Глава 5. Рабочее (служебное) время и время отдыха




 

Статья 20. Рабочее (служебное) время

Комментируемая статья отсылает в части регулирования рабочего времени муниципальных служащих к трудовому законодательству. Закон об основах муниципальной службы не содержал положений о рабочем времени муниципальных служащих. Норма же, содержащаяся в комментируемой статье, введена в противопоставление тому, что служебное время и время отдыха государственных гражданских служащих урегулировано положениями Закона о государственной гражданской службе (ст. 45).

Понятие рабочего времени определено в ч. 1 ст. 91 ТК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ): время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени. С учетом того, что комментируемый Закон регламентирует муниципальную службу, в комментируемой статье рабочее время муниципального служащего именуется также как служебной время.

Следует отметить, что определение понятия служебного времени государственного гражданского служащего дано в ч. 1 ст. 45 Закона о государственной гражданской службе по аналогии с приведенной нормой трудового законодательства: время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

В соответствии с ч. 2 ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Аналогично в ч. 2 ст. 45 Закона о государственной гражданской службе закреплено, что нормальная продолжительность служебного времени для государственного гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Там же установлено, что для государственного гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Согласно ч. 3 ст. 91 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ*(119)) порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Соответствующим актом является приказ Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. N 588н*(120), которым утвержден Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю.

В ч. 4 ст. 91 ТК РФ установлено, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Как представляется, для муниципальных служащих, занимающих определенные группы должностей муниципальной службы, может устанавливаться ненормированный рабочий (служебный) день. Как определено в ст. 101 ТК РФ, ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Там же установлено, что перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 Закона о государственной гражданской службе ненормированный служебный день устанавливается для государственных гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Там же предусмотрено, что для государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, согласно ч. 4 указанной статьи предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. При этом предусмотрено, что в случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. Согласно ч. 5 этой же статьи порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством РФ (постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 884 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета) (постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1090*(121) утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день), а гражданским служащим субъектов РФ - нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В п. 4 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона предусмотрено право муниципального служащего на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона муниципальному служащему гарантируется отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска. Аналогично в ч. 6 ст. 45 Закона о государственной гражданской службе установлено, что право на отдых реализуется предоставлением государственному гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной названным Законом нормальной продолжительности служебного времени.

Понятие времени отдыха определено в ст. 106 ТК РФ: время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Согласно ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются:

перерывы в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) отдых;

выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

нерабочие праздничные дни;

отпуска.

Перерывы для отдыха и питания регламентированы положениями ст. 108 ТК РФ:

в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (ч. 1);

время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем (ч. 2).

Выходным дням посвящена статья 111 ТК РФ:

всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день (ч. 1);

общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд (ч. 2).

Нерабочими праздничными днями в России согласно ч. 1 ст. 112 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 201-ФЗ*(122)) являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день согласно ч. 2 указанной статьи переносится на следующий после праздничного рабочий день.

В ч. 4 этой же статьи установлено, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).

Как предусмотрено в ч. 5 ст. 112 ТК РФ, в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ вправе переносить выходные дни на другие дни. При этом нормативный правовой акт Правительства РФ о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия согласно ч. 3 этой же статьи допускается в следующих случаях:

1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В соответствии с ч. 7 ст. 113 ТК РФ привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.

В ч. 8 указанной статьи установлено, что привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни согласно производится по письменному распоряжению работодателя.

Отпуск муниципального служащего регламентирован положениями ст. 21 комментируемого Закона.

 

Статья 21. Отпуск муниципального служащего

1. Право муниципального служащего на отдых, обеспечиваемый предоставлением (наряду с выходными днями и нерабочими праздничными днями, см. комментарий к ст. 20 Закона) предусмотрено в п. 4 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона муниципальному служащему гарантируется отдых, обеспечиваемый наряду с прочим предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска.

Часть 1 комментируемой статьи на основании общей нормы ст. 114 ТК РФ (норма устанавливает, что работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка) закрепляет обязательность предоставления муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением замещаемой должности муниципальной службы. Ранее данное положение было закреплено в п. 1 ст. 17 Закона об основах муниципальной службы.

В ч. 1 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе аналогично закреплена обязательность предоставления государственному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением замещаемой должности государственной гражданской службы.

Однако, если на время ежегодного отпуска государственному гражданскому служащему сохраняется денежное содержание, то муниципальному служащему выплачивается денежное содержание в размере, определяемом в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.

Согласно ч. 1 ст. 139 ТК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ (т.е. и для определения размера средней заработной платы для оплаты ежегодного отпуска), устанавливается единый порядок ее исчисления.

Как установлено указанной статьей:

для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (ч. 2);

при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно) (ч. 3);

средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) (ч. 4).

Согласно ч. 6 ст. 139 ТК РФ в коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

В ч. 7 ст. 139 ТК РФ предусмотрено, что особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На основании данной нормы издано постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"*(123), которым утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (в последующем вносились изменения). Этим же постановлением Минздравсоцразвития России наделено полномочием давать разъяснения по вопросам, связанным с применением названного Положения.

По не вполне понятной причине, в комментируемой статье не закреплено положение, аналогичное норме ч. 10 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе, согласно которой выплата денежного содержания государственному гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. Соответственно, при выплате денежного содержания муниципальному служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска подлежит применению часть 9 ст. 136 ТК РФ, устанавливающая, что оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Следует отметить, что согласно ч. 11 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что при предоставлении гражданскому служащему субъекта РФ ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта РФ. Такая единовременная дополнительная выплата в соответствии с ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона может быть предусмотрена и при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему законом субъекта РФ. Размер такой единовременной дополнительной выплаты согласно ч. 2 данной статьи устанавливается муниципальным правовым актом, издаваемым представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

В ч. 9 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе предусмотрено, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться государственному гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя. Комментируемая статья не содержит аналогичного положения, т.к. соответствующие вопросы урегулированы трудовым законодательством.

Так, порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков установлен статьей 122 ТК РФ:

оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно (ч. 1);

право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев (ч. 2);

до истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен: женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

работникам в возрасте до восемнадцати лет; работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев; в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 3);

отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя (ч. 4).

Очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков посвящена статья 123 ТК РФ:

очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ч. 1). Унифицированная форма первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, которая распространена на организации независимо от формы собственности, "График отпусков" (форма N Т-7) утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1*(124). Этим же Постановлением утверждены унифицированные формы первичной учетной документации "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику" (форма N Т-6) и "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам" (форма N Т-6а);

график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ч. 2);

о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала (ч. 3);

отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя (ч. 3).

Отзыв работника из отпуска в соответствии с ч. 2 ст. 125 ТК РФ допускается только с его согласия. Там же предусмотрено, что неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. В ч. 3 указанной статьи установлено, что не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Статья 126 ТК РФ предусматривает возможность замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией:

часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией (ч. 1);

пи суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ч. 2);

не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении) (ч. 3).

Реализация права на отпуск при увольнении работника регламентирована положениями ст. 127 ТК РФ:

при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 1);

по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска (ч. 2);

при увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска (ч. 3);

при предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник (ч. 4).

Вопросы выплаты государственному гражданскому служащему компенсации за неиспользованные отпуска и реализации права на отпуск при увольнении государственного гражданского служащего урегулированы положениями ч. 13 и 14 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе.

2. Часть 2 комментируемой статьи по аналогии с нормой ч. 2 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе (согласно указанной норме ежегодный оплачиваемый отпуск государственного гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков) определяет, что ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В п. 1 ст. 17 Закона об основах муниципальной службы использовалась иная формулировка: в указанной норме говорилось о предоставлении муниципальному служащему сверх ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительного оплачиваемого отпуска.

Следует отметить, что в комментируемой статье не воспроизведена норма п. 2 ст. 17 Закона об основах муниципальной службы, согласно которой ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. Там же устанавливалось, что при этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней. В то же время приведенные положения о разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части являются действующими, т.к. они предусмотрены частью 1 ст. 125 ТК РФ: по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части; при этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. В ч. 8 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе аналогично предусмотрено, что по заявлению государственного гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней; по согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью не менее 30 календарных дней. При этом предусмотрено, что для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов РФ может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности.

Данные правила изложены в редакции Федерального закона от 27 октября 2008 г. N 181-ФЗ. В первоначальной редакции ч. 3 комментируемой статьи указывалось лишь то, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью не менее 30 календарных дней. Соответственно, с внесением изменений Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 181-ФЗ, во-первых, устранена носившая неопределенный характер формулировка "не менее 30 дней", вызывавшая неоднозначное толкование (допускала возможность понимания формулировки как "более 30 дней") и трудности при применении указанного положения на практике. Во-вторых, восстановлено содержавшееся ранее в п. 1 ст. 17 Закона об основах муниципальной службы положение, предусматривавшее возможность законами субъектов РФ устанавливать для отдельных категорий муниципальных служащих более продолжительный отпуск. При этом учтено, что соответствующие законы во многих субъектах РФ приняты.

По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 115 ТК РФ, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Согласно ч. 2 указанной статьи ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Соответственно, комментируемый Закон является одним из тех федеральных законов, о которых идет речь в указанной норме и который устанавливает удлиненный основной отпуск муниципального служащего.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе государственным гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности государственной гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы иных групп, согласно ч. 4 указанной статьи предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

4-5. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает предоставление муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет. При этом прямо установлено, что продолжительность такого отпуска не может составлять более 15 календарных дней (следует отметить, что статья 17 Закона об основах муниципальной службы такого ограничения не устанавливала). Порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет согласно ч. 5 комментируемой статьи подлежат определению законом субъекта РФ.

Следует отметить, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого государственному гражданскому служащему, согласно ч. 5 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. В ч. 6 указанной статьи установлено, что при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

В соответствии с ч. 6 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются государственному гражданскому служащему сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного указанной частью. В ч. 7 данной статьи предусмотрено, что государственному гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в т.ч. в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством РФ.

В ч. 4 комментируемой статьи упоминается о том, что муниципальному служащему наряду с дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет могут предоставляться иные дополнительные оплачиваемые отпуска (следует отметить, что статья 17 Закона об основах муниципальной службы такого упоминания не содержала). Однако, по не вполне понятной причине комментируемая статья не отражает специфику компенсаций муниципальным служащим за отклонение от нормальной продолжительности рабочего времени и не указывает на возможность регулирования этого вопроса нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами. На данный недостаток обращалось внимание еще при работе над законопроектом, принятом в качестве комментируемого Закона (см. заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы от 11 августа 2006 г. N 2.2-1/2663).

6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает возможность предоставления муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) отпуска без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Ранее такая возможность была предусмотрена в п. 3 ст. 17 Закона об основах муниципальной службы.

Возможность предоставления работнику отпуска без сохранения заработной платы предусмотрена в ч. 1 ст. 128 ТК РФ: по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от данной нормы трудового законодательства часть 6 комментируемой статьи не устанавливает условие наличия уважительных причин или семейных обстоятельств для представления муниципальному служащему отпуска без сохранения денежного содержания. Впрочем, вряд ли это можно считать действительной волей законодателя. В этом отношении показательно то, что часть 15 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе, предусматривающая возможность предоставления отпуска без сохранения денежного содержания государственному гражданскому служащему, такое условие содержит.

Безоговорочным отличием от нормы ч. 1 ст. 128 ТК РФ является то, что частью 6 комментируемой статьи установлена предельная продолжительность предоставляемого муниципальному служащему отпуска без сохранения денежного содержания - один год. Аналогичный предел установлен и в ч. 15 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе в отношении отпуска без сохранения денежного содержания, предоставляемого государственному гражданскому служащему.

Разумеется, во время отпуска без сохранения денежного содержания за муниципальным служащим сохраняется замещаемая должность муниципальной службы. Это следует и из аналогии с нормой ч. 16 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе, в которой прямо установлено правило о сохранении за государственным гражданским служащим во время отпуска без сохранения денежного содержания замещаемой должности государственной гражданской службы.

7. По общему правилу, закрепленному в ч. 6 комментируемой статьи, принятие решения о предоставлении муниципальному служащему отпуска без сохранения денежного содержания входит в компетенцию представителя нанимателя (работодателя). В то же время часть 7 закрепляет обязательность предоставления муниципальному служащему такого отпуска в случаях, предусмотренных федеральными законами (данное изъятие содержалось и в п. 3 ст. 17 Закона об основах муниципальной службы: в указанной норме говорилось о возможности предоставления муниципальному служащему отпуска без сохранения заработной платы, но с оговоркой "если иное не предусмотрено федеральным законом"). Аналогичное изъятие содержится и в ч. 15 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе в отношении предоставления отпуска без сохранения денежного содержания государственному гражданскому служащему.

В соответствии с ч. 2 ст. 128 ТК РФ работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;

работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;

родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году;

работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;

работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до 5 календарных дней;

в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

В качестве случаев обязательности предоставления отпуска без сохранения заработной платы, предусмотренных иными федеральными законами, нежели ТК РФ, следует отметить право на такой отпуск Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы (п. 3 ст. 8 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"*(125)), Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"*(126)), ветеранов различных категорий - ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда (Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"*(127)), а также лиц, отдельных лиц в случаях, предусмотренных законодательством о выборах и референдуме, - зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса (Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", Федеральные законы "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации изби



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: