Все анализы табличных материалов приводятся в процентном соотношении от общей площади района или угодий в составе земель.




ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ РАЙОНА

 

Цель: запроектировать перспективное использование земельного фонда района.

Порядок выполнения работы: Для организации рационального использования земель муниципального района проектируют следующие мероприятия:

- перераспределение земель по категориям с учетом перспектив их использования и охраны;

- организация угодий;

- природоохранные мероприятия.

По результатам проектных мероприятий разрабатываются схема эколого-хозяйственного использования земель района и схема зон с особым режимом использования земель.

 

2.1. Перераспределение земель с учетом перспектив их использования и охраны

 

Система землевладения и землепользования органически увязывается с системой расселения с целью создания предпосылок для его децентрализации, освоения всех пригодных для использования земель, восстановления хозяйственной роли заброшенных населенных пунктов. Здесь же решаются вопросы размещения и строительства предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, сервисного обслуживания АПК, развития дорожной сети и средств связи.

Ознакомившись с природно-экономической характеристикой, данными о современном использовании земель и программой социально-экономического развития района проектируются мероприятия по использованию земель на перспективу.

Земли сельскохозяйственного назначения:

- определяют потребность в с.-х. угодьях с учетом перспектив развития отраслей АПК;

- устанавливают необходимость и целесообразность улучшения с.-х. угодий;

- выявляют земли, пригодные для вовлечения в с.-х. оборот, малопродуктивные с.-х. угодья и нарушенные земли, требующие проведения рекультивации;

- земли, непригодные для использования в сельском хозяйстве, с целью их облесения и размещения объектов внутрихозяйственного строительства.

Земли населенных пунктов: определяют на основе изучения градостроительной документации.

Земли промышленности и иного спецназначения: определяют площади необходимые для развития промышлености, транспорта и иных несельскохозяйственных отраслей, а также площади, подлежащие охране от отрицательного воздействия промышленных и иных предприятий. Потребность в землях для строительства линейных сооружений устанавливают по утвержденным нормам, для прочих несельскохозяйственных нужд – по схемам и проектам или укрупненным нормативам.

Земли особо охраняемых территорий и объектов: площадь устанавливают с учетом экологической целесообразности, потребности района в решении социально-экономических и природоохранных задач.

Земли лесного фонда: устанавливают значение лесного хозяйства в экономике района, группы лесов и режим их использования. Увеличение данной категории земель возможно за счет облесения других землепользователей.

Земли водного фонда: изучают динамику земель водного фонда, решают вопрос о защите водохозяйственных объектов от загрязнения.

Земли запаса: устанавливают земли для включения (исключения) в эту категорию.

По расчетным данным заполняется таблица рабочей тетради 7.

Для перспективного использования земель группируем их по характеру и интенсивности использования.

За основу предлагается взять следующую классификацию групп земель:

Группа А. Пахотопригодные земли:

1) равнинные территории, не подверженные водной эрозии, с уклоном до 1°, интенсивного использования (участки пашни, пригодные под все типы севооборотов);

2) эрозионно-опасные, слабоэродированные земли на склонах крутизной 1-2°, почвы слабосмытые, интенсивного использования (участки пашни, пригодные под севообороты с ограничением пропашных культур);

3) слабо- и среднеэродированные склоны, слаборасчлененные ложбинами и промоинами, почвы слабо- и среднесмытые, крутизна склонов 2-3°, умеренного использования; участки пашни, пригодные под севообороты с ограничением пропашных культур (участки пашни, пригодные под почвозащитные севообороты с исключением пропашных культур);

4) земли на склонах крутизной 3-5° с волнистой поверхностью, подверженные слабой и средней эрозии, представленные слабо- и среднесмытыми почвами, очень умеренное использование (участки пашни, пригодные под почвозащитные севообороты – не менее 70% трав);

Группа Б. Земли, пригодные под лугово-пастбищные угодья.

5) земли на склонах 3-5° с волнистой поверхностью, изрезанные ложбинами, подверженные сильной эрозии - рекомендуется сплошноезалужение, консервация;

6) земли, расчлененные ложбинами и промоинами, включающие склоны крутизной 5-7°, подверженные средней и сильной эрозии - пахотные земли трансформировать в кормовые угодья, постоянноезалужение;

7) днища балок - пригодны для использования в сенокосно-пастбищных угодьях;

Группа В. Земли, не пригодные для сельскохозяйственного производства

8) земли на склонах крутизной более 7° сильно расчлененные ложбинами, оврагами, балками с крутизной склонов более 7°, подверженные сильной эрозии – если нет угрозы развития оврагообразования трансформируются в сенокосы с ограничениями в использовании, если есть - проводится консервация земель с залесением;

9) овраги, пески, болота и прочие - лесоразведение, разработка гидротехнических мероприятий.

Проектируемые группы земель показываем на схеме эколого-хозяйственного использования земель.

 

2.2. Организация угодий

 

В целях сохранения земельных ресурсов при их освоении и использовании необходимо руководствоваться следующими принципами:

- достаточности;

- экологических требований;

-экономических возможностей или уровней экономико-производственных ресурсов землепользователей.

Принцип достаточности определяет соотношение пахотных и кормовых угодий, обеспечивающее население продуктами питания в соответствии с медицинскими нормами потребления с учетом рыночных отношений. При средней урожайности зерновых 10 ц/га площадь сельскохозяйственных угодий на 1 человека с учетом рынка должна быть равна 2,155 га/чел, из них пашни – 1,013 га/чел, кормовых угодий – 1,142 га/чел.

Согласно принципа «Экологических требований» максимальный эколого-социально-экономический эффект, может быть получен при определенном сочетании площадей, преобразованных человеком, и естественных экосистем. Оптимальный уровень распашки должен составлять 40% территории района, естественные экосистемы – 60%. Допустимый лимит распаханости не более 60% при соответствующих мерах по охране земель, чтобы предотвратить развитие деградационных процессов.

В соответствии с принципом «Экономических возможностей» пахотных угодий должно быть столько, сколько можно использовать при проведении полного комплекса необходимых мер по охране почв и воспроизводству почвенного плодородия. В связи с этим, в первую очередь необходимо отказаться от использования в пашне малопродуктивных, но технологически высокозатратных почв: засоленных, солонцовых, переувлажненых, легких по механическому составу, а также расположенных на склонах [5].

Согласно принципов достаточности, экологических требований и экономических возможностей (Концепция…, 1998) в районе можно предложить несколько моделей землепользования.

Первая модель – землепользование осуществляется по сложившейся структуре сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий.

Вторая модель – площадь пашни доводим до экологического нормы (40% площади земель сельскохозяйственного назначения). Часть пашни занимаем полезащитными лесными полосами, исходя из оптимальной площади лесополос на 1 га сельскохозяйственных угодий, кроме того, часть пахотных угодий из расчета 1 га на 100 га пашни отводится для создания микрозаповедников. Оставшиеся пахотные угодья, в первую очередь, подверженные проявлению негативных явлений, переводим в сенокосы.

Третья модель – площадь пашни и кормовых угодий соответствует медицинским нормам потребления. При этом часть сельскохозяйственных угодий отдаем для создания лесных полос, микрозаповедников, миграционных коридоров и экологических ниш. Кроме того, площадь равную площади пашни по медицинским нормам, переводим в залежь с целью восстановления плодородия почвы. Через девять лет залежь распахиваем, а используемую пашню трансформируем в залежь, обеспечивая воспроизводство почвенного плодородия.

Четвертая модель – пахотные угодья малопродуктивные, но технологически высокозатратные (засоленные, солонцовые, кислые) трансформируем в сенокосы, при этом среднедефлированные и среднеэродированные кормовые угодья отводим под создание лесополос [7].

Расчеты отражаем в таблице 8 рабочей тетради.

 

2.3. Природоохранные мероприятия

 

Противоэрозионные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии [14].

Комплекс мероприятий включает организационно-хозяйственные, агротехнические противоэрозионные, лесомелиоративные и гидромелиоративные, а также мероприятия по рекультивации (восстановлению) земель и устанавливается очерёдность реализации запроектированных мероприятий.

Первоочередное выполнение мероприятий предусматривается на территориях с наибольшим распространением деградированных и загрязнённых земель и наиболее интенсивно протекающими негативными процессами, а также на землях, требующих наименьших затрат при высокой их эффективности, с учётом финансовых возможностей инвесторов и производственных мощностей подрядных организаций[13].

 

Организационно-хозяйственные мероприятия

 

К организационно-хозяйственным методам относятся:

- рациональная организация производства и территории на основе агроэкологической дифференциации земель;

- консервация нарушенных земель, выведение их из сельскохо­зяйственного оборота, организация заповедных территорий и зон с особым природоохранным режимом;

- перевод интенсивно используемых угодий в менее интенсивные (внедрение почвозащитных севооборотов, сокращение удельного веса пропашных культур, залужение деградированных участков пашни, облесение, создание долголетних культурных пастбищ на пашне и др.);

- рекультивация нарушенных земель;

- устройство прудов, водоемов, выполаживание оврагов;

- организация экологических коридоров (буферных полос и др.).

Ряд вопросов организации охраны природных ресурсов и окружающей среды на территории района решается в рамках территориального землеустройства, то есть при организации землевладений и землепользований. При организации землевладений и землепользований выделяются участки, зоны, полосы, подлежащие охране. Разработка мероприятий по охране окружающей среды и земель осуществляется в пределах выделенных зон и они могут охватывать ряд землевладений и землепользований. При проектировании землевладений и землепользований намечаются мероприятия и создаются условия, обеспечивающие в дальнейшем проектирование внутрихозяйственных мер по охране земель и окружающей среды. При этом требуется экономическое обоснование межхозяйственной организации территории.

По каждой охраняемой зоне, территории, объекту природы в соответствии с научными рекомендациями, правовыми нормами, СНиПами, решениями компетентных органов выявляются и устанавливаются размещение и площадь охраняемой территории, ширина охраняемых зон, режим охраны и использования территории. При этом устанавливается режим использования сельскохозяйственных угодий, попадающих в охраняемую территорию, в условиях принятых ограничений. На проектный план наносятся границы охраняемых и имеющих специальный режим участков, зон и полос, на территории которых должна быть обеспечена охрана природной среды вообще, в ряде случаев совместно с рациональным и эффективным использованием сельскохозяйственных угодий. В соответствии с изданными на этот счёт постановлениями и СНиПами, определяющими режим охраны и использования этих территорий[13].

К основным зонам с особыми условиями использования территории относятся следующие:

1) Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) предприятий, сооружений и иных объектов;

2) Охранные коридоры инженерных и транспортных коммуникаций;

3) Водоохранные зоны и прибрежные полосы объектов гидрографии;

4) Месторождения полезных ископаемых;

5) Зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

6) Охранные зоны особо охраняемых природных территорий и объектов.

Переход от фактического состава угодий к запроектированному осуществляется на основе трансформации земель, т.е. посредством перевода угодий из одного вида в другой.

Трансформация земель – это не единичный акт, а сложный и длительный процесс, который в организационно-хозяйственном, техническом и правовом отношениях составляет одну из основополагающих проблем землеустройства.

В организационно-хозяйственном отношении (т.е. по смыслу и общему предназначению) трансформация угодий может быть разделена на следующие группы:

1. Перевод угодий из менее интенсивных в более интенсивные с целью увеличения общей площади сельскохозяйственных земель, их видов и подвидов.

2. Перевод угодий из одного вида в другой с целью улучшения пространственных условий землепользования.

3. Трансформация угодий в связи с размещением объектов и сооружений, имеющих почвозащитное и природоохранное назначение.

4. Трансформация угодий в связи с размещением объектов жилого, производственного, дорожного, мелиоративного и других видов строительства.

В зависимости от общего предназначения трансформация, ее характер и критерии оценки будут различны. Основу перевода из менее интенсивных в более интенсивные составляет отбор участков для сельскохозяйственного освоения и коренного улучшения. Поскольку освоение новых земель и коренное улучшение сельскохозяйственных угодий направлены на увеличение продукции, то основным критерием экономической эффективности соответствующей трансформации должна явиться окупаемость капиталовложений, а методической основой – перевод угодий из менее интенсивных в более интенсивные.

Особенно важно добиться расширения самого ценного угодья – пашни. Поэтому необходимо не только изыскивать резервы для дополнительной распашки залесенных, закустаренных и переувлажненных участков сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий, но исходить из требования минимального выделения пашни для различных целей.

Окупаемость капитальных вложений при переводе из одного вида в другой достигается не только увеличением объемов продукции, но и посредством снижения удельных производственных затрат. Поэтому освоение и коренное улучшение редко проводятся на однородных по составу землях. Зачастую они связаны со спрямлением границ, ликвидаций мелкоконтурности и других территориальных недостатков. В таких случаях невозможно подобрать легкоосваиваемые участки, так как выбор определяется не столько их мелиоративным состоянием, сколько местоположением контуров в середине массивов сельскохозяйственных угодий.

Для освоения в пашню и кормовые угодья с целью ликвидации мелкоконтурности в первую очередь отбираются вклинивающиеся, вкрапленные участки, трансформируются межники, дороги, канавы, утратившие свое значение, убираются лесополосы, каменные гряды. Следовательно, изменяется целевое назначение трансформации и ее содержание. Во-первых, при ликвидации мелкоконтурности и других территориальных недостатков невозможно обойтись без частичного перевода более интенсивных видов угодий в менее интенсивные (например, пашни в культурные пастбища или сенокосы); во-вторых, капитальные вложения на мелиорацию отдельных участков могут оказаться чрезмерно велики по сравнению с ожидаемым непосредственным (локальным) эффектом.

Укрупнение земельных массивов и улучшение их конфигурации способствует увеличению длины рабочего гона, а, следовательно, сокращению непроизводительных потерь рабочего времени, повышению производительности труда и сокращению сроков проведения полевых работ.

Более непосредственна экономическая эффективность трансформации угодий в связи с размещением объектов охраны окружающей среды в целом, а также земельных, водных и других природных ресурсов. К этой группе объектов относятся:

- санитарные, рекреационные, водоохранные и другие природоохранные и защитные лесные зоны, в которых устанавливаются особые режимы использования сельскохозяйственных угодий, понижающие уровень интенсивности;

- элементы противоэрозионной организации территории: защитные лесонасаждения, гидротехнические и другие сооружения;

- элементы водохозяйственного обустройства территории, выполняющие природоохранные функции: пруды, водоемы, оросительные и другие системы;

- другие элементы организации территорий по защите земель от негативных естественных и социально-экономических процессов.

Размещение природоохранных и защитных элементов организация территории нередко вызывает перевод значительной площади продуктивных земель в категорию несельскохозяйственных угодий, или же в менее интенсивные виды угодий. Так, защитные лесополосы, как правило, проектируются за счет пашни и занимают в районах развитой ветровой и водной эрозии до 5-7% пахотных земель. Выделение водоохранных зеленых зон вдоль рек и озер влечет за собой залужение участков пашни, введение особого режима обработки, ограничение внесения удобрений. В ряде случаев неблагоприятная экологическая обстановка заставляет проектировщиков исключить из интенсивного сельскохозяйственного использования участки пашни, сенокосов и пастбищ.

Эффективность трансформации угодий в подобных случаях не определяется возможной прибавкой урожая или снижением издержек производства. На передний план здесь выдвигается не локальная, а народнохозяйственная эффективность природопользования, а результативность проектируемых мероприятий оценивается по их природному предназначению.

Трансформация угодий в связи с размещением объектов внутрихозяйственного строительства и размещением средств производства неразрывно связанных с землей, также имеет неоднозначное, а разностороннее значение для сельскохозяйственного производства. К таким объектам относятся:

- автодороги общего пользования;

- мелиоративные осушительные и оросительные системы;

- животноводческие и другие производственные постройки;

- объекты водохозяйственного строительства и другие элементы инженерного оборудования территорий.

Размещение автодороги общего пользования может ухудшать пространственные условия обработки земельных участков (поскольку оно связано с изъятием части угодий и ухудшением угодий конфигурации хозяйственных участков) и одновременно улучшать их, способствуя интенсивности земледелия в целом. Мелиоративные осушительные и оросительные каналы способствуют установлению благоприятного водно-воздушного режима и повышению плодородия почв, но усугубляют раздробленность полей, являются препятствием для их обработки и транспортировки грузов. Поэтому экономическая эффективность трансформации угодий в связи с размещением объектов жилого, производственного и других видов строительства определяется по совокупности показателей, включающих как потери, так и дополнительные преимущества сельскохозяйственного производства.

Таким образом, в организационно-хозяйственном отношении трансформация угодий представляет собой многогранный процесс, осуществляемый на компромиссной основе, учитывающий не только положительные, но и отрицательные последствия. Не менее сложным комплексом трансформация угодий является в инженерно-техническом отношении, поскольку осуществляется на основе мелиоративных, культуртехнических, агрохозяйственных, агролесомелиоративных, гидротехнических и других мелиораций.

В практике сельскохозяйственного производства перевод угодий из одного вида в другой обычно связывается с понятием коренного или поверхностного улучшения.

Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий означает комплексное воздействие на производственные свойства земельных участков (пространственные, почвенные, геоботанические и др.) посредством мелиоративных (осушения, орошения), культуртехнических (раскорчевка кустарника и мелколесья, уборка камня, срезка кочек и др.) и агротехнических (распашка, залужение, внесение органических и минеральных удобрений и др.) мероприятий.

Поверхностное улучшение ведут на массивах кормовых угодий в тех случаях, когда целесообразно сохранить ценный травостой естественных сенокосов и пастбищ, а распашка, боронование и дискование недопустимы (например, в поймах реки, на эрозионно-опасных склонах и т.д.). При этом не исключаются работы по осушению открытой сетью каналов, а также срезка кустарника, уборка камня, срезка кочек, подсев трав, внесение удобрений и другие работы при условии, что они не уничтожают естественного растительного покрова.

Таким образом, инженерно-техническое содержание трансформации земель заключается в разработке комплексов мелиоративных, культуртехнических и агротехнических мероприятий, обеспечивающих перевод угодий из одного вида в другой на основе коренного или поверхностного улучшения.

При проектировании трансформации в современных условиях необходимо четко разграничивать естественные и культурные комплексы угодий, ибо в экономическом отношении различия между естественными и культурными угодьями одного вида не менее существенны, чем между видами угодий в пределах комплекса. Например, участки сенокоса и пастбища, формирующиеся на однотипных формациях луговой травянистой растительности, могут использоваться комбинированно, т.е. для сенокошения и выпаса скота. Перевод этих угодий из одного вида в другой представляет собой чисто хозяйственный акт, не требующий инженерно-технического обоснования.

В значительной мере сглажены природные и экономические различия между культурными пастбищами и пашней, а в условиях травопольной системы земледелия – между пашней кормового севооборота и культурными сенокосами. В практике молочно-животноводческих предприятий нередко осуществляется взаимозаменяемость угодий; пашня используется для производства сена и выпаса скота, культурные пастбища и сенокосы трансформируются в пашню и т.п. Такая взаимозаменяемость может быть обоснована, если выход кормов, определяющийся окультуренностью почв, остается стабильным, не зависящим от характера использования участка.

Перевод угодья из одного комплекса в другой даже без изменения вида означает принципиальное изменение характера и уровня интенсивности его использования. Например, культурный сенокос может быть переведен в разряд естественных только в тех случаях, если в результате неправильного использования и отсутствия мер по уходу произошла утрата его вновь приобретенных свойств: искусственно созданный травостой сменился естественной луговой растительностью, мелиоративная система пришла в негодность, резко ухудшилось культуртехническое состояние и снизилось плодородие почв. Для перевода естественных кормовых угодий в культурные необходимо осуществить соответствующие затраты и выполнить необходимые инженерно-технические мероприятия.

Помимо организационно-хозяйственного и инженерно-технического обоснования перевод из одного вида в другой связан с решением правовых вопросов. Земельные ресурсы России не могут всецело принадлежать сельскохозяйственному предприятию и бесконтрольно использоваться в их узких интересах. Поэтому трансформация земель регулируется государственными органами в интересах организации полного, рационального и эффективного использования земель.

В правовом отношении трансформация угодий должна быть обоснована исходя из условий:

- общая площадь сельскохозяйственных угодий в результате перевода угодий из одного вида угодий в другой не должна уменьшаться;

- общая площадь культурных угодий по проекту не должна быть меньше, чем на год землеустройства;

- целесообразность перевода каждого участка пашни в менее интенсивные виды угодий должна быть обоснована условиями производства;

- окупаемость затрат по трансформации угодий должна обеспечиваться в установленные нормативные сроки;

- осуществление запроектированной трансформации земель не должно уменьшать площадь сельскохозяйственных угодий, подлежащих обложению земельным налогом, а также ставки земельного налога по хозяйству в целом.

Необходимость правового обоснования проектируемой трансформации угодий вызывается тем, что в соответствии с земельным законодательством экспликация земель устанавливается в результате землеустройства. При этом не должны быть нарушены основные принципы охраны общегосударственных интересов по организации рационального использования земельных ресурсов страны.

Выделение участков земель, подлежащих трансформации, производится на основании землеустроительного, почвенного, геоботанического, мелиоративного, водохозяйственного и других видов обследований территории землеустраиваемогообъекта [2].

В качестве организационно-хозяйственных мероприятий необходимо запроектировать зоны с особым режимом использования:

- водоохранные [1]. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель [1].

- санитарно-защитные [12]. Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий и натурных исследований:

- 4.3. Сельскохозяйственные производства и объекты:

Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м

1. Свиноводческие комплексы.

2. Птицефабрики с содержанием более 400 тыс. кур-несушек и более 3 млн. бройлеров в год.

3. Комплексы крупного рогатого скота.

4. Открытые хранилища навоза и помета.

Класс II - санитарно-защитная зона 500 м

1. Свинофермы до 12 тыс. голов.

2. Фермы крупного рогатого скота от 1200 до 2000 коров и до 6000 скотомест для молодняка.

3. Фермы звероводческие (норки, лисы и др.).

4. Фермы птицеводческие от 100 тыс. до 400 тыс. кур-несушек и от 1 до 3 млн. бройлеров в год.

5. Открытые хранилища биологически обработанной жидкой фракции навоза.

6. Закрытые хранилища навоза и помета.

7. Склады дня хранения ядохимикатов свыше 500 т.

8. Производства по обработке и протравлению семян.

9. Склады сжиженного аммиака.

Класс III - санитарно-защитная зона 300 м

1. Фермы крупного рогатого скота менее 1200 голов (всех специализаций), фермы коневодческие.

2. Фермы овцеводческие на 5 - 30 тыс. голов.

3. Фермы птицеводческие до 100 тыс. кур-несушек и до 1 млн.бройлеров.

4. Площадки для буртования помета и навоза

5. Склады для хранения ядохимикатов и минеральных удобрений более 50 т.

6. Обработка сельскохозяйственных угодий пестицидами с применением тракторов (от границ поля до населенного пункта).

7. Кролиководческие фермы.

Класс IV - санитарно-защитная зона 100 м

1. Тепличные и парниковые хозяйства.

2. Склады для хранения минеральных удобрений, ядохимикатов до 50 т.

3. Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений (зона устанавливается и до предприятий по переработке и хранению пищевой продукции).

4. Мелиоративные объекты с использованием животноводческих стоков.

5. Цехи по приготовлению кормов, включая использование пищевых отходов.

6. Гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению автомобилей и сельскохозяйственной техники.

7. Хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 100 голов.

7. Склады горюче-смазочных материалов.

Класс V - санитарно-защитная зона 50 м

1. Хранилища фруктов, овощей, картофеля, зерна.

2. Материальные склады.

3. Хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов.

- 4.4. Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объектыкоммунального назначения, спорта, торговли:

Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м

1. Усовершенствованные свалки твердых бытовых отходов.

2. Поля ассенизации и поля запахивания.

3. Скотомогильники с захоронением в ямах.

4. Утильзаводы для ликвидации трупов животных и конфискатов.

5. Усовершенствованные свалки для неутилизированных твердых промышленных отходов.

Класс II - санитарно-защитная зона 500 м

1. Полигоны и участки компостирования твердых бытовых отходов.

2. Скотомогильники с биологическими камерами.

3. Сливные станции.

4. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. (Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается).

Класс III - санитарно-защитная зона 300 м

1. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20 га.

Класс IV - санитарно-защитная зона 100 м

1. Базы районного назначения для сбора утильсырья.

Класс V - санитарно-защитная зона 50 м

1. Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища[12].

- придорожные[11].Придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода.

В данных зонах произвести трансформацию земельных угодий в соответствии с режимом их использования.

На основании качественной характеристики угодий района (п. 1.4) запроектировать трансформацию сильноэродированных и сильнодефлированных пахотных угодий в кормовые угодья (сенокосы), на пашни, подверженной средней степени проявления деградационных процессов запроектировать полосное размещение многолетних трав и с.-х. культур. Пахотные угодья, засоленные в сильной степени, заболоченные, переувлажненные и подверженные другим негативным явлениям трансформировать в сенокосы.

По результатам проектныхмероприятий заполнить таблицы 9-11 рабочей тетради.

 

Лесомелиоративные мероприятия

 

Лесомелиоративные мероприятия направлены на устранение причин возникновения ветровой и водной эрозии. Создание и выращивание взаимодействующей системы защитных лесных насаждений в комплексе с другими мероприятиями является мощным фактором борьбы с этим явлением.

Лесные насаждения для защиты почв от водной эрозии в равнинных районах создают чаще всего в виде полос (стокорегулирущих, прибалочных, приовражных к др.), а также в виде сплошных и куртинных насаждений. Эти насаждения одновременно служат для защиты сельскохозяйственных культур от ветровой эрозии и суховеев.

Противоэрозионная роль лесных насаждений состоит в улучшении водно-физических свойств почв, что обеспечивает усиленное просачивание талых и ливневых вод и уменьшение поверхностного стока. Почва под лесными насаждениями в условиях степи может поглотить от 150 до 300 - 400 мм талой воды в час. Каждый гектар противоэрозионных насаждений переводит примерно 1700 м3 талых вод в грунтовый сток.

Оптимальные площади лесонасаждений показаны в таблице 1 [8].

Стокорегулирующие лесные полосы

Предназначены для задержания и регулирования поверхностного стока, предотвращения смыва и размыва почвы на нижележащих частях склонов, равномерного снегораспределения, а также выполняют полезащитную роль. Их создают на склонах крутизной более 1,5- 2°, где наблюдается интенсивный сток воды и водная эрозия почв. Располагают полосы поперек склона на расстоянии, определяемом длиной и крутизной склона.

Таблица 1

Оптимальные объемы защитных лесных насаждений в Алтайском крае, тыс. га

Агролесомелиора-тивный район Площадь пашни, тыс. га Под защитой 1 га лесополосы, га   Оптимальная площадь лесополос, тыс. га   Недостает площади лесополос с учетом замены погибающих
Фактически   Оптимально
Сухая степь 958,7 48,4 25,0 38,3 22,0
Засушливая степь 1567,6 60,5 30,0 47,5 25,6
Левобережная лесостепь   2006,2   103,4   40,0   50,2   32,5
Правобережная лесостепь   1250,1   195,3   50,0   25,0   19,3
Предгорная степь 659,4 235,5 50,0 13,2 10,5
Итого: 6442,0 86,7 38,3 174,2 109,9

 

На склонах до 4° расстояние между стокорегулирующими полосами не должно превышать: на серых лесных почвах и оподзоленньгх черноземах - 350 м, на выщелоченных, типичных, обыкновенных и южных черноземах- 400 м, на каштановых почвах- 300м. На склонах круче 4° расстояние между полосами уменьшается до 100 - 200 м. Стокорегулирующие полосы создают ажурные, а на ветроударных склонах - ажурной и продуваемой конструкции шириной не более 15 м. При наличии бросовых земель в нижней части склона ширина стокорегулирующей полосы, создаваемой на границе пахотных и бросовых земель, увеличивается до 50 м и более.

Непременным условием обработки почвы при создании стокорегулирующих полос является пахота поперек склона (по горизонталям). В остальном агротехника аналогична применяемой при создании и выращивании полезащитных полос. Для повышения противоэрозионной роли стокорегулирующих полос их создание следует сочетать с обвалованием нижней опушки, сооружением прерывистой канавы в нижнем междурядье или глубоким щелеваниеммеждурядий. Это проводят с целью обеспечения временного затопления почв лесной полосы; интенсивного впитывания воды почвой во время снеготаяния и ливней; задержания максимально возможного объема воды в лесополосе и тем самым уменьшения стока; колъматажа твердого стока, принесенного водным потоком. Обвалование нижней опушки лесополосы проводят двухкратным проходом плантажного плуга с отваливанием пласта в сторону лесополосы. При этом образуется вал высотой примерно 50 см. В валах рекомендуется устраивать водосбросы глубиною 10 см и шириною 2 м, закрепляемые дерниной или каменной наброско



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: