Томаса Кука и его сына можно по праву считать создателями массового туризма.

Возникновение организованного туризма.

Социокультурные последствия деятельности агентства Кука. Возникновение массового туризма.

Томаса Кука и его сына можно по праву считать создателями массового туризма.

До Кука путешествия как способа развлечения и удовлетворения «праздного любопытства»считалось частью культуры досуга "праздного класса". Ей противостояла культура «третьего сословия» (среднего класса), во многом связанная с пуританскими религиозными ценностями. В рамках этой культуры досуг в целом был весьма регламентирован и служил своеобразным способом социального контроля. В протестантской (пуританской, кальвинистской, квакерской и т. п.) среде преобладают коллективные или семейные формы досуга: воскресные посещения церкви, семейные или коллективные чтения и обсуждения библии, собрания в кругу единомышленников, "братьев по вере" для занятий богоугодной (филантропической) деятельностью. Ясно, что в пуританской этике буржуа с культом труда, бережливости и религиозного долга не было места развлекательным путешествиям.

В социокультурном аспекте деятельность Томаса Кука интересна ее связями с "пуританской" культурой полезного досуга. Поездка, вошедшая в историю туризма, была организована не для развлечения, которые пуританская культура отвергала, а как совместное проведение досуга единомышленников с целью, говоря языком социологов и психологов, укрепления "групповых ценностей" и "чувства сплоченности группы".

На начальном этапе деятельность агентства Т. Кука направлена именно на организацию посещения промышленных выставок, познавательных экскурсий и групповых поездок для укрепления контактов между религиозно-общественными организациями пуританского толка. Существенную роль в деятельности Т. Кука играли филантропические мотивы. Одно из его оригинальных изобретений - так называемые "экскурсии при свете луны" для рабочих и ремесленников, которые не могли найти свободного времени днем.

Деятельность Т. Кука как бизнесмена представляет собой яркий образец протестантской деловой этики - он неутомимо расширяет свое дело и набор предоставляемых услуг, находя при этом решения которые становятся классическими для туристского бизнеса.

Начав с низшего и среднего слоев среднего класса, он, набирая силу, постепенно расширяли социально-имущественный спектр своей клиентуры. Отчасти по этой причине на протяжении почти полувека у агентства Кука не было серьезных конкурентов. В то время как другие туристские компании считали, будто один клиент с тысячью долларов предпочтительней десяти со ста, Кук не брезговали и пятьюдесятью центами. Агентство Кука, подобно многих другим предпринимателям той эпохи, на основании накопленного за пару десятилетий опыта пришли к пониманию, что бурный экономический рост среднего класса сделал товары широкого потребления не менее выгодными, чем предметы роскоши. Да, Кук со временем прибрал к рукам и туризм для богатых, но главной стратегической установкой по-прежнему оставалась создание туров и экскурсий для людей с любым доходом.

В 60-х и 70-х годах XIX в. путешествия еще не носили массового характера, и туризм не был доступен любому человеку. Итальянский писатель и путешественник Джованни Артиери Giovanni Artieri пишет, что «идея о поездке — нормальный факт только в жизни международного меньшинства, которое в Великобритании называли establishment, во Франции — elite, в Италии — gran mondo и так далее. В те годы бедные могли путешествовать только как эмигранты, военнослужащие или как заключенные». Несмотря на интенсивное развитие туризма, собственно путешествующих было не так много, и имена их были достойны вниманию общественности. М. Кьяри, например, с 1870 г. являлся одним из издателей ежедневной газеты во Флоренции Le Touriste D’italie на французском языке. Газета, наряду с политическими и другими новостями, публиковала фамилии всех иностранных туристов, прибывших в Италию, названия гостиниц, в которых они разместились, факты их участия в социальной жизни Италии.

В основу стратегии агентства был положен и неуклонно проводился на протяжении десятилетий принцип – удовлетворять запросы клиента, и, по возможности, развращать его небольшой толикой роскоши, доступной прежде только высшим классам. Например, в Италии форма обращения к туристам Кука: «милорд» и «миледи», вписывалась в контракт с местными гидами, а те, в свою очередь, обучили нехитрому трюку владельцев гостиниц и прислугу, которая таким образом обложила туристов своего рода налогом на тщеславие в форме щедрых чаевых! Мог ли бирмингемский или парижский клерк, позволить себе в повседневной жизни обед из шестнадцати блюд, которым его кормили в каирской гостинице, – ешь не хочу, стоимость входит в турпутевку!

Средние слои общества, на которые ориентировался Т. Кук в середине XIX века, стали основными потребителями туристских услуг лишь к началу XX века. Это были состоятельные буржуа, которые начинают усваивать привычки прежнего "праздного класса", рантье, живущие на проценты от ссуды денежного капитала или на дивиденды от ценных бумаг. Не связанные с прямой производственно-деловой активностью, они располагали свободным временем и финансовыми средствами, достаточными для туристских поездок.

Говоря о возникновении массового туризма, нужно иметь в виду не только статистические показатели, но и изменение стереотипа поведения туриста. После того, как Т. Кук в 1865 г. занялся организацией поездок англичан в Европу и США, а американцев в Европу масштабы международного туризма существенно расширились. Если в 60-е годы 19 века (начало развлекательных трансатлантических путешествий) число американских туристов в год составляло 40 тыс, то в 90-е гг - 100 тыс., в 1906 году - ок. 200 тыс., а в 1914 году - 280 тыс. В 1888 г. Ла-Манш пересекли около 500 тыс. англичан.

С ростом масштабов туризма он все больше приобретает черты моды и часто становится не столько средством приобщения к духовным ценностям, сколько престижным способом времяпровождения. Туризм становится, говоря словами Т. Веблена, одним из видов "демонстративного потребления благ", предоставления очевидных доказательств богатства и власти. Для путешественника «романтического периода», для которого путешествие отвечает его внутренней познавательной или эстетической потребности, комфорт не так важен, как для участника увеселительной поездки, заплатившего деньги, прежде всего за удобства и качество услуг. Для него путешествие - это товар, качество которого должно соответствовать цене.

Условно говоря, если "руссоисты" и "романтики" начала века при путешествии в Швейцарию. Италию или Германию брали с собой томик Ж.-Ж. Руссо или Байрона, то типичный турист второй половины 19 в. в лучшем случае обходится путеводителем. Этот тип недалекого туриста с толстым бумажником и «бедекером» в кармане становится со второй половины 19 в. одним из излюбленных персонажей писателей-сатириков. Пример тому - путевые заметки Марка Твена, который в 1867 г. совершил путешествие из США в Европу, Палестину и Египет на пароходе «Квакер-Сити».

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!