Поведение детей при установлении связи слова с предметом оказалось различным в зависимости от того, встречались ли предварительно дети со взрослым для установления эмоционального контакта и как часто это происходило.
Дети контрольных подгрупп держались на занятиях, особенно первых, скованно, напряженно и осторожно. Их действия с игрушками были нерешительны и робки. Замерев, дети робко смотрели на взрослого и робко улыбались ему. Изредка их ручки нерешительно тянулись к игрушке, но это случалось далеко не на первом занятии. Как правило, сами испы-уемые игрушку в руки не брали. Когда же экспериментатор вкладывал ее им в руки, они мало смотрели на утку и мало ею манипулировали. Зажав игрушку в руке, они смотрели на взрослого, как бы ожидая, что же будет дальше, а затем отправляли игрушку в рот. Если взрослый протягивал игрушку ребенку, то, прежде чем взять ее, дети какое-то время смотрели в глаза взрослого, слабо улыбались ему, как бы предваряя контакт с предметом попыткой завязать контакт со взрослым. Нельзя сказать, чтобы детям не нравились занятия со взрослым. Скорее наоборот. Они охотно шли в комнату Но что-то мешало детям на занятиях. Между ними и взрослым была некая преграда. Преодолеть ее взрослому в ходе занятий не всегда удавалось. Были единичные случаи, когда ребенок, как бы отчаявшись понять, что же хотят от него, либо начинал плакать, либо (на последних занятиях) занимался только игрушкой (сосал, например, ее), а иногда пытался осторожно «кокетничать» со взрослым, отбросив игрушку.
Дети экспериментальных подгрупп, устанавливавшие во время предварительных встреч эмоциональный контакт со взрослым, на занятиях держались непринужденно и свободно, были радостно оживлены, расположены к взрослому, деятельны, активны. Они явно получали удовольствие от занятий. Игрушку почти все дети брали в руки сами, много ею манипулировали, двигали, стучали, катали, протягивали взрослому. Иногда долго рассматривали ее. Чем более был продвинут ребенок в установлении эмоционального контакта со взрослым, тем более свобод-
но и непринужденно он держал себя на занятиях, тем легче взрослому было с ним работать.
Данные табл. 24 свидетельствуют о том, что предварительно установленный эмоциональный контакт со взрослым заметно влияет как на ориентировочно-исследовательскую деятельность детей, так и на их коммуникативные действия.
Таблица 24
Особенности ориентировочной | Особенности коммуникативных | |||||
Подгруппы детей | деятельности | действий | ||||
Кол во детей (в %), са яостоятель-но берущих игрушку | Среднее число one рации с нг Р5 шкой | Длитель НОСТЬ взглядов на игруш Ку (в)СЛ ед) | Эмоц ио нал ьнан активность (в уел ед) | Количе ство взгл я до в ад ре сов энных взрослому | Дл ител ь НОСТЬ 83ГЛЯ дов адресе ва нн ых взрослому (в уел ед) | |
Младшая | ||||||
эксперимен | ||||||
тальная 50 | е | 2,4 8 | 0,8 | |||
Младшая | ||||||
контрольная — | 1,2 1,5 | 2,1 | ||||
Старшая | ||||||
эксперимен- | ||||||
тальная 50 | 1,8 10 | 0,6 | ||||
Старшая | ||||||
контрольная — | 1,6 0,9 | 2,3 | ||||
Материалы наблюдения за общим поведением детей, их ориентировочно-исследовательской деятельностью и, коммуникативными действиями со взрослым на занятиях по установлению связи слова с предметом свидетельствуют о следующем. Предварительно установленный эмоциональный контакт со взрослым способствует развертыванию активной и разносторонней ориентировочно-исследовательской деятельности детей в отношении экспериментального предмета. У детей экспериментальной подгруппы в 2 и 3 раза больше операций обследования предмета, чем у детей контрольной подгруппы. Эти операции в 2 раза разнообразнее. Продолжительность обследования предмета значительно больше (см. табл. 24).
Особенности коммуникативных действий детей, адресованных взрослому, в контрольной и экспериментальной подгруппах также различны. В условиях эмоционального контакта со взрослым дети чаще обращаются к нему, их коммуникативные акты короче и эмоционально ярко окрашены, все общение носит более дробный и опе-
ративный характер (табл. 24). Присутствие взрослого, с которым у ребенка имеется близкий эмоциональный контакт, создает для него атмосферу радостного оживления, деятельного подъема, коммуникативной активности.
Основные изменения в познавательной активности детей происходят с момента выделения и принятия ребенком взрослого, с третьего этапа установления эмоционального контакта.