Ситуативная и диспозициальная мотивация (К.Левин).




По Левину деятельность, поведение человека определяется его внутрипсихологическими потребностями и мотивами. Поэтому, по мнению Левина психология должна изучать закономерности формирования и проявления мотивов. Первоначально он понимает источник мотивации не внутри субъекта, но и не вовне, а во взаимодействии субъекта с объектом.

Теория поля. Всеобщая мотивационная значимость отражаемых явлений. Он отходит от детерминизма «стимул-реакция». Гештальтпсихологическое объяснение механизмов поведения. В нем должны учитываться вся совокупность факторов, которые отражаются субъектом, представлены ему.

Человек находится (в каждый момент времени) под влиянием целой системы актуализированных мотивационных отношений и побуждений, которые вследствие своего взаимодействия составляют мотивационное поле, которое динамично и гибко определяет как достигаемые им цели, так и способы их достижения.

Формально поведение человека определяется двумя факторами:

V(поведение) = ¦ (Р,U)

P – личностные факторы – мотивационные факторы, инстинные потребности и квазипотребности

U - факторы окружающей среды.

Мотивационные переменные личности делятся на истинные и квазипотребности, которые возникают в ситуации, т.е. при выполнении задания. Потребность - это результат взаимодействия внешнего с внутренним. Истинные потребности - устойчивые, длительно существующие напряжения, которые стремятся к разрядке в поведении, возникающие вне зависимости от ситуации (физиологические потребности). Как только человек оказывается в какой-то ситуации, то у него возникает квазипотребность (ситуативная мотивация) - это поставленная экспериментатором и принятая испытуемым задача, которую необходимо выполнить или потребность в завершении начатого действия). Квазипотребность – напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению) - эксперименты по прерыванию действия – потом возвращение к его выполнению (эксперимент Зейгарник по незавершенным действиям). Закономерности протекания истинных и квазипотребностей одни и те же.

Ситуация - целостное представление субъекта о том окружении, в котором он находится в настоящий момент. Поведение субъекта происходит не в объективной ситуации, а в той, какой он ее имеет в своем воображении – наше знание об объекте – субъективное…

Предметы в окружающем мире имеют валентность - побудительная сила предмета (притягательность, отталкиваемость, требовательный характер объекта - в сказке об Алисе пирожок кричит: «Съешь меня!», пузырек кричит: «Выпей меня!»). Валентность объектов возникает в момент появления у субъекта квазипотребности. От субъекта к объекту начинают исходить силы (притяжения или отталкивания). Валентность - характеристика величины силы притяжения или отталкивания.

Притяжение: 1) Объекты, имеющие статус цели; 2) Способствующие достижению цели.

Отталкивание: объекты, препятствующие достижению цели. Поведение строится исходя из всех динамических соотношений данной ситуации. При этом ситуация может ослабить побуждающую силу предмета.

Валентность зависит от потребностей (напряжений личности). Но некоторые предметы имеют самостоятельную валентность (не зависят от напряжений личности – не имеют потребностного смысла). Валентность порождает силы. Сила – векторная величина, и поэтому характеризуется – направлением, величиной и точкой приложения. Сила не прямое следствие валентности (зависит от внешних условий). Силы находятся во взаимодействии. Совокупность сил образует силовое поле – которое реально определяет поведение субъекта (полевое взаимодействие сил).

Основные характеристики силового поля (в теории Левина):

1) Поведение человека рассматривается в целостной ситуации; человек действует в силовом поле.

2) Поле является феноменальной, а не объективной ситуацией (человек действует из своего понимания ситуации).

3) Движущей силой поведения являются динамические силы, которые возникают в связи с принятием субъектом намерения действовать.

4) Поведение определяется ситуативными факторами, которые действуют здесь и сейчас, актуальное поле.

5) Теория становится универсальной, с помощью нее можно объяснить частные конкретные ситуации.

6) Теория позволяет применять для описания поведения язык математики.

Эффект Зейгарник: демонстрация влияния квазипотребности на эффективность запоминания. В течение получаса испытуемому предлагались разного вида задания – практические – что-то нарисовать, слепить из пластилина, переложить спички на плоскости. Задания несложные, и за полчаса можно выполнить 15-20 заданий (общее количество выходит за пределы рабочей памяти). Прием – некоторые задания она нарочно прерывает – на самом интересном месте. Через полчаса – какие-то действия прерваны, какие-то доведены до конца.

Теперь испытуемого мимоходом спрашивали, какие задания он может вспомнить. Так как первоначально не была дана инструкция к запоминанию, то запоминание здесь непроизвольное. И если он вспоминает какие-то задания, то прежде всего он вспоминает прерванные задания. НЗ/ЗЗ=1.9 (незавершенные действия запоминаются почти в 2 раза лучше). Это связано с тем, что квазипотребность не разряжалась, а сохранялась в виде тенденций к завершению незаконченных действий. Прерванные действия (содержание прерванных действий) непроизвольно запоминаются лучше, чем содержание законченных. Причем даже если испытуемый сразу согласился, то он начинает перечислять содержание прерванных действий, и только потом содержание законченных. Чем сильнее не удовлетворена квазипотребность, тем выраженнее эффект Зейгарник. Со временем неудовлетворенная квазипотребность разряжается (границы напряженной системы проницаемы). Эффект Зейгарник ослабляется при утомлении, аффективном возбуждении (повышается «текучесть» границ областей).

К. Левин исследовал проблему ситуативного развития мотивации. Поведение субъекта, по К. Левину, определяется жизненным пространством, состоящим из личности и окружения. Личность – система многочисленных непересекающихся друг с другом областей. Каждая область соответствует потребности или квазипотребности и обладает напряжением. Квазипотребность определяет поведение до тех пор, пока цель не достигается.

Окружение – это психологическое пространство, в котором находятся объекты, обладающиевалентностью, т.е. способностью привлекать или отталкивать. Объекты, которые могут служить для разрядки, удовлетворяя потребности, приобретают побудительный характер (валентность), что выделяет их из окружения. На субъекта воздействуют силы определенной величины и направления, исходящие от предметов, обладающих валентностью, которые, взаимодействуя, образуют силовое поле. Если на субъекта одновременно воздействуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, то такая ситуация называется психологическим конфликтом.

Основным постулатом теории является стремление к гармонии, согласованности и эквивалентности когнитивных представлений внешнего мира и себя. В теории речь идет об отношениях между содержанием когнитивных элементов и мотивационными эффектами, порождаемыми тенденцией к согласованности, если между двумя элементами возникает противоречие.

  1. Определение и функции эмоций. Классификация эмоций

Эмо́ция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.

Роль эмоций

Эмоции в жизни человека выполняют следующие роли: отражательно-оценочная, защитную функцию, управляющая, мобилизующую функцию, компенсаторную функцию, сигнальная, дезорганизующая.

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску про-исходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болель-щиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болель-щиков же команды соперника -- радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».

Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас дей-ствия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирова-ния (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание непри-ятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действи-тельности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических ме-ханизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объек-ту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятель-ности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельно-стью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: за-щитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему про-думыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности дости-жения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнитель-ного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спа-сении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмеще-нии информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встре-чавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компен-саторной функций делает возможным проявление и санк-ционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны дру-гого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто соче-тается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стаби-лизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуа-ции могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повтор-ного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания за-крепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.

Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, свя-занное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизую-щая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоция-ми, а отрицательная -- с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые -- явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

Классификация эмоций

Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли -- это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают к результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: