МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ




Программа

детского общественного объединения

«Добрые сердца»

 

Возрастной состав обучающихся - 9- 18 лет

Составитель:

Волченко Е.Н., руководитель объединения

 

 

Ростов-на-Дону

Содержание программы

1. Пояснительная записка…………………………………………………...3

2. Содержание изучаемого курса образовательного направления. ………..8

3. План реализации программы по направле­нию «Поможем детям» ……11

4. План реализации программы по направле­нию «Помним, храним,

дорожим» ……………………………………………………………………12

5.Методическое обеспечение программы…………………………………13

6. Условия реализации программы…………………………………………..14

7. Описание планируемых результатов………………………………………15

8. Литература…………………………………………………………………. 16

 

 

Пояснительная записка

В условиях современного воспитания особо остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Наиболее приемлемой формой работы с подрастающим поколением является широкое развитие во всем мире волонтерское движение. Актуальность развития волонтерского движения обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта у подрастающего поколения, его гражданского становления. Участие в волонтерском движении дает возможность самореализации и личного роста; получить новые знания и опыт и их применение на практике; знакомство с новыми людьми и приобретение новых друзей; новые впечатления, путешествия, возможность просто интересно проводить время. Вся деятельность волонтеров основана на стремлении помочь, сделать добро и принести радость людям.

Деятельность волонтеров, на сегодняшний день актуальна потому, что они могут уделять внимание пожилым одиноким людям, помогать им; заботиться о младших школьниках и дошкольниках; проводить акции, направленные на сохранение семейных ценностей, исторической памяти. Участие в волонтерском движении дает возможность саморазвития и самосовершенствования, где каждый может развить свои интересы и творческие возможности, удовлетворить свои потребности к самостоятельной деятельности.

Программа «Добрые сердца» - образовательная программа развития детского общественного объединения, основной идей которой является воспитывать тех, кто способен помочь не словами жалости, а реальной помощью, основанной на уважении к человеку.

Программа актуальна, так как в условиях переориентации ценностей возрастает роль активных творческих личностей и имеет практическую ценность, устраняя ребенка – исполнителя, создавая ребенка – творца.

Программа направлена на успешную социальную адаптацию ребенка:

- различные формы реализации деятельности подростков в соответствии с их интересами, возможностями;

- возможность переключаться с одного вида деятельности на другой;

- особые условия работы: разноуровневость, индивидуализация;

- самостоятельная свободная ориентация в различных сферах общественной жизни;

- позволяет обращать особое внимание на установление взаимопонимания, взаимопомощи с окружающими.

Новизна программы заключается в привитии активной гражданской ответственности и самосознания; развитие социальных компетентностей; общей культуры; привитие любви и гордости за свою малую родину; гуманного, милосердного отношения к старшему и младшему поколениям; стремление заниматься добровольной работой на благо общества.

Отличие данной программы от других программ заключается в комплексном развитии социальных компетентностей обучающихся.

 

 

Программа объединения ориентирована на детей в возрасте 9–18 лет и проходит под девизом «Пусть наши сердца озарит добрый свет и с доброй душой пусть живёт человек!». В это время у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.

Цель программы: научить подростков цивилизованно взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, находить средства и способы для урегулирования своих отношений на всех уровнях общения, а также развития детского самоуправления, творческого потенциала учащихся, сотрудничество педагогов, родителей, общественности и учащихся.

Задачи:

1. содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;

2. способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность;

3. выявить и развить лидерско-организаторские качества и индивидуальные способности ребят через обучение основам школьного самоуправления;

4. обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе;

5. повысить уровень удовлетворённости детей работой детского общественного объединения через организацию различных видов деятельности.

Программа строится на основе следующих принципов:

· равенство всех участников;

· добровольное привлечение к процессу деятельности;

· чередование коллективной и индивидуальной работы;

· свободный выбор вида деятельности;

· нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;

· развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;

· учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Мы стремимся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех.

Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

При составлении программы учитывались возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К 10–11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. С другой стороны, 11 – 13 лет – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.

Основные формы работы в рамках программы «Добрые сердца» – акции, операции, социальное проектирование, беседы, встречи, концерты, праздники, конкурсы, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).

Срок реализации программы – 3 года. В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.

Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Организуется работа по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.

Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.

Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.

В дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие способности не только в классных коллективах, но и на уровне школы, района, города.

Формы подведения итогов:

1. Проведение мониторинга

2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты – концерты, КТД, акции, праздники.

3. Составление статистических отчетов и аналитических документов, фото- и видеоотчетов, подсчет количества публикаций в СМИ и Интернете, анализ активности страницы в соцсети.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

1. Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.

2. Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.

3. Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.

4. Овладение методикой КТД.

Условия реализации программы:

* Наличие материально-технической базы: классной комнаты, технических средствх обучения, компьютерного оснащения.

* Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.

* Кадровое обеспечение: учитель, члены детского общественного объединения «Добрые сердца», представители благотворительно детского фонда им. Е.Романовой.

Содержание программы.

Основными направлениями деятельности объединения являются: «Помощь детям» и «Помним, храним, дорожим».

Направление «Помощь детям» способствует формированию чувства внимания и заботы о дошкольниках и младших школьниках. Ребята оказывают помощь детям, лишенным попечения родителей, в Домах ребенка, детских домах, приютах и интернатах области, а также детям-инвалидам и тяжелобольным детям. Особое внимание уделяется тем, кто учится в нашей школе. В процессе организации и проведения праздников, акций формируются первоначальные организаторские навыки. В программу включены не только игры и праздники развлекательного характера, но и мероприятия, направленные на приобретение практических навыков, которые пригодятся в жизни. Каждому предоставляется право «выбора» мероприятия, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, уверенно.

Направление «Помним, храним, дорожим» учит проявлятьуважение и почтение к старшему поколению, т.к. это отражение культуры и воспитания населения каждой страны. Объединение регулярно проводит благотворительные акции, культурно-массовые мероприятия с участием ветеранов Вооруженных Сил и боевых действий. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.

 

Содержание изучаемого курса образовательного направления.

Первый год обучения.

 

Теория: Практика:
Вводное занятие «Давайте познакомимся!»
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с детским объединением «Добрые сердца», с его эмблемой Игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. Учимся повязывать галстук.
История детского общественного движения в России.
Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. Экскурсия в школьный музей. Викторина по изученному.
Государственная символика. Символика детских организаций.
Понятия «символы», «атрибуты». Государственная символика. Символы России. Символика детских организаций. Геральдика. Значение цветов. Составление кроссвордов по изученным темам. Деловая игра по теме.
Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Положение, законы.
Конвенция ООН о правах ребёнка. Устав и законы детского общественного объединения «Добрые сердца». Работа в группах. Деловая игра «Я и мои права».  
Методика проведения сбора отряда.
Что такое общий сбор? Как заинтересовать ребят на сборе? Что такое разведка добрых дел? О чём говорят на сборе? Деловая игра «Мы на сборе не молчим», работа в группах.
«Шляпа желаний» и коллективное планирование.
Что такое планирование и зачем оно нужно? Как интересно провести разведку добрых дел. Как разработать план мероприятий. «Шляпа желаний». Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям. Составление примерного плана по направлениям.
Что такое КТД? Традиционные дела.
Методика конструирования и организация КТД. Что такое традиционные дела? традиционные дела детского объединения, школы. Организаторское лото. Работа по направлениям. Анализ традиционных дел в группах. Поиск новых идей.
Организация и подготовка мероприятия.
Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенности организации мероприятий. Работа по направлениям, деловая игра.
Учимся играть.
Виды игр. Их значение в деятельности объединения. Как правильно выбрать игру. Разучивание игр (массовых, подвижных, интеллектуальных, спокойных, настольных), составление игротеки.
Итоговое занятие.
  Игровой практикум. Тренинг.

 

Второй год обучения.

 

Теория: Практика:
Вводное занятие
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности. Вводная диагностика. Игровой тренинг.
Программы школы
Школьные программы воспитательной направленности. Работа в группах.
Методика организации и проведения КТД.
Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову). Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение КТД.
Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения).
Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы. Разучивание и проведение игр, составление игротеки. Работа по направлениям: организация игровых и конкурсных программ для младших школьников.
Что такое проект?
Проект. Основные отличия между концепцией, программой и проектом. Основные требования к проекту. Его структура и основные разделы. Работа по направлениям: мозговой штурм и разработка небольших проектов.
Защита проектов.
  Ребята готовят и проводят защиту своих проектов по направлениям.
Кто такой лидер?
Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность, принципы. Работа в группах, тренинг, тестирование. Игра-практикум «Как вести за собой?»
В мире интересных игр.
Как разработать игровую программу. Разработка и проведение игровой программы «В гостях у Затейников» в группах.
Итоговое занятие.
  Игровой зачёт. Викторина по изученному.
     

 

 

Третий год обучения.

 

Теория: Практика:
Вводное занятие
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса на год, повторение изученного. Игровой тренинг, анкетирование.
Что такое план. Планирование основных мероприятий объединения.
Понятие плана. Представление о планировании. Работа по направлениям. Группы планируют мероприятия в детском объединении.
Хорошее слово – «совет».
Что такое совет? Совет объединения и совет дела. Функции совета, организация работы совета. Создание советов дела по направлениям. Разработка интересных дел для младших школьников.
Социальное проектирование.
Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом. Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам.
Организация и проведение коллективно-творческого дела.
Шесть стадий проведения КТД. Структура и виды КТД. Работа по направлениям: разработка и реализация КТД, социальных акций или проектов по выбору.
Учимся подводить итоги.
Формы подведения итогов: анкетирование, опрос. Выбор методик изучения. исследование. Обработка и обсуждение результатов исследования. Работа в группах «Учимся проводить опрос». Анкетирование, обработка данных. Составление анкет.
Навыки конструктивного общения.
Правила межличностного общения. особенности общения и работы с младшими школьниками и старшими по возрасту. Создание позитивных дружеских отношений. Тренинг на знакомство, представление собеседников. Деловые игры. Вечер дружеского общения, встречи с интересными людьми.
Игра как способ общения.
Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы. Игротека. Игровой тренинг. Игровая конкурсная программа.  
Азы вожатского мастерства.
Заповеди вожатого. Особенности временного детского коллектива. Как придумать мероприятие? Игры и алгоритмы наиболее популярных дел. Клуб вожатых. Работа с «Памяткой вожатому от ребёнка». Разработка мероприятия по алгоритму.
Итоговое занятие.
  Викторина по изученному.
       

 

 

План реализации программы по направле­нию

«Поможем детям»

 

№№ Месяц Практическая деятельность
  Сентябрь Сбор подарков для будущих первоклассников
  Октябрь Акция «Книги – детским домам и приютам»
  Ноябрь Праздник, посвященный Е.Ф.Романовой «К истокам благотворительности в России» Акция ко Дню матери
  Декабрь Акция «Рождественский перезвон»  
  Январь Акция «Рождественский перезвон» Рождественский праздник для детей-сирот и детей из малоимущих семей  
  Февраль Акция «Юные ростовчане – другу-земляку»
  Март Конференция «Благотворительность: вчера, сегодня, завтра»
  Апрель Пасхальный праздник для детей-сирот и детей из малоимущих семей
  Май Праздник ко Дню защиты детей

 

План реализации программы по направле­нию

«Помним, храним, дорожим»

Месяц 1 год реализации программы 2 год реализации программы 3 год реализации про­граммы  
Сентябрь Операция «Цветы в подарок» (поздравление учителей-ветеранов с Днём Знаний и Днём учителя) Операция «Подарок» (поздравление с Днём знаний и Днём учителя) Операция «Разрешите Вас поздравить!»
Октябрь Концерт Дню пожилого человека
Ноябрь Праздник, посвященный Е.Ф.Романовой «К истокам благотворительности в России» Акция ко Дню матери
Декабрь Конкурс ко Дню защитников Отечества 9 декабря  
Январь Акция «Рождественский перезвон»  
Февраль Марш памяти ко дню освобождения г. Ростова-на-Дону в годы Великой Отечественной войны
Март Праздник «Весна 45-ого года»
Апрель Встречи с ветеранами. Работа в школьном музее
Май Марш памяти к 9 Мая
В течение года Поездки в музеи
Акция «Важное дело» (сотрудничество с ветеранами войны и Вооруженных Сил)

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Осуществляется по следующим направлениям:

- адаптация федеральных, региональных, областных программ детского дви­жения к условиям деятельности ДОО;

- обучение органов самоуправления, подготовка лидеров;

- разработка инновационных форм деятельности детской организации;

- социальное проектирование

Программа предусматривает проведение различных трудовых десантов; акций; встреч с ветеранами и инвалидами. Дети учатся проявлять инициативу и творчество, самостоятельно определять, кому нужна помощь, кто нуждается в защите, бороться за свое будущее, стремиться улучшить действительность, с этой целью в объединении планируются и проводятся различные профилактические мероприятия, тимуровская помощь; игры с младшими.

Уделяется внимание приобретению умений и навыков научно-исследовательской деятельности: выпуску газет и буклетов, оформлению стенгазет.

Большое внимание уделяется развитию творчества детей: проведение различных праздников, конкурсов, сами учатся составлять сценарии, находить нужный материал.

Работа в объединении строится путем теоретического и практического изучения тем. Если занятие носит практический характер, то ему предшествует необходимый инструктаж. Во всехслучаях следует подвести итог работы детей, дать оценку их деятельности.

Программа предусматривает использование разнообразных форм проведения работы, которые интересны и востребованы: акции, классные часы, конкурсы, праздники, трудовые десанты, слеты и т.д. Для выпуска газет и создания слайд-презентаций применяется компьютер.

Оценка эффективности программы будет осуществляться всеми участниками волонтерского движения по конкретным результатам деятельности:

- участие в конкурсах «Самый активный волонтер». Итог подводится по волонтерской книжке;

- участие в трудовых десантах;

- участие в районных и городских мероприятиях;

- применение теоретических знаний на практике;

- наличие призовых мест.

Большое внимание уделяется подготовке к районным и городским конкурсам, мероприятиям. Обучающиеся развивают ораторские и организаторские навыки; изучают основы журналистики; участвуют в различных конкурсах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: