Глава 3. Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений 2 глава




Все изложенные в комментируемой части определения расположены в алфавитном порядке, что существенно облегчает работу с терминологическим аппаратом комментируемого закона, помогая быстро найти необходимый термин.

 

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Положения комментируемой статьи устанавливают пределы, границы действия технического регламента зданий и сооружений, определяя, в первую очередь, предмет правового регулирования. Согласно ч. 1 комментируемой статьи объект технического регулирования в рассматриваемом техническом регламенте состоит из двух составляющих:

1) первая составляющая - это сами здания и сооружения, причем любого назначения (об основных характеристиках зданий и сооружений как объектов технического регулирования см. комментарий к ст. 2). Требования комментируемого закона распространяются на количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения;

2) вторая составляющая объекта технического регулирования - связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Как было отмечено выше, здания и сооружения являются результатом строительства, т.е. создания того или иного объекта, в т.ч. и на месте сносимых объектов капитального строительства (п. 13 ст. 1 ГрК РФ). Однако процессу строительства в обязательном порядке предшествует процесс проектирования. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Проектная документация содержит материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) об архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решениях для обеспечения строительства зданий и сооружений.

Для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются инженерные изыскания. Более того, градостроительным законодательством установлен запрет на подготовку и реализацию проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий (ч. 1 ст. 47 ГрК РФ). Инженерные изыскания предполагают изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

Учитывая, что лицом, выполняющим инженерные изыскания или осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, требования комментируемого закона обязательны для соблюдения указанными лицами. При этом следует иметь в виду, что виды работ по инженерным изысканиям, а также виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

За процессом подготовки проектной документации, включая изыскательские работы, следует непосредственно процесс строительства, включающий в самом общем виде весь комплекс монтажных, наладочных работ, итогом которого является ввод здания или сооружения в эксплуатацию. Монтаж (от французского "montage") означает сборку и установку сооружений, конструкций, технологического оборудования, агрегатов, машин, аппаратов, приборов, радиоэлектронных устройств и т.д. из готовых частей (узлов) и элементов*(10). Совокупность операций по подготовке, оснастке, регулированию и настройке машины (прибора, аппарата), направленных на обеспечение её работы в заданных условиях на протяжении определённого времени, представляет собой наладочные работы, которые обычно осуществляют после монтажа*(11).

Застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, осуществляющий строительство здания или сооружения, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов и, прежде всего, требований комментируемого регламента, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства застройщиком или заказчиком могут привлекаться на основании договора юридические лица в качестве лиц, осуществляющих отдельные этапы строительства здания, сооружения.

Требования комментируемого регламента должны соблюдаться и при эксплуатации зданий и сооружений, т.е. использовании зданий и сооружений в соответствии с их назначением, и при их демонтаже (уничтожении, сносе, утилизации). Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Разборку зданий необходимо осуществлять на основе решений, предусмотренных в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.). Указанные решения должны быть разработаны после проведения обследования общего состояния здания (сооружения), а также фундаментов, стен, колонн, сводов и прочих конструкций. По результатам обследования составляется акт, на основании которого осуществляется решение следующих вопросов: выбор метода проведения разборки; установление последовательности выполнения работ; установление опасных зон и применение при необходимости защитных ограждений; временное или постоянное закрепление или усиление конструкций разбираемого здания с целью предотвращения случайного обрушения конструкций; мероприятия по пылеподавлению; меры безопасности при работе на высоте; схемы строповки при демонтаже конструкций и оборудования (п. 4.1.3 Строительных норм и правил РФ "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 17.09.2002 N 123).

Как следует из ч. 1 комментируемой статьи и подчеркивается в ч. 2 комментируемой нормы, требования технического регламента распространяются на весь жизненный цикл здания или сооружения. Названные в ч. 1 комментируемой статьи процессы представляют собой весь жизненный цикл здания или сооружения, т.е. период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

2. Исключение из сферы действия комментируемого закона составляют требования безопасности к технологическим процессам, соответствующим функциональному назначению зданий и сооружений, но только при условии, что эти процессы не оказывают опасного воздействия на состояние здания, сооружения (ч. 3 комментируемой статьи). Безопасность производственных процессов достигается упреждением опасной аварийной ситуации и в течение всего времени их функционирования должна быть обеспечена применением технологических процессов (видов работ), а также приемов, режимов работы в порядке обслуживания производственного оборудования; использованием производственных помещений, удовлетворяющих соответствующим требованиям и комфортности работающих; оборудованием производственных площадок (для процессов, выполняемых вне производственных помещений); обустройством территории производственных предприятий; использованием исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий (узлов, элементов) и т.п., не оказывающих опасного и вредного воздействия на работающих (п. 1.1 ГОСТ 12.3.002-75 "Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 25.04.1975 N 1064).

К примеру, при организации и выполнении технологических процессов по производству асбоцементных изделий и гипсовых плит следует выполнять требования санитарных правил и норм работы с асбестом и асбестсодержащими материалами (п. 24.1 СанПиН "Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций. СанПиН 2.2.3.1385-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 11.06.2003 N 142). При осуществлении технологических процессов необходимо предусматривать отсутствие или, если это невозможно, установление предельно допустимых концентраций вредных или неприятно пахнущих веществ в воздухе рабочих зон, атмосферном воздухе населенных мест и воде, а также минимальное выделение тепла и влаги в производственные помещения; отсутствие или допустимые уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений.

Исходя из анализа положений ст. 2 комментируемого технического регламента под воздействием на состояние зданий и сооружения или их частей следует понимать не любые явления, а только те, которые вызывают изменения напряженно-деформированного состояния строительных конструкций и (или) основания здания или сооружения. Иными словами, если здание или сооружение предназначается для отдельных видов производств, оказывающих или могущих оказывать опасное воздействие на состояние строительных конструкций и (или) основания здания или сооружения, то еще при проектировании и строительстве здания или сооружения должны быть специально учтены эти опасные воздействия. Так, к примеру, в соответствии с п.п. 3.4, 3.5 СанПиН 2.2.3.1385-03 полы в производственных помещениях устраиваются устойчивыми к допускаемым в процессе производства работ механическим, тепловым или химическим воздействиям. Поверхность пола поддерживается в исправном состоянии и легко очищается от пыли и вредных веществ и других производственных загрязнителей. При периодическом или постоянном стоке жидкостей по поверхности пола (вода, кислоты, щелочи и др.) полы монтируются с уклоном для стока жидкостей к лоткам, трапам или каналам.

3. В ч. 4 комментируемой статьи перечислены здания и сооружения, требования обеспечения безопасности которых устанавливаются не только комментируемым техническим регламентом, но и нормативными документами специально уполномоченных лиц и органов. Так, особенности технического регулирования в части разработки и установления обязательных требований государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в отношении зданий и сооружений, а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Президентом РФ, Правительством РФ в соответствии с их полномочиями. Требования к безопасности зданий и сооружений, строящихся для ФСБ России по государственному оборонному заказу, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, утилизации зданий и сооружений ФСБ России разрабатываются и устанавливаются нормативными правовыми актами и технической документацией (конструкторской, технологической и программной документацией, техническими условиями, документами по стандартизации и метрологии, инструкциями, наставлениями, руководствами и положениями), принимаемой ФСБ России (п. 20.2 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации").

Исходя из комментируемых положений, вопрос о конкуренции норм комментируемого федерального закона и нормативных документов, в т.ч. и государственных контрактов (договоров), в которых устанавливаются требования безопасности к перечисленным в комментируемой части объектам, принимаемых государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, представляется возможным решать в пользу последних, но при условии, что ими устанавливаются специальные, дополнительные требования к зданиям и сооружениям, не противоречащие общим требованиям безопасности, установленным комментируемым техническим регламентом. В противном случае приоритет будет принадлежать нормам комментируемого закона как акта, обладающего высшей юридической силой.

В целом, положения ч. 4 комментируемой статьи являются специальной нормой по отношению к ч. 5 рассматриваемой статьи, поскольку в нем допускается возможность урегулирования вопросов обеспечения безопасности зданий и сооружений в процессе всего их жизненного цикла и другими техническими регламентами. Однако в комментируемой норме прямо определено, что требования иных регламентов лишь дополняют положения комментируемого регламента, которому принадлежит безусловный приоритет в установлении требований к безопасности зданий и сооружений. Так, ст. 8 комментируемого регламента устанавливает требования пожарной безопасности зданий и сооружений. В то же время Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в т.ч. к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам. При этом Технический регламент о требованиях пожарной безопасности устанавливает более широкий круг требований к пожарной безопасности зданий и сооружений, которые, тем не менее, ориентированы на комментируемый технический регламент. Например, в ч. 2 ст. 80 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что в зданиях и сооружениях помещения категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности должны размещаться у наружных стен, а в многоэтажных зданиях и сооружениях - на верхних этажах, за исключением случаев, указанных в технических регламентах для данных объектов.

4. Возможность регулирования вопросов обеспечения безопасности зданий и сооружений иными нормативными актами наряду с комментируемым техническим регламентом обусловлена тем, что последний устанавливает лишь минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Положения ФЗ "О техническом регулировании" содержат открытый перечень минимально необходимых требований, устанавливаемых техническими регламентами, среди которых: требования безопасности излучений; биологической безопасности; взрывобезопасности; механической безопасности; пожарной безопасности; безопасности продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); термической безопасности; химической безопасности; электрической безопасности; радиационной безопасности; электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единства измерений. Из перечисленных двенадцати позиций комментируемый закон устанавливает лишь два минимально необходимых требования: требования механической и пожарной безопасности. Остальные шесть требований обусловлены степенью риска причинения вреда зданиями и сооружениями, а также связанными с ними процессами проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) и устанавливаются в целях защиты жизни или здоровья граждан (требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения); охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений (требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду); обеспечения энергетической эффективности (требования энергетической эффективности зданий и сооружений).

Приведем иллюстрирующий пример из судебной практики.

 

Пример: рассматривая дело, апелляционный суд указал на то, что распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований комментируемого закона, в который ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" не включен. Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 3 комментируемого закона отсутствие ГОСТа 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, не свидетельствует об отсутствии у названных норм обязательного характера, поскольку Перечень утвержден с целью обеспечения соблюдения минимально необходимых требований комментируемого закона. Комментируемый Технический регламент о безопасности зданий и сооружений принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц. Им определены основные положения технического регулирования, в том числе, в области строительства зданий и сооружений. Исходя из положений комментируемого закона, раздела 1 ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия", суд признал, что требования данного ГОСТ являются обязательными для применения при строительстве зданий (см. подробнее постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 по делу N А33-6602/2012).

 

Статья 4. Идентификация зданий и сооружений

1. Для того чтобы конкретизировать объект технического регулирования (какие конкретно здания и сооружения должны отвечать требованиям комментируемого технического регламента), рассматриваемая норма содержит правила идентификации зданий и сооружений в целях применения технического регламента. Термин "идентификация" (от лат. identifico - отождествляю) означает уподобление, опознание объектов, личностей в процессе сравнения, сопоставления по определенным признакам*(12). В ФЗ "О техническом регулировании" под идентификацией понимается установление тождественности характеристик продукции (и в частности зданий и сооружений) ее существенным признакам (абз. 10 ст. 2). Положения ч. 1 комментируемой статьи устанавливают семь основных признаков, по которым происходит идентификация зданий и сооружений. Комментируемая часть представляет как бы основу всей статьи, поскольку все последующие со 2 по 10 части статьи конкретизируют перечисленные в ней признаки идентификации.

Основным признаком, по которому прежде всего производится идентификация здания или сооружения, выступает его назначение. В толковых словарях одним из значений термина "назначение" является слово "цель". Следовательно, признак "назначение" здания или сооружения следует рассматривать как цель, для которой тот или иной объект построен (например, жилое, производственное здание, спортивное сооружение и т.п.). Данный признак тесно связан со вторым признаком, по которому происходит идентификация зданий и сооружений, - принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность, поскольку данный признак также в своем роде определяет предназначение здания или сооружения.

2. Положения ч. 2 комментируемой статьи разъясняют, как следует идентифицировать здание или сооружение по вышеназванным признакам. Данные признаки, как правило, должны быть зафиксированы в общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ "О техническом регулировании" представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. В настоящее время в Российской Федерации существует 33 Общероссийских классификатора, среди которых Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ). В соответствии с ОКОФ объектами классификации являются основные фонды, которые состоят из материальных и нематериальных основных фондов.

К материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, жилища и прочие виды материальных основных фондов. Группировки объектов в ОКОФ образованы, в основном, по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов. Подраздел ОКОФ "Здания (кроме жилых)" включает здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу. Объектом классификации данного подраздела является каждое отдельно стоящее здание. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое представляет собой самостоятельное конструктивное целое, их считают отдельными объектами. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и прочее) являются самостоятельными объектами. Помещения, встроенные в здания и предназначенные для магазинов, столовых, парикмахерских, ателье, пунктов проката предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, детских садов, яслей, отделений связи, банков и других организаций, назначение которых иное, чем основное назначение здания, входят в состав основного здания.

В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты. Встроенные котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям. Фундаменты крупногабаритного оборудования, сооруженные одновременно со строительством здания, также входят в состав здания.

К подразделу ОКОФ "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например, нефтяная скважина включает в себя вышку и обсадные трубы; мост включает в себя пролетное строение, опоры, мостовое полотно (мостовые охранные брусья, контрольный и мостовой настил); автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие, относящиеся к дороге сооружения - ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров.

К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

В подраздел ОКОФ "Жилища" включены здания, предназначенные для невременного проживания. Названный подраздел включает в себя также передвижные щитовые домики, плавучие дома, прочие здания (помещения), используемые для жилья, а также исторические памятники, идентифицированные в основном как жилые дома. При этом передвижные домики производственного назначения (мастерские, котельные, кухни, АТС и пр.) и непроизводственного назначения (жилые, бытовые, административные и пр.) относятся к зданиям.

Согласно ОКОФ все основные средства, в т.ч. здания и сооружения, имеют девятизначный код. Так, к примеру, здания производственные бытовые имеют код 11 0001110, здания электрических и тепловых сетей - 11 4521012, магазин мебельный - 11 4527106, аптека городская - 11 4528231, театр - 11 4528841; сооружения электроэнергетики - 12 4521010, аэродром - 12 4526468, сооружения спортивные - 12 4528030; здания жилые общего назначения - 13 4527610, здания общежитий - 13 4527620 и т.д.

В ОКОФ перечислено более 2,5 тыс. наименований различных зданий, однако в комментируемой части статьи законодателем предусмотрено, что если необходимое наименование все же отсутствует в общероссийских классификаторах, то застройщик (заказчик) вправе для идентификации здания или сооружения по указанным признакам использовать классификаторы, включенные в нормативные правовые акты, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, т.н. ведомственные классификаторы. Так, Указом Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" утвержден в качестве приложения к Положению о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.

Необходимо обратить внимание, что законодатель разрешает осуществление идентификации по указанным признакам только на основании классификаторов, включенных, во-первых, в нормативно-правовые акты, т.е. общеобязательные акты, направленные на неопределенный круг лиц; во-вторых, эти акты должны быть утверждены федеральными органами исполнительной власти: Правительством РФ, министерствами, федеральными службами и т.п. ведомствами. Таким образом, из буквального толкования комментируемой части статьи следует, что для идентификации зданий и сооружений по признаку назначения и принадлежности к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность, не могут использоваться классификаторы органов исполнительной власти субъектов РФ.

3. В ч. 3 комментируемой статьи разъясняется, как следует идентифицировать здания и сооружения по признаку возможности опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения.

Опасные природные процессы и явления, применительно к комментируемой статье, это - землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения. Воздействия на территории, на которых будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, могут быть не только природного, но и техногенного характера. Эти воздействия представляют собой опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территорию. В частности, авария является разновидностью техногенных происшествий, создающих на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящих к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: