодии звуков речи из всех голо­совых воздействий человека является следствием перехода к новому качественному уровню общения ребенка со взрослым — к ситуативно-деловой форме общения, в которой речь приобретает всевозрастающее значение, ее анализ становится условием поддержания и осуществ­ления общения ребенка со взрослым — удовлетворения важнейшей потребности маленького человека.

Глава ill

Чувствительность к фонематическим и звуковысотным слуховым раздражите­лям у детей раннего возраста

Цель настоящей главы — рассмотреть вопрос о станов­лении речевого слуха ребенка. В главе II было показано, что с первых месяцев звуки человеческого голоса являются для ребенка сигналами особого значения, которое не сводится к их физическим параметрам. Звуки человеческого голоса сами по себе имеют мно­жество характеристик, среди которых наиболее общие и важные — тональные и тембровые компоненты. Очевид­но, эти компоненты несут различную нагрузку. В боль­шинстве современных языков, в том числе и в русском, смыслоразличительными единицами являются тембровые различия звуков, фонемы. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который предполагает определен­ный анализ, позволяющий отделить высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирова­ние самих фонематических различий.

Данные многих авторов показывают, что особенно интенсивно формируется фонематический слух на протя­жении раннего детства. Рассматривая развитие восприя-


тия речи в раннем возрасте, Н. X. Швачкин (1948а) вы­деляет два этапа. На первом этапе ребенок усваивает общую ритмику и мелодику речи. Не фонема, а интона­ция, ритм несут здесь смысловую нагрузку. Это объясняется тем, что в первые месяцы жизни ребенка ритм и интонация служат достаточными средствами, чтобы выразить актуальное для ребенка содержание, именно поэтому он реагирует лишь на значимые для него компоненты речи взрослого. Но в связи с расши­рением и усложнением взаимодействия ребенка с внеш­ним миром появляется необходимость в дифференцирова­нии основных смыслоразличительных единиц речи — фо­нем. Поэтому к концу 1-го года кончается дофонемный период в развитии речи и начинается следующий этап — развитие фонематического слуха (Н. X. Швачкин, 1948а). Практика речевого общения требует особенно тонкого различения тех звуковых единиц, изменение которых влечет за собой изменение смысла. Анализ развития фонематического слуха, проделанный А. Н. Гвоз­девым (1948) и Н. X. Швачкиным (1948а, б), показывает, что на протяжении раннего детства ребенок посте­пенно научается



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: