Тема 5. Себестоимость и цена продукции




Себестоимость продукции

 

Для осуществления производственной деятельности предприятие вкладывает средства в производственные факторы.

Издержки предприятия – это денежное выражение использованных производственных факторов на производство и реали­зацию продукции. Иначе говоря, под издержками понимается совокуп­ность затрат организации (предприятия), необходимых для осуществле­ния ее производственно-сбытовой деятельности.

Издержки делятся на два вида: издержки производства, необходи­мые для осуществления производственной деятельности, и издержки обращения, необходимые для осуществления сбытовой деятельности.

В рыночной экономике различают явные (бухгалтерские), вменен­ные и безвозвратные издержки. К явным издержкам относят денежные расходы на сырье и материалы, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда и другие, необходимые для осуществления производ­ства и реализации продукции. Совокупность явных издержек образует себестоимость продукции. Вмененными издержками считаются наилучшие издержки при наличии альтернативных вариантов. Безвозвратны­ми считаются издержки, произведенные ранее и невозместимые.

Следует различать постоянные, переменные, валовые, средние и пре­дельные издержки. Издержки, связанные с использованием производ­ственных факторов, величина которых не зависит от объема производи­мой продукции, называются постоянными. Издержки, связанные с ис­пользованием производственных факторов, величина которых прямо пропорциональна объему продукции, называются переменными издер­жками.

Сумма постоянных и переменных издержек на выпуск продукции образует валовые издержки. Величина валовых издержек, приходяща­яся на единицу продукции, составляет средние валовые издержки. Ана­логично можно определить средние постоянные и средние переменные издержки. Предельные издержки определяются как отношение приро­ста переменных издержек к приросту объема выпуска продукции.

Все текущие затраты организации (предприятия) классифицируют­ся по следующим признакам: природа затрат (затраты прошлого ове­ществленного и живого труда); объект затрат (товар, работа, услуга, за­каз); место возникновения затрат (цех, производство, бригада); способ отнесения затрат на единицу продукции (прямые и косвенные затра­ты); характер зависимости затрат от объема производства (условно-пе­ременные и условно-постоянные затраты); экономическое содержание (статьи калькуляции и экономические элементы); состав затрат (про­стые, содержащие затраты одного вида, и комплексные, содержащие зат­раты различных видов), степень участия в процессе производства (ос­новные, связанные с выполнением технологических процессов изготов­ления продукции, и накладные, обеспечивающие управление и органи­зацию производства).

К прямым относятся затраты, величина которых может быть не­посредственно рассчитана на единицу продукции на основе техничес­кой документации, экономических норм и нормативов, К косвенным относятся затраты общие для нескольких видов продукции, отдельных подразделений или организации (предприятия) в целом. Условно-пере­менные затраты – это затраты, величина которых на единицу продук­ции практически не зависят от объема производства; в расчете на объем производства их величина прямо пропорциональна этому объему. К условно-постоянным относят затраты, величина которых в целом по подразделению или организации (предприятию) практически не зави­сит от объема производства; в расчете же на единицу продукции обрат­но пропорциональна объему.

По статьям калькуляции производится расчет себестоимости, по экономическим элементам определяется сме­та затрат на производство.

Смета затрат на производство характеризует объем затрат, необхо­димых для выполнения годового выпуска продукции. Расчет сметы затрат производится по экономически однородным элементам незави­симо от места возникновения и назначения затрат. В настоящее время при расчете сметы затрат на производство выделяют следующие эле­менты затрат: материалы, затраты на оплату труда, отчисления на со­циальные нужды, амортизационные отчисления и прочие затраты. Смета затрат на производство может определяться одним из следующих ме­тодов: методом прямого расчета затрат по элементам, методом сумми­рования смет затрат по всем подразделениям, калькуляционным мето­дом, укрупненным методом.

Себестоимость – это совокупные текущие затраты организации (предприятия) на производство и реализацию продукции.

Целью определения себестоимости продукции является получение объективной информации о совокупных затратах для правильного фор­мирования цены продукции. Расчет себестоимости единицы продук­ции производится по статьям калькуляции. В зависимости от способа отнесения затрат на единицу продукции они подразделяются на пря­мые и косвенные. К прямым затратам обычно относят такие статьи калькуляции, как «Сырье и материалы», «Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты», «Основная заработная плата производствен­ных рабочих», «Дополнительная заработная плата производственных рабочих», «Отчисления на социальные нужды», «Расходы на содержа­ние и эксплуатацию оборудования».

Статья калькуляции «Сырье и материалы» включает затраты на сырье и основные материалы, непосредственно входящие в продукции, составляющие ее материальную основу, а также вспомогательные мате­риалы технологического назначения, технологическое топливо и энер­гия.

К «Покупным комплектующим изделиям и полуфабрикатам» от­носят готовые изделия, узлы, блоки и полуфабрикаты, требующие даль­нейшей обработки, изготовленные на других фирмах.

Следующие три статьи калькуляции относятся только к тем произ­водственным рабочим, которые принимают непосредственное участие в изготовлении данной продукции.

«Основная заработная плата произ­водственных рабочих» включает заработную плату по тарифу и допла­ты по действующим в организации премиальным системам.

«Допол­нительная заработная плата производственных рабочих» включает оп­лату очередных и дополнительных отпусков, доплаты за работу в ночное время, доплаты подросткам, учащимся, выплаты за выслугу лет (там, где они имеют место).

«Отчисления на социальные нужды» включает от­числения в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

«Расходы на содержание и экс­плуатацию оборудования» включают амортизационные отчисления по оборудованию, затраты на ремонт оборудования (стоимость запасных частей и заработную плату ремонтных рабочих с отчислениями на со­циальные нужды), заработную плату наладчиков оборудования с отчис­лениями на социальные нужды, расходы на вспомогательные материа­лы, используемые на поддержание оборудования в работоспособном состоянии и чистоте (смазочные материалы, охлаждающие жидкости, ветошь и т. п.).

Для расчета прямых затрат на практике в качестве исходной ин­формации используется: спецификации к чертежам и схемам, карты технологических процессов, экономические нормы и нормативы.

Косвенные затраты – это общие для нескольких видов продукции, для цеха или организации (предприятия) в целом затраты. К косвен­ным статьям калькуляции относят: «Общепроизводственные расхо­ды», «Общехозяйственные расходы» и «Коммерческие расходы».

В со­став «Общепроизводственных расходов» обычно включают: амортиза­ционные отчисления по основным средствам, используемым для производства нескольких видов продукции, арендную плату за основ­ные средства, расходы на отопление, освещение и содержание производ­ственных помещений, заработную плату с отчислениями на социальные нужды сотрудников, занятых управлением и обслуживанием произ­водства, расходы на ремонт производственных зданий, помещений, об­щего оборудования и т. п.

К «Общехозяйственным (управленческим) расходам» относят: ко­мандировочные, представительские, хозяйственные расходы; оплату информационно-консультационных услуг, расходы на содержание по­жарной и сторожевой охраны, расходы на содержание административ­но-хозяйственного персонала и другие расходы, связанные с управлени­ем организации (предприятия) в целом.

«Коммерческие расходы» – это расходы, связанные со сбытом (ре­ализацией) продукции. Они включают: расходы на тару, упаковку, рек­ламу, расходы, связанные с участием в выставках, ярмарках, презента­циях, затраты на доставку продукции на станцию-отправитель.

На практике могут выделять технологическую, цеховую, производ­ственную, и полную себестоимость.

Технологическая себестоимость включает все затраты, связанные с технологией производства продук­ции. При необходимости она может определяться отдельно по конкрет­ному технологическому процессу. Такая необходимость обычно возни­кает при освоении новых технологий и оценке экономической целесо­образности их разработки и использования на производстве.

Цеховая себестоимость включает все затраты, имеющие место в конкретном цехе.

Производственная себестоимость включает все затраты на производ­ство продукции, в ее состав не входят только «Коммерческие расходы».

Сумма всех статей калькуляции дает полную себестоимость единицы продукции.

Цеховая себестоимость рассчитывается в организациях (предприя­тиях), в которых действует внутренний коммерческий расчет. Цеховая себестоимость рассчитывается дифференцированно по каждому цеху. При этом все прямые затраты включают только затраты данного цеха. Это относится так же к расчету «Расходов на содержание и эксплуата­цию оборудования» и «Общепроизводственным расходам», а также пря­мым составляющим «Коммерческих расходов» (тара, упаковка, и т. д.).

Способ распределения косвенных затрат на практике выбирается самой организацией (предприятием). Наиболее часто применяются сле­дующие способы распределения косвенных затрат:

- пропорционально основной заработной плате (заработной плате)
производственных рабочих;

- пропорционально сумме прямых затрат на производство отдельных
видов продукции;

- пропорционально выручке от реализации отдельных видов продук­ции. Этот метод обязателен, если прибыль предприя­тие получает от разных видов деятельности, облагаемых налогом на прибыль по разным ставкам.

Выбор путей снижения себестоимости продукциитребует знания факторов, обуславливающих величину затрат по каждой статье кальку­ляции на конкретный вид продукции. Все факторы, влияющие на вели­чину себестоимости можно разделить на две группы. Первая группа включает факторы, зависящие от выпускаемой продукции: функцио­нальное назначение, сложность, технологичность конструкции. Эти фак­торы зависят от самой организации (предприятия) в малой степени и определяются только правильным выбором разработчика продукции и наличием полной информации о нем.

Вторая группа факторов полностью зависит от самой организации (предприятия) и определяется совершенством и физическим состоянием его технической базы, прогрессивностью используемых технологий, профессиональным составом и уровнем квалификации персонала, со­вершенством организации производства, труда и управления, уровнем проводимых маркетинговых исследований, умением рационального подбора поставщиков сырьевых, материальных, топливных и энергети­ческих ресурсов, технологической и трудовой дисциплиной персонала, уровнем автоматизации и компьютеризации производства и управле­ния.

Основными путями снижения себестоимости продукции следует считать:

выбор высоко технологичных изделий;

повышение технического и организационного уровня производства;

повышение уровня автоматизации производства;

повышение уровня производительности труда;

использование прогрессивных ресурсосберегающих технологий про­изводства;

применение совершенных форм и методов организации управле­ния с целью сокращения управленческих расходов;

применение прогрессивных методов формообразования деталей и раскроя материалов;

выбор надежных и дешевых поставщиков материальных ресурсов;

сокращение транспортно-заготовительных расходов.

Снижение себестоимости продукции может быть обеспечено на ос­нове применения следующих методов: метода планирования и контро­ля затрат на всех этапах их производства, метода функционально-сто­имостного анализа, метода маркетинговых исследований и ряда других методов.

Рассмотрение факторов, обуславливающих величину себестоимости продукции, позволяет сделать вывод о прямом влиянии на себестои­мость качества разработки как новой продукции, так и качеством раз­работки нового производственного оборудования, новых технологий и новых материалов.

 

Цена продукции

 

В рыночных условиях цена выполняет следующие функции: учета и измерения, рационального размещения производства, регулирования, стимулирования, распределения и перераспределения.

Функция учета и измерения предполагает отражение в цене издер­жек производства и обращения, стадии жизненного цикла товара, изме­нений конъюктуры рынка. Цена как средство рационального размеще­ния производства предполагает перелив капитала в те сектора эконо­мики, те производства, которые обеспечивают более высокую норму прибыли под воздействием конкуренции и изменения спроса. Регули­рующая функция цены заключается в непосредственном и опосредо­ванном влиянии на величину формируемой прибыли, на характер и результаты конкурентной борьбы. Стимулирующая функция цены обес­печивает воздействие как на производителя через величину прибыли, так и на потребителя товара через уровень цены. Последняя функция цены заключается в распределении и перераспределении национально­го дохода между отраслями хозяйства, его секторами, различными фор­мами собственности, фондами накопления и фондами потребления.

Формирование цены на рынке осуществляется в несколько этапов:

определение рыночных целей организации (предприятия) на опре­деленный период времени;

определение ценообразующих факторов;

комплексное исследование рынков сбыта, сегментирование рынка и анализ потребителей;

выбор метода ценообразования;

определение системы скидок и приплат.

Машиностроительное предприятие в конкретный период времени может ставить различные цели. Например, получение максимальной прибыли, освоение новых рынков сбыта, стабилизация цен на выпускаемые това­ры, формирование определенной номенклатуры продукции на рынке и т. д. При формировании цены всегда следует учитывать, факторы которые могут оказывать на нее влияние в рыночных условиях. Обычно эти факторы делятся на ряд групп: особенности отрасли и отраслевые позиции организации (предприятия), характеристика товара и его по­ложение на рынке, рыночная политика организации (предприятия), из­держки производства и обращения, прочие факторы. Комплексное ис­следование рынка предполагает изучение спроса и предложения, изуче­ние конкурентов, анализ их товарной, ценовой и рекламной политики, изучение потребителей, сегментацию рынка и т. п.

В рыночных условиях могут использоваться следующие методы ценообразования:

метод полных затрат, при использовании которого цена определяет­ся как сумма всех затрат на производство и реализацию продукции и прибыль, определяемая в соответствии с установленной нормой. Этот метод применим для расчета цен на традиционные товары и товары пониженной конкурентоспособности;

метод, основанный на определении точки безубыточности, предпо­лагающий определение выпуска такого количества товара, при ко­тором может быть обеспечена целевая величина прибыли;

метод маржинальных издержек, при котором цена определяется как сумма переменных затрат и дополнительная сумма, покрываю­щая остальные затраты и обеспечивающая определенную прибыль. Этот метод обеспечивает максимизацию прибыли;

метод прямых затрат, близкий к методу маржинальных издержек, в котором цена не рассчитывается, а выбирается из возможных цен продажи устанавливаемых в ходе исследования рынков сбыта. Сущ­ность метода заключается в нахождении маржинальной прибыли, определяемой как разница между ценой и переменными затратами, маржинального дохода с учетом маржинальной прибыли на едини­цу продукции и объема продаж в зависимости от используемой цены. Затем рассчитывается реализованная прибыль как разница мар­жинального дохода и постоянных затрат. Выбирается цена, при ко­торой обеспечивается максимальная реализованная прибыль. Дан­ный метод полностью ориентирован на рынок;

метод рентабельности инвестиций, при котором в цене учитывают­ся затраты на производство и реализацию товара и прибыль, вели­чина которой зависит от процентов, выплачиваемых инвесторам, и других финансовых расходов. Этот метод отвечает как интересам инвесторов, так и интересам производителя;

методы маркетинговых оценок, к которым относятся: метод сход­ной цены, направленный на повышение конкурентоспособности то­вара; метод оценки реакции покупателей, при использовании кото­рого продавец стремится выяснить цену, по которой будет поку­паться товар; метод «предложения втемную», в котором при анонимном опросе покупателей в конкурсе предложений (тендеров) выигрывает тот, чья цена обеспечивает максимальную прибыль продавцу.

Рассмотренные методы применяются при формировании цены фир­мы. Для определения оптовой цены к цене фирмы добавляется сумма сбытовой наценки и транспортных расходов. Цена продажи может от­личаться от оптовой цены на величину скидок и приплат. Наиболее часто встречаются скидки на объем закупок, скидки постоянному по­купателю, дилерские скидки, скидки на экспортные поставки. Припла­ты вводятся в тех случаях, когда выполняются особые требования за­казчика или покупателя по комплектности товара, его особой отделке, виду материала и т. п.

На практике в рыночных условиях применяются различные виды цен:дифференцированные (продажа одного товара по разным ценам); долговременные, действующие без изменения в течение длительного времени; гибкие или эластичные цены, быстро реагирующие на измене­ние соотношения спроса и предложения на рынке; договорные, уста­навливаемые по согласованию между производителем и потребителем; престижные (завышенные), устанавливаемые на товары очень высокого качества; цена «потолка», т. е. искусственно заниженная цена в резуль­тате политики государства, направленной на ограничение роста цен.

При установлении цен на новую продукцию в мировой практике наибо­лее известными является следующие виды цен:

- высокая цена или цена «снятия сливок», которая устанавливается при наличии у новой продукции уникальных свойств, выполнении ею новых функций, обеспечении высокой технологической и патен­тной защиты, наличии первоначального неэластичного (элитного) спроса. Целью установления высоких цен может быть желание быстрого возмещения расходов на освоение выпуска новой продукции, быстрая окупаемость инвестиций или повышение престижа фирмы;

- низкая цена (цена проникновения или цена прорыва) обычно при­меняется в случае, если продукция строится на простых техничес­ких решениях, отсутствует уникальность, есть опасность быстрого появления конкурентов, существует большой спрос и фирма имеет прочное финансовое положение. Целью применения низких цен может быть желание расширить рынки сбыта и увеличить объем выпуска продукции;

- экспериментальные цены, которые применяются при создании то­вара принципиально нового функционального назначения, когда полностью отсутствует информация о спросе, возможных рынках сбыта и цене.

Ценовая политика предприятия – это создание сис­темы ценообразования, охватывающей весь ассортимент выпускаемой продукции и учитывающей различия в издержках производства и сбы­та для отдельных категорий потребителей, для разных регионов, специфику в уровнях спроса, сезонность потребления товара, постоянно меня­ющееся конкурентное окружение и многие другие факторы. Ценовая политика включает следующие модули: цели, принципы, формы реализации, методы реализации и факторы, опреде­ляющие ценовую политику.

Целями ценовой политики предприятия могут быть: сохранение положения на рынке, максимизация прибыли по всей но­менклатуре товара, максимальное увеличение сбыта продукции, завое­вание лидерства на рынке. Ценовая политика должна осуществляется на основе следующих принципов: достижение заданной величины при­были на единицу вложенного капитала; обеспечение стабильного поло­жения на рынке; активизация покупательского спроса; соблюдение го­сударственных правовых актов. Формами реализации ценовой полити­ки являются: сохранение стабильности цен, изменение цен, установление единых цен, применение гибких цен. К методам реализации ценовой политики относятся: обеспечение заданной цены массовой поставкой товаров, масштабное завоевание рынка, выжидание ажиотажного спро­са, «снятие сливок» путем кратковременного повышения цен на новые виды товаров. Факторами, определяющими ценовую политику, являют­ся: спрос, предложение, фискальная политика государства, конкуренты и инфляция.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: