Социально-политическое развитие Киевской Руси




 

Государственность складывается длительное время. Некоторые политологи считают факт захвата власти началом государства, как это произошло в 882 году с захватом Киева Олегом.Но, для мощного государства, коим, безусловно, стала Киевская Русь к середине XI века – времени своего рассвета при Ярославе Владимировиче Мудром, необходимы и иные созидающие единство факторы. Как показала история Игоря Старого, одним насилием княжеской власти, даже защищенной дружиной, удержаться было тяжело.

Тем более, для такого обширного, многонационального, разноязыкого государства, как Древнерусское. Сплачивающими факторами для него станут создание единой идеологии и законов. В средневековом обществе роль идеологии выполняет религия. А законы вырастают из обычаев. Сегодня мы с Вами поговорим о Крещении Руси и о создании «Русской Правды».

Для начала, как всегда, ключевые даты.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

980 год – вокняжение Владимира Святославича, реформа язычества
988 год – религиозная реформа Владимира, крещение Руси
1019 год – «Правда Ярослава»
1113 год – «Устав Мономаха»

Итак, в 972 году великий воин Святослав Киевский был убит занявшими освободившееся после разгрома хазар место в степи печенегами. Свято место пусто не бывает. Также после того, как решающее поражение печенегам нанесет Ярослав Мудрый, на их место придут другие тюрки – половцы (кыпчаки).

972 год от 980, когда Великим князем Киевским стал младший сын Святослава Владимир, отделяет 8 лет. Что происходило в это время? Началась первая усобица князей – схватка за власть между членами династии. Усобицы в свое время расшатают единство Руси, сделаются одним из факторов ее распада в начале XII века. Для средневековья же это абсолютно нормальное явление. Конфликты внутри династии происходили с разной степенью жестокости, часто завершались убийством многих родственников в борьбе за верховную власть. Почему они стали возможными?

Прежде всего, их сделала возможной система наместничества, организованная, для более эффективного управления страной, находившимся в постоянных походах Святославом. Каждый из сыновей князя, поставленный для управления определенной территорией, в итоге опирался на ее силы в конфликте с родственниками за власть.

В истории первой усобицы прослеживается также очевидный религиозный фактор. Дело в том, что принявшая христианство Ольга, мать Святослава, бабка правившего в Киеве Ярополка, опекала его и воспитывала в христианском духе. Владимир же, отправленный Святославом в Новгород был ярым язычником.

Таким его описывает летопись:

 

Политическими целями обуславливается и выбор религии. Владимиру нужна была монотеистическая религия. «Один князь, один бог, одно государство» – вот политическая цель Владимира. С этой точки зрения было абсолютно не важно, какую религию и у кого из соседей Киевской Руси перенимать – ислам (у Волжской Булгарии), католицизм (у Польши), иудаизм (у хазар) или византийское православие. Но, вот с точки зрения тесных торговых контактов и необходимости их укрепления, что мы прослеживаем в деятельности всех князей X-XI вв., религия Византии была предпочтительна.

Политический характер мероприятия подчеркивает и сам способ смены религии. Владимир хотел сделать страну православной, при этом, не войдя в орбиту политической зависимости от Византии. Крещение, фактически, было достигнуто силой войны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: