Идейно-художественные особенности произведений Н.В.Гоголя.




1) "Ганц Кюхельгартен"

2) "Вечера на хуторе близ Диканьки",

часть 1, 1831 ("Сорочинская ярмарка", "Вечер накануне Ивана Купала", опубл. 1830 под назв. "Басаврюк", "Майская ночь, или Утопленница", "Пропавшая грамота "),

часть 2, 1832 (" Ночь перед Рождеством", "Страшная месть", "Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка", "Заколдованное место").

3)

а) "Миргород", 1835 (часть 1 — "Старосветские помещики", "Тарас Бульба ", нов. ред. 1839-41; часть 2 — "Вий", "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем ")

б) "Арабески", 1835 (повести "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет ", 1-я ред.; главы из незаконченного романа "Гетьман"; статьи, в том числе "Несколько слов о Пушкине", "О малороссийских песнях" и др.)

Повести: "Нос" (1836), "Коляска" (1836), "Шинель" (1842). («Петербургские повести»)

4) Комедия "Ревизор" (1836), "

5) Поэма (в прозе) "Мёртвые души" (т.1, 1842; т.2 уничтожен автором, частично опубл. 1855)

1)

«Ганц Кюхельгартен»

Первые пробы пера Гоголь делает еще в Нежинской гимназии, однако тогда свое предназначение он связывает с государственной службой. В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал..

 

Самое первое опубликованное его произведение — романтическая поэма-идиллия «Ганц Кюхельгартен», которая была написана ещё в Нежине (он сам пометил её 1827 годом). Поэма вышла под псевдонимом В. Алов. Критики встретили ее насмешками, и Гоголю стало стыдно за свое полуученическое и подражательное (немецкие романтики) сочинение.

Поднимается протяжно

в белом саване мертвец,

Кости пыльные он важно

Отирает, молодец. (единственное, что понравилось Набокову в поэме)

 

Он сжег нераспространенные экземпляры и в подавленном настроении уехал за границу, в Германию.

 

Столь же внезапно он возвратился в Россию, в Петербург. Гоголь, узнав канцелярско-чиновничье поприще, испытал глубокое в нем разочарование. Он вдруг понял, что Малороссия возбуждает живой интерес не только среди украинцев, но также и среди русских; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родной Украине, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы „ Вечеров на хуторе близ Диканьки“. Успокоившись, он отдается упорной работе и садится за письменный стол. В 1830 году в печати появилась первая гоголевская повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Она положила начало другим повестям, изданным в 1831 — 1832 годах двумя частями.

 

2)

"Вечера на хуторе близ Диканьки"

 

часть 1, 1831 ("Сорочинская ярмарка", "Вечер накануне Ивана Купала", опубл. 1830 под назв. "Басаврюк", "Майская ночь, или Утопленница", "Пропавшая грамота "),

часть 2, 1832 (" Ночь перед Рождеством", "Страшная месть", "Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка", "Заколдованное место").

Не с сатиры и не с описания «существователей» начал он свое поприще, а с жизнерадостного, веселого изображения народной жизни, именно украинской, хорошо ему известной, во всем ее колоритном своеобразии. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вызвали почти всеобщее восхищение. Первым, кто восхитился «Вечерами на хуторе близ Диканьки» (1831), был А. Пушкин. В 1836 году при втором издании «Вечеров...» он писал: «В «Современнике»... все обрадовались этому живому описанию племени, поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумились мы русской книге, которая заставила нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!»

Все критики отмечали веселость и искренность «Вечеров...». Успех «Вечеров...» объяснялся несколькими обстоятельствами. Гоголь был выходцем из Украины и хорошо знал ее фольклор, обычаи, нравы, язык. Он сумел поднять изображение национального колорита на новую ступень, воссоздав вольный дух украинского народа. Гоголь не ограничил свою художественную задачу только описаниями малороссийской провинции. Хутор близ Диканьки и сама Диканька не только особая колоритная окраина России, а целый художественный мир.

 

Петербург разочаровал писателя. Люди в нем обезличены. Гоголь из Петербурга иными глазами смотрел на Украину и оценил дух свободы, естественность и прямоту чувств, полноту переживаний. Хутор близ Диканьки контрастен омертвевшему Петербургу. Этот романтический взгляд Гоголя близок точке зрения вымышленного издателя Рудого Панька, образ которого объединяет все повести цикла. Старичок-рассказчик неожиданно появляется в «большом свете». Он прост, непосредствен, простодушен, но одновременно затейлив, говорлив, смел и горд, не чужд иронии и довольно язвителен. Рудый Панько любит описывать колоритные жанровые сценки, дает живописные картины, широко пользуется украинским языком, хотя знает и русский. Он, не будучи интеллигентом, но попав в «большой свет», хочет выражаться книжным языком и пользуется риторическими патетическими выражениями и оборотами. Ему свойственна восторженная, высокая, даже одическая речь. Он «переводит» речь простонародную в книжную, интеллигентную и наоборот.

 

Фантастика и реальность. Фольклор и литература.

Почти все повести, вошедшие в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки»,— это легенды и сказки. В них господствуют образы фольклора и народной фантастики. Ими пронизаны жанровые сценки и живописные описания. В художественном мире Диканьки сохранилась естественность и полнота чувств, здоровое начало общенародной жизни. Поэтому мрачные силы зла не настолько страшны персонажам, чтобы бояться их, а иногда и просто смешны. В рассказы о чертях и ведьмах верят и не верят. Но черт может напомнить и стряпчего, потому что у него хвост такой же, как и фалды мундира у чиновника, и провинциального ухажера, на том основании, что может так же кокетливо извиваться.

Старый запорожец из «Пропавшей грамоты» боится чертей и ведьм, но может от них откреститься. А кузнец Вакула из «Ночи перед Рождеством» не церемонится с демонической нечистью и бьет ее поленом.

 

В повестях «Вечеров...» преобладают светлые краски, приподнятая тональность и веселый смех. Гоголь дает простор своей веселой фантазии. Мир Диканьки — естественный, простой и цельный. Если духовное и душевное здоровье сохранилось на хуторе, значит, есть надежда, что оно не исчезло и из большого мира национальной жизни.

В целом ряде повестей возвышенный лиризм сменяется тревожным настроением. Ноты грусти и тоски проникают в повести.

Иногда картины, которые рисует Гоголь, становятся страшными. Фантастика делается мрачной. В повести «Вечер накануне Ивана Купала» Петро продает душу черту. Басаврюк прельщает его деньгами. В других повестях тоже рассказано о том, как рушатся природные и родственные связи, как гибель подстерегает людей. Яркие краски временами блекнут, жизнь становится менее насыщенной и более тусклой, менее сказочной и более прозаичной. Гоголь видит, что прежнее богатство, удаль, веселье уходят из современности, которая теряет жизненные силы. Это относится ко всему миру и прежде всего касается нынешнего времени.

 

Персонажи «Вечеров...» живут на грани фантастики и реальности, смеха и страха. Однако одна из повестей цикла, предпоследняя, «Иван Иванович Шпонька и его тетушка», отличается от других. В повести о Шпоньке Гоголь обратился к самому обыкновенному, ничем не примечательному герою.

Иван Федорович Шпонька настолько зауряден и никчемен, что о нем нечего сказать. Вместе с тем читатель, привыкший к манере «Вечеров...», ждет, что с упоминанием какого-либо предмета или явления непременно должно произойти событие, из ряда вон выходящее. Однако ничего не происходит, и быт, который окружает Шпоньку, тускл и неприметен. Эта повесть уже предвещает иронические и грустные повести «Миргорода». В «Вечерах...» Гоголь описывает исторически ушедший цельный мир народной сказочности и устремляется к описанию современной действительности. Писатель пробует и осваивает разнообразные приемы комического повествования.

ИТАК, « веселость» гоголевской книги обнаруживала различные оттенки — от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах...» проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.
После выхода первой прозаической книги Гоголь — знаменитый писатель.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: