Б) Особый реализм Гоголя.




И потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слёз,

произнесут примирение моей тени".

Н. В. Гоголь

ЛЕКЦИЯ 1. Творчество Н.В. Гоголя

ПЛАН

Художественный мир Гоголя и его значение

А)Значение Гоголя

Б)Особый реализм Гоголя.

в)Сочетание реального и фантастического в произведениях Н. В. Гоголя
г) Смех Гоголя.

Д) Роль детали в произведениях Н. В. Гоголя

Идейно-художественные особенности произведений Н.В.Гоголя.

1) "Ганц Кюхельгартен" 1827

2) "Вечера на хуторе близ Диканьки" 1831-1832

3) Сборники "Миргород"и "Арабески", 1835 и «Петербургские повести»

4) Драматургия Гоголя. Комедия "Ревизор" (1836).

5) Поэма в прозе «Мертвые души»: проблематика, жанр, композиция. 1842

Художественный мир Гоголя и его значение

А)Значение Гоголя

 

Г. оказал исключительно сильное воздействие на все последующее развитие РЛ. Причем характер этого воздействия и его понимание с течением времени все более и более углублялись.

Период с 40-х гг. 19 в. в литературе принято считать «гоголевским» периодом.

По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называе­мой «натуральной школы» 40-х годов. Гоголь оказал сильное влияние на развитие сатирического творчества Герцена, Некрасова, Чернышевского и особенно — Салтыкова-Щедрина. Салтыков-Щедрин учился у Гоголя приемам сатирического разоблачения дворянско-чиновничьей России.

 

 

Велико значение Гоголя в развитии русского литературного языка. Вслед за Пушкиным он обратился к речи народа. Он боролся за чистоту и самобытность русского языка. Этим качеством своего языка Гоголь оказал влияние и на Тургенева как автора «Записок охотника», и на Островского, и на Некрасова.

 

Творчество Гоголя вдохновляло русских композиторов и художников. Мусоргский написал на сюжет Гоголя оперу «Сорочинская ярмарка», Римский-Корсаков — «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», Чайков­ский — «Черевички». Репин создал свою знаменитую картину «Запорож­цы» не без влияния «Тараса Бульбы».

Место и значение Гоголя в истории мировой литературы определяется ролью, которую он сыграл в развитии русской литературы, занявшей в XIX веке ведущее место в художественном творчестве всего человечества. Продолжая традиции Пушкина, Гоголь внес в историю русской и миро­вой литературы особый реализм, в котором переплетается фантасмагория и реальность, гротеск, гипербола и детализация. Он усилил остроту критического изобра­жения действительности, он верил в великое предназначение России, в ее светлое и прекрасное будущее, хотя в ее настоящем ничего утешительного не находил

 

Наконец, значительный вклад Гоголя в литературу — тот особый юмор, в основе которого лежит высокое чувство гуманности: горький смех сквозь слезы. Смех Гоголя – средство борьбы с общественными пороками, он положительно сказывается на формировании новых воззрений и нравственности. Достижения Гоголя как драматурга проложили дорогу пьесам Островского, Толстого, Чехова, Горького.

 

Почти два столетия ведутся ожесточенные споры о Гоголе.
Сталкиваются противоположные взгляды на творчество писателя, его вклад в литературу, особенности его реализма.
Сам Гоголь о своей литературной деятельности сказал:" Как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить службу государственную, я бросил все...". Пушкин пишет о Гоголе:"...еще ни у одного писателя не было дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем".
В самых ранних суждениях Гоголя о людях четко просматривается уменье замечать как крупные, так мелкие и смешные особенности, которые ускользают от внимания других людей. Все останавливало и поражало этого человека, наделенного даром необычайной наблюдательности: каменные дома, деревянные домишки, купол, рынок, уездный франт... Самые мельчайшие подробности не ускользали от его внимания. Делая свои сокровенные наблюдения над человеком, Гоголь анализирует их и в результате приходит от разрозненных реальных черт к созданию целостного портрета человека.
Свойством душевного склада Гоголя, качеством его психологии и интеллекта было восприятие

"всей громадно несущейся жизни сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы" (Ф.М.Достоевский).

Эти черты гоголевской поэтики заинтересовали исследователей, философов и писателей рубежа 19-20 веков, когда картина мира меняется, гоголевское творчество оказалось как нельзя более востребованным – именно те моменты, которые не укладывались в реализм, считались его промахами или недостатками.

Символизм Гоголя включал в себя элементы сюрреализма, абстракционизма, экспрессионизма и кубизма. Первым обратил на это внимание русский религиозный философ Николай Бердяев. В своей статье «Духи русской революции» (1918), «Гоголь как художник предвосхитил новейшие аналитические течения в искусстве, обнаружившиеся в связи с кризисом искусства. Он предваряет А.Белого и Пикассо. В нем были уже те восприятия действительности, которые привели к кубизму. В художестве его есть уже кубистическое расчленение живого бытия. Гоголь видел уже тех чудовищ, которых позже художественно увидел Пикассо.

Еще одна черта поэтики – алогизм и абсурдизм – получил развитие в 20 веке». В гоголевском юморе преобладает абсурдное начало. Традиции Гоголя унаследовали многие русские юмористы конца XIX и XX в., а также те писатели, которые ориентировались на эстетику абсурда (например, «обэриуты»: Д. Хармс, А. Введенский и др.).

 

Более подспудные, глубокие слои гоголевского мира стали открываться позднее, особенно явственно в последние десятилетия, что выдвинуло Гоголя в число наиболее значительных художников, оказывающих влияние на всю мировую культуру

б) Особый реализм Гоголя.

 

Гоголь - крупнейший представитель реализма в русской литературе первой половины XIX века. Н. В. Гоголь — первый крупный русский писатель-прозаик. В этом качестве он, по мнению многих современников, стоял выше самого Пушкина, которого признавали прежде всего как поэта. Например, Белинский, похвалив пушкинскую «Историю села Горюхина», сделал оговорку: «...Если бы в нашей литературе не было повестей Гоголя, то мы ничего лучшего не знали бы».

 

С Гоголем и «гоголевским направлением» (более поздний термин русской критики, введен Н. Г. Чернышевским) обычно связывают расцвет реализма в русской прозе. Для него характерно:

- особое внимание к социальной проблематике,

- изображение (нередко сатирическое) социальных пороков николаевской России,

- тщательное воспроизведение социально и культурно значимых деталей в портрете, интерьере, пейзаже и других описаниях;

- обращение к темам петербургской жизни,

- изображение судьбы мелкого чиновника.

Белинский считал, что в произведениях Гоголя отражается дух «призрачной» действительности тогдашней России. Белинский же подчеркивал, что творчество Гоголя нельзя сводить к социальной сатире (что касается самого Гоголя, то он никогда не считал себя сатириком).

 

В то же время реализм Гоголя совершенно особого рода. Некоторые исследователи (например, писатель В. В. Набоков) вообще не считают Гоголя реалистом, другие называют его стиль «фантастическим реализмом». Дело в том, что Гоголь — мастер фантасмагории. Во многих его сюжетах присутствует фантастический элемент. Создается ощущение «смещенной», «искривленной» реальности, напоминающей кривое зеркало. Это связано с гиперболой и гротеском — важнейшими элементами эстетики Гоголя. Многое связывает Гоголя и с романтиками (например, с Э. Т. Гофманом, у которого фантасмагория часто переплетается с социальной сатирой). Но, отталкиваясь от романтических традиций, Гоголь направляет заимствованные из них мотивы в новое, реалистическое русло.

 

В произведениях Гоголя много юмора. Не случайно статья В. Г. Короленко о творческой судьбе Гоголя называется «Трагедия великого юмориста». В гоголевском юморе преобладает абсурдное начало. Традиции Гоголя унаследовали многие русские юмористы конца XIX и XX в., а также те писатели, которые ориентировались на эстетику абсурда (например, «обэриуты»: Д. Хармс, А. Введенский и др.).

 

Сам Гоголь был в некотором роде идеалистом и страстно желал «научиться» изображать положительно-прекрасный мир, подлинно гармонические и возвышенно-героические характеры. Склонность изображать только смешное и безобразное психологически тяготила писателя, он испытывал чувство вины за то, что показывает только гротескные, карикатурные персонажи. Гоголь неоднократно признавался, что передавал этим героям свои собственные душевные
пороки, начинял их своей «дрянью и гадостью». Особенно остро эта тема звучит, например, в начале главы VII «Мертвых душ», а также в публицистике (см. «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» из цикла «Выбранные места из переписки с друзьями»). В поздние годы творчества Гоголь переживал глубокий душевный кризис и был на грани психического расстройства. В эти годы писатель давал своим ранее написанным произведениям неожиданную парадоксальную трактовку. Находясь в тяжелой депрессии. Гоголь уничтожил второй том поэмы «Мертвые души», и одной из причин этого поступка было болезненное неприятие писателем своего творчества.

 

 

 

в) Сочетание реального и фантастического в произведениях Н. В. Гоголя

Реальное в сюжетах Гоголя соседствует с фантастическим на протяжении всего творчества писателя. Но это явление претерпевает некоторую эволюциюроль, место и способы включения фантастического элемента не всегда остаются одинаковыми.

 

В ранних произведениях Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий») фантастическое выходит на передний план сюжета (чудесные метаморфозы, появление нечистой силы), оно связано с фольклором (малороссийские сказки и легенды) и с романтической литературой,
которая тоже заимствовала такие мотивы из фольклора.

Отметим, что одним из «любимых» персонажей Гоголя является «чорт». Различная нечистая сила часто появляется в сюжетах «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в лубочно-фарсовой, не страшном, а скорее смешном виде (есть и исключения, например, демонический колдун в
«Страшной мести»).

 

В произведениях более позднего периода сильнее чувствуется мистическая тревога автора, ощущение присутствия чего-то зловещего в мире, страстное желание победить это смехом. Д. С. Мережковский в своей работе «Гоголь и чорт» выражает эту мысль удачной метафорой: цель творчества Гоголя — «высмеять чорта».

 

В петербургских повестях фантастический элемент резко отодвигается на второй план сюжета, фантастика как бы растворяется в реальности. Сверхъестественное присутствует в сюжете не прямо, а косвенно, опосредованно, например, как сон («Нос»), бред («Записки сумасшедшего»), неправдоподобные слухи («Шинель»). Только в повести «Портрет» происходят действительно сверхъестественные события. Не случайно Белинскому не понравилась первая редакция повести «Портрет» именно из-за чрезмерного присутствия в ней мистического элемента.

 

Наконец, в произведениях последнего периода («Ревизор», «Мертвые души») фантастический элемент в сюжете практически отсутствует. Изображаются события не сверхъестественные, а скорее странные и необычайные (хотя в принципе возможные). Зато манера повествования (стиль, язык) становится все более причудливо фантасмагорической. Теперь ощущение кривого зеркала, «смещенного» мира, присутствия зловещих сил возникает не благодаря волшебно-сказочным сюжетам, а через посредство абсурда, алогизмов, иррациональных моментов в повествовании. Автор исследования «Поэтика Гоголя» Ю. В. Манн пишет, что гротеск и фантастика у Гоголя постепенно переходят из сюжета в стиль.

 

Г) Смех Гоголя

Со времени публикации первой повести Гоголь становится известным и входит в пушкинский круг писателей. Русская литература золотого века к началу 1830-х годов достигла расцвета, и нужно было обладать талантом, чтобы молодого писателя заметили Пушкин и его друзья. Они сразу почувствовали богатое дарование Гоголя, который выстрадал свою тему и свое понимание жизни.

 

В душе Гоголя зрела романтическая идея с сильным религиозным уклоном. Суть ее состояла в том, что современная действительность обезличивает человека, превращает его в ничто. Она — произведение Антихриста — принимает разные виды: то откровенного зла, то незаметного; то прикидывается обольстительно красивой, то угрожает своим безобразным ликом.

 

Зло легко меняет маски, и чаще всего человек не выдерживает с ним встречи и терпит поражение. Однако человек по природе, по рождению добр. Следовательно, он должен отстаивать добро в себе, которое вдохнул в его душу Бог. Это означало, что человек должен вести непримиримую и постоянную битву с дьявольскими силами, искажающими его природу, вести борьбу с современной жизнью, которая обезличивает души.

 

Оружием писателя в этой борьбе за судьбы мира и человечества становится смех, создаваемый словом. Почему смех? Да потому, что слезы остаются невидимыми и неслышимыми миру, и только смех способен их обнаружить. Писатель, избирающий своим оружием смех, уничтожает искажающее, кривое зеркало и открывает истину.

 

Такой писатель-проповедник — пророк, поскольку он несет миру Божье Слово. Но, чтобы нести Божье Слово, его нужно выстрадать, сделать своим, иначе люди ему не поверят. В этом случае имеется только один путь: как Бог вместил в себя всю боль человечества и страдал за него, так и писатель обязан пропустить боль всего человечества через свое сердце, испытать великое страдание, знаком которого и выступают невидимые миру и неслышимые им слезы. Такова цена полного горечи смеха, отмывающего жизнь от грязи и всяческой нечистоты. Гоголь сохранил высокое, восходящее к романтизму представление о миссии писателя до конца дней.

 

Главное литературное оружие Гоголя. Объявляя смех своим литературным оружием, Гоголь, как и писатели Просвещения, ставил перед собой задачу исправлять души не только путем сатирического обличения, но и посредством возвращения к их естественной и истинной основе.

Даже незначительные недостатки находят в Гоголе не снисходительного комического писателя, который беззлобно потешается над слабостями людей и прощает их, а взыскательного автора.

Смех Гоголя — это угол его зрения на мир и способ описания мира. Поэтому он должен охватить все стороны и все оттенки жизни и быть столь же всеобъемлющим, как сама жизнь. Смех Гоголя сатиричен и юмористичен, беззаботен и грустен, радостен и трагичен, весел и горек. Его нельзя свести к одной бичующей сатире. Он шире — в нем есть и юмор, и ирония, и насмешка. Он сопряжен с эпическим и с лирическим началом. В нем много объективного, идущего от самой жизни, но много и лирического, внесенного автором. Этот смех бывает пронзительно жалостлив, глубоко горек и мучительно трагичен. Все эти грани гоголевского смеха появлялись постепенно, по мере того как созревал и мужал талант Гоголя. Важно усвоить одно — Гоголь в целом не сатирик, но сатира у него есть; Гоголь не снисходительный юморист, но и юмор ему присущ. Гоголь — комический писатель, у которого комическое оборачивается драматическим и трагическим смыслом.

 

При всем комизме художественный мир Гоголя энциклопедичен, универсален и глубоко философичен. Его творчество – едва ли не единственный пример высокого религиозного комизма в русской литературе

 

 

д) Роль детали в произведениях Н. В. Гоголя
Роль описаний. Гоголь — общепризнанный мастер художественных описаний. В. В. Набоков (эссе «Николай Гоголь») писал, что для Гоголя пейзажи, портреты, интерьеры намного важнее, чем сами сюжеты.
Описания в прозе Гоголя самоценны, их манера и стиль очень выразительны, прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых, портретных, языковых и других деталей. Детализация — важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.

 

Но необходимо помнить, что реализм Гоголя очень своеобразен, в нем всегда есть элемент гротеска и фантасмагории. Мир Гоголя можно сравнить с мозаикой кривых зеркал. В каждом маленьком кусочке мир гротескно преломляется, становится пародией на себя. Вещь искажается
под «микроскопически» точным описанием Гоголя (в «Шинели» — жирный и грязный ноготь, точно «у черепахи череп» и др.).

 

Мир вещей. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, так близко, что они меняют свой привычный облик. Вещь в изображении Гоголя часто наделена самостоятельной жизнью, даже характером (так, мебель в доме Собакевича словно бы кричит: «Я тоже Собакевич!»). В свою очередь, метафорическое сближение вещи с живым существом композиционно уравновешивается противоположным приемом — включением «вещных» мотивов (например, сравнений с вещами) в портреты людей (например, в описаниях помещиков в «Мертвых душах»). Благодаря этому создается образ омертвевшего, превратившегося в «вещь» человека.
Мир вещей в поэме показан как хаос, бессмысленное нагромождение, куча-мала, своего рода кладбище вещей. Вещь часто находится не на своем месте, выглядит бессмысленной, потерявшей
назначение. (примеры этого в интерьерах Манилова, Ноздрева, Плюшкина, в изображении ненужного хлама (Плюшкин), безделушек (Манилов, Ноздрев). Эти образы вещей выражают характеры помещиков) Благодаря таким описаниям вещей создается картина своеобразного «антимира» или «ада» в миниатюре.

 

Отдельно можно говорить о детали в портрете. Если в романтической традиции важны глаза, то у Гоголя их или вовсе нет в портрете, или они ассоциируются с животным, вещью и т. п. (у Плюшкина «маленькие глазки... бегали...'как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар», дырочки, которые «натура... ковырнула большим сверлом» — у Собакевича и др.).Много выразительных деталей и в пейзажных описаниях.

 

Деталь у Гоголя не функциональна, как у Чехова или Толстого, а самодостаточна, автономна, независима. У Гоголя всегда много мелочей, казалось бы, ненужных. Нагромождение «лишних» имен, фамилий, упоминание «случайных» персонажей. Чичиков спрашивает Коробочку, живет ли поблизости Собакевич, а она в ответ говорит про каких-то «Боброва, Свиньина, Канапатьева,
Харпакина, Трепакина, Плешакова» (глава III). Другой пример: «Все подалось: и председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович, никогда не называвшийся по фамилии, носивший на указательном пальце перстень,
который давал рассматривать дамам, даже и тот похудел» (см. начало главы X). Все эти деталипризваны создавать ощущение абсурда и поддерживать его в читателе. Поражает воображение огромный список помещичьих семейств, у которых когда-то гостил Чичиков, где нормальные имена чередуются с необычными типа «Маклатура Алексеевна» и т. п. (см. главу VIII, Чичиков развлекает дам незадолго до появления Ноздрева). Или: «Показался какой-то Сысой Пафнутьевич и Макдональд Карлович, о которых и не слышно было никогда; в гостиных заторчал какой-то длинный, длинный, с простреленною рукою, такого высокого роста, какого даже и не видно было»(описание слухов о Чичикове, гл. IX ).Создается ощущение фантасмагорического мира, хаоса, мира «мертвых душ».

«Живопись» Гоголя сродни гротескному и грубо-комическому народному лубку, но он всегда хотел преобразить этот лубок в возвышенное полотно вроде «Явления Христа народу» (сам он позировал художнику Иванову для этой картины) или «Последнего дня Помпеи» (он лично знал и Брюллова), а в конечном счете — и в икону, в соответствии с известным тезисом ранневизантийских отцов Церкви: «Все должно стать иконой». Поэтому нельзя не учитывать православное миросозерцание писателя и тот духовный путь, который он прошел, и тот крест, который нес – крест своего таланта и своего предназначения. Но Гоголь всегда остается в мире лубка и мозаики кривых зеркал, и здесь он уже непревзойденный мастер, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом (в XX в. — Д. Хармс и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: