Психологические стратегии и принципы разрешения конфликтов.Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия




Первый способ – изучение опыта людей в применении тех или иных стратегий разрешения конфликтов с помощью опросных методов. Для этого формируется опросник (анкета), содержащий не менее 10 вопросов о конфликтных ситуациях и стратегиях их разрешения, а также информацию о демографических характеристиках (пол, возраст, образование). Предварительно или одновременно опрашиваемые должны пройти тестирование о типе конфликтной личности. Возможно применение инструментов Google форм или Вконтакте. Количество – не менее 5.

Второй способ – проведение эксперимента. Несколько участников погружаются в специально смоделированную ситуацию конфликта (межличностного или группового), авторы проекта контролируют протекание эксперимента и мониторят его завершение и выбор стратегий по специально разработанным бланкам.

Психологический анализ личности руководителя. Метод – экспертное интервью с руководителями по заранее разработанным вопросам на основе изучения теоретического материала. Возможно тестирование руководителя по специальным методикам определения его типа личности, стиля руководства, акцентуации характера и т.д. Руководителей – не менее 3, разного пола и возраста.

Социально-психологические основы принятия управленческих решений. Основной метод: эксперимент по принятию решения в группе. Группе выдается кейс для решения, авторы проекта наблюдают за проявлением социально-психологических особенностей (См. ниже рекомендации).

Психологические требования к ведению эффективных бесед и переговоров. Основной метод – наблюдение за ведением переговоров, деловых бесед, совещаний. Предполагает присутствие авторов в качестве наблюдателей, отслеживающих происходящее в соответствии с бланком наблюдений.

Средства психологического влияния. Основной метод – эксперимент по применению техник, средств, способов влияния. Авторы проекта выбирают 3-4 техники и опробуют их на объектах (испытуемый не должен знать об эксперименте). Цель – оказать скрытое влияние на объект, добившись от него нужного поведения, согласия с определенной позицией и т.д. Ход эксперимента потом подробно описывается автором.

Новые техники самоуправления и саморазвития. Метод – апробация техник. Авторы подбирают 3-4 техники саморазвития и в течение периода от недели и больше наблюдают за происходящими в себе изменениями. Для этого необходимо предварительно измерить параметры, на которые техника оказывает влияние (например, количество дел в день, количество прочитанных книг, постановка целей и планирование, аккуратность во времени и т.д.), по окончанию основного периода параметр измеряется снова и разница свидетельствует об эффективности техники.

В ходе групповой дискуссии нужно отследить

1.Этапы: 1) формулировка проблемной ситуации; 2) высказывание идей; 3) обсуждение решений; 4) принятие решения; 5) разработка программы и плана действий.

Как вела себя группа на каждом этапе, который был: эмоционально и вовлеченно, безэмоционально, сплоченно и т.д. Какой этап был сложным, какой более простым.

2.Виды групповых решений: 1) незаметное решение – решение, принятое в результате хаотичной дискуссии в результате неспособности далее обсуждать вопрос; 2) авторитетное решение – решение принимается одним человеком, на которого группа возложила ответственность за это решение; 3) решение, принимаемое меньшинством – решение принятое маленькой группировкой, пришедшей к общему мнению, которое принимает большинство; 4) компромисс – решение, принятое в результате договоренности о взаимных уступках, которое полностью не удовлетворяет ни одну из сторон; 5) решение, принимаемое большинством – решение, принятое в результате голосования; 6) единогласное решение – решение, с которым согласны все участники. Оно наблюдается при не проблемной ситуации, принятии формального решения; 7) согласованное решение – решение, принятое на основе предварительной работы команды.

Какое было принято и какие были варианты. Предположить, почему, за счет каких факторов

3.Негативные эффекты при принятии решений в группе: 1) эффект «социальной фасилитации» – затруднение в выполнении сложных действий в присутствии наблюдателей при улучшении простых; 2) эффекты «Социальной лености» и «распределения ответственности» – снижение эффективности в принятии групповых решений при ослаблении связи между собственными усилиями и результатами и «размывании» ответственности; 3) эффект «конформизма» – влияние восприятия окружающих на восприятие индивидуума; 4) эффект «группового мышления» или эффект «группового духа» – принятие неверных решений, основанных на чувстве превосходства и неуязвимости группы. Наблюдается в хорошо сплоченной группе, в результате её изоляции от альтернативного источника информации, удачности предыдущих решений, чувства защищенности и высокого уровня неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы.

Какие эффекты были проявлены, какие более выражены, какие менее

Закончилась ли дискуссия групповой поляризацией (разделились ли мнения группы на 2 противоположных?

Какая стратегия была выбрана?

Стратегия простого большинства

Стратегия суммирования рангов.

Стратегия оптимального предвидения. Суть ее состоит в том, что групповое решение позволяет учитывать индивидуальные предпочтения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: