Методические основы развития выносливости




 

Выносливость — способность к длительному выполнению работы заданной интенсивности, а также способность противостоять утомлению.

Утомление – временное снижение работоспособности, вызванное нагрузкой. В основе утомления лежат изменения в соответствующих нервных центрах, которые понижают их возбудимость. Различают две его фазы: компенсированную, обусловленную сохранением работоспособности за счет волевых усилий, и декоменсированную, в которой работоспособность снижается несмотря ни на что. Утомление может быть умственным, сенсорным, эмоциональным и физическим.

В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе, физическое утомление классифицируется на:

· локальное (местное) – в работе задействовано 1/3 мышц;

· региональное (ограниченное) – в работе задействовано 1/3 – 2/3 мышц;

· глобальное - в работе задействовано свыше 2/3 мышц.

Различают общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимается способность эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвуют значительная часть мышечного аппарата. Под специальной это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях специфических требований соревновательной деятельности.

1. Выносливость «стайерского типа» (бег на длинные дистанции).

2. Выносливость «марафонского типа» (лыжные гонки 50 км и более, ходьба, марафон).

Эти типы зависят в большей степени от экономизации и тактики преодоления дистанции.

3. «Миттельштрекерская» выносливость – длительная работа, в которой анаэробные процессы энергообеспечения преобладают над аэробными.

4. Выносливость «спринтерского типа» способность наращивать до максимума и поддерживать на этом уровне мощность работы в условиях возможно кратковременного преодоления соревновательной дистанции.

5. Выносливость силового характера (тяжелая атлетика, борьба), способность сохранять и наращивать усилие по ходу психологического напряжения соревнований, длящихся несколько часов подряд.

6. Выносливость, проявляемая в спортивных играх и единоборствах – значительные требования к системам анаэробного обеспечения.

7. Многоборная выносливость (спортсмены многоборцы).

Для развития общей выносливости целесообразно применять следующие методы.

«Равномерный» метод. Прохождение дистанции с постоянной скоростью в равномерном темпе. Для начинающих продолжительность 20 — 30 мин (ЧСС до 140 уд/мин), для подготовленных 60 — 120 мин (ЧСС 150 —160 уд/мин).

«Переменный» метод. Первый вариант — чередование ходьбы и бега (кросс-поход, марш-бросок): 10 мин ходьбы, 20 мин бега. 3 — 4 серии для начинающих, 5 — 6 серий для подготовленных бегунов. Второй вариант — кросс по пересеченной местности 3 — 5 км (ЧСС 140 — 160 уд/мин).

«Повторный» метод». Используя этот метод для развития общей выносливости следует руководствоваться следующими методическими положениями.

1. Интенсивность работы (скорость на отрезках плавания, бега на лыжах, легкоатлетического бега, темп выполнения силовых упражнений) должна быть приблизительно такой, чтобы частота пульса к концу отрезка (упражнения) была в пределах 160-180 уд/мин, т.е. чтобы обеспечивался наиболее эффективный с точки зрения развития общей выносливости режим работы сердца. Практически такой интенсивности соответствует в начале учебного года работа в ½ силы, а в середине и конце – работа в ¾ силы.

2. Продолжительность работы (длина тренировочных отрезков, продолжительность упражнений). Пределы ее в основном 45-90 сек.

3. Интервалы отдыха обычно определяются так, чтобы к концу паузы частота пульса снизилась до 100-120 уд/мин. В зависимости от уровня подготовленности занимающегося продолжительность пауз отдыха может составлять от 30 сек. до 3 мин.

4. Характер отдыха между отрезками может быть пассивным и активным. Для развития общей выносливости первый вариант предпочтительнее. При выполнении силовых упражнений паузу отдыха рекомендуется заполнять несложными упражнениями на расслабление.

5. Количество повторений должно быть таким, чтобы вся серия проходила при сравнительно устойчивом пульсовом режиме.

Специальная выносливость совершенствуется при помощи физических упражнений соответствующих специфике соревновательной деятельности, которые выполняются с соревновательной и близкой к ней интенсивностью. Специальная выносливость развивается путем избирательного – «Интервального» – развития психомоторных функций, «Транзитивного» метода и метода «Целостно приближенного моделирования соревновательного упражнения».

«Интервальный» метод характеризуется интенсивностью работы в околопредельной зоне мощности – 85-95% от максимальной (ЧСС 170 — 190 уд/мин). Продолжительность до 2 мин.; важно не допустить снижения интенсивности, но и предоставить время для начала развертывания аэробных процессов по ходу работы. Отдых в пределах 1-2 минут (ЧСС до 120-130 уд/мин). Число повторений определяется возможностью сохранять по ходу упражнения заданные параметры работы.

«Транзитивные» методы с поэтапно изменяющимися или пограничным диапазоном воздействия обеспечивают перенос выносливости на соревновательные упражнения путем многократного выполнения поэтапно укрупняющихся их частей.

Сущность метода «Целостно-приближенного моделирования» заключается в полном моделировании в процессе тренировки соревновательных упражнений. Для его реализации используются следующие методические приёмы:

· минимизация пауз (преодоление соревновательной дистанции с заданной скоростью); паузы отдыха минимальны;

· моделирование полного состава соревновательных действий с минимальными «замещениями»;

· пофазная интенсификация упражнений «на фоне» целостного выполнения модельно-целевой работы;

· вероятностное моделирование с расчетом на создание «резерва выносливости» (приспособление к различным вариантам соревновательной нагрузки).

 

§4.2. Кроссовая подготовка

 

В технике бега на средние дистанции различают старт, бег по дистанции, финиширование.

Бег начинается из положения высокого старта. По команде: «На старт!» бегун занимает исходное стартовое положение, поставив толчковую (сильнейшую) ногу вперёд к линии, не наступая на неё. Другую ногу опускает на носок сзади себя. Обе ноги слегка согнуты в коленных суставах, тяжесть тела в большей степени переносится на впереди стоящую ногу, туловище наклонено незначительно вперед.

В кроссовом беге длина шага равняется 150-210 см, частота 3-4,5 шаг/сек. Основной и ведущей в беге является «работа» ног, анализ которой принято начинать рассматривать с момента постановки стопы на грунт. Наиболее рациональной является постановка ноги с передней части наружного свода стопы с последующим перекатом на всю стопу. Тогда уменьшается тормозное действие переднего толчка, сокращается его длительность, лучше сохраняется поступательное движение бегуна вперед. Рассматриваемая нами постановка возможно лишь при наличии небольшого наклона туловища вперед и при высокой работе рук.

До момента вертикали, мышцы бегуна, растягиваясь и напрягаясь, подготавливаются к сокращению в фазе отталкивания. Внешним признаком хорошего отталкивания от грунта является полное и законченное выпрямление толчковой ноги во всех суставах в сочетании с активным выносом вперед – вверх бедра маховой ноги, что существенно усиливает мощность толчка. Толчок «задней» ногой выполняется очень эффективно (Рисунок 6, моменты 1-3, 8, 13, 18), угол отталкивания равен примерно 50º. В момент окончания «заднего» толчка голова должна держаться прямо, взгляд направлен вперёд.

 

Рисунок 6 Техника кроссового бега

 

При движении назад локоть руки идёт назад – наружу, угол сгибания уменьшается, а при движении вперед кисть идёт несколько внутрь, к средней линии туловища. Высокая работа рук позволяется увеличить частоту движений и, как следствие этого, повысить скорость бега (моменты 1- 9,18).

Ритм дыхания согласовывается с частотой беговых шагов и индивидуален для каждого бегуна. Исследования показали, что более выгодным является частое дыхание, в лучшей мере обеспечивающее организм кислородом. Целесообразнее всего применять смешанный тип дыхания с преобладанием диафрагмального (брюшного) дыхания. Это способствует улучшению кровообращения.

Нахождение оптимальной длины и частоты шагов – необходимое условие технического совершенства бегуна. Для каждого человека, в зависимости от его роста, имеется определённый оптимум. Один и тот же бегун в зависимости от прилагаемых усилий и конечного результата может иметь различную длину и частоту шагов. При одинаковом результате одни бегуны поддерживали скорость бега за счёт длины шага, другие – за счёт частоты движений.

Дыхание при беге должно быть естественным и ритмичным, обеспечивающим в полной мере функционирование организма во время физической нагрузки. Условия бега дают неограниченные возможности бегуну добиваться в процессе предварительных (длительных по – времени и по – объему) тренировок именно такого дыхания с учётом индивидуальных особенностей. Дыхание надо одновременно через нос и рот или только через рот. Частота дыхания в начале бега сравнительно невелика. Обычно на каждый дыхательный цикл делается 4-5 шагов. С наступлением утомления, запрос организма в отношении потребления кислорода – увеличивается. Обычно, где – то после 500 – 700 м. дистанции, «открывается второе дыхание».

Физиологические основы второго дыхания полностью неясны. Второе дыхание может содержать как физиологическое, так и психическое приспособление к стрессу внезапного напряжения. Очевидно, оно приходит легче и быстрее, когда организм к нагрузке готов. Поскольку хорошо тренированный человек редко испытывает второе дыхание, то, видимо, характер приспособлений, связанных с этим явлением, кроется в удачно построенной подготовке перед началом интенсивного бега, а также впрямую зависит от количества и качества индивидуальной подготовки, то есть от количества километров, которые были преодолены в тренировочном цикле.

Ритм дыхания согласуется с ритмом бега; во время бега на длинные дистанции, следует удерживать ритм дыхания на одном уровне, а в то время, когда бегун сознательно увеличивает скорость движения (финиширует), соответственно и изменяется – в такт с бегом - ритм дыхания. Все эти тонкости отрабатываются на предварительных длительных (по – времени и по – продолжительности) тренировках.

В кроссовом беге рекомендуются следующие способы дыхания:

1. Вдох – короткий и глубокий – под 1 шаг; выдох – «растягивать» на 3 - 4 шага бега.

2. Вдох – на 1 - 2 шага, выдох – на 2 – 4 шага.

3. Вдох – на 2 шага, выдох – на 2 шага.

Настоятельно рекомендуется дыхание «животом», т.е. при вдохе – живот расслабляется, наполняется воздухом, увеличивается в объеме, при выдохе – втягивается внутрь. Мышцы плеч и груди в этом процессе не участвуют.

Женщинам кросс на дистанцию в 1000 м. необходимо начинать в темпе выше среднего и пытаться все время его увеличить! Особенно прибавлять (а не снижать) темп бега становится трудно после 600 – 700 м. Выход один – перетерпеть, преодолеть этот барьер. Однако в этот момент включаются механизмы «врабатывания» организма в режиме физической нагрузки и открывается «второе» дыхание. Особенно напористыми и скоростными должны быть последние 150 – 200 метров до финиша.

Мужчинам на дистанцию в 3000-5000 м. рекомендуется стартовать в темпе выше среднего, но правильно выбрать свой рабочий темп, не «накушаться» (колющая боль в области правого бока, одышка, головокружение, состояние апатии и т.д.) и, в итоге – вообще сойти с дистанции (а это – оценка «не удовлетворительно»).

На первых 400 – 800 метрах организм будет «врабатываться». В этом момент важно поддерживать равномерный темп в сочетании с правильным дыханием, «рабочую» расслабленность «лишних» мышц, работать длинными шагами, т.е. отталкиваться от поверхности стадиона за счет активного разгиба стопы, выноса бедра вперед и вверх, выхлестывать голень передней ноги максимально вперед, «встречать» ногой опору, и, просто, терпеть.

После 1500 м. как правило, достаточно часто на фоне желания бегущего увеличить скорость движения, из-за усталости происходит неосознанное укорачивание длины шага (вместо необходимых 170 – 210 см., получается 50 - 70 см.). Причина – в недостаточной физической подготовке и отсутствии опыта беговой тренировки.

За 400-500 метров до финишной черты необходимо начать финишировать, т.е. увеличить скорость бега до максимальной, а особенно быстро «набежать» последние 80 – 100 м.

Пробегать финишную линию следует без снижения скорости бега. Практика показывает, что прыжки на финише, поднимание рук вверх или разведение их в стороны приводят к снижению спортивного результата. После преодоления финишной черты, надо продолжить бег 10-15 метров, как бы по инерции, чтобы не мешать финишировать другим для восстановления собственного организма после большой физической нагрузки.

Специфика кросса от других видов бега заключается в умении двигаться в различных естественных условиях грунту, асфальту, воде; преодолевать с ходу естественные и искусственные препятствия; преодолевать участки разной крутизны.

На мягком грунте целесообразно бежать частыми и не широкими шагами (Рисунок 7, а), так как мягкая опора не позволяет производить полный толчок ногой и приводит к лишней трате энергии. На вспаханном поле при беге поперек борозд нога ставится на гребень борозды (Рисунок 7, б), а при беге вдоль борозд – между ними. Заболоченные участки, канавы с водой удобнее преодолевать шагом или бегом, высоко поднимая бедро, чтобы стопа проносилась над водой (Рисунок 7, в).

 

Рисунок 7 Кроссовый бег по мягкому грунту

а) б) в)

 

При беге по булыжной мостовой или асфальтированному шоссе ноги необходимо ставить на всю подошву стопы, шаг укоротить и внимательно следить за состоянием дороги (выбоины, ямы).

По скользкому грунту необходимо бежать очень осторожно и очень короткими шагами, а на неровной местности – необходимо существенно сбавить скорость движения.

Естественные и искусственные препятствия необходимо преодолевать экономно с наименьшей затратой сил. Вертикальные препятствия высотой до 1 м. целесообразно преодолевать "наступая" (Рисунок 8, а). Невысокие кустарники, траншеи, канавы и т. п. шириной до 2 м., поваленные деревья или изгороди высотой до 0,5 м. преодолеваются прыжком с приземлением на одну ногу (Рисунок 8, б). Для выполнения прыжка необходимо увеличить скорость перед препятствием, оттолкнуться сильнейшей ногой, одновременно энергично вынести другую ногу и руки вперед-вверх, перепрыгнуть через препятствие и, приземлившись на маховую ногу продолжить бег.

 

Рисунок 8 Способы преодоления препятствий с ходу

а) б) в)

 

Широкие (2-4 м) и высокие (0,5-1 м) препятствия преодолеваются прыжком с приземлением на обе ноги (Рисунок 8, в). Выполнять этот прыжок следует так же, как и описанный выше, но приземление осуществляется на обе слегка согнутые в коленях ноги.

В подъем (Рисунок 9, а) рекомендуется бежать укороченными шагами с носка, не выпрямляя ногу полностью. Энергично двигая руками, наклонить туловище вперед; причем, чем круче склон, тем больше нужно наклоняться вперед. На очень крутых склонах, видимо, разумнее перейти на шаг.

При спусках же со склонов (Рисунок 9, б) необходимо максимально расслабить мышцы тела и. используя инерцию, бежать, отклонившись немного назад, широкими шагами, ставя стопу с пятки.

 

Рисунок 9 Способы преодоления подъемов и спусков

а) б)

 

Успешное выполнение контрольных упражнений в кроссе зависит, прежде всего, от развития такого физического качества как выносливость. Результативность в беге на 1 км в равной мере зависит как от аэробных, так и от анаэробных способностей. Бег же на средние дистанции (3-5 км) является тестом для определения общей (аэробной) выносливости. Результат на таких дистанциях существенно зависит от так называемого «запаса скорости», т.е. способности относительно быстро пробежать более короткое (примерно на ¼) расстояние. Если это удается, то тогда после специальной подготовки будет гораздо легче пробежать и более длинную дистанцию, но с несколько меньшей скоростью.

Поэтому тренировка на эти дистанции обязательно должна состоять из двух этапов: 1) базового, в котором решаются задачи развития общей выносливости и 2) специально-подготовительного, в котором решаются задачи специальной подготовки к контрольным занятиям и проверкам и спортивным соревнованиям.

Очевидно, что в период служебной деятельности, обучения в высшем образовательном учреждении МВД России задача первого этапа решается еще до поступления в него. Однако после значительного пропуска числа занятий по болезни, после длительной иммобилизации, например, после лечения переломов и растяжений и т.п. причин, необходимость в решении задача первого этапа все же может иметь место.

Методически тренировка на первом этапе может быть выстроена следующим образом. В условиях режима дня целенаправленную тренировку общей выносливости удобнее всего выполнять в утренние часы на физической зарядке. Она будет выступать фоном, на который накладываются все остальные объёмы других упражнений.

Для начала необходимо пробежать дистанцию (1-2 км для женщин и 3-5 км для мужчин), при этом ЧСС не должна превышать 140-155 уд/мин. Если ЧСС возросла свыше 160 уд/мин, а мышцы быстро налились «тяжестью», то передвигаясь по дистанции, необходимо чередовать бег с ходьбой (100-150 м). Такую тренировку имеет смысл продолжать таким образом 2-3 раза в неделю до тех пор (примерно 2-4 недели) пока не окажется возможным преодолеть всю дистанцию бегом без остановки.

 

Таблица 15. Программа беговой тренировки оздоровительной направленности [15]

Неделя подготовки Параметры тренировочных заданий
Объем в км Темп мин:сек/1 км Частота занятий в неделю
  3 Х 8:00/8:30  
  3 ХБ 7:00/8:00  
  4 ХБ 7:00/8:00  
  5 ХБ 7:00/7:30  
5-6   6:30/7:00  
7-8   6:00/6:30 3-4
9-12   6:00/6:30 3-4

Примечание: Х – ходьба; ХБ – ходьба и бег; при определении темпа в числителе приведены значения для мужчин, а в знаменателе для женщин.

 

Планируя тренировочную нагрузку в беге на первом этапе, можно ориентироваться на программу оздоровительного бега (Таблица 15). Женщины для подготовки к выполнению контрольного упражнения в кроссе на 1 км вполне могут выполнять только половину объема тренировки, указанного в этой программе. Показатели темпа приведены для занимающихся бегом до 30 лет. Однако значения темпа, приведенные в таблице могут быть легко пересчитаны занимающимися более старших возрастных групп в зависимости от темпа преодоления дистанции, необходимого для выполнения норматива в кроссе.

Затем необходимо довести скорость передвижения до «соревновательной» и увеличить протяженность пробегаемой дистанции на 25-30 %. Т.е. если подготовка идет к выполнению норматива в беге на 1 км, то тренировочный объем бега должен составить соответственно 1,5 и 2,5 км.; если 3 км., то – 4 км., и до 6,5 км. если подготовка идет к выполнению контрольного упражнения в кроссе на 5 км. При этом сначала нужно решить задачу преодоления более длинной дистанции, а затем уже увеличивать скорость бега.

На этом этапе подготовки каждые 2-3 недели можно увеличивать частоту занятий – сначала до 3, затем и до 4-5 занятий в неделю.

В организации занятий бегом целесообразно придерживаться следующей структуры. Первая фаза занятия – подготовительная – короткая и легкая разминка не более 10-15 мин. Включает упражнения на растягивание (для мышц нижних конечностей и суставов) для профилактики травм опорно-двигательного аппарата. Использование в разминке силовых упражнений (отжиманий, приседаний) нежелательно.

Вторая фаза (основная) – аэробная. Состоит из бега оптимальной продолжительности и интенсивности, что обеспечивает необходимый тренировочный эффект: повышение аэробных возможностей, уровня выносливости и работоспособности.

Третья фаза (заключительная), то есть выполнение основного упражнения с пониженной интенсивностью, что обеспечивает более плавный переход от состояния высокой двигательной активности (гипердинамики) к состоянию покоя. Это значит, что в конце бега необходимо уменьшить скорость, а после финиша еще немного пробежать трусцой или просто походить несколько минут. Резкая остановка после быстрого бега может привести к опасному нарушению сердечного ритма вследствие интенсивного выброса в кровь адреналина. Возможен также гравитационный шок в результате выключения «мышечного насоса», облегчающего приток крови к сердцу.

Четвертая фаза (силовая) – продолжительность 15-20 мин. Включает несколько основных обще развивающих упражнений силового характера (для укрепления мышц плечевого пояса, спины и брюшного пресса), направленных на повышение силовой выносливости. После бега необходимо также выполнять упражнения на растягивание в замедленном темпе, фиксируя крайние положения на несколько секунд (для восстановления функций нагруженных мышечных групп и позвоночника).

 

§4.3. Лыжная подготовка

 

Подход в подготовке к выполнению контрольного упражнения в ходьбе на лыжах несколько отличается от подготовки в беге. Это связано с тем, что, во-первых, дистанция, которую нужно преодолеть на лыжах длиннее чем, кроссовая. У женщин в пять раз. А во-вторых, ходьба на лыжах существенно отличается от естественного способа передвижения в ходьбе и беге.

«Готовить сани», т.е. начинать лыжную подготовку нужно начинать еще осенью, а еще лучше – летом. В условиях обучения в образовательном учреждении задачи повышения общей работоспособности решаются в своей основе на учебных занятиях по дисциплине «Физическая подготовка». В условиях оперативно-служебной деятельности такая подготовка, фактически, может быть выполнена только самостоятельно. Уже в этот период средствами кроссовой подготовки необходимо довести способность преодолевать дистанцию женщинам до 4-4,5 км, а мужчинам до 7-7,5 км.

С осени необходимо начать чередовать кроссы с упражнениями, имитирующими движения при передвижении на лыжах прыжковым бегом с лыжными палками на равнине и в подъемы. Имитационную тренировку предпочтительно проводить по следующей схеме: 1 км бега – 200 м имитационных упражнений на равнине – 1 км бега – 100-150 м имитационных упражнений в горку (подъем) – 1 км бега – сгибание-разгибание рук в упоре лежа.

 

Таблица 16. Описание фаз скользящего шага

Фазы скользящего шага Действия лыжника
1 фаза: свободное скольжение Окончив толчок ногой, лыжник скользит на другой лыже. Обе палки и нога, окончившая толчок, находится в воздухе. В этой фазе лыжник скользит по инерции.
2 фаза: скольжение с выпрямлением опорной ноги Началом фазы является постановка палки на снег. Рука чуть согнута в локтевом суставе, локоть слегка отведен в сторону. Происходит постепенное выпрямление опорной ноги, усиливается нажим на палку.
3 фаза: сколь-жение с подсе-данием Опорная нога почти выпрямлена; носок маховой ноги около пятки опорной ноги; туловище слегка наклоняется вперед. Маховая рука вы прямлена, толчковая немного согнута, а кисти рук почти на одном уровне.
4 фаза: выпад с подседанием Начинается с момента остановки лыжи. Происходит активное отталкивание за счет энергичного разгибания в тазобедренном суставе. Одновременно происходит подседание за счет сгибания в коленном и голеностопном суставах: голень наклоняется вперед, а поднимание стопы над лыжей задерживается
5 фаза: отталкивание с выпрямлением ноги Происходит отталкивание за счет выпрямления ноги в коленном суставе, причем стопа оказывает давление на лыжу точно вниз, прижимая ее к снегу. Быстрое выпрямление ноги в коленном суставе передает толчок по линии бедро — таз — туловище. Толчок палкой закончен, рука и палка составляют прямую линию.

 

С выпадением снега начинается этап так называемого «вкатывания на лыжах» – базовый этап лыжной подготовки. Он продолжается 2-3 недели. Для совершенствования техники скользящего шага используют ходьбу на лыжах без палок, а затем и с палками на ровной местности (Таблица 16), одновременным бесшажным (одношажным) ходами под уклон (Таблица 17, Таблица 18).

 

Таблица 17. Описание фаз одновременного бесшажного хода

1. После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись на двух лыжах, голова чуть приподнята.
2. Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.
3. Лыжник почти полностью выпрямляется, начинается подготовка к отталкиванию - масса тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются, палки выведены вперед перед постановкой на снег.
4. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками.
5. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается.  
6. Толчок заканчивается полным разгибанием рук.
7. После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись, на двух лыжах.

 

Совершенствуя технику, следует чередовать в рамках одного занятия совершенствование двух лыжных ходов и их сочетаний, а затем, и различных комбинаций лыжных ходов. Целесообразно применять длительное передвижение каким-либо лыжным ходом, а замет перейти на сочетание лыжных ходов. Контраст заданий позволит лучше почувствовать необходимость использования переходов с одного способа на другой. Хороший тренировочный эффект дает передвижение на лыжах по глубокому снегу, а затем по «хорошей» лыжне.

 

Таблица 18. Описание фаз одновременного одношажного хода

1. После окончания предыдущего действия выпрямиться и вынести палки вперед.
2. С постановкой палок на снег перенести вес тела на левую ногу, и выполнить толчок левой ногой.
3. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в одновременном бесшажном ходе.
4. Выполнить скольжение на правой лыже, продолжая толчок руками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками.
5. Окончание толчка руками и скольжение на двух лыжах.

 

При планировании тренировочных нагрузок необходимо иметь в виду, что они могут носить соревновательный, развивающий, поддерживающий и восстанавливающий характер.

Характер нагрузки обуславливается отношением к соревновательной скорости передвижения, которая берется за 100%. Соревновательная скорость – это скорость с которой лыжник преодолевает соревновательную дистанцию, стремясь пройти от старта до финиша за меньшее время. При подготовке к выполнению норматива в контрольном упражнении в беге на лыжах сотрудников ОВД за 100% может быть взята скорость, с которой надо преодолеть дистанцию, чтобы выполнить норматив в контрольном упражнении.

Соревновательные нагрузки – предельная 95-100%-я скорость движения – подводят функции организма к предельным. Этот режим занимает ведущее место в соревновательном периоде. ЧСС при этом режиме находится в пределах 180±10 уд/мин.

Развивающие нагрузки – при движении со скоростью 85-95% от максимальной – вызывают большие функциональные сдвиги в организме лыжника. Этот режим занимает ведущее место в осенне-зимнем этапе подготовительного периода. ЧСС при этом режиме находится в пределах 170±10 уд/мин.

Поддерживающие нагрузки – при движении со скоростью 80-85% от максимальной – повышают функциональные возможности организма лыжника. Этот режим занимает ведущее место в летне-осеннем этапе подготовительного периода. ЧСС при этом режиме находится в пределах 160±10 уд/мин.

Восстанавливающие нагрузки – при движении со скоростью 70-75% от максимальной – способствуют восстановлению функций организма лыжника во время его перехода от соревновательного периода к подготовительному. Этот режим тренировки является активным отдыхом. ЧСС при этом режиме находится в пределах 150±10 уд/мин.

Указанные режимы тренировки используются с лыжниками любой квалификации, поскольку легко индивидуализируются.

Приведем примеры занятий (тренировок) развивающего характера (Таблица 19).

Таблица 19. Примеры построения занятия по лыжам с развивающей нагрузкой

Вариант Подготовительная часть Основная часть Заключительная часть
I 15-20% дистанции в режиме восстанавливающей нагрузки Движение со скоростью в режиме развивающей нагрузки до предела утомления 10-15% дистанции в режиме восстанавливающей нагрузки
II 15-20% дистанции в режиме восстанавливающей нагрузки Тренировка интервальным методом до предела по схеме: 200-300 м. в режиме развивающей нагрузки – 100-200 м. в режиме восстанавливающей нагрузки. 10-15% дистанции в режиме восстанавливающей нагрузки

 

В рамках самостоятельной подготовки занятия с нагрузкой поддерживающего и восстанавливающего характера могут быть построены следующим образом (Таблица 20).

 

Таблица 20. Пример построения занятия по лыжам с поддерживающей или восстанавливающей нагрузкой

Подготовительная часть Основная часть Заключительная часть
15-20% дистанции в режиме восстанавливающей нагрузки 1. Совершенствование техники передвижения на лыжах. 2. Движение со скоростью в режиме поддерживающей или восстанавливающей нагрузки в объеме100% от соревновательной дистанции. 10-15% дистанции в режиме восстанавливающей нагрузки

 

В условиях режима дня в образовательном учреждении МВД России подавляющее большинство курсантов с целью подготовки к выполнению норматива в контрольном упражнении в ходьбе на лыжах самостоятельно смогут провести не более 2-3 занятий в неделю. С учетом спортивно-массовых мероприятий в субботу или воскресенье тренировочная неделя может выглядеть следующим образом (Таблица 21).

 

Таблица 21. Варианты построения занятий недели в зависимости от характера тренировочных нагрузок при подготовке к выполнению контрольного упражнения в ходьбе на лыжах для курсантов образовательных учреждений

Вариант I (понедельник - вторник) II (среда - четверг) III (суббота - воскресенье)
I Развивающая Восстанавливающая Поддерживающая
II Поддерживающая Поддерживающая Соревновательная
III     Соревновательная
Восстанавливающая Поддерживающая  

 

§4.3. Плавание

 

 

Очевидно, что выполнить контрольное упражнение в плавании может только сотрудник не просто умеющий держаться на воде, а плавать, т.е. способный проплыть любым способом (кролем, брасом, на боку или спине) не менее 200 метров. При такой мало-мальской подготовленности вполне достаточно двух-трех занятий в течение четырех недель для успешной подготовки к выполнению норматива в контрольным упражнении в плавании. Каждую неделю объем работы необходимо постепенно увеличивать и повышать скорость плавания. Кроме того, надо научиться выполнять старт и поворот.

Стартовый прыжок в воду (Рисунок 10) выполняется следующим образом.

 

Рисунок 10. Стартовый прыжок в воду

 

 

По команде «НА СТАРТ» встать на стартовую тумбочку так, чтобы ступни были на расстоянии 10-15 см одна от другой, пальцами ног захватить край тумбочки, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах, руки отвести назад, голову приподнять. Принять неподвижное положение.

По команде «МАРШ» быстро поднять руки вверх и назад, подать туловище вперед, сделать сильный толчок ногами и взмах руками вперед. В полете руки вытянуть вперед и соединить кисти ладонями вниз, голова между рук, туловище выпрямлено, ноги вытянуты. После входа в воду при плавании кролем начинать работать ногами, при плавании другими способами – руками.

Повороты применяются при плавании в бассейне для перемены направления движения.

 

Рисунок 11. Техника поворота.

 

Чтобы повернуться нужно подплыть к стенке бассейна (на открытой воде – поворотному щиту), упереться рукой, противоположной стороне поворота, в стенку, согнуть ноги, подтянув их коленями к груди, и развернуться на 180 градусов. Ступни ног поставить как можно выше к поверхности воды на стенку бассейна (щита), руки вытянуть над головой. Выпрямляя ноги, оттолкнуться от неё, и полностью выпрямившись начать скольжение по поверхности воды. С замедлением скольжения начать движения руками и ногами, соответствующие избранному стилю плавания (Рисунок 11).

В качестве примера предлагается следующая программа тренировки в плавании.

 

Таблица 22. Программа тренировки в плавании.

Неделя Занятие Часть занятия Содержание под


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: