Экономическая функция государства




 

Функции государства следует отличать от функций государственных органов, соотносящиеся между собой как общее и часть, т.е. та или иная функция государства реализуется через конкретные направления деятельности государственных органов.

Под экономической функцией государства в самом общем виде следует понимать его хозяйственную деятельность в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. В теоретическом государствоведении экономическую функцию государства традиционно рассматривают в качестве внутренней функции, реализуемой в рамках фактической территории государства. Однако, экономическая функция государства может одновременно рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя, причем, внешний характер экономической функции государства проявляется не только в условиях открытой рыночной экономики, когда государство становится одним из активных субъектов мирового хозяйства, вовлеченных в мировую торговлю, научно-техническое сотрудничество, процессы движения капиталов, но и в условиях плановых режимов, которые, несмотря на свою «закрытость», активно сотрудничают со странами-«побратимами».

А.В. Гривко полагает, что природа функций государства как экономического субъекта носит двойственный характер. Государство в системе рыночных отношений, являясь экономическим субъектом, выступает одновременно и как субъект регулирования, и как субъект хозяйствования. Таким образом, А.В. Гривко предлагает исследовать роль государства в экономике через выполняемые им функцию хозяйствования (государство как хозяйствующий субъект) и функцию регулирования (государство как субъект регулирования). Будучи субъектом хозяйствования, государство выступает собственником ресурсов и осуществляет хозяйственную деятельность, а как субъект регулирования непосредственно влияет на поведение других хозяйствующих субъектов.

Как и любая другая функция государства, экономическая функция изменчива, имеет различные формы реализации на разных исторических этапах развития. По мнению Г.Н. Муртазаевой, А.И. Гречаного, факторами, определяющими специфику экономической функции государства в конкретный исторический период являются:

1) тип экономической системы;

2) цели развития экономики в данной системе;

3) экономический потенциал и система форм собственности;

4) развитость рыночных отношений;

5) характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;

6) место государства в мировой системе хозяйствования и международном разделении труда[7].

Данный подход требует доработки и уточнения. В частности, представляется необоснованным в качестве самостоятельных факторов выделять систему форм собственности, развитость рыночных отношений и уровень развития регионов. Система форм собственности является одной из характеристик типа экономической системы и потому может рассматриваться лишь как вспомогательный фактор, полностью поглощаемый основным фактором — типом экономической системы. То же можно сказать и о развитости рыночных отношений, которые вообще могут отсутствовать в государстве как не отвечающие целям его развития. Что касается уровня развития регионов, то, по нашему мнению, данный фактор поглощается экономическим потенциалом государства и также не может рассматриваться в качестве самостоятельного и основного.

Таким образом, среди перечисленных факторов, основными, определяющими специфику экономической функции государства, являются:

1) цели развития государства в данный исторический период;

2) тип экономической системы;

3) экономический потенциал государства;

4) характер межнациональных отношений;

5) место государства в мировой экономике.

В соответствии с указанными факторами, на сущность и содержание экономической функции государства оказывает влияние государственный (экономический) режим государства, представляющий собой характеристику экономики государства с точки зрения методов и форм функционирования и взаимодействия элементов экономической системы, а также способов и пределов государственно-правового регулирования экономических процессов.

Смысл методов косвенного регулирования состоит в том, чтобы придать этим отношениям определенную упорядоченность путем законодательного оформления определенных экономических стимуляторов. Задачей косвенного юридического регулирования является создание с помощью юридических норм такой сферы экономических отношений, где участники отношений смогут самостоятельно координировать свою деятельность и осуществлять юридическое воздействие. Соответственно, рассматриваемый метод отдает преимущество диспозитивному построению правовых норм»[8]. Если данный подход принять за основу дальнейших рассуждений, то можно сделать вывод, что экономические режимы отличаются друг от друга преобладанием прямых либо косвенных методов правовой регуляции экономики.

Основными разновидностями государственных (экономических) режимов являются директивно-плановые, рыночные и переходные экономические режимы. При этом экономическая деятельность государства в условиях плановых государственных (экономических) режимов определялась в основном директивными планами развития народного хозяйства. Ее реализация была связана с решением следующих основных задач:

а) повысить на основе ускорения темпов технического прогресса эффективность общественного производства путем улучшения использования материальных, финансовых и рудовых ресурсов;

б) снизить себестоимость продукции; в) обеспечить рост производительности труда;

д) максимально полно использовать производственные мощности страны;

е) сократить затраты сырья, топлива, материалов на единицу продукции;

ж) повысить качество и ускорить строительство новых объектов и их освоение;

з) обеспечить комплексное развитие хозяйства регионов с учетом целей развития государства.

Решение указанных задач достигалось с использованием отлаженного механизма планирования. Так, в СССР пятилетние планы развития народного хозяйства разрабатывались по поручению КПСС и правительства (Совета Министров) государственными, ведомственными и производственными органами и научными учреждениями в два этапа. На первом этапе осуществлялась разработка основных направлений развития народного хозяйства страны на плановый период. На втором этапе на основе утвержденных съездом КПСС директив составлялся пятилетний план развития народного хозяйства страны с распределением заданий по годам соответствующим министерствам, союзным республикам и иным регионам. Решая указанные в планах задачи, государство опиралось преимущественно на командно-административные методы, в основу которых положены властные императивы, не предполагающие какой бы то ни было свободы экономической деятельности и выбора субъектов.

Реализация экономических функций государств в условиях рыночных государственных (экономических) режимов имеет свою специфику, однако можно выделить общие экономические функции государственных органов, характерные для рыночной экономики любой страны, реализация которых приводит в конечном счете к реализации единой внутренней экономической функции государства:

1) поддержка функционирования рыночной системы путем обеспечения правовой базы, создания конкурентной среды и ее защиты через антимонопольное законодательство;

2) проведение эффективной перераспределительной политики (корректировка распределения дохода и богатства, распределения ресурсов);

3) осуществление макроэкономического регулирования с целью стабилизации экономики, контроля над уровнем занятости, инфляции, стимулирования экономического роста и т.п.;

4) ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма, корректировка недостатков, присущих рыночной экономике[9].

Внешняя экономическая функция государства с рыночным режимом реализуется по следующим основным направлениям:

1) проведение эффективной внешнеэкономической политики;

2) достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ государства в мировой экономике;

3) обеспечение экономической безопасности.

Переходные состояния политико-правовой системы характеризуются, с одной стороны, изменением роли и функций государства, с другой — становлением рыночных отношений. «Причем в этот период, — подчеркивает Б.К. Казбеков, — рынок, понимаемый как рыночные субъекты, механизмы и отношения, еще не имеет в достаточной мере таких важных атрибутов, как частная собственность, конкуренция, риск и банкротство. Он ограничивается преимущественно сферой товарного обращения между госпредприятиями, а также финансовыми отношениями государства с производителями и населением. Рынок капитала и рынок труда представлены еще слабо»[10]. Приведенная характеристика переходной экономики показывает ее развитие на начальных этапах перехода к рынку. Однако переходный период может затянуться на годы, а то и десятилетия, и степень развития рыночных институтов в начале «переходного пути» будет существенным образом отличаться от его окончания.

Процесс реализации экономической функции государства в условиях переходных экономических режимов должен трансформироваться с учетом национальных интересов и приоритетов, и в конечном счете обеспечить формирование конкретной модели экономики для данного государства. Для этого, по справедливому мнению Б.К. Казбекова, необходимы следующие основные предпосылки:

1) наличие элементов рыночного хозяйства в рамках прежней системы;

2) финансовая и товарно-денежная сбалансированность;

3) рациональная отраслевая структура экономики;

4) оптимальное сочетание крупных, средних и малых предприятий;

5) наличие в стране предпринимательских традиций и духа, экономической активности;

6) наличие устойчивых демократических норм и традиций в обществе и государственном строительстве;

7) уровень общественно-политической зрелости и активности общества в целом;

8) культурный, образовательный и духовный уровень населения, его национальное самосознание;

9) наличие профессионального и патриотического корпуса государственных служащих.

Кроме этого, по мнению Б.К. Казбекова, в число указанных предпосылок могут входить общественная поддержка рыночных преобразований (высокий уровень легитимности принимаемых властью решений), благоприятная внутренняя и международная обстановка и т.п.[11]. Логично предположить, что от наличия или отсутствия в конкретной стране данных предпосылок, степени их развития и особенностей функционирования зависит скорость переходного процесса и, в конечном счете, успешность достижения основной цели трансформации: формирования в стране рынка.

Основной целью современного государства является реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных ценностей. В условиях структурных изменений социально-экономических систем, например, при переходе к другой общественной формации, задача достижения данной цели требует применения принципиально новых методов решения[12].

Современная экономическая теория предполагает необходимость государственного регулирования экономики только в условиях провалов рыночной саморегуляции, когда рыночный механизм не в состоянии эффективно распределять ресурсы, или достичь Парето-оптимального распределения. Распределение, эффективное по Парето, означает, что невозможно улучшить благосостояние одного члена общества без ухудшения благосостояния другого члена общества.

По мнению экономистов - государственников, в условиях рыночной экономики государство должно упреждающе формировать условия в целях предотвращения отрицательных последствий в виде роста безработицы, углубления неравенства, ликвидаций фирм и др. Чтобы преодолеть такие издержки рыночных отношений, необходимо проведение спланированных социальных мер, направленных на стабилизацию уровня жизни населения. Социальная поддержка нуждающихся граждан играет большую роль в процессе становления современного государства.

По мнению ряда экономистов[13], главная функция государства - обеспечение безопасности жизнедеятельности (сохранение и развитие) сложно структурированного общества, аппозиция заключается в том, что основная функция государства - это защита индивида, его прав и свобод.

Выбор функций, выполнение которых государством обеспечивает существование и развитие общества, согласование различных (индивидуальных и групповых) интересов, является принципиальным моментом государственной политики. А так как государство - это не просто институт (организация), но и определенная группа людей, облеченных властными полномочиями, то в этом выборе высока доля субъективных факторов и, следовательно, различных идеологических, философских и теоретических подходов.

Наконец, не следует забывать, что разделение сфер деятельности и функций государства на экономические, социальные, политические и т.д. носит условный характер. В реальности между ними нет четких границ - наоборот, все они взаимосвязаны. Поэтому принятие каких-либо практических решений (осуществление каких-либо действий) в экономической (социальной, политической и т.д.) области обязательно сопровождается позитивными или негативными эффектами в других областях. И эти побочные эффекты по своей значимости могут превосходить результаты прямого влияния. Таким образом, выполнение «чисто» экономических функций государства в принципе невозможно. Осознанно или нет, всегда имеет место комплексное воздействие государства на жизнь общества[14].

В связи с этим в условиях рыночной экономики государством осуществляет мероприятия по справедливому распределению материальных ресурсов. Это необходимо для преодоления негативных результатов деятельности рыночных отношений с помощью социальных программ. Основным направлением реализации социальной функции выступает преодоление резкого имущественного расслоения в обществе с целью достижения наиболее полного равенства. От экономической политики в наибольшей степени зависит эффективность реализации социальной функции. При социальной ориентации рыночной экономики станет возможным добиться успехов в социальной сфере по улучшению благосостояния граждан страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: