Познавательно- речевое развитие




Дюкова Ф.Р., старший воспитательМБОУ «Школа - интернат №4 г. Челябинска» Дошкольное отделение

Повышение правовой компетенции родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями в семье в условиях дошкольного отделенияМБОУ «Школа - интернат №4 г. Челябинска»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений.
На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Повышение требовательности родителей к педагогам и системе образования - факт последних лет, и его роль будет только усиливаться, при этом вмешательство родителей в организационно - правовые отношения в системе коррекционного образования может склоняться как в направлении деструктивном: «выдайте положенное»- так и в конструктивном: «какое решение мы можем найти вместе?». Сообщество родителей по-разному воспринимает Стандарт- одни считают, что педагоги обязаны сделать, чтобы с их ребенком было все хорошо и Стандарт можно использовать как каталог требований для «качания прав» с педагогами. Другие родители придерживаются мнения, что формулировки Стандарта- определение ключевых позиций, относительно которых важно налаживание диалога между педагогами и родителями, взаимопомощи, взаимной заботы о детях. Общая обстановка принятия решений в образовании, степени его открытости может в решающей степени влиять на выбор родителями той или другой стратегии развития ребенка.В Стандарте подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода «дополнительным, содействующим элементом» по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса. Понимание того факта, что семья играет важнейшую роль в становлении личности, воспитании детей с ОВЗ позволяет нам определить одно из главных направлений работы нашего дошкольного учреждения- развитие педагогической и правой компетентности родителей. Решение проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обретение ими своей «ниши», следует искать не только в сфере реализации коррекционного воздействия на ребенка, но и в создании адресной и комплексной помощи родителям.Следовательно, задача педагоговдошкольного отделения МБОУ «Школа - интернат №4 г. Челябинска» – повышать уровень развития самих родителей,создавать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, таким образом, родители становятся активными участниками образовательного процесса.Выполнение этой задачи осуществляется, конечно, не без проблем. Но положительные результаты говорят о верности пути.
Работа с родителями проводится поэтапно: -ознакомление родителей с дошкольным отделением, с группой, с основными правовыми документами по правам детей; -участие родителей в родительских собраниях, днях открытых дверей, встречах за круглым столом и других мероприятиях; -анализ промежуточных и конечных результатов работы с родителями.Работа с родителями по правовому образованию носит дифференцированный характер. При этом соблюдается ряд условий: -взаимная заинтересованность в партнёрстве педагога и родителей; -доброжелательность, тактичность в отношениях; -взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; -учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания и правовых знаний; -сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы. На первом общем родительском собрании, которое традиционно проводится в начале учебного года, родители в общих чертах были ознакомлены с документами, которыми руководствуется дошкольное отделение в повседневной деятельности: Конституцией РФ, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Конвенцией ООН о правах ребенка, Семейным Кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», с Уставом ДОУ, в котором отражены права и обязанности участников образовательного процесса, и другими нормативными актами. При подписании договора между родителями и ДО МБОУ «Школа - интернат №4 г. Челябинска» мы стараемся, чтобы родители внимательно изучили этот документ и обсудили его в своих семьях. При организации совместной работы дошкольного отделения с семьями мы придерживаемся следующих принципов: -открытость дошкольного отделения для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); -сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; -диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.Таким образом, педагоги дошкольного отделения избегают позиции назидательного наставника, учитывают интересы и потребности каждой семьи, показывая прозрачность своей работы, прибегая к свободному посещению родителями группы, которую посещает их ребёнок и уверенно переходя на позицию сотрудничества. В результате многолетней работы педагогов дошкольного отделения установлено, что объединение усилий дошкольного отделения и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей целесообразно строить на основе единой программы для родителей и педагогов. Такой программой является Адаптированная образовательная программа дошкольного образования дошкольного отделения (АОП ДО ДО) МБОУ «Школа - интернат №4 г. Челябинска». В ней представлены цели и задачи на каждом возрастном этапе развития ребенка. АОП ДО ДО учитывает образовательные потребности, интересы детей, их родителей и ориентирована на специфику сопровождения ребенка и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также на потребности и интересы детей, возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции ДО. Решение задач взаимодействия ДО и семьи по реализации АОП ДО ДО подразумевает, что ДО должно выступать инстанцией развития не только воспитанников, но и их родителей. Это предполагает отказ от формальных подходов к данному направлению работы ДО, усиливающих доверие между дошкольным учреждением и семьей. В результате такой работы формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, появляется интерес родителей к работе ДО, повышается компетентность родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДО. Поэтому в течение учебного года мы опирались на следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников по определенным направлениям развития и образования детей (образовательным областям):

Физическое развитие

· Изучение состояния здоровья детей совместно с медицинской службой МБОУ «Школа - интернат №4 г. Челябинска»и родителями. Ознакомление родителей с результатами.

· Изучение условий семейного воспитания через анкетирование. Определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.

· Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.

· Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДО.

· Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в ДО.

· Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.

· Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей.

· Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.

· Определение и использование здоровьесберегающих технологий.

· Правовое просвещение родителей на основе изучения социокультурного состояния родителей с целью повышения эффективности взаимодействия семьи и ДО, способствующего укреплению семьи, становлению гражданственности воспитанников, повышению имиджа ДО и уважению педагогов.

Познавательно- речевое развитие

· Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДО, их достижениях и интересах.

· Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки и т.п.)

· Выявление психолого-педагогических затруднений в семье.

· Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников.

· Пропаганда гуманных методов взаимодействия с ребёнком.

· Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.

· Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.

· Открытые мероприятия с детьми для родителей.

· Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.

· Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.

· Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, минералов и др. предметов для познавательно-творческой работы.

· Воскресные экскурсии ребёнка с родителями по району проживания, городу с целью знакомства.

· Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: