Русские дети, младшая ясельная подгруппа. Общая активность всех 10 детей в ходе опытов была очень высокая. Характер манипуляций детей с предметами соответствовал их возрасту. У детей зарегистрировано 421 действие 17 различных видов. Чаще всего дети выполняли следующие действия: бросали игрушку на пол (100), брали игрушку (98), сжимали ее (57). Речевое поведение отличалось большим богатством и разнообразием. Всего зарегистрировано 1457 вокализаций разного рода за 5 опытов, что составляет около 30 вокализаций (29,1) у одного ребенка за 10 мин наблюдения. Подавляющее большинство вокализаций (1443) относилось к разряду беспредметных голосовых проявлений. Фонетический состав лепета был богатым, но поведение детей не позволило связать ни один из лепетных звуков ни с предметами, которыми занимались дети, ни с действиями,
гтИРИ^^^^
которые они совершали. Однако нам удалось все же зафиксировать 14 вокализаций, выполнявших функцию обозначения. Значимые вокализации были отмечены у трех детей. Но даже у ребенка, который дал 10 значимых вокализаций, другие 194 были беспредметным лепетом и восклицаниями, а у двух детей по 2 значимые вокализации были получены, соответственно, на фоне 147 и 204 беспредметных вокализаций.
Русские дети, старшая ясельная подгруппа (10 человек). Общая активность испытуемых на опытах была также высокой. Характер манипуляций с предметами был примерно сходен с тем, что мы видели у детей младшей ясельной подгруппы. Всего у детей зарегистрировано 431 действие 18 видов, из них наиболее частыми оказались следующие: сжимает игрушку (80), берет игрушку (71) и перекладывает игрушку (47). В отношении словесных проявлений был получен удивительный факт: в старшей подгруппе среднее количество вокализаций (7,9) во много раз меньше, чем у детей младшего возраста (30). Вокализаций — «слов», обозначающих предметы или действия,— у старших детей также было гораздо меньше — 6 против 14 в младшей подгруппе. Во всех случаях это было обозначение предметов. Заметим, что детей, обнаруживших такие вокализации, в старшей подгруппе больше — половина всех испытуемых. Мы связываем уменьшение числа вокализаций с усложнением предметных действий, которые, очевидно, интерферировали с вокализационной активностью детей.
Кубинские дети, младшая возрастная подгруппа (10 человек). Общая активность детей была весьма высокой; дети с большой охотой шли на опыт, радовались игрушкам, много занимались ими..Характер манипуляций у кубинских детей оказался весьма сходен с тем, что обнаружился в опытах с русскими детьми. Всего было зарегистрировано 359 действий 15 различных видов. Высока была и голосовая активность детей. Общее количество вокализаций составило у них 1070, или примерно 21,4 вокализации на каждого ребенка за 10 мин опыта. Почти все вокализации (1066) относятся к разряду беспредметных. Значимые слова и вокализации были отмечены у двоих детей, обозначавших ими игрушку.
Кубинские дети, старшая возрастная подгруппа (10 человек). Общая активность детей, как и во всех предыдущих подгруппах, была высокой. Характер мани-
пуляций детей в целом аналогичен тому, что мы видели у их русских сверстников. В репертуар действий входят 17 различных актов, наиболее частыми из которых были захватывание игрушки в руку (102), бросание ее на пол (77) и постукивание ею по столу и по стенам (49). По сравнению с показателями детей младшей подгруппы у кубинских детей происходили те же изменения с возрастом, что и у русских. Прежде всего увеличивается количество прогрессивных и усложненных, более содержательных манипуляций (перекладывание игрушек, поглаживание, имитация ходьбы и пр.). Несколько увеличивается общее количество манипуляций с игрушками, выполненных всеми детьми подгруппы в целом (418 действий против 359 в младшей подгруппе). Общее количество вокализаций у детей старшей подгруппы составило 454, или около 9 вокализаций за 10 мин опыта в расчете на одного испытуемого против 21,4 вокализации в младшей подгруппе. Напомним, что такое же резкое падение общего числа вокализаций при переходе от младшей подгруппы к старшей мы видели и у русских детей. По-видимому, отмеченное явление не случайно и носит возрастной характер. Словесные проявления, выполнявшие функцию обозначения, наблюдались у 4 испытуемых. Число таких вокализаций было невелико, всего 9, и распределялись они между детьми неодинаково; максимальное количество значимых вокализаций приходится на мальчика 1 года 8 мес; у него их было 4. Необходимо отметить, что двое детей произносили искаженные звукосочетания, устойчиво обозначавшие определенное действие —«упала» (о кукле) и «смотри» (обращение к экспериментатору). Увеличение числа кубинских детей, произносивших значимые вокализации, при переходе от младшей возрастной подгруппы к старшей аналогично явлению, обнаруженному нами в группе русских детей.
Кратко суммируем результаты первого этапа опытов:
1) при свободной игре с предметами дети довольно
много вокализируют;
2) с возрастом общее количество вокализаций падает;
3) при переходе от первого полугодия 2-го года ко
второму его полугодию возрастает число детей, обнару
живающих значимые вокализации;
4) данные наблюдения непосредственного и словес
ного поведения детей двух групп показали, что группы до
статочно близки по исходному уровню речевого развития.