[1] Методология – это наука об общих методах правильного мышления.
[2] Петров Ю.А. Категория материи: методические и прикладные аспекты// Философские науки, №7,1988.
[3] Анализ современного понимания термина «идеализация» см.: Левин Г.Д. Идеализация // Вопросы философии, 1999, №4. С.78-88;Novak L. The Structure of Idealization. Dortrecht-Boston. 1980.
[4] Обзор точек зрения на проблему «понимание» см.: А.Л. Никифоров. Философия науки:история и методология. М.,1998.-С.190-204; Л.М. Веккер. Психика и реальность: единая теория психических процессов.М.,1998 – С.227- 238.
[5] См. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.М.,1998.-С.187-218.
[6] По вопросу о реальных и номинальных определениях имеются различные концепции, изложенные, например, в работах: Горский Д.П. Определение. М., 1974. С. 5-24; Войшвилло В.К. Понятие как форма мышления. М., 1989. С. 212-217.; Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев.М.,1996.-С.79-81.;Иванов Е.А. Логика. М.,1996.-84-90.
[7] Уемов А.И Вещи, свойства, отношения. М., 1963.-С.21.
[8] Введение в философию. М., 1989. С. 146.
[9] Там же. С. 142, 145.
[10] Горский Д.П. Определение. М., 1974. С. 130-143.
[11] Ивлев Ю.В. Логика..М., 1992.- С.166-177; Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 1994.
[12] Макаренков Ю.А., Столяр А.А. Что такое алгоритм? Минск, 1989. С. 17-19.
[13] Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М., 1966. С. 55-83.
[14] О применении этой методики см.: Захаров А.А. Двадцать шесть времен за двадцать шесть минут. М.,1998.
[15] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 665.
[16] Философская энциклопедия. М., 1960-1970. Т. 4. С. 35.
[17] Вилонкин Н.Я. Рассказы о множествах. М., 1969. С 122-124, 138.
[18] Философская энциклопедия. М., 1960-1970. Т. 5. С.383.
[19] Введение в философию. М., 1989. С. 119.
[20] Петров Ю.А. Категории содержания и формы. – Философские науки, 1976. № 6.
[21] Философская энциклопедия. М., 1960-1970. Т. 5. С. 383.
[22] См. в кн.: Философская энциклопедия. М., 1960-1970. Т. 1. С. 268, 269.
[23] (2а) Веществом в традиционном смысле этого термина является то, что обладает массой покоя, непроницаемостью, чувственной воспринимаемостью, местом в пространстве и т.п. (2б). Вещество в классической физике (классическое понимание термина "вещество") – частицы с ненулевой массой покоя и то, что из них состоит, (2в) веществом в квантовом понимании (на основе квантовых свойств) являются частицы с полу целым спином и то, что из них состоит.
[24] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 275, 276.
[25] Примеры взяты из опубликованных работ, которые не указываются по понятным причинам.
[26] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.
[27] В несколько усложненной форме это определение дано в Философском энциклопедическом словаре (М., 1983. С. 197).
[28] Тюхтин В.С. О природе образа. М., 1963.
[29] Остенсивные определения терминов "предмет", "множество", "принадлежность" приводить нет необходимости ввиду их очевидности
[30] Об аналогичной таблице Менделеева для классификации философских систем см.: А.А.Захаров Классификация философских систем. (В печати)
[31] Books in print, 1988-89, №-Y, 1989.
[32] Петров Ю.А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967. С. 14-52. Потенциальная осуществимость процесса имеет место тогда, когда указан алгоритм его построения независимо от материальной осуществимости такого построения. Актуальная осуществимость имеет место при задании (определении) множества непротиворечивым образом.
[33] Ю.А. Петров Культура мышления.М., 1990; Его же. Азбука логичного мышления. М., 1991. Данная часть работы оформлена в виде последовательности действий в следующем пособии: Захаров А.А., Захарова Т.Г. Дневник аспиранта. Озерск: МИФИ. 1997. - 57 с.
[34] Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. М., 1985, с. 56, 57.
[35] Базаров И. Эйнштейн ошибся? – «Московский университет» 19.5.1987; Синицын В.И. Диполь - фотон. Озерск, 1995.
[36] Например, развивая вышеизложенные мысли, можно сказать, что принцип относительности истинности к принятым идеализациям дает возможность решить проблему истинности теорий философских и религиозных. В различных философских и религиозных системах принимаются различные идеализации и каждой группе этих идеализаций соответствует своя религиозная доктрина или философская система.
[37] Указанный принцип позволяет понять, почему может быть множество истинных философских и религиозных теорий. В данном случае речь может идти об аналитической истинности этих теорий, но никак не об эмпирической. Для них эмпирическая истинность в принципе не достижима. Отсюда и невозможность эмпирически опровергнуть никакую философскую систему и религиозную доктрину.
[38] Observational term. G.G.Hempel. Aspects of scientific Explanation. N-Y, 1970, p. 127, 178; (Русск. перевод: Гемпель К.Г. Логика объяснения. М., 1998. С.154.)
[39] Там же. С. 22, 23, 24, 102, 103.
[40] Там же. С. 178.
[41] Физическая энциклопедия. 1988. Т. С. 10.
[42] Законов логики бесконечно много, а среди них имеется лишь весьма малое количество законов мышления.
[43] См., например: Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974: Диалектическое противоречие. М., 1979.
[44] Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. М., 1985. С. 56, 57..
[45] Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1957. С. 249.
[46] Милль Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной. М., 1900. С. 313; Горский Д.П. Логика. М., 1963. С. 258; Свинцов В.И. Логика. М., 1987. С. 235-242; Светлов В.А. Практическая логика. Спб., 1997. С. 225-336.
[47] Петров Ю.А. Предмет теории. Вестник МГУ, серия 7, № 1, 1999.
[48] Fearnside W.W., Holther W.B. Fallaey. Prentice Hall, 1959.
[49] Петров Ю.А. Теория познания: научно-практическое значение. М., 1988.
[50] Столл Р. Множества, логика, аксиоматические теории. М., 1968. С. 141.
[51] Клайн М. Математика. Поиск истины. М., 1988.
[52] Гильберт Д. Основания геометрии. М., 1948.
[53] Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 177-181.