УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ




В отличие от причин конфликтов, которые могут быть следствием неадекватности восприятия спортивной деятельности, условия возникновения конфликтов всегда реальны и конкретны. Они существуют объективно, хотя и могут подвергаться определенным целенаправленным изменениям. Условия, которые могут определенным образом влиять на возникновение межличностных конфликтов в командах, можно сгруппировать по следующим признакам:

- длительное общение в типовой среде, сужение сферы восприятия и преобладание действия, что, в конечном счете, может ограничивать внутренний рост творчества и фантазии;

- непрерывность спортивной деятельности;

- излишняя опека тренером своих учеников во имя достижения высшего результата;

- снисходительное отношение спортивного педагога к своим ученикам, которое выражается в терпимости, всепрощение недостойных поступков.

Важнейшее условие для возникновения конфликтов в спортивно- педагогическом взаимодействии - поведение тренера, свойственные ему восприятия и понимание характера спортсменов, определение своей позиции в конфликте.

С поведенческой характеристикой тренера наиболее тесно связаны не только индивидуально психологические особенности его личности, но и тип общей установки по отношению совместной спортивной деятельности.

На этой основе можно выделить три типа ориентации спортивного педагога. Ориентация на эффективное выполнение профессиональных задач, предполагает, что тренер ясно представляет цели спортивной деятельности, пути и методы их достижения, грамотно использует методы психологии и педагогики. Как правило, такой специалист трудолюбив, инициативен, самостоятелен, хорошо знает личностные особенности учеников, их физические и психические возможности. Такой человек полезен для дела, но работать с ним трудно. Так как он мало заботится и о себе, и о других, к людям относится лишь как к средству решения задач.

При ориентации на других людей, на взаимодействие с ними, тренер заботится о них, стремится помочь им. Он уважает чужое мнение, однако в критической ситуации может пожертвовать результатом, чтобы не испортить отношения с другими.

При ориентации на себя, люди строптивы и агрессивны, подозревая, что иначе кто-то будет мешать им или воспользуется результатами их труда. Болезненно реагируя на успех других, они предъявляют повышенные претензии, хотя на самом, деле не уверены в себе и в глубине души опасаются провала. Это трудный тип, он несет конфликты внутри себя, но будучи не в силах признать это, ищет повода для обвинения обстоятельств. Такой тренер главным образом ориентирован на выполнение административных функций.

Каждый человек обычно имеет все три вида ориентации, развитые в различной степени. Направленность личности определяется преимущественным развитием одного из них, и в сочетании с позитивными устремлениями, определяет активность личности.

В реальной практике можно выделить и другие частные психологические особенности, которые характеризуют личность тренера и организационные принципы его работы с командой. Положительным в психологическом отношении является, так называемый, контактный стиль руководства, при котором он предпочитает тесно сблизиться с людьми, создать с ними эмоциональный контакт, основанный на общности мотивов и целей деятельности, интересов, способов решения поставленных задач, справедливо считая, что сплоченность команды служит важнейшей предпосылкой оптимальных взаимоотношений.

Тренер оказывает непосредственное влияние на спортсменов. Его личностные качества, стиль поведения не так очевиден, поскольку существует разница в возрасте и жизненном опыте. Поэтому для тренера огромное значение имеет общее доброжелательное отношение со стороны спортсменов. Общий психологический настрой в значительной мере предопределяет, будут ли его ученики замечать в своем наставнике только недостатки или же, наоборот, только положительные качества, а недостатки воспринимать как отдельные промахи.

Такой настрой создается, по-видимому, восприятием внешнего облика, случайно услышанным разговором тренера с родителями учеников, его коллегами. Все это, казалось бы, мелочи, но именно по ним судят ученики в своей массе о педагоге, именно из них они составляют себе целостное представление об его облике. При этом в ход идут умозаключения, аналогии или даже, отбросив всякую логику, руководствуйся первым впечатлением, чувством симпатии или антипатии. Стараясь воссоздать себе целостный облик своего тренера, но не имея для этого достаточных данных, ученики интуитивно, чтобы не сказать произвольно, «достраивают» недостающие элементы в его личности или по косвенным данным заключают об их наличии или отсутствии. Для спортивного наставника все имеет значение. Манеры общения, доброжелательное выражение лица, со вкусом подобранная, соответствующая одежда, внимание и предупредительность - все это в совокупности создает тот общий фон, на котором разворачивается спортивно-педагогическое взаимодействие.

Конфликты могут оказывать различное влияние на психологический климат команды:

- положительное, если он разрешается объективно и своевременно, если утверждается истина, искореняются трения между спортсменами;

- негативное, когда конфликты не разрешаются объективно, или разрешаются только частично.

Последнее может иметь далеко идущие последствия в возникновении конформизма. Крайняя степень конформизма - приспособленчество - может проявляться в лицемерном поведении. Основными причинами приспособленчества может быть прежде всего стремление уйти от необходимости отстаивать свою точку зрения в силу неподготовленности, неуверенности в правильности своей позиции, осторожности. Явление приспособленчества крайне нежелательно Приспособленец не раскрывает себя, остается при своем мнении, которое неизвестно и часто бывает предвзятым. Такой человек является слабым, ненадежным звеном команды, снижает ее сплоченность.

Приспособленчество часто приводит к внутриличностным конфликтам. В противоречия вступают знания, мотивы, установки человека, его ролевые ожидания и их реализация в действительности. Продуктивное разрешение внутриличностного конфликта зависит от убежденности человека в правоте своих поступков и значимости намерений.

Проблема конфликтов, возникающих в совместной спортивной деятельности необычно широка. Спортивное взаимодействие эффективно лишь тогда, когда правильно определены все функции, в которых поведение члена команды может варьироваться, не вызывая нарушения плодотворных тренировок и соревнований.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: