Отказ гражданина от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну (п. 3).




Как установлено непосредственно в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, отказ гражданина от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, является основанием для отказа гражданину в приеме на муниципальную службу и для увольнения муниципального служащего только в том случае, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений. О государственной и иной охраняемой федеральными законами тайне см. комментарий к ст. 12 Закона, а об оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, - к ст. 28 Закона.

Наличие у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения (п. 4).

В п. 4 ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную службу или ее прохождению, и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (до внесения изменения Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ предусматривалось, что такие документы утверждаются непосредственно Правительством РФ).

В п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе аналогично указано на такое ограничение, связанное с гражданской службой, как наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Там же (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) аналогично предусмотрено, что порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Соответствующим актом является приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. N 984н*(57), которым утверждены:

Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими;

перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению;

учетная форма N 001-ГС/у "Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению".

Наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 5).

Данное ограничение является новым для законодательства о муниципальной службы. В ч. 1 ст. 20 Кодекса законов о труде РФ (в ред. Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1)*(58) устанавливалось, что запрещается совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Однако, ТК РФ указанное ограничение совместной службы родственников не воспроизвел. Статья 11 Закона об основах муниципальной службы, устанавливавшая связанные с муниципальной службой ограничения, такого ограничения также не предусматривала. Исходя из этого положения законов субъектов РФ, предусматривавшие запрет принятия на муниципальной службе и нахождения на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства с муниципальными служащими, если их муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, признавались противоречащими федеральному законодательству и недействующими (см. определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 6 июня 2003 г. N 60-Г03-10 *(59) и от 20 июля 2005 г. N 59-Г05-14 *(60)).

Необходимо обратить внимание на то, что в п. 5 ч. 1 комментируемой статьи говорится о невозможности поступления гражданина на муниципальную службу и нахождения муниципального служащего на муниципальной службе при наличии близкого родства или свойства с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано не просто с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, а с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью. Иначе говоря, допускается подчиненность или подконтрольность одного муниципального служащего другому, состоящих в близком родстве или свойстве, но только если эта подчиненность или подконтрольность опосредована другим муниципальным служащим (другими муниципальными служащими). В Вооруженных Силах РФ непосредственным начальником называется ближайший к подчиненному прямой начальник (статья 35 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"*(61)).

Следует отметить, что определенный в п. 5 ч. 1 комментируемой статьи перечень близких родственников не совпадает с перечнем родственников, признаваемых близкими в соответствии с семейным законодательством. Так, согласно ст. 14 СК РФ близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Прекращение гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе (п. 6).

Наличие гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе (п. 7).

Согласно ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона находиться на муниципальной службе могут:

граждане РФ;

граждане иностранных государств - участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе.

Соответственно, при прекращении такого гражданства в силу п. 6 ч. 1 комментируемой статьи гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе.

Как установлено в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"*(62) гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

В рамках такого исключения и с учетом нормы ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) в целях обеспечения безопасности государства и в связи с особенностями правового положения муниципальных служащих в п. 6 и 7 ч. 1 комментируемой статьи установлено ограничение поступления гражданина на муниципальную службу и нахождения муниципального служащего на муниципальной службе при наличии или приобретении помимо российского гражданства также гражданства иностранного государства (иностранных государств). При этом предусмотрено единственное исключение, основанное на норме ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона: допускается гражданство иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.

Препятствием для поступления на муниципальную службу и нахождения на муниципальной службе согласно п. 6 ч. 1 комментируемой статьи также является получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе. По не вполне понятной причине наличие такого документа в п. 7 ч. 1 комментируемой статьи в качестве ограничения, связанного с муниципальной службой, не определено.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона муниципальный служащий обязан сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства России в день выхода из гражданства РФ или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства. Как говорилось в комментарии к указанной статье, по не вполне понятной причине данная обязанность не распространена на иные случаи, предусмотренные в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, нежели выход из гражданства России или приобретение гражданства иностранного государства.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона в случае прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: