Виды контроля знаний студентов и их отчётности.




Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра социальной работы и менеджмента социальной сферы

 

«Утверждаю»

Декан факультета

________________________

«___» сентября 2008 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Проблемы повышения жизненного уровня малообеспеченных»

для специальности «Социальная работа» (040101), цикл ФТД

 

факультет Социально-психологический

 

 

   
Курс 5 экзамен _______ (семестр)
семестр 9 зачет ____ 9 ___ (семестр)
лекции ________________ 30 ____(часов)  
практические занятия ____ 30 ___(часов)  
лабораторные занятия _________(часов)  
самостоятельные занятия __ 90 __(часов)  
Всего часов ______________ 150 _____  
Составитель: к.э.н., ст. преподаватель, Трапезникова И.С.  

Кемерово 2008

 

 

Рабочая программа дисциплины «Проблемы повышения жизненного уровня малообеспеченных» федерального компонента цикла ФТД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 040101 «Социальная работа»

 

 

Рабочая программа обсуждена

на заседании кафедры

Протокол № 1 «29» августа 2008 г.

Зав. кафедрой ___________/Мартынова Т.Н.

Одобрено методической комиссией
Протокол № 1 «04» сентября 2008 г.

Председатель: ___________/Морозова И.С.

 

 

 


Пояснительная записка

В сегодняшних условиях, когда основная часть населения находится в условиях выживания, на первое место выходит именно проблема минимальных гарантий. Эти гарантии в одина­ковой степени касаются величины прожиточного минимума, оплаты труда, пенсий, услуг здравоохранения, значительной час­ти образования, обеспечение безработных.

Однако в условиях глубокого экономического кризиса, в ко­тором находится сейчас наша страна, выполнение функции со­циальной защиты граждан и соблюдение государством принятых ранее и принимаемых сейчас социальных обязательств крайне затруднены.

В связи с этим у исследователей, занимающихся вопросами социальной защиты, существуют неоднозначные, иногда кон­фликтующие точки зрения по поводу размеров социальных га­рантий и социальных выплат. Одни из них считают, что госу­дарство при взятии на себя социальных обязательств должно исходить, прежде всего, из имеющихся финансово-экономичес­ких возможностей. Другие же настаивают на высоких размерах социальных гарантий, считая, что интересы населения выше прочих экономических интересов.

Согласно официальным данным, Россия переживает период экономического подъема. Благоприятные тенденции в экономике положительно сказались и на показателях доходов и уровня жизни населения. Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняются значительная дифференциации населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности. Россия претендует на роль развитого государства, что невозможно в условиях растущей бедности населения. Овладение теорией, методологией и механизмом защиты малообеспеченных слоев населения позволит будущим специалистам по социальной работе вести активную деятельность направленную на решение проблем бедности.

Программа курса «Повышение уровня жизни малообеспеченных слоев населения» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по специальности социальная работа.

Цель курса – раскрыть значение государственной помощи и поддержки малообеспеченных слоев населения, изучить механизмы социальной политики Российской Федерации.

Задачи курса: Представленная цель предполагает решение следующих задач: - ознакомить студентов с критериями бедности,

- показать роль социальных служб в решении проблем малообеспеченных граждан;

- осветить функции социальной политики Российского государства на разных уровнях;

- объяснить методы помощи и поддержки уязвимых слоев населения;

- сформировать знания в области анализа и управления социальными процессами.

Программа курса включает в себя 10 теоретических тем и представляет собой поэтапное изучение системы помощи малообеспеченным.

Формы организации учебного процесса:

- лекции, на которых рассматриваются теоретические вопросы согласно предложенной рабочей программе;

- семинарские занятия в форме обсуждения основных, проблемных, дискуссионных вопросов, а также проверки самостоятельных работ, выполнение тестовых заданий, в форме фронтального опроса, реферативного изложения студентами предложенного материала;

- организация самостоятельной работы, которая включает выполнение письменных работ по поставленным заданиям.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Основные теоретические вопросы, рассматриваемые на лекциях, предполагают активную самостоятельную работу студентов. В целях актуализации сопоставительного, реферативного анализа, уточнения и понимания полученного объёма знаний студентам даются вопросы для самостоятельного изучения, на которые они должны дать ответы в устной или письменной форме.

Семинарские занятия проводятся в форме обсуждения, опроса основных и проблемных вопросов, проверки самостоятельных работ, решения тестовых заданий.

Объёмы и сроки изучения дисциплины.

Дисциплина «Проблемы повышения жизненного уровня малообеспеченных» объемом 150 часов читается в 9 семестре.

Виды контроля знаний студентов и их отчётности.

- текущий контроль самостоятельной работы путём проверки с последующей оценкой письменных работ по предусмотренным темам или заданиям.

- оценка студентов по результатам ответов на семинарских занятиях.

- оценка выполнения тестовых заданий по всем темам на семинарских занятиях.

- коллоквиум по отдельным разделам в виде опроса или тестовых заданий.

- экзамен.

Требования к уровню освоения содержания курса:

По завершению программы обучения дисциплине студент должен:

1. овладеть системой знаний по основам социальной помощи населению;

2. знать критерии определения бедности, уметь анализировать и сравнивать временные, территориальные и социальные изменения;

3. уметь организовывать и координировать социальную работу по поддержке малообеспеченных слоев населения.

В качестве критерия оценки знаний на семинарских занятиях студентов разработана и используется балльная система.

 

 

Критерии оценки знаний студентов. Зачет проводится устно по зачетным вопросам, поставленным в билете.

Оценку «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала; успешно, без существенных недочётов, ответивший на вопросы. Студент при ответах на дополнительные вопросы обнаруживает знания логических связей вопросов с другими разделами курса, предоставляя, однако недостаточно чёткие ответы.

Оценка «незачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала; допустившему принципиальные ошибки в основных и дополнительных экзаменационных вопросах, не способному к их исправлению без дополнительных занятий по дисциплине.

 


2. Тематический план

  Дневная форма обучения  
  Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля  
          Общий Аудиторная работа Самостоя тельная работа      
              Лекции Практические (или семинарские) Лаборат орные          
                   
     
    Предмет и задачи курса             Устный опрос  
    Показатели и системы показателей уровня жизни             Доклад  
    Дифференциация доходов населения. Проблемы выравнивания доходов           Устный опрос  
    Исследования социально-экономической дифференциации в России           Защита сообщения  
    Бедность – причины, анализ, методика счета.           Устный опрос  
    Сопоставление уровня жизни.           Письменная работа  
    Система социальной помощи в РФ.           Устный опрос  
    Политика адресной социальной помощи малоимущим.           Устный опрос  
    Проблемы социальной помощи малоимущим.           Устный опрос  
    Система социальной помощи за рубежом.           Устный опрос  
                Зачет  
Формы контроля
Контрольные мероприятия в межсессионный период: - тестирование по проверке и закреплению теоретических знаний по курсу; - выполнение практического задания и его защита. Итоговый контроль знаний: зачет.
  Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля  
          Общий Аудиторная работа Самостоя тельная работа      
              Лекции Практические (или семинарские) Лаборат орные          
                   
  Ускоренная форма обучения  
    Предмет и задачи курса             Устный опрос  
    Показатели и системы показателей уровня жизни             Реферат  
    Дифференциация доходов населения. Проблемы выравнивания доходов           Устный опрос  
    Исследования социально-экономической дифференциации в России           Устный опрос  
    Бедность – причины, анализ, методика счета.           Письменный опрос  
    Сопоставление уровня жизни.           Тестирование  
    Система социальной помощи в РФ.           Устный опрос  
    Политика адресной социальной помощи малоимущим.           Доклад  
    Проблемы социальной помощи малоимущим.           Устный опрос  
    Система социальной помощи за рубежом.           Устный опрос  
                Зачет  
  Формы контроля  
  Контрольные мероприятия в межсессионный период: - тестирование по проверке и закреплению теоретических знаний по курсу; - выполнение практического задания и его защита. Итоговый контроль знаний: зачет.  
                       

Содержание дисциплины

Содержание курса

Тема 1. Предмет и задачи курса

Предмет, методы и основные задачи курса. Принципы, система и взаимосвязь с другими социальными науками. Значения изучения подходов к измерению и устранению социально-экономической дифференциации населения для социальных работников. Различные подходы к определению уровня жизни.

Тема 2. Показатели и системы показателей уровня жизни

Перечень показателей уровня жизни. Их основные характеристики. Рубрикатор показателей уровня жизни. Индикаторы устойчивого развития.

Тема 3. Дифференциация доходов. Бедность. Проблемы выравнивания доходов

Понятие доходов и расходов населения. Потребление населения. Сбережения населения и уровень жизни. Дифференциация доходов. Проблема бедности. Политика выравнивания доходов. Международная практика выравнивания доходов.

 

Тема 4. Исследования социально-экономической дифференциации

Населения в РФ

Основные социальные слои российского общества. Бедные. Богатые. Средний класс – проблемы формирования. Способы измерения бедности как социального явления. Понятие прожиточного минимума. Основные признаки бедности. Абсолютная концепция измерения бедности. Относительная концепция измерения бедности. Статистический, нормативный, смешанный методы расчета уровня бедности. Субъективная концепция.

Тема 5. Сопоставление уровня жизни

Значения сопоставления уровня жизни населения в различных аспектах. Сопоставление во временном аспекте. Межрегиональные сопоставления. Сопоставления между различными доходно-имущественными и социально-демографическими группами населения.

 

Тема 6. Система социальной помощи в РФ

Организация социальной помощи в РФ. Методика подходов к поддержке социально уязвимых слоев населения. Принципы социальной политики РФ на современном этапе.

 

Тема 7. Политика адресной социальной помощи малоимущим

Формирование нормативно-правовой базы. Финансирование расходов. Опыт РФ. Международные аспекты. Повышение жизненного уровня населения в Кемеровской области. Основные направления региональной социальной политики.

 

Тема 8. Проблемы социального обеспечения населения

Социальная защита и социальные гарантии. Система социальной помощи в РФ, ее создание и реформирование. Повышение уровня жизни – ЖКХ, здравоохранение, образование, потребности.

 

Тема 9. Система социальной помощи за рубежом

Методологические и методические подходы к формированию системы социальной помощи уязвимым слоям населения за рубежом. Специфика американской системы социальной помощи. Специфика европейской системы социальной помощи. Общее и особенное в системах социальной поддержки малообеспеченного населения в РФ и за рубежом.

 

Содержание практических и семинарских занятий

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: