Технологический расчет ПТБ автотра




 

Результативность технологического расчета и базирующееся на нем проектное решение зависит от грамотного выбора исходных данных, которые влияют на результаты последующих расчетов. В за­висимости от принятой формы развития и характера проектируемого объекта исходные данные могут быть заданы или получены расчетным путем. Исходными данными для расчета производственной программы являются:

A c i - списочное количество автомобилей i -той марки;

l cc - среднесуточный пробег автомобилей;

Дрг - количество рабочих дней в году;

Т н - продолжительность работы автомобилей на линии (время в наряде);

Дпр - продолжительность простоя автомобиля в ТО и ТР в днях за цикл или год;

N i - число технических обслуживаний и ремонтов одного автомобиля за год;

L нi - нормативный пробег до i-го вида ТО и ТР;

ti н i - нормативная трудоемкость i-го вида ТО и ТР для конкретной марки автомобиля.

Нормативный пробег и нормативная трудоемкость ТО и ТР определяются экспериментально при проведении эксплуатационных испытаний автомобилей заводом-изготовителем или научно-исследовательскими организациями. Нор­мативы периодичности и трудоемкости ТО и ТР для основных марок отечественных автомобилей приведены в Приложении 6.1.

Периодичности технического обслуживания прицепов и полуприцепов устанавливается равной периодичностям обслуживания их тягачей.

Нормативные значения пробегов до i-го вида ТО и ТР корректируются по реальным условиям работы с по­мощью коэффициентов, учитывающих следующие факторы:

К 1 - условия эксплуатации автомобилей;

К 2 - модификации автомобилей и организация работы;

К 3 - природно-климатические условия;

К 4 - пробег с начала эксплуатации;

К 5 - размеры АТП и количество совместимых групп подвижного состава.

Исходный коэффициент корректирования равный 1,0 принимается для эталонных условий работы предприятия: первой категории условий эксплуата­ции, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического района с уме­ренной агрессивностью окружающей среды, подвижного состава с пробегом с начала эксплуатации равным 0,5 - 0,75 от пробега до капремонта, АТП со спи­сочным составом 200 - 300 единиц, состоящим из трех технологически совмес­тимых групп автомобилей. Во всех остальных случаях технологические расче­ты производятся с корректировкой в зависимости от условий эксплуатации, состояния подвижного состава, размера и разномарочности АТП. Классифи­кация условий эксплуатации и значения коэффициентов корректирования приведены в Приложении 6.2.

 

6.1.1 Расчет производственной программы АТП

 

Производственная программа определяет количество технических обслу­живании и текущих ремонтов, а также трудовые затраты на выполнение ТО и ТР за планируемый период времени (год, сутки) на весь парк автомобилей.

Учитывая, что в настоящее время капитальный ремонт не является обяза­тельным техническим воздействием и практически уже не производится на авторемонтных заводах, представляется целесообразным выполнять только расчет годовой производственной программы.

Для расчета числа ТО за год необходимо предварительно установить го­довой пробег автомобиля и периодичность обслуживания. Годовой пробег автомобиля L Г - можно определить из выражения:

L гэ.г.∙ L сс = Др.г.∙ α Тl cc, (6.1)

где Дэ.г - число дней эксплуатации автомобиля за год;

l cc - среднесуточный пробег автомобиля;

Др.г - число рабочих дней в году (при 6-ти дн. рабочей неделе-305 дн.);

α Т - коэффициент технической готовности.

Коэффициент технической готовности в свою очередь определяется по формуле:

, (6.2)

где - число дней эксплуатации за цикл:

, (6.3)

- количество дней простоя в ТО и ремонте за цикл:

, (6.4)

где - количество дней простоя в капремонте;

- удельный простой автомобиля в ТО и ТР на 1000 км пробега в днях (таблица 6.9.);

L к - пробег до капитального ремонта.

 

Таблица 6.9 - Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ремонте

Подвижной состав Простои в ТО и ТР на АТП (дни/1000 км.) Простои в капремонте (дни)
Легковые автомобили 0,30-0,40  
Автобусы (кроме большого класса)   0,30 - 0,50  
Автобусы большого класса 0,50 - 0,55  
Грузовые автомобили
грузоподъемностью от 0,3 до 5,0 т   0,40-0,50  
более 5,0 т. 0,50-0,55  
Прицепы и полуприцепы 0,10-0,15 -

 

Пробег до капремонта L к можно найти корректируя нормативный пробег до капремонта L нк коэффициентами К 1; К 2; К 3:

L к= L нкK 1K 2K 3. (6.5)

Периодичность i -гo технического обслуживания определяется путем корректирования нормативной периодичности i -гo обслуживания L н i с помощью коэффициентов К 1 и К 3:

Li = L н iК 1 К 3. (6.6)

Для обеспечения технологичности выполнения техобслуживании, перио­дичность между различными видами обслуживания устанавливается кратной между собой, среднесуточным пробегом и пробегом до капремонта. Периодич­ность ЕО, равная среднесуточному пробегу принимается кратной периодично­сти ТО-1, периодичность ТО-1 кратной периодичности ТО-2, а периодичность ТО-2 кратной периодичности КР. Это позволяет совмещать проведение техобслуживаний с различной периодичностью. Полученная периодичность для удобства расчета округляется.

После определения периодичностей воздействий рассчитывается количе­ство ТО на один автомобиль и весь парк автомобилей за год. Количество об­служиваний одного автомобиля за год (Ni Г) будет равно:

. (6.7)

Количество обслуживаний данного вида по всему парку автомобилей за год () составит:

, (6.8)

где А С - списочное количество подвижного состава.

При расчете количества воздействий необходимо учитывать то, что ТО-2 включает и объем работ совмещаемого ТО-1, а работы ЕО не совмещаются с другими видами обслуживания и выполняются только в зоне ежедневного обслуживания.

;

;

;

.

По годовому количеству i -гo вида технических воздействий определяется суточная программа обслуживаний данного вида Ni c:

. (6.9)

Суточная программа по каждому виду обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) является критерием для выбора метода ТО (поточная линия или универсальные посты). Применение поточной организации обслуживания становится целесо­образной при минимальной суточной программе: для ЕО - более 100 обслу­живаемых однотипных автомобилей; ТО-1 - более 12 - 15 автомобилей; ТО-2 - более 5 - 6 технологически совместимых автомобилей в сутки. При меньших суточных программах принимается метод обслуживания на универсальных постах.

 

6.1.2 Расчет трудоемкости ТО и ремонта автомобилей

 

Важное значение при технологических расчетах занимает расчет трудоемкостей ТО и ТР и определение годового объема работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Рассчитав объем работ можно определить потребное ко­личество производственных рабочих, количество постов, рабочих мест.

Нормативная трудоемкость работ по техническим обслуживаниям (ЕО, ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость работ по текущему ремонту на 1000 км пробега приведены в ОНТП для основных типов автомобилей и базовых марок, выпускаемых в СНГ. Нормативная трудоемкость i -гo обслуживания (t н) корректируется с помощью коэффициентов К2 и К 5:

t н = ti н K 2K 5. (6.)

Удельная нормативная трудоемкость текущего ремонта (t н тр) корректиру­ется с помощью коэффициентов K 1, K 2, K 3, K 4, K 5:

t ТР = t н ТР K 1K 2K 3K 4K 5. (6.)

Нормативы трудоемкости сезонного обслуживания (СО) в нормативных документах не приведены. Учитывая, что сезонное обслуживание выполняется совмещенно с ТО-2, предшествующим переходу на зимний и летний периоды, нормативы трудоемкости СО принимаются в процентах от трудоемкости ТО-2: для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов в размере 50 %; для холодного и жаркого в размере 30 %; для прочих районов - 20 %.

При расчетах необходимо учитывать, что нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкости ЕО.

Годовой объем работ по ТО (∑ Ti г) можно определить произведением числа технических воздействий за год на трудоемкость единицы воздействия:

– по ЕО:

Т ЕО г = ∑ N EO г t EО = ∑ N EО г t н ЕОK 2K 5; (6.)

– по ТО-1:

Т = ∑ N t TО-1 = ∑ N lг t н ТО-1K 2K 5; (6.)

– по ТО-2:

Т = ∑ N t ТО-2 =∑ N t н TО-2 К 2К 5; (6.)

– по СО:

Т СО =∑ N СОt СО = A C∙2∙0,2∙ t TO-2. (6.)

Годовой объем работ по текущему ремонту для парка автомобилей (∑ Т ТР г) можно рассчитать:

. (6.)

Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту парка ав­томобилей за год (∑ Т ТР)составит:

Т ТР =∑ Т ЕО г+∑ Т +∑ Т +∑ Т ТР г+∑ Т СО г. (6.)

Нормативы трудоемкостей ТО и ТР не учитывают трудовые затраты на вспомогательные работы по техническому обслуживанию и ремонту производ­ственного оборудования и инструмента предприятия, внутригаражные транс­портные и погрузочно-разгрузочные работы, хранение, приемку и выдачу мате­риальных ценностей, уборку производственных помещений и других вспомога­тельных работ по самообслуживанию предприятия. Трудоемкость вспомога­тельных работ на самообслуживание предприятия (Т сам) устанавливается в раз­мере не более 30 % от объема суммарной трудоемкости технических обслужи­вании и текущего ремонта парка автомобилей за год:

Т сам.г= ∑ Т г ∙0,3. (6.)

Общая трудоемкость всех работ по предприятию за год (∑ Т общ)будет:

Т общ = ∑ Т г + ∑ Т сам.г. (6.)

Пример расчета производственной программы приведен в Приложении 6..

Выполним расчет годовых трудовых затрат для нашего примера:

ΣТеог= ΣNеог* tE0H*K25 =47269 * 0,50 * 1,2 * 1,05 = 29780 чел.час.

ΣТ= ΣN *tT0-1н25 = 2999 * 3,4 * 1,2 * 1,05 = 12848 чел.час.

ΣТ= ΣN *tT0-2н25 = 1000 * 14,5 * 1,2 * 1,05 = 18270 чел.час.

ΣТтрг = *tтp*Ac= *tтpн*K1*K2*K3*K4*K5*Ac=

* 8,5 * 1,2 * 1,2 * 1,0 * 1,2 * 1,05 * 180=147987 чел.час.

 

Дополнительная трудоемкость выполнения сезонных работ при подго­товке автомобилей к работе в зимних или летних условиях составит:

Σ Тсог=Σ Ncoг * 0,2 *t2H*K2*K5= 1316 чел час.

Общая трудоемкость ТР и ТО парка автомобилей за год (Σ Тг):

ΣТтр =ΣТеог+ΣТ+ΣТ+ΣТтрг+ΣТсог=

29720,2+12633,5+17064,2+145122,6+1315,4 = 210201 чел.час.

Объем работ по самообслуживанию предприятия:

ΣТсам.г= ΣТг * 0,3= 210201 * 0,3 = 63061 чел.час.

Общая трудоемкость всех работ по предприятию за год:

ΣТобщ = ΣТг + ΣТсам.г = 210201 + 63061 = 273262 чел.час.

 

6.1.3 Расчет численности производственных рабочих

 

Зная трудоемкости работ по предприятию за год можно рассчитать чис­ленность производственных рабочих. При расчете численности рабочих разли­чают технологически необходимое (Р т) и штатное (Р ш) количество рабочих.

Технологически необходимое количество рабочих определяется отноше­нием годового объема работ Т г к годовому фонду времени одного рабочего места в одну смену Фм:

. (6.)

Годовой фонд времени рабочего места при шестичасовой рабочей неделе можно рассчитать по следующей формуле:

Фм = (Дкгвп)∙7-Дпп, (6.)

где Дкг - число календарных дней в году;

Дв - число выходных дней в году;

Дп - число праздничных дней в году;

7 - продолжительность рабочего дня;

Дпп - число предпраздничных дней.

Технологически необходимое количество рабочих не учитывает предос­тавление отпусков и невыход рабочих по болезни или другим уважительным причинам. Указанные факторы учитываются в штатном количестве рабочих:

, (6.)

где Фш - годовой фонд времени штатного рабочего.

Фш = Фм-(Дот + Дуп)∙7, (6.)

где Дот - число дней отпуска рабочего;

Дуп - число дней невыхода на работу по уважительным причинам.

Отношение технологически необходимого количество рабочих к их штатному количеству представляет собой коэффициент штатности К ш:

. (6.)

Годовой фонд времени ремонтных рабочих различных профессий, и коэффициенты штатности приведены в таблице 6.10.

Таблица 6.10 - Годовой фонд времени и коэффициенты штатности

Профессия рабочих Годовой фонд времени, ч Коэффициент штатности К ш
Явочного рабочего Фм Штатного рабочего Фш
Слесари, агрегатчики, мотористы, станочники, электрики, шиномонтажники, кузовщики, жестянщики, столяры, мойщики.     0,889
Карбюраторщики, регулировщики топливной аппаратуры, вулканизаторщики, маля­ры, термисты, медники, аккумуляторщики,сварщики.     0,879
Маляры, работающие с нитрокрасками     0,778

 

Штатная численность рабочих распределяется по цехам, участкам, по­стам и видам работ. Примерное распределение трудоемкостей по видам работ и рабочим местам представлены в Приложении 6.3.

Выполним расчет потребности в штатном количестве рабочих и рас­пределим их по видам работ для нашего примера. Для удобства распределения Рабочих по видам работ и рабочим местам расчеты выполним отдельно для ка­ждого вида работ (ЕО, ТО-1, ТО-2 с СО, ТР, самообслуживание предприятия).

Для ЕО Принимаем 16 чел.

Для ТО-1 Принимаем 7 чел.

Для ТО-2

Для ТР Принимаем 81 чел.

Для работ по самообслуживанию

Принимаем 34 чел.

Общее количество штатных рабочих на предприятии Рш общ составит:

Ршобщ= 16 + 7+11 +81+34 =149 чел.

 

Далее, исходя из соотношения трудоемкости по видам работ, ремонтных

рабочих можно распределить по постам, цехам, участкам и рабочим местам. Потребное количество и размеры производственных постов, линий, цехов и участков определяется в процессе выполнения технологического проекта. Рас­пределение рабочих по участкам и рабочим местам осуществляется с учетом примерного распределения трудоемкостей по этим видам работ (табл.5.2.-5.4.).

 

6.1.4 Расчет количества постов и линий ТО и ремонта

 

На основе установленной производственной программы, режима работы зон, выбранной организационной структуры и технологии ТО и ТР автомобилей производится расчет количества линий, специализированных и универсальных постов, распределение рабочих по постам, расчет и подбор оборудования.

Режим работы зон ТО зависит от режима работы автомобилей на линии. В целях максимального использования подвижного состава на линии, ЕО и ТО-1 выполняют в межсменное время, после возврата автомобилей с работы. Техническое обслуживание №2 отличается сложностью и относительно большей трудоемкостью, включающей работы специализированных цехов и участков и, как правило, выполняется в дневную смену, когда работают все эти цеха и участки.

Режим работы специализированных диагностических участков Д-1 и Д-2 зависит от режима работы зон ТО-1 и ТО-2. Участок диагностики Д-1 обычно работает одновременно с зоной ТО-1, а Д-2 с зоной ТО-2.

Режим работы зоны ТР составляет, как правило, две, а иногда и три смены. В дневную смену выполняются наиболее трудоемкие и сложные работы TP требующие участия производственных цехов и участков, а также работы устранению самопроявившихся отказов автомобилей. Во вторую и третью смену выполняются ремонтные работы, выявившиеся при техническом обслуживании и диагностировании и работы по заявкам водителей.

Расчет числа универсальных и специализированных постов.

Число отдельных постов ТО и ТР рассчитывается для каждой группы технологически совместимого подвижного состава и определяется соотношением годовой продолжительности постовых работ данного вида (T п i) к годовому фонду рабочей времени одного поста (Фп i):

, (6.)

где: - годовая трудоемкость вида воздействия по парку автомобилей;

K п i -доля постовых работ для данного вида воздействия (таблица 6.11, 6.12), исключаются работы, выполняемые в цехах, постах диагностики и других рабочих местах (для ТО-1 - 0,8-0,9; ТО-2 - 0,65-0,75; ТР - 0,35-0,45)

К см i - коэффициент, учитывающий долю объема работ, выполняемых в наиболее загруженную смену (для ТО-1 = 1, ТО-2 = 1, ТР = 0,5-0,6).

- коэффициент, учитывающий неравномерность объемов работ и поступления автомобилей на посты, вследствие случайности характера изменения техсостояния подвижного состава (1 - 1,4);

Дрг - число рабочих дней в году;

Т см-продолжительность смены (при шестидневной рабочей неделе - 7ч);

С - число смен;

Р п - число рабочих, одновременно работающих на посту (таблица 6.14);

η п - коэффициент использования рабочего времени поста, характери­зующий уровень технологии и организации работ (0,85 - 0,95).

Таблица 6.14 - Число рабочих, одновременно работающих на посту

Тип автомобиля Число рабочих на посту  
ЕО ТО-1 ТО-2 ТР
Грузовой 2-3 2-4 3-5 1-2
Легковой 2-3 2-4 3-4  
Автобус 2-4 3-5 4-5 1-2
Прицепы 1-2   2-3  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: