Глава 5. Обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа)




 

Статья 36. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации

1. Спроектированное и построенное в соответствии с требованиями комментируемого закона здание или сооружение, безусловно, обеспечивает безопасность пользователей и окружающей природной среды. Однако в ходе эксплуатации по истечении определенного периода времени характеристики строительных конструкций могут изменяться, в т.ч. и в худшую сторону, ввиду их физического или морального износа. Для того чтобы поддерживать здание или сооружение в нормативном или работоспособном техническом состоянии (подробнее об этих категориях см. п. 5 комментария к ст. 41), необходимо осуществлять техническое обслуживание, периодические осмотры, контрольные проверки, мониторинг состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также текущие ремонты здания или сооружения, что и обеспечивает безопасность зданий и сооружений в процессе их эксплуатации согласно ч. 1 комментируемой статьи.

Согласно ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" техническое обслуживание жилого здания представляет собой комплекс работ по поддержанию исправного состояния элементов здания и заданных параметров, а также режимов работы его технических устройств. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Для централизованного управления инженерными системами и оборудованием зданий (лифтами, системами отопления, горячего водоснабжения, отопительными котельными, бойлерными, центральными тепловыми пунктами, элеваторными узлами, системами пожаротушения и дымоудаления, освещением лестничных клеток и др.), а также для учета заявок на устранение неисправностей элементов здания следует создавать диспетчерские службы. Планирование технического обслуживания зданий и объектов должно осуществляться путем разработки годовых и квартальных планов-графиков работ по техническому обслуживанию (п.п. 2.2, 3.1, 3.11, 3.14, приложение 1 (справочное)).

Неисполнение обязательств по техническому обслуживанию зданий и сооружений влечет за собой применение мер юридической ответственности.

 

Пример: Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления управляющей компании о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.

Управлением государственной жилищной инспекции Свердловской области в рамках готовности жилищного фонда к отопительному сезону 2010-2011 г.г. была проведена проверка технического состояния жилых домов, в ходе проведения которой были выявлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, выразившиеся в неудовлетворительном техническом содержании обследованных жилых домов. Учитывая результаты проведенной проверки, суд установил, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить соблюдение пунктов 2.6.2, 3.2.2, 3.2.18, 3.3.1, 3.3.5, 4.3.2, 4.6.1.2, 4.6.1.1, 4.6.1.25, 4.6.3.6, 5.2.21, 5.2.22 указанных правил. Управляющей компанией этого сделано не было, хотя в силу договора она могла и должна была обеспечить соблюдение данных правил. Кроме этого, нарушение Правил содержания жилых домов заявителем не было опровергнуто. Основываясь на данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции подтвердил правильность выводов суда первой инстанции, их соответствие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела (см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 N 17АП-12322/2010-АК).

 

2. В соответствии с п. 3.4 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" обследование технического состояния здания (сооружения) представляет собой комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность здания или сооружения и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности. Цель комплексного обследования технического состояния здания или сооружения заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При комплексном обследовании технического состояния здания или сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта и для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).

Обследование технического состояния зданий и сооружений должно проводиться в три этапа:

1) подготовка к проведению обследования;

2) предварительное (визуальное) обследование;

3) детальное (инструментальное) обследование.

Подготовительные работы проводят с целью ознакомления с объектом обследования, его объемно-планировочным и конструктивным решением, материалами инженерно-геологических изысканий; сбора и анализа проектно-технической документации; составления программы работ с учетом согласованного с заказчиком технического задания. Предварительное (визуальное) обследование проводится с целью предварительной оценки технического состояния строительных конструкций и инженерного оборудования, электрических сетей и средств связи (при необходимости) по внешним признакам, определения необходимости в проведении детального (инструментального) обследования и уточнения программы работ. При этом проводят сплошное визуальное обследование конструкций здания, инженерного оборудования, электрических сетей и средств связи (в зависимости от типа обследования технического состояния) и выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми измерениями и их фиксацией. Зафиксированная картина дефектов и повреждений для различных типов строительных конструкций позволяет выявить причины их происхождения и может быть достаточной для оценки технического состояния конструкций. Если результатов визуального обследования для решения поставленных задач недостаточно, проводят детальное (инструментальное) обследование. К детальному (инструментальному) обследованию переходят и в случае, если при визуальном обследовании обнаружены дефекты и повреждения, снижающие прочность, устойчивость и жесткость несущих конструкций здания или сооружения (колонн, балок, ферм, арок, плит покрытий и перекрытий и др.). Детальное (инструментальное) обследование технического состояния здания или сооружения включает в себя измерение необходимых для выполнения целей обследования геометрических параметров зданий или сооружений, конструкций, их элементов и узлов; инженерно-геологические изыскания (при необходимости); инструментальное определение параметров дефектов и повреждений; определение фактических характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов; измерение параметров эксплуатационной среды, присущей технологическому процессу в здании и сооружении; определение реальных эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом влияния деформаций грунтов основания; определение реальной расчетной схемы здания или сооружения и его отдельных конструкций; определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки; поверочный расчет несущей способности конструкций по результатам обследования; анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях.

Мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводится для:

контроля технического состояния зданий и сооружений и своевременного принятия мер по устранению возникающих негативных факторов, ведущих к ухудшению этого состояния;

выявления объектов, на которых произошли изменения напряженно-деформированного состояния несущих конструкций и для которых необходимо обследование их технического состояния;

обеспечения безопасного функционирования зданий и сооружений за счет своевременного обнаружения на ранней стадии негативного изменения напряженно-деформированного состояния конструкций и грунтов оснований, которые могут повлечь переход объектов в ограниченно работоспособное или в аварийное состояние;

отслеживания степени и скорости изменения технического состояния объекта и принятия в случае необходимости экстренных мер по предотвращению его обрушения.

При выборе системы наблюдений должна учитываться цель проведения мониторинга, а также скорость протекания процессов и их изменение во времени, продолжительность измерений, ошибки измерений, в том числе за счет изменения состояния окружающей среды, а также влияние помех и аномалий природно-техногенного характера. Программу проведения мониторинга согласовывают с заказчиком. В ней наряду с перечислением видов работ устанавливают периодичность наблюдений с учетом технического состояния объекта и общую продолжительность мониторинга.

Методика и объем системы наблюдений при мониторинге, включая измерения, должны обеспечивать достоверность и полноту получаемой информации для подготовки исполнителем обоснованного заключения о текущем техническом состоянии объекта (объектов).

Первоначальным этапом мониторинга технического состояния зданий и сооружений (за исключением общего мониторинга технического состояния зданий и сооружений) является обследование технического состояния этих зданий и сооружений. На этом этапе устанавливают категории технического состояния зданий и сооружений, фиксируют дефекты конструкций, за изменением состояния которых (а также за возникновением новых дефектов) будут осуществляться наблюдения при мониторинге. В случае получения на каком-либо этапе мониторинга данных, указывающих на ухудшение технического состояния всей конструкции или ее элементов, которое может привести к обрушению здания или сооружения, организация, проводящая мониторинг, должна немедленно проинформировать об этом, в том числе в письменном виде, собственника объекта, эксплуатирующую организацию, местные органы исполнительной власти, территориальные органы МЧС России, а на объектах, поднадзорных Ростехнадзору, - также территориальные органы Ростехнадзора (п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.7, 5.1.8, 5.1.11, 5.1.13, 5.1.15, 6.1 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния").

Текущий ремонт здания как один из способов обеспечения безопасности зданий и сооружений в ходе их эксплуатации представляет собой ремонт здания (сооружения) с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей. Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Текущий ремонт должен выполняться по пятилетним (с распределением заданий по годам) и годовым планам. Годовые планы (с распределением заданий по кварталам) должны составляться в уточнение пятилетних с учетом результатов осмотров, разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт, мероприятий по подготовке зданий и объектов к эксплуатации в сезонных условиях (п.п. 4.1, 4.2, приложение 1 (справочное) ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения").

3. Положения ч. 2 комментируемой статьи требуют, чтобы в ходе эксплуатации зданий и сооружений поддерживалось соответствие параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения требованиям проектной документации. Средствами обеспечения такого соответствия выступают рассмотренные выше системы технического обслуживания зданий и сооружений (см. комментарий к п. 1 рассматриваемой статьи). Качество работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений и их результаты, непосредственно отражающиеся на состоянии строительных конструкций зданий и сооружений, систем инженерно-технического состояния, подтверждаются в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга зданий и сооружений. В соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" по итогам обследования технического состояния объекта составляется заключение. Заключение по итогам комплексного обследования технического состояния объекта включает в себя оценку технического состояния (категорию технического состояния); результаты обследования, обосновывающие принятую категорию технического состояния объекта; оценку состояния инженерных систем, электрических сетей и средств связи, звукоизолирующих свойств ограждающих конструкций, шума инженерного оборудования, вибраций и внешнего шума, теплотехнических показателей наружных ограждающих конструкций; результаты обследования, обосновывающие принятые оценки; обоснование наиболее вероятных причин появления дефектов и повреждений в конструкциях, инженерных системах, электрических сетях и средствах связи, снижения звукоизолирующих свойств ограждающих конструкций, теплоизолирующих свойств наружных ограждающих конструкций (при наличии) и при необходимости, задание на проектирование мероприятий по восстановлению, усилению или ремонту конструкций, оборудования, сетей. По результатам обследования технического состояния здания или сооружения также должен составляться паспорт конкретного здания или сооружения (подробнее об этом см. п. 5 комментария к ст. 41).

В результате проведения каждого этапа мониторинга также должна быть получена информация, достаточная для подготовки обоснованного заключения о текущем техническом состоянии здания или сооружения и выдачи краткосрочного прогноза о его состоянии на ближайший период (п.п. 5.1.18, 5.1.19, 6.1.6 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния").

4. Наряду с требованиями безопасности зданий и сооружений важной характеристикой является их энергетическая эффективность. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений (подробнее о соблюдении требований энергетической эффективности зданий и сооружений см. комментарии к ст.ст. 1, 13, 31).

 

Статья 37. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа)

1. Соблюдение требований безопасности необходимо и на завершающем этапе жизненного цикла здания или сооружения - при прекращении их эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа). Положения ч. 1 комментируемой статьи требуют соблюдения правил безопасности на стадии прекращения эксплуатации здания или сооружения. Обязанность по соблюдению таких требований возлагается на собственника здания или сооружения, который должен принимать меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в т.ч. меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществлять мероприятия по утилизации строительного мусора. Так, согласно разделу 18 ПБ 03-428-02 "Правила безопасности при строительстве подземных сооружений" решение о ликвидации подземных сооружений должно приниматься той инстанцией, которая принимала решение об их строительстве, по согласованию с заинтересованными органами местной администрации. Проект ликвидации подземных сооружений должен разрабатываться, как правило, силами организации, выполнившей проект данного подземного сооружения, и содержать раздел "Промышленная безопасность". Содержание проектов ликвидации подземных сооружений должно охватывать комплекс организационных, технических, технологических и иных решений, которые обеспечивают безопасность для жизни и здоровья населения, сохранность зданий и сооружений и окружающей природной среды от возможного негативного воздействия. Такие проекты должны отвечать следующим требованиям:

разрабатываться на основании исполнительной документации, составленной строительной организацией;

исключать возможность связи ликвидированного пространства подземного сооружения с внешней средой, включая экс- или инфильтрацию воды, вынос грунта в том или ином направлении, вредных химических соединений;

исключать доступ посторонних людей и животных;

отсечные перемычки на контакте с действующими сооружениями должны обеспечивать восприятие комбинации максимальных нагрузок для каждого конкретного случая;

прочность несущих конструкций (обделок) ликвидируемых подземных сооружений должна обеспечивать восприятие различной комбинации внутренних и внешних нагрузок, включая случаи непрогнозируемого их опорожнения или затопления. Конструкции должны иметь уровень капитальности не ниже принятых для сооружаемого объекта;

перекрытия шахт, колодцев, скважин, наклонных тоннелей должны удовлетворять требованиям прочности, устойчивости, долговечности и пожаробезопасности, предъявляемым к проектированию постоянных конструкций подземных сооружений;

содержать план подземных сооружений с привязкой к местности и указанием конструкций и местонахождения знаков, по которым будут производиться замеры проседания поверхности;

иметь расчет теоретически возможной мульды проседания поверхности и ее обозначение на плане;

должны быть определены сроки и последовательность работ, связанных с консервацией подземных сооружений.

Проект ликвидации подземного сооружения утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации подземного сооружения, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с территориальными органами Госгортехнадзора России. Выполнение работ по ликвидации подземных сооружений должно осуществляться, как правило, силами организаций, выполнявших строительство данных объектов. Началу работ по ликвидации подземного сооружения должна предшествовать комиссионная проверка его готовности для выполнения работ с составлением акта. Ликвидация подземных сооружений считается завершенной после оформления в установленном порядке соответствующей документации. При ликвидации собственником подземного сооружения должна быть обеспечена сохранность проектной, исполнительной и наблюдательной документации ликвидируемого объекта обеспечивается собственником подземного сооружения.

2. Положения ч. 2 комментируемой статьи в целях обеспечения безопасности устанавливают необходимость обоснования технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов ссылками на требования рассматриваемого технического регламента, на требования стандартов и сводов правил, специальных технических условий, а также посредством исследований; расчетов и (или) испытаний; моделирования сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий; оценки риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Основные требования, предъявляемые к проекту организации работ по сносу (демонтажу) объектов капитального строительства, - обеспечение безопасности работ, охрана окружающей среды и утилизация отходов. Проекты разрабатывают, как правило, проектные или проектно-технологические организации. Располагая квалифицированными инженерными кадрами, строительная организация может своими силами разрабатывать проекты производства работ. Проект производства работ составляется по рабочим чертежам на основе проекта организации строительства на работы подготовительного периода строительства, на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ, а также на возведение объекта в целом и (или) его составные части. Исходными материалами (данными) для составления проекта служат задание заказчика на разработку проекта организации работ; разделы проекта строительства объекта капитального строительства (архивный экземпляр); генеральный план; конструктивные и объемно-планировочные решения; смета на снос (демонтаж) объекта капитального строительства; ситуационный план размещения объекта капитального строительства с указанием (при наличии) расположения пунктов утилизации отходов и полигонов для их захоронения; план транспортной инфраструктуры района; перечень зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (демонтажу); перечень и план размещения демонтируемого технологического оборудования, его габаритные размеры и массы, условия демонтажа и транспортирования; план транспортной инфраструктуры района; данные об источниках и порядке временного обеспечения работ по сносу (демонтажу) водой, электроэнергией, паром и т.п.; данные о наличии и возможности использования средств механизации заказчика для выполнения работ по сносу (демонтажу). При необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в проектную документацию включатся раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства", который в текстовой части содержит:

основание для разработки проекта организации работ по сносу или демонтажу зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;

перечень зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства, подлежащих сносу (демонтажу);

перечень мероприятий по выведению из эксплуатации зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;

перечень мероприятий по обеспечению защиты ликвидируемых зданий, строений и сооружений объекта капитального строительства от проникновения людей и животных в опасную зону и внутрь объекта, а также защиты зеленых насаждений;

описание и обоснование принятого метода сноса (демонтажа);

расчеты и обоснование размеров зон развала и опасных зон в зависимости от принятого метода сноса (демонтажа);

оценку вероятности повреждения при сносе (демонтаже) инженерной инфраструктуры, в том числе действующих подземных сетей инженерно-технического обеспечения;

описание и обоснование методов защиты и защитных устройств сетей инженерно-технического обеспечения, согласованные с владельцами этих сетей;

описание и обоснование решений по безопасным методам ведения работ по сносу (демонтажу);

перечень мероприятий по обеспечению безопасности населения, в том числе его оповещения и эвакуации (при необходимости);

описание решений по вывозу и утилизации отходов;

перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка (при необходимости);

сведения об остающихся после сноса (демонтажа) в земле и в водных объектах коммуникациях, конструкциях и сооружениях; сведения о наличии разрешений органов государственного надзора на сохранение таких коммуникаций, конструкций и сооружений в земле и в водных объектах - в случаях, когда наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации;

сведения о наличии согласования с соответствующими государственными органами, в том числе органами государственного надзора, технических решений по сносу (демонтажу) объекта путем взрыва, сжигания или иным потенциально опасным методом, перечень дополнительных мер по безопасности при использовании потенциально опасных методов сноса.

В графическую часть такого раздела должны быть включены план земельного участка и прилегающих территорий с указанием места размещения сносимого объекта, сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и опасных зон в период сноса (демонтажа) объекта с указанием мест складирования разбираемых материалов, конструкций, изделий и оборудования; чертежи защитных устройств инженерной инфраструктуры и подземных коммуникаций; технологические карты-схемы последовательности сноса (демонтажа) строительных конструкций и оборудования (п. 27 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию).

В перечень мероприятий по выведению из эксплуатации зданий, строений и сооружений включают обследование их общего технического состояния с целью получения исходных данных для разработки проекта организации работ на снос (демонтаж); отключение и вырезку наземных и подземных вводов (выпусков) газа, электроснабжения, водопровода, канализации и других коммуникаций. В мероприятиях по охране здания от проникновения людей и животных и т.д. должно предусматриваться устройство ограждений площадки работ, зашивку (заделку) проемов дверей и окон, применение запорных систем, организацию охраны и другие мероприятия.

Выбор и обоснование метода сноса (демонтажа) зависят от того, что указано в задании заказчика: снос-разрушение или демонтаж-разборка объекта. При сносе объекта может быть выбран механический, взрывной или комбинированный из них метод. При сносе отходы не перерабатывают, а вывозят в отвал (на полигоны, свалки), загрязняя окружающую среду. При демонтаже объекта конструктивные элементы его сортируют, и они могут быть утилизированы, например, переработаны во вторичные строительные материалы и изделия. Зоны развала и опасные зоны при сносе объекта определяют по методикам, принятым при взрывных работах и при определении расстояний отлета предметов при их падении со здания.

Для выбора и обоснования решений по безопасным методам ведения работ при сносе объекта рассматривают решения по механическому методу, например, с помощью "экскаватора-разрушителя" и сменных рабочих органов: гидравлических ножниц, захватов, клещей, клин-молота, шар-молота, навешиваемых на экскаватор, или по различным видам взрывного метода, например, с помощью контактных (наружные заряды, кумулятивные заряды и т.д.) и шпуровых средств (шпуровые заряды, гидровзрыв и т.д.). При демонтаже объекта указывают применение стрелового (на автомобильном, пневмоколесном или гусеничном ходу) или башенного грузоподъемного крана. При этом предусматривают использование универсальных и специальных ручных электрических и пневматических машин (перфораторов, с отрезным диском, сверлильных) и термических средств (газорезчиков, установок плазменной резки и т.д.). Для отрыва и перемещения блоков и панелей обосновывают применение гидравлических клиновых домкратов и других устройств. Для обеспечения безопасности работ подбирают и приводят специальную технологическую оснастку: подкосы с регулируемой длиной в комплекте со струбцинами и анкерами, связи (штанги), стойки, угловые связи, средства подмащивания. Для предотвращения падения рабочих с высоты могут быть обоснованы и применены универсальные (применяемые в строительстве) и специальные средства техники безопасности - инвентарные ограждения.

Решения по вывозу отходов сноса объекта принимают в виде указаний направлений и способов перевозки в отвал и мест (адресов) захоронения отходов на полигонах и свалках. При демонтаже объекта принимают решение по номенклатуре и способам переработки демонтируемых элементов: железобетонных блоков, панелей, плит и т.п. и вывозу их на предприятия переработки, а также об утилизации материалов разборки (дерево, металл, фаянс, стекло, битум и т.д.). Железобетонные элементы, удовлетворяющие условиям утилизации, используют в сельском (овощехранилища, склады и т.п.), дорожном и другом строительстве. Отходы утеплителя, стекла и керамики перерабатывают в сырье (наполнитель) для производства строительных материалов и изделий (стеновые плиты, блоки и т.п.) (п. 3.1, раздел 5 МДС 12-46.2008 "Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ").

 

Глава 6. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)

 

Статья 38. Общие положения об оценке соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)

1. Потребители, пользователи или государственные должностные лица имеют свои определенные ожидания в отношении продуктов и услуг, связанные с такими их характеристиками, как качество, экологические параметры, безопасность, надежность, совместимость, полезность и эффективность. Процесс, позволяющий продемонстрировать, что эти свойства удовлетворяют требованиям стандартов, правил и других документов, называется оценкой соответствия. Оценка соответствия является частью самой структуры общества и с давних времен выступает как инструмент заверения потребителей товаров в принятии определенных мер, гарантирующих количество, качество, определенные характеристики или выполнение других ожиданий. Когда вопрос идет о здоровье, безопасности или окружающей среде, оценка соответствия очень часто становится обязательной на законодательном уровне. Оценка соответствия является фундаментальной деятельностью в управлении техническими регламентами*(23). Не имеет смысла говорить об эффективности норм и правил, если невозможно проверить, насколько правильно они выполняются. В связи с этим, по мнению Е.Р. Петросяна, заместителя руководителя Росстандарта, "установление требований" и "оценка соответствия этим требованиям" - это две стороны одной медали под названием "техническое регулирование"*(24).

В соответствии с положениями ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования. Данное требование нашло отражение и в комментируемом законе, где вопросам оценки соответствия зданий и сооружений посвящена глава 6, состоящая из 4 статей. Логически обоснованное изложение рассматриваемой главы выражается в том, что положения комментируемой статьи устанавливают общие положения об оценке соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), которые конкретизируются в последующих ст.ст. 39-41.

Учитывая положения ч. 1 ст. 2 комментируемого закона, в основу рассматриваемой статьи положены понятия, используемые в законодательстве о техническом регулировании. В частности, ФЗ "О техническом регулировании" закреплено определение понятия "оценка соответствия", под которым понимается прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту (абз. 15 ст. 2). Законодатель в комментируемой норме при характеристике оценки соответствия зданий и сооружений оперирует словосочетанием "удостоверение соответствия", не разъясняя его содержания. В русском языке слово "удостоверение" трактуется как процесс действия по глаголу "удостоверять", т.е. предоставлять кому-либо возможность убедиться в чём-либо*(25), убеждать в истине чего-либо, уверять, заверять, выводить из сомнения; доказывать, утверждать, свидетельствовать, подкреплять сведенье свидетельством, завереньем в точности его*(26).

Анализ данных понятий позволяет сделать вывод, что удостоверение достаточно широкое понятие, включающее в себя самые различные формы, поскольку, исходя из него, удостоверение может быть как документальным, так и устным (например, убеждение, уверение и т.п.). Следует обратить внимание, что, к примеру, в ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия, как одна из форм оценки соответствия, также определяется через термин "удостоверение", т.е. подтверждение является одним из способов удостоверения, а именно: документальное удостоверение. Учитывая, что законодательство о техническом регулировании ориентировано на разработку, принятие, применение и исполнение обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, то совершенно обоснованным представляется использование законодателем термина "подтверждение" как способа документального (официального, в специальных документах, со всеми необходимыми реквизитами) закрепления соответствия объектов и процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации требованиям технических регламентов.

2. В ч. 1 комментируемой статьи речь идет об удостоверении соответствия результатов инженерных изысканий или характеристик здания или сооружения требованиям рассматриваемого технического регламента. При этом анализ последующих норм комментируемой главы позволяет сделать вывод, что такое удостоверение осуществляется исключительно в документальной форме: например, путем составления заверения о том, что проектная документация разработана в соответствии с заданием на проектирование и требованиями закона, путем подписания документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации и требованиям комментируемого закона (см. комментарий к ст. 39). Следовательно, прослеживается определенное смешение понятий, определяемых через термин "удостоверение", что, безусловно, требует конкретизации отдельных норм и положений законодательств о техническом регулировании.

Руководствуясь терминологией законодателя, положения комментируемой нормы в качестве основных целей оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) называют именно удостоверение соответствия. При этом требованиям комментируемого закона должны соответствовать, прежде всего, р<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: