ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок окружающего мира и проведу его у вас я – Валентина Борисовна
Учитель: Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я думаю, что кто-то пришёл весёлый, а кто–то не очень.
Учитель: У вас на столах лежат «тучки» и «солнышки», покажите какое настроение у вас в данный момент.
(Дети показывают тучки или солнышки.)
Учитель: А теперь повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу. Всё хорошее в жизни начинается с улыбки.
Учитель: Очень хорошо, начнём наш урок с улыбок.
II. Проверка домашнего задания по теме: «Культура и образование».
Фронтальный устный опрос по теме.
- Какие учреждения культуры вы знаете?
- Где люди получают образование?
- Приведите примеры образовательных учреждений.
- Какие учреждения культуры и образовательные учреждения есть в Калуге и Калужской области?
- Что вы можете рассказать о музеях?
- Какие музеи есть в Калуге и Калужской области?
- Какую роль играют в вашей жизни учреждения культуры и образовательные учреждения?
Индивидуальный письменный опрос.
КАРТОЧКА №1.
1. Рассмотри иллюстрации. Подпиши названия под каждым изображением. Что из этого есть в твоем крае?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В каком году был открыт первый музей? Запиши его название.
КАРТОЧКА №2.
1. Подпиши названия учреждений культуры г. Калуги.
_______________________ ____________________________
_______________________ ______________________________
2. Напиши несколько примеров образовательных учреждений.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №3.
1. Напиши несколько примеров учреждений культуры.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Подпиши названия образовательных учреждений г. Калуги.
__________________________ _______________________________
_______________________ __________________________
КАРТОЧКА №4
1. Что можно увидеть в Политехническом музее в Москве?
____________________________________________________________________________________________________________________________________2. Отметь из предложенных картинок Русский музей.
КАРТОЧКА №5.
1. Где хранятся бесценные сокровища – картины, скульптуры, вазы, гравюры?
__________________________________________________________________
2. Отметь из предложенных картинок Кунсткамеру.
III. Изучение новой темы.
1) Актуализация имеющихся знаний.
Учитель: Ребята! Какие учреждения культуры вы знаете?
(Ответ детей.)
Учитель: Приведите примеры образовательных учреждений.
(Ответ детей.)
Учитель: Какие учреждения культуры и образовательные учреждения есть в Калуге и Калужской области?
(Ответ детей.)
Учитель: Когда был открыт первый музей?
Дети: Почти 300 лет назад.
Учитель: Назовите его.
Дети: Кунсткамера.
Учитель: Какие музеи есть в Калуге и Калужской области?
(Ответ детей.)
Учитель: Какую роль играют в вашей жизни учреждения культуры и образовательные учреждения?
(Ответ детей.)
Учитель: Хорошо, ребята! Молодцы!
2) Постановка учебной задачи.
Учитель: Ребята! Давайте разгадаем кроссворд (слайд 1).
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. |
1. Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты? (Повар.)
2. Кто снимается в кино или выступает на сцене? (Артист.)
3. Кто строит нам жилье? (Строитель.)
4. Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер.)
5. Кто нас одевает в красивые платья,
Кто шьет нам наряды,
Чтоб было приятно? (Швея.)
6. Кто дарит нам сказки, рассказы и басни, кто мир для читателя делает прекрасней? (Писатель.)
7. Кто рано встает и коров выгоняет, чтоб вечером мы напились молока?
(Пастух)
8. Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)
9. Кто знает дороги отлично воздушные,
И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик.)
Учитель: Какое ключевое слово в этом кроссворде?
Дети: Профессии.
Учитель: Итак, ваши знания помогли нам определить ключевое слово нашего кроссворда и ключевое слово темы урока.
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: О профессиях.
Учитель: Верно! Тема нашего урока: «Все профессии важны» (слайд 2).
3) План решения учебной задачи.
1. Анализ понятия «профессия».
2. Синтез (формулировка понятия «профессии»).
3. Отработка понятия (знакомство с самыми распространенными профессиями).
4. Расширение понятия (знакомство с профессиями – кинолог и композитор).
4) Решение учебной задачи.
1. Анализ понятия «профессия».
Учитель: Ребята, а кто из вас может сказать, что означает слово ПРОФЕССИЯ?
Дети: Это труд, который выбирают люди.
Учитель: Правильно!
Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю. В этом словаре собраны все слова русского языка. Составил этот словарь Ожегов. Если слово, какое- то не понятно, то его можно найти в этом словаре.
Учитель: У вас на столах лежат карточки с определением слова «ПРОФЕССИЯ», взятое из словаря. Вы прочитайте, что оно означает: ПРОФЕССИЯ – это основной род занятий трудовой деятельности.
Учитель: Давайте обратимся к кроссворду, какие профессии вам знакомы? Что вы знаете об этих профессиях?
(Ответ детей.)
Учитель: Вспомним отрасли экономики?
Дети: Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля.
Учитель: Подумайте и скажите, люди каких профессий могут быть связанный с той или иной отраслью экономики?
(Ответ детей.)
- Промышленность. (Сталевар, металлург, ткачиха, кузнец, прокатчик)
- Сельское хозяйство. (Доярка, полевод, агроном, зоотехник, комбайнёр, пчеловод)
- Транспорт. (Водитель, шофёр, кассир, контролёр)
- Строительство. (Каменщик, маляр, сварщик, экскаваторщик)
- Торговля. (Продавец, кассир)
Учитель: Хорошо, ребята!А какой трудовой деятельностью занимаются ваши родители? Назовите профессии ваших родителей?
(Ответы детей.)
Учитель: На свете много профессий и все они важны и почётны.
2. Синтез (формулировка понятия).
Учитель: Итак! Профессия (слайд 3) – это род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования.
3. Отработка понятия.
Учитель: Да, профессий на свете очень много. И каждая профессия требует к себе особого внимания, упорства и терпения в освоении мастерства.
Учитель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение ДжаниРадари «Чем пахнут ремесла» (слайд 4), а вы внимательно послушайте его и посмотрите на экран.
(Чтение учителем стихотворения Д.Родари “Чем пахнут ремесла”.)
(Слайды 6–19)
У каждого дела запах особый: (слайд 5)
В булочной пахнет тестом и сдобой. (слайд 6)
Мимо столярной идешь мастерской
– Стружкою пахнет и свежей доской. (слайд 7)
Пахнет маляр скипидаром и краской. (слайд 8)
Пахнет стекольщик оконной замазкой. (слайд 9)
Куртка шофера пахнет бензином. (слайд 10)
Блуза рабочего – маслом машинным. (слайд 11)
Пахнет кондитер орехом мускатным. (слайд 12)
Доктор в халате – лекарством приятным. (слайд 13)
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом. (слайд 14)
Рыбой и морем пахнет рыбак. (слайд 15)
Только бездельник не пахнет никак! (слайд 16)
Сколько ни душится лодырь богатый,
Очень неважно он пахнет, ребята! (слайд 17)
Учитель: Ребята!Какие ремесла были названы в стихотворении?
(Ответ детей.)
Учитель: Чем пахнут люди разных профессий?
(Ответ детей.)
Учитель: Почему бездельник никак не пахнет?
(Ответ детей.)
Учитель: Ребята! ДжаниРодари в своих стихах рассказал не только о том, чем пахнут ремесла, но и о том, какого они цвета.
(6 у чеников читает стихотворение Дж. Родари “Какого цвета ремесла?” (слайд 18); один ученик – одно четверостишие.)
Цвет свой особый
У каждого дела.
Вот перед вами
Булочник белый. (слайд 19)
Белые волосы,
Брови, ресницы.
Утром встает он
Раньше, чем птицы. (слайд 20)
Черный у топки
Стоит кочегар. (слайд 21)
Всеми цветами
Сверкает маляр. (слайд 22)
В синей спецовке
Под цвет небосвода
Ходит рабочий
Под сводом завода. (слайд 23)
Руки рабочих
В масле и в саже. (слайд 24)
Руки богатых
Белее и глаже.
Нежные пальцы,
Светлые ногти.
Нет на них копоти,
Масла и дегтя.
Знаешь: пускай у них кожа бела,
Очень черны у богатых дела! (слайд 25)
Учитель: Ребята! Какие еще профессии были названы в стихотворении?
(Ответ детей.)
Учитель: Итак! Вместе с поэтом мы выяснили, что каждая профессия имеет свой цвет и запах.
4. Расширение понятия.
Учитель: Ребята, существует много профессий, их насчитывается около 10 тыс., значение многих возможно вам не известно. Я хочу познакомить вас с двумя профессиями.
Учитель: Познакомлю вас с одной очень интересной профессией «КИНОЛОГ». Вы знаете такую профессию?
(Ответы детей.)
Учитель: Я думаю, что многие из вас знакомы с наукой КИНОЛОГИЯ. Это наука о собаках. А людей, которые изучают и воспитывают собак, называютКИНОЛОГАМИ (слайд 26). Есть у кого из вас собака?
(Ответ детей.)
Учитель: Вас уже можно назвать в какой- то мере КИНОЛОГАМИ.
Учитель: Как вы думаете, любой человек может быть КИНОЛОГОМ?
Дети: Нет. Только тот, кто любит собак.
Учитель: Есть ещё одна прекрасная профессия. Профессия – КОМПОЗИТОР. Вы знаете кто это такой?
Дети: Композитор - это человек, который создаёт музыкальные произведения.
Учитель: Верно! Композиторы пишут музыку к опере, к балету, к фильму, к мультфильмам. Вы знаете известных композиторов?
(Ответ детей.)
Учитель: Ребята! У нас, в Калужской области тоже есть свои выдающиеся композиторы - Серафим Туликов, Николай Будашкин, Николай Раков. 6 августа 2010 года была открыта аллея композиторов, которая находится в сквере Калужской областной филармонии. На этой аллее был установлен памятник композитору Николаю Будашкину. А в Москве 25 мая 2005 года была открыта Звезда Серафима Сергеевича Туликова на Площади Звёзд.
IV. Физкультминутка.
Вышли мышки
Вышли мышки как-то раз («Ходьба», сидя за партой (держать осанку).)
Посмотреть, который час. (Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс.)
Раз-два, три-четыре, (Два хлопка справа, два хлопка слева.)
Мыши дернули за гири. (Руки вверх-вниз.)
Вдруг раздался страшный звон, (Четыре хлопка над головой.)
Убежали мышки вон.