Особенности поведения и ориентировочно-исследовательской деятельности детей при установлении связи слова с предметом




Поведение детей при установлении связи слова с пред­метом оказалось различным в зависимости от того, встре­чались ли предварительно дети со взрослым для уста­новления эмоционального контакта и как часто это проис­ходило.

Дети контрольных подгрупп держались на занятиях, особенно первых, скованно, напряженно и осторожно. Их действия с игрушками были нерешительны и робки. Замерев, дети робко смотрели на взрослого и робко улы­бались ему. Изредка их ручки нерешительно тянулись к игрушке, но это случалось далеко не на первом занятии. Как правило, сами испы-уемые игрушку в руки не брали. Когда же экспериментатор вкладывал ее им в руки, они мало смотрели на утку и мало ею манипулировали. Зажав игрушку в руке, они смотрели на взрослого, как бы ожи­дая, что же будет дальше, а затем отправляли игрушку в рот. Если взрослый протягивал игрушку ребенку, то, прежде чем взять ее, дети какое-то время смотрели в глаза взрослого, слабо улыбались ему, как бы предваряя контакт с предметом попыткой завязать контакт со взрос­лым. Нельзя сказать, чтобы детям не нравились занятия со взрослым. Скорее наоборот. Они охотно шли в комнату Но что-то мешало детям на занятиях. Между ними и взрослым была некая преграда. Преодолеть ее взрослому в ходе занятий не всегда удавалось. Были единичные случаи, когда ребенок, как бы отчаявшись понять, что же хотят от него, либо начинал плакать, либо (на последних занятиях) занимался только игрушкой (сосал, например, ее), а иногда пытался осторожно «кокетничать» со взрос­лым, отбросив игрушку.

Дети экспериментальных подгрупп, устанавливавшие во время предварительных встреч эмоциональный кон­такт со взрослым, на занятиях держались непринужденно и свободно, были радостно оживлены, расположены к взрослому, деятельны, активны. Они явно получали удо­вольствие от занятий. Игрушку почти все дети брали в руки сами, много ею манипулировали, двигали, стучали, катали, протягивали взрослому. Иногда долго рассматри­вали ее. Чем более был продвинут ребенок в установлении эмоционального контакта со взрослым, тем более свобод-


но и непринужденно он держал себя на занятиях, тем легче взрослому было с ним работать.

Данные табл. 24 свидетельствуют о том, что предва­рительно установленный эмоциональный контакт со взрослым заметно влияет как на ориентировочно-иссле­довательскую деятельность детей, так и на их коммуни­кативные действия.

Таблица 24

 

  Особенности ориентировочной Особенности коммуникативных
Подгруппы детей   деятельности   действий  
  Кол во детей (в %), са яостоятель-но берущих игрушку Среднее число one рации с нг Р5 шкой Длитель НОСТЬ взглядов на игруш Ку (в)СЛ ед) Эмоц ио нал ьнан активность (в уел ед) Количе ство взгл я до в ад ре сов энных взрослому Дл ител ь НОСТЬ 83ГЛЯ дов адресе ва нн ых взрослому (в уел ед)
Младшая        
эксперимен        
тальная 50 е 2,4 8   0,8
Младшая        
контрольная —   1,2 1,5   2,1
Старшая        
эксперимен-        
тальная 50   1,8 10   0,6
Старшая        
контрольная —   1,6 0,9   2,3
             

Материалы наблюдения за общим поведением детей, их ориентировочно-исследовательской деятельностью и, коммуникативными действиями со взрослым на занятиях по установлению связи слова с предметом свидетельству­ют о следующем. Предварительно установленный эмо­циональный контакт со взрослым способствует разверты­ванию активной и разносторонней ориентировочно-ис­следовательской деятельности детей в отношении экспери­ментального предмета. У детей экспериментальной под­группы в 2 и 3 раза больше операций обследования пред­мета, чем у детей контрольной подгруппы. Эти операции в 2 раза разнообразнее. Продолжительность обследования предмета значительно больше (см. табл. 24).

Особенности коммуникативных действий детей, адре­сованных взрослому, в контрольной и эксперименталь­ной подгруппах также различны. В условиях эмоциональ­ного контакта со взрослым дети чаще обращаются к не­му, их коммуникативные акты короче и эмоционально ярко окрашены, все общение носит более дробный и опе-


ративный характер (табл. 24). Присутствие взрослого, с которым у ребенка имеется близкий эмоциональный контакт, создает для него атмосферу радостного ожив­ления, деятельного подъема, коммуникативной актив­ности.

Основные изменения в познавательной активности де­тей происходят с момента выделения и принятия ре­бенком взрослого, с третьего этапа установления эмо­ционального контакта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: