Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего




 

Статья 10. Муниципальный служащий

1. В ч. 1 комментируемой статьи дано определение понятия муниципального служащего, из которого следуют такие признаки, в совокупности характеризующие физическое лицо в качестве муниципального служащего, как:

муниципальным служащим является гражданин. С учетом нормы ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона речь идет о гражданах России, а также о гражданах иностранных государств - участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе;

гражданин исполняет обязанности по должности муниципальной службы в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами (прежде всего, в соответствии с комментируемым Законом) и законами субъекта РФ (см. комментарий к ст. 3 Закона);

за исполнение обязанностей по должности муниципальной службы гражданину выплачивается денежное содержание за счет средств местного бюджета (см. комментарий к ст. 22 Закона).

Пункт 1 ст. 7 Закона об основах муниципальной службы содержал практически такое же определение понятия муниципального служащего, которое дано в ч. 1 комментируемой статьи, за исключением того, что в указанной норме данного Закона говорилось только о гражданах РФ и только достигших возраста 18 лет. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1 Закона), положение о возможности нахождения на муниципальной службе граждан иностранных государств - участников соответствующих международных договоров РФ является новым для законодательства о муниципальной службе.

В силу прямого указания в ч. 2 ст. 1 комментируемого Закона не являются муниципальными служащими депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса (лица, замещающие муниципальные должности).

Следует отметить, что определение понятия муниципального служащего дано в ч. 1 комментируемой статьи по аналогии с положениями статьи 13 Закона о государственной гражданской службе, раскрывающей понятие государственного гражданского служащего: государственный гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы; государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Как говорилось выше (см. введение), замещение должностей муниципальной службы на основе трудового договора (для главы местной администрации - на основе контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих, является принципиальным положением Закона, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих. Данное положение Закона является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Норма о том, что поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы по аналогии с положением ст. 13 Закона о государственной гражданской службе закреплена в ч. 8 ст. 16 комментируемого Закона.

Правовое положение (статус) муниципального служащего определено в гл. 3 комментируемого Закона посредством установления основных прав и обязанностей муниципального служащего (ст. 11 и 12), а также ограничений и запретов, связанные с муниципальной службой (ст. 13 и 14).

Следует отметить, что Закон о государственной гражданской службе наряду с определением перечней основных прав и обязанностей государственного гражданского служащего (ст. 14 и 15), а также ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой (ст. 16 и 17), устанавливает также требования к служебному поведению государственного гражданского служащего (ст. 18). Такое законодательное регулирование осуществлено на основании общей нормы п. 4 ст. 10 Закона о системе государственной службы, согласно которой правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в т.ч. ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. О требованиях к служебному поведению государственного гражданского служащего см. комментарий к ст. 12 Закона.

2. Норма ч. 2 комментируемой статьи с редакционной правкой воспроизводит положение п. 2 ст. 7 Закона об основах муниципальной службы, устанавливавшее, что лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Положение ч. 2 комментируемой статьи допускает возможность установления в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципальных образований должностей, не являющихся муниципальными должностями или должностями муниципальной службы, т.е. должностей для технического обеспечения деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования. На работников, замещающих такие должности (технический персонал), трудовое законодательство распространяется в полной мере, в то время как на муниципальных служащих согласно ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными данным Законом.

Согласно ч. 6 ст. 8 Закона о системе государственной службы в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ также могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Там же установлено, что трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством РФ о труде.

 

Статья 11. Основные права муниципального служащего

1. Комментируемая статья определяет перечень основных прав муниципального служащего. Необходимо отметить, что речь идет лишь об основных правах муниципального служащего. Разумеется, муниципальный служащий обладает и иными правами, предусмотренными законодательством о муниципальной службе и муниципальными правовыми актами (о законодательстве о муниципальной службе см. комментарий к ст. 3 закона), чем и объясняется то, что перечень прав муниципального служащего сформулирован в комментируемой статье как исчерпывающий.

Определение перечня основных прав муниципального служащего является новеллой комментируемого Закона. В ст. 10 Закона об основах муниципальной службы лишь предусматривалось, что права (как и обязанности) муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с названным Законом, иными федеральными законами, законами субъекта РФ.

Перечень основных прав муниципального служащего определен в комментируемой статье во многом по аналогии с перечнем основных прав государственного гражданского служащего, определенным в ст. 14 Закона о государственной гражданской службе, и в целом согласуется с перечнем основных прав работника, определенным в ч. 1 ст. 21 ТК РФ. Основные права муниципального служащего обеспечиваются закрепленными в ст. 23 комментируемого Закона гарантиями, предоставляемыми муниципальному служащему.

Право муниципального служащего на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе (п. 1).

Данному праву корреспондирует установленная в абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) обязанность работодателя знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

При прохождении государственной гражданской службы указанные вопросы устанавливаются должностным регламентом. Так, согласно ч. 1 ст. 47 Закона о государственной гражданской службе профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В п. 2 указанной статьи предусмотрено, что в должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к государственному гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность государственной гражданской службы, а также к образованию, стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность государственного гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с государственным гражданскими служащими того же государственного органа, государственными гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: