ИСХОДЫ КОНФЛИКТОВ В СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ




Ликвидация почвы и предпосылок возникновения конфликтов обеспечивает создание, позитивных взаимоотношений спортивного педагога со своими учениками. А если все-таки конфликт возник? Конфликт потому и конфликт, что обвиняемая сторона не согласна с выводами оппонента. У каждой стороны свое представление о предмете конфликта, своя позиция о степени виновности и возможном исходе конфликта. Конфликт потому и есть «столкновение», что соучастник не намерен так легко и быстро «сдавать свои позиции», он и ситуацию видит совсем иначе, чем партнер. Возможны несколько типичных разрешений конфликтных ситуаций:

УХОД ОТ КОНФЛИКТА, разрешения противоречия со ссылкой на несвоевременность спора, недостаток времени. Такой исход ни что иное, как его откладывание. Эта тактика дает возможность оппоненту подумать, взвесить все за и против, "остыть" от возникшего, может быть, спонтанного недовольства. Она предоставляет возможность оценить сложившееся положение вещей, найти оптимальный вариант выхода из конфликта.

Но в большинстве случаев «уход» лишь переносит конфликт, т.к. предмет недовольства не устранен. Постоянное откладывание разрешения конфликта создает эффект «снежного кома», который растет, накапливая обиды, неясность в отношениях.

СГЛАЖИВАНИЕ КОНФЛИКТА оправдывает себя, когда одна из сторон соглашается с претензией. Однако такой исход полностью конфликта не решает и даже может его усугубить, так как внутреннее, мысленное противоречие утверждается в своем статусе. Принятие противоречивого мнения предполагает частичное или внешнее согласие, что зависит от сложности и глубины возникшего конфликта. Этот исход выражается в том, что один из оппонентов в данный момент старается снять эмоциональное возбуждение другого, демонстрирует покорность, согласие и лояльность.

Тактика сглаживания может подрывать доверие партнера, т.к. «маневры» вскоре обнаружатся, и любые заверения будут приниматься с опасением и недоверием. Для сглаживания свойственно коммуникативное поведение. Убедительность партнера позволяет принять позицию оппонента, оправдав этот случай как частный. Конечно, сглаживание не может бесконечно спасать положение, но позволяет снять напряженность в отношениях.

КОМПРОМИСС. Под этим исходом понимается открытое обсуждение мнений и позиций, направленных на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. В этом случае оппоненты выставляют аргументы в свою и чужую пользу, не используют откладывание решений на другой срок и не принуждают в одностороннем порядке к одному единственно возможному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимной равности прав, обязанностей и легализации претензий. Компромисс, при соблюдении правил поведения в конфликте, снимает напряженность или помогает найти оптимальное решение.

При компромиссном варианте стороны вырабатывают наиболее приемлемое для обеих сторон решение.

КОНФРОНТАЦИЯ - неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто другой из участников не принимает во внимание позицию, мнение другого. Противопоставление позиций рано или поздно в силу своей неразрешимости, накапливает негативный потенциал отношений. Опасность конфронтации - в возможности перейти на личные оскорбления, что обычно происходит, когда все разумные доводы использованы. Исход конфронтации обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, «собралась с силами» и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона.

Положительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуации позволяет партнерам по команде увидеть сильные и, главное, слабые стороны друг друга, понять запросы и интересы сторон. Конфронтация зачастую возникает при переоценке себя и недооценке оппонента. С этим связано такое качество личности как эгоцентризм. Когда собственное «Я» возводится на недосягаемый пьедестал, а мнения других не принимаются во внимание или не понимаются. Понимание - непонимание тесно связано с мотивом признать для себя новую позицию, мысль. Когда мы обнаруживаем согласие, то это мало удивляет и настораживает. Несогласие вызывает неприязнь и непонимание того, что может быть совсем другая точка зрения. Кроме того, эмоциональная включенность в спор и конфликт, неумение все обратить в шутку и в игру - могут привести к застреванию на обсуждаемом вопросе.

Конфронтация становится приемлемой, когда отстаиваются принципиальные вопросы. Если конфронтация вскроет многообразие точек зрения, значит, и в твоей позиции не все однозначно. Это заставляет думать, сомневаться, искать новые пути решения, казалось бы, неразрешимых вопросов.

ПРИНУЖДЕНИЕ - самый неблагоприятный исход конфликта. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает инициатора конфликта. Как правило, к принуждению прибегает оппонент, уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над другим. Такой вариант исхода конфликта, в некотором смысле, действительно быстро и решительно устраняет причины недовольства инициатора конфликта, но он самый неблагоприятный для сохранения отношений. Дело в том, что партнер, которому навязано какое-то поведение, может чувствовать себя глубоко ущемленным, оскорбленным и униженным. За внешней покорностью скрывается обида и желание «отплатить» за свое унижение. Поэтому принуждение как исход конфликта порождает цель взаимных «мщений» и «сведения счетов».

Рассмотренные многообразные исходы конфликтов: уход, сглаживание, компромисс, конфронтация, принуждение по-разному влияют на устойчивость спортивно-педагогического взаимодействия. В этом смысле более благоприятны исходы сглаживания и компромисса. «Сглаживание» снимает отрицательные переживания одного или обоих участников, а «компромисс» стимулирует равноправное сотрудничество и, следовательно, укрепляет межличностные отношения. "Уход", как пассивный исход конфликта может демонстрировать равнодушие одного из партнеров. А если уход используется обоими партнерами, то можно говорить о взаимной индифферентности отношений. Такой вариант обеспечивает самостоятельность, и она оправдана при приятельских отношениях. Другое дело, когда члены команды связаны совместной спортивной деятельностью. Особенно пагубно "уход" действует на устойчивость отношений в спортивных парах (фигурное катание, акробатика, синхронное плавание и т.п.).

«Конфронтация» и «принуждение» одинаково плохо влияют на эмоциональное состояние и на устойчивость отношений. Конфронтацию можно рассматривать как частный или возможный случай только тогда, когда проблема «быть или не быть» достигла своего крайнего значения. Оппоненты должны быть готовы к полной трансформации отношений вплоть до их разрыва.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: