Методические рекомендации изучения дисциплины по темам




Кафедра «Мировая экономика и международный бизнес»

 

Поспелов В.К.

Методические рекомендации по освоению дисциплины

Мировая экономика и

Международные экономические отношения

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», профили:

"Бухгалтерский учет, анализ и аудит", заочная форма обучения

"Бухгалтерский учет, анализ и аудит", очная форма обучения "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения", очная форма обучения

"Международные финансы (на английском языке)", очная форма обучения "Налоги и налогообложение", заочная форма обучения

"Финансы и кредит", заочная форма обучения

 

 

Одобрено кафедрой «Мировая экономика и международный бизнес» (протокол № 21 от 20 июня 2016 г.)

 

 

Москва 2016

 

Содержание

Введение. 3

Методические рекомендации изучения дисциплины по темам. 3

Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы.. 16

 


 

Введение

 

Изучение дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» необходимо начать с выяснения причины ее включения в перечень обязательных дисциплин по направлению «Экономика». Поскольку в современном мире все государства и страны в разной степени взаимодействуют между собой в экономической сфере и в той или иной мере подключены к системе мирохозяйственных связей, логически напрашивается вывод: необходимо знать состояние и тенденции развития экономики как всего мира, так и отдельных стран для налаживания более эффективного и умелого хозяйствования в России. Это необходимо и для того, чтобы из богатого мирового опыта экономических преобразований, накопленного человечеством, отобрать все ценное и приемлемое для осуществления на российской земле.

При изучении дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» необходимо иметь в виду, что, хотя каждая тема дисциплины может изучаться отдельно от других, все они в совокупности составляют внутреннее единство и изучение каждой из последующих тем позволяет более глубоко уяснить логику и содержание предшествующих частей дисциплины.

Знание проблем, тенденций и перспектив развития мировой экономики совершенно необходимо для разработки и проведения внешнеэкономической политики, которая бы в полной мере отвечала национальным интересам России.

 

Методические рекомендации изучения дисциплины по темам

 

При изучении темы 1 «Мировое хозяйство в начале XXI века. Международное разделение труда и его формы» необходимо обратить внимание на специфику становления мирового хозяйства, имея в виду, что отдельные формы хозяйственных связей между различными странами существовали еще в глубокой древности, но окончательно мировое хозяйство сформировалось на рубеже XIX – XX веков. Равным образом элементы глобализации имелись задолго до последней трети ХХ столетия, однако возникновение глобализации в ее современной форме относится ко второй половине ХХ века. Глобализация экономики как формирование единого мирового экономического пространства «вызревает» неодинаковыми темпами. Если например в валютной и информационной (Интернет) сферах она уже является вполне развитым феноменом, то в сфере международной торговли пока еще рано говорить о достижении единого мирового торгового пространства.

Что касается критериев классификации стран по уровню социальноэкономического развития, то в настоящее время в Организации Объединенных Наций не имеется общепризнанных критериев такого разделения, в связи с чем разные международные экономические организации, входящие в структуру ООН, используют свои критерии.

Современные и прогнозируемые тенденции развития мировой экономики позволяют предположить характер изменений в мировом хозяйстве в первой половине текущего столетия.

Следует ознакомиться с прогнозном удельного веса стран в мировой экономике в 2050 г.

Поскольку исследователи сталкиваются с фактом нарастающей дифференциации развивающихся стран, то в современных прогнозах будущего развития мировой экономики, значительное внимание уделяется возможному изменению доли отдельных стран в мировом валовом продукте.

Специалисты банка HSBC в 2012 г. опубликовали прогноз ВВП 100 стран в 2050г. по объему экономики (в постоянных долларах 2000 г.). На первое место был поставлен Китай (25334 млрд долл.), на второе – США (22270 млрд), на третье – Индия (8165 млрд.). По оценке банка, Россия может оказаться на 15 месте (1878 млрд долл.).

Свой прогноз, во многом отличный от прогноза банка HSBC, в феврале 2015 г. представила компания «Прайсуотерхаус куперс». В публикации этой компании анализируются 32 страны. Все данные прогноза рассчитаны в долларах 2014 г. Специалисты «Прайсуотерхаус куперс» считают, что семерка стран с формирующимся рынком (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Индонезия,

Мексика и Турция), обгонят страны «семерки» (США, Япония,

Великобритания, Германия, Франция, Италия и Канада). Кроме того ВВП стран БРИКС также превысит ВВП «Семерки». Однако в отличие от прогноза банка HSBC специалисты «Прайсуотерхаус куперс» полагают, что на втором месте по

размерам экономики в 2050 г., подсчитанного на основе паритета покупательной способности, окажется Индия, а не США. Россия окажется на восьмом месте. По мнению специалистов «Прайсуотерхаус куперс», доминирование Китая и Индии, которые превосходят другие страны по численности населения, во многом означает возврат к исторической норме, существовавшей до промышленного переворота конца XVIII и XIX вв., в результате которого произошел сдвиг в глобальной экономической моши в сторону Западной Европы и США.

Можно с большой долей вероятности предположить, что в этом случае в мировой экономике, а следовательно, и в политике произойдут значительные изменения.

Материальной основой мировой экономики является международное разделение труда, т.е. разделение труда, вышедшее за национальные границы. Следует обратить внимание на изменение форм проявления трех видов международного разделения труда: общего, частного и единичного. Одной из задач изучения данной темы является выявление особенностей положения России в международном разделении труда и ее места в мировой экономике, а также возможных направлений изменения роли и места России в международном разделении труда.

В теме 2 «Ресурсный потенциал современного мирового хозяйства» необходимо учитывать неравномерность распределения различных видов ресурсов по регионами и странам мира. Важно обратить внимание на то, что не все богатые ресурсами страны, обеспечили достойный уровень жизни для своих граждан, и, наоборот, в некоторых случаях страны, относительно слабо обеспеченные природными ресурсами добились значительных успехов в экономическом развитии. Примером первого вида стран можно назвать Заир, второго – Японию и Республику Корея. Отсюда следует, что главным ресурсом в экономике являются высокообразованные и способные к освоению самых сложных видов труда человеческие ресурсы.

Вот почему специалисты Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария) считают, что без охвата населения начальным образованием невозможно обеспечить даже низкий уровень конкурентоспособности страны, а для достижения более высокого уровня требуется уже не только начальное образование, но более высокие ступени образования и профессиональная подготовка.

В теме 3 «Понятие МЭО и их основные формы. Международная торговля и внешнеторговая политика» необходимо обратить внимание на структуру современных международных экономических отношений и их изменения по мере развития международного разделения0 исторически первой формой МЭО стала международная торговля, которая успешно развивается и поныне. Историческая заслуга в формировании мирового рынка принадлежит капитализму. Мировой рынок - это сложная синтетическая экономическая категория, которая объединяет целый ряд мировых отраслевых рынков (например нефти, угля, пшеницы и т.п.). На этом рынке несмотря на явление «множественности цен» (то есть несколько отличающихся друг от друга товарных цен на один и тот же товар на конкретных рынках) имеется мировая цена, которая внешне выступает как некий единый уровень цены. В качестве примере можно взять движение цены разных сортов нефти на международном

(мировом) рынке (Рис.1).

 

 

 

Источник: Рассчитано по данным обзора компании «Бритиш петролеум» за 2015 г.

Рис.1. Движение цены барреля четырех сортов нефти на мировом рынке в

1980-2014 гг. (в долларах США).

 

 

При рассмотрении внешнеторговой политики следует иметь в виду, что наиболее часто встречающиеся формы внешнеторговой политики – либерализация и протекционизм – в реальной действительности никогда не встречаются в «чистом» виде, хотя и проявляются вполне определенно во внешнеторговой политике страны.

В теме 4 «Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация» необходимо обратить внимание на формирование многоуровневой системы регулирования международной торговли, элементами которой являются двусторонние и многосторонние торговые соглашения.

Главной международной организацией, регулирующей международную торговлю, является Всемирная торговая организации, образованная в 1995 г.

Россия присоединилась к этой организации сравнительно недавно – в 2012 г. В настоящее время продолжается т.н. «переходный» период, в течение которого экономика страны должна адаптироваться к условиям присоединения России к ВТО.

Следует иметь в виду, что соотношение сил внутри ВТО в XXI в. изменилось в пользу развивающихся стран, что вызвало недовольство развитых стран с рыночной экономикой. Одним из проявлений изменившегося баланса сил внутри ВТО стало выдвижение Китая на первое место среди мировых экспортеров (табл 1). Именно в этом лежит главная причина того, что США, стремясь остаться лидером мировой торговли, в настоящее время проводят активную политику формирования двух крупнейших торговых блоков – Транстихоокеанского торгового партнерства (соглашение о котором уже подписано, но подлежит ратификации всеми государствами, подписавшими его) и Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (которое в настоящее время находится в стадии обсуждения). Как заявил президент США Обамаz543, США, а не Китай должны писать правила мировой торговли.

Таблица 1

Доля стран в мировом экспорте (в процентах)

           
Мир 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в т.ч.          
США 12,3 11,2 12,6 9,8 8,8
Германия 11,7 9,2 10,3 10,2 8,2
Франция 6,3 5,2 6,0 5,3 3,2
Япония 6,4 8,0 9,8 6,4 3,7
Китай 1,0 1,2 2,5 5,9 12,7

Источник: WTO. International Trade Statistics 2015. P. 42.

В тема 5 «Внешняя торговля России и ее регулирование. Россия в ВТО» необходимо обратить внимание на важность внешней торговли для экономики России и необходимость качественного изменения структуры экспорта Российской Федерации. Долгое время Россия находилась на «нефтяной игле», когда около трех четвертей экспорта составляли минеральные продукты, главным образом нефть, нефтепродукты и природный газ. После резкого снижения нефтяных цен, а также введения экономических санкцией против России западными державами начались позитивные изменения в структуре экспорта. Ныне перед Россией стоит задача закрепить положительные тенденции.

Другой задачей экономики России в сфере внешней торговли является необходимой эффективной адаптации к условиям пребывания страны в ВТО. Для этого нужно повысить производительность труда в экономике страны и приступить к преобразованиям в структуре ряда отраслей, прежде всего промышленности.

Ряд необходимых изменений в законодательстве о внешней торговле был осуществлен в период переговорах о присоединении к ВТО. Это нашло отражение в частности в законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», принятом в 2003 г.

Необходимо иметь в виду, что присоединение к ВТО означает расширение конкурентного поля для иностранных товаров. Поэтому назревшие преобразования в экономике должны получить приоритетное значение.

При изучении темы 6 «Международное движение капитала. Россия в международном движении капитала» следует иметь в виду, что появление этой формы международных экономических отношений произошло существенно позднее возникновения международной торговли. В массовом масштабе этот феномен образовался с переходом капитализма в империалистическую стадию в конце XIX – начале XX века. Современный приток капитала показан в

таблице 2, из которой видно усиление роли развивающихся стран.

Таблица 2

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (миллионы долларов США)

 

 

Источник: таблицы WTO 2015.

 

Практический опыт показывает, что нередко имеются с сложности в понимании категории «прямые иностранные инвестиции», которые трактуются как возможность контроля предприятия в другой стране. Теоретически такой контроль становится фактом, если материнская компания имеет 50% акций плюс одна акция, ибо в этом случае никто не может иметь более 50% акций. Но в действительности, поскольку акции предприятия могут быть распылены по многим странам, вовсе не обязательно иметь даже 50% акций, чтобы контролировать предприятие. С другой стороны, и теоретически, и практически, имея уже 15-20% акций, можно влиять на управление предприятием например путем ввода в совет директоров этого предприятия своего представителя.

Поэтому определение прямых иностранных инвестиций базируется на двух критериях: либо влияние на управление предприятием, либо контроль над предприятием.

Считается, что если инвестор обладает более 10% капитала предприятия, то это – прямая инвестиция.

Приток ПИИ в страну в значительной степени зависит от ее инвестиционного климата, под которым понимается вся совокупность социально-экономических, политических, правовых и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка (то есть степень выгодности вложения капитала) и величину инвестиционного риска.

Инвестиционный климат в России иностранными инвесторами считается недостаточно благоприятным, хотя в последние годы был предпринят ряд шагов, направленных на его улучшение.

Для более глубокого усвоения темы необходимо изучить основные положения закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

1999 г.

В теме 7 «Международная экономическая интеграция» необходимо обратить внимание на разнообразие интеграционных форм в мировой экономике. Наиболее глубокой является интеграция в странах Европы, где она насчитывает уже более полувека.

В других регионах интеграция не достигла глубины европейской интеграции.

Необходимо обратить внимание на внутренние противоречия Европейского союза, наглядным проявлением которых стали итоги референдума в Великобритании по вопросу взаимоотношений страны с ЕС. Большинство участников референдума проголосовали за выход Великобритании из ЕС. Очевидно, что в Европейском союзе назрели структурные перемены.

Что касается интеграционных процессов на пространстве бывшего ССРР, то они имеют несомненную специфику. Лишь в начале второго десятилетия текущего столетия удалось Евразийский экономический союз.

Официально договор о создании ЕАЭС вступил в силу 1 января 2015г. К первоначальному составу членов ЕАЭС (Беларуси, Казахстану и России) присоединились Армения и Кыргыстан.

В теме 8 «Международные экономические и финансовые организации» необходимо иметь в виду, что мировая экономика как сложная многоуровневая экономическая система требует определенного упорядочения. Это достигается не только путем заключения двухсторонних соглашений между государствами, но и образованием и функционированием многочисленных международных организаций.

Некоторые международные экономические организации носят универсальный характер, другие действуют в отдельных сферах и регионах мировой экономики. К первому типу относятся организации системы ООН, примером организаций второго рода является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) или ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития)

Россия участвует в деятельности целого ряда международных организаций. Членом некоторых их этих организаций она стала уже после распада СССР (например МВФ и Всемирного банка, а также ФАО).

СССР являлся одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, стал постоянным членом Совета Безопасности ООН с правом вето. Однако по политическим и идеологическим соображениям не вступил в ряд специализированных учреждений ООН, таких как Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Он также не присоединился к Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, хотя был среди ее учредителей в 1945 г.

ФАО была учреждена в 1945 г. на базе Международного института сельского хозяйства в качестве специализированного учреждения ООН.

По уставу ФАО, главными целями организации являются улучшение питания и повышение уровня жизни: повышение эффективности производства, переработки, сбыта и распределения продовольствия и продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства, содействие развитию сельских районов и улучшение условий жизни сельского населения и ликвидации, в конечном итоге, проблем голода и недоедания.

Решение политического руководства СССР не вступать в эту организацию объяснялось нежеланием обеспечить открытый доступ к сельскохозяйственной статистике СССР. Информация о состоянии дел в сельском хозяйстве СССР в то время была засекречена, и о ее передаче ФАО не могло быть и речи. Лишь в 1988 г. было принято решение создать Бюро постоянного наблюдателя СССР при ФАО.

В 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд и в Международный банк реконструкции и развития. Однако присоединение к ФАО состоялось только в 2006 г.

Генеральный директор ФАО Жак Диуф приветствовал как историческое решение Российской Федерации о вступлении в ФАО. Пo его мнению, «Россия является крупнейшей державой в сфере аграрного производства, и членство в ФАО принесет выгоду как ей самой, так и организации в целом».

В соответствии с нормами ООН ФАО признает Российскую Федерацию правопреемницей СССР.

Взнос России в бюджет Регулярной программы ФАО в 2010 г. составил 2,6 млн долл. США и 2,5 млн. евро.

Участие в деятельности ФАО дает возможность пользоваться консультациями экспертов, банком данных, получение всей документации ФАО. В настоящее время основной Web-сайт ФАО содержит свыше 50 тыс. страниц технической и информационной документации.

Благодаря ФАО Россия получила доступ к полезной информации, прогрессивным технологиям, статистической информации по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, продовольствию и рыболовству, научнотехническим и опытно-конструкторским разработкам, новым технологиям и международным стандартам.

Российская Федерация активно участвовала в подготовке и ратификации Международного договора о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, разработанного ФАО и явившегося первым глобальным договором подобного рода. В числе прочего страны-участницы договорились о создании глобального банка элитных генетических ресурсов растений, в частности, элитного семенного фонда, обеспечив свободный доступ к нему всех участников договора на недискриминационной основе.

Важным документом, разработанным и принятым ФАО, стал Международный кодекс ведения ответственного рыболовства, в котором содержится перечень принципов разумного использования рыбных запасов. ФАО занимается установлением квот на вылов и добычу водных биологических ресурсов, каталогизацией зон рыболовства, установлением стандартов на морепродукцию и обработкой статистических данных о вылове и добыче водных биологических ресурсов.

Принятие стандартов ФАО позволяет облегчить выход морепродукции российского производства на мировые рынки. Публикация данных о российских производителях морепродуктов, а также продукции аквакультуры и марикультуры российского производства в Ежегодном глобальном отчете о рыболовстве, аквакультуре и марикультуре ФАО дает возможность российским производителям выйти на мировой уровень производства и сбыта, а также принять участие в международном разделении труда и обмене опытом.

ФАО проводит подобную работу и в отношении лесных запасов, помогая добиваться разумного использования лесных ресурсов.

 

Источник: AgroNews, 26.11.2007/ https://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_20644_aId_437292.html. https://www.fao.org/newsroom/ru/news/2006/1000276/index.html. https://fishres.ru/cgi-bin/news/kpbynum.cgi?num=05805.

 

 

Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы

 

При подготовке к семинарам и к промежуточной аттестации необходимо пользоваться нормативными актами и следующей учебно-методической литературой:

1.Нормативно правовые акты.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации» от 09 июля 1999 №160-ФЗ

Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ.

Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 г. №57-ФЗ.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до

2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.

№ 1662-р.

Стратегия национальной безопасности России до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года.

Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств до 2020 года. Утверждена 14 ноября 2008 года Советом глав правительств СНГ.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. №2227-р.

 

2. Основная литература

Международные экономические отношения. Учебник /Под ред. Б.М. Смитиенко. - М.: Инфра-М, 2011.

Международные экономические отношения /Под ред. В.Е.Рыбалкина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Мировая экономика и международные экономические отношения.

Учебник /Под ред. А.С. Булатова и Н.Н. Ливенцева. М.: Магистр, 2008.

Мировая экономика. Учебник. /Под ред. Б.М. Смитиенко. М.: «Высшее образование, ЮРАЙТ-Издат», 2013.

Фаминский И.П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки, М.:Магистр, 2007.

Мировая экономика: прогноз до 2020 /Под ред. академика А.А.Дынкина. - М.Магистр, 2007.

Дополнительная литература

Внешнеэкономическая деятельность / Под ред. Б.М. Смитиенко и В.К. Поспелова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Глобализация мировой экономики: вызовы и ориентиры: Монография/ В.В. Зубенко, В.А. Зубенко, Н.Л. Орлова, В.В. Антропов, О.В. Игнатова.- М.:

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2012.

Зарицкий Б.Е. Экономика ФРГ. М.: Магистр, 2009.

Зубенко В.В., Зубенко В.А., Орлова Н.Л. Мировая экономика. Учебное пособие.-М.: изд. Государственного университета Минфина России, 2011.

Интеграционные процессы стран в странах СНГ: тенденции, проблемы и перспективы. Монография под ред. Б.М. Смитиенко. М.: Финакадемия, 2008.

Кабанова О.Н. Информационные и торговые системы на мировых валютных, финансовых и товарных рынках. М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации,2005.

Лукьянович Н.В. Морской транспорт в мировой экономике. М.: Моркнига, 2009.

Международные организации (Российская Академия наук, Институт мировой экономики и международных отношений). М.: ИМЭМО РАН, 2007.

Расширение Европейского Союза и зоны евро в аспекте торговоэкономического сотрудничества России и ЕС /под ред. Б.М. Смитиенко, Н.В. Лукьяновича. М.: Финансовый университет, 2011.

Седых С.В., Зарицкий Б.Е. Энергетическая политика ФРГ. М.: Магистр, 2012

Периодические издания

Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ).

Ведомости.

Внешнеэкономический бюллетень.

Внешняя торговля.

Вопросы экономики.

Коммерсант.

Мировая экономика и международные отношения.

Российский экономический журнал.

Сборник законодательства Российской Федерации.

Экономика и жизнь.

Экономист.

Эксперт.

Business Week.

The Economist.

 

Справочно-правовые системы.

Гарант (Электронное издание).

Энциклопедия российского права (Электронное издание).

Интернет-ресурсы www.imf.org, www.oecd.org. www.un.org. www.unctad.org. www.undp.org. www.worldbank.org.

www.wto.org



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: