Отчетные задания (образцы)




 

1. Мини-исследование «Интерес школьников к изучению истории»

Проблемы для исследования:

1. Наиболее интересные учащимся аспекты истории.

2. Наиболее интересные ученикам виды учебно-познавательной деятельно-сти.

3. Изменение указанных показателей познавательного интереса в зависимо-сти от возраста учащихся, изучаемого исторического курса, технологии работы учителя.

Рекомендуемая исследовательская методика – анкетирование. Примерные варианты анкетных вопросов таковы:

1. Должны ли школьники изучать историю? (Да, нет, не знаю).

Любишь ли ты изучать историю? (Да, нет, не знаю).

Если бы изучать историю было не обязательно, ходил бы ты на уроки? (Да, нет, не знаю).

2. Что в жизни людей прошлого ты считаешь самым интересным, о чем тебе больше всего нравится узнавать на уроках истории? Ответ выбери из следую-щего списка (при необходимости дополни его):

а) о том, в каких домах жили люди в прошлом, какую одежду носили, какие у них были праздники, что они ценили в людях, что считали добром, а что злом; б) о том, что и с помощью каких орудий труда умели делать, как и зачем труди-лись; в) о том, что такое государство, откуда оно возникло и как устроено;г) о том, какие народы живут на нашей планете, почему они иногда враждуют между собой; д) о том, как жили представители разных социальных групп (например, бояре, крестьяне, ремесленники, купцы), как они относились друг к другу; е) о том, как люди познавали мир, когда и кем были изобретены те или иные привычные для нас вещи; ж) о том, какие произведения искусства были созданы в ту или иную историческую эпоху.

3. В предложенном списке укажи три вида деятельности на уроках истории, которые тебе нравятся больше других:

а) чтение учебника; б) работа с историческими источниками; в) слушание рассказа учителя; г) просмотр исторических фильмов; д) ответы на вопросы; е) по-знавательные игры; ж) выполнение заданий в рабочей тетради; з) подготовка рефератов; и) обсуждение дискуссионных вопросов истории; к) работа с иллю-страциями учебника; л) выполнение заданий по карте; м) выполнение заданий на компьютере и SMART-доске; н) выполнение и презентация проектов.

Обработка результатов анкетирования проводится с помощью таблиц. По проблеме «Наиболее интересные аспекты истории» таблицы могут выглядеть так:

Первый вариант (по одному классу на параллели)

Первый вариант (по одному классу на параллели)

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
1. 2. 3. и т.д. 1. 2. 3.и т.д. 1. 2. 3.и т.д. 1. 2. 3.и т.д. 1. 2. 3.и т.д. 1. 2. 3.и т.д. 1. 2. 3.и т.д.

 

Второй вариант (все классы какой-либо параллели)

5а кл. 5б кл. 5в кл. 5г кл. 5д кл.
1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3.

 

Результаты анкетирования по проблеме «Наиболее интересные виды учебно-познавательной деятельности» можно представить с помощью аналогичных таблиц.

Уровень интереса учащихся к истории можно представить в такой таблице:

Вопросы Ответы Доля учащихся, выбравших данный ответ, %
кл. кл. кл. кл. кл. 10 кл. 11 кл.
1. Должны ли дети изучать историю? Да              
Нет              
Не знаю              
2. Любишь ли ты изучать историю? Да              
Нет              
Не знаю              
3. Если бы изучать историю было не обязательно, ходил бы ты на уроки? Да              
Нет              
Не знаю              

Комментарий изменений с учетом возраста учащихся и их индивидуальных особенностей, методики работы учителя, а также других факторов, оказавших влияние на полученные результаты.

2. Мини-исследование «Методические пути актуализации учебного исторического материала»

Проблема для исследования: какие приемы и средства используются в со-временной школе для личностной актуализации учебного исторического материала, обеспечения связи школьного курса истории с современностью?

Рекомендуемые исследовательские методики – педагогическое наблюдение и беседы с учителями. Посещая уроки учителей истории и студентов, следует анализировать их по предложенному плану и наполнять «копилку» методических приемов и средств актуализации учебного исторического материала. Затем можно сделать вывод о типичных и уникальных приемах и средствах личностной актуализации учебного исторического материала и обсудить его с учителем (однокурсниками). На основе полученных результатов подготовить выступление на итоговую конференцию.

Примерная логика педагогического наблюдения и анализа урока:

I. Как учитель раскрывает место и роль истории в культуре современного общества (история в обыденном сознании, языке, политической идеологии, религии, праве, морали, искусстве):

– показывает культурное наследие изучаемой исторической эпохи, его значение для современной культуры;

– объясняет происхождение слов, терминов, выражений, возникших в прошлом и продолжающих жить в современном языке;

– раскрывает происхождение обычаев, элементов быта, верований, сохранившихся до нашего времени;

– информирует о том, как память о героях и событиях прошлого сохраняется сегодня;

– предлагает оценки исторического факта с позиций современной системы ценностей, современных моральных норм;

– привлекает на урок разнообразные источники исторической информации (в том числе художественные фильмы, аудиозаписи песен изучаемой эпохи, Интернет-сайты, рекламные плакаты, фотографии, компьютерные игры и т. д.);

– другое.

 

II. Как учитель создает условия для осознания учениками своей принадлежности к истории, для самоидентификации школьников в современной социокультурной ситуации (раскрывает идею «Я и другие в истории и история во мне»):

– целенаправленно создает исторические представления учащихся как образы «другого» (сравнивает, сопоставляет и противопоставляет изучаемые исторические и известные школьникам современные явления);

– раскрывает особенности мировосприятия людей минувших исторических эпох (знакомит с историей ментальности);

– создает условия для построения школьниками собственной «формулы социально-культурной идентичности» (привлекает известный школьникам краеведческий материал, обращает школьников к изучению истории их семьи, этноса, конфессии и т. д.);

– другое.

 

III. Как учитель раскрывает исторические корни, истоки явлений современности?

– предлагает, где это уместно и важно для учеников, краткую справку о современных явлениях в связи с изучаемым материалом;

– раскрывает значение изучаемого исторического факта для современности;

– подчеркивает тот факт, что явление прошлого получило дальнейшее развитие в современной жизни и приобрело для нас существенное значение;

– предлагает ученикам провести небольшое историческое исследование (например, опросить родителей, знакомых) и выяснить их мнение об изучаемом историческом событии и его историческом значении;

– другое.

 

3. Образы прошлого как элемент содержания школьного исторического образования и феномен сознания школьников

Алгоритм выполнения этого задания:

1. Выберите исторический объект (образ) для анализа, исходя из собствен-ных интересов и содержания изучаемого материала. Возможный контекст анализа – образ «другого»:

– образ этноса, культуры, конфессии и т. д.;

– образ эпохи;

– образ повседневности;

– образ типичных представителей социальных слоев общества (монарха, купца, крестьянина и пр.);

– гендерная тематика в школьном курсе истории и т. д.

2. На основе исследований историков, этнографов, психологов, социологов, культурологов определите свое понимание выбранного образа: методологические положения, на которые целесообразно опираться при анализе данного исторического образа как образа «другого», и конкретно-историческое содержание данного образа.

3. Выберите и реализуйте одно из следующих направлений исследования.

Образ (этноса, культуры, эпохи и др.) в учебной литературе (на примере учебника, с которым Вы работали).

Примерные вопросы для анализа в этом случае: насколько полно представ-лен образ (все ли желаемые характеристики присутствуют) на уровне фактов и теоретических обобщений; какие оценочные суждения высказывают авторы учебника; какие приемы создания данного образа используют авторы; какие компоненты учебника «создают» данный образ: текст параграфа, иллюстративный материал (указать какой), документы (назвать), вопросы и задания (назвать). В итоге следует сделать вывод о методологических и мировоззренческих позициях авторов учебника по данному вопросу, о характере информации и способах реализации замысла автора.

«Образы (репрезентации) прошлогов школьных учебниках истории»

Предметом анализа может быть любой изучаемый в школе фрагмент исторической реальности (образ исторического деятеля, отдельные события и процессы истории страны, региона, группы стран, локальной истории и т. д.). При этом выбранный исторический сюжет может разворачиваться как «по горизонтали», т. е. в учебниках, написанных в один период времени по определенному курсу истории, например, по истории Древнего мира или истории Средних веков, но разными авторами или авторскими коллективами, так и «по вертикали» т. е. в учебной литературе различных лет издания, например в советский и постсоветский периоды.В первом случае одной из з адач работы может стать сравнительная характеристика исторического содержания и методического аппарата по выбранной исторической теме в нескольких (как минимум в трех-пяти) учебниках различных авторов внутри одного школьного курса, например, истории России периода Средневековья, истории России XIX в. и т. д. Возможен также вариант, когда объектом анализа становятся учебники по разным школьным курсам, например, по зарубежной истории Средних веков и истории России этого периода, если рассматриваемый сюжет изучается в названных курсах. Например, можно охарактеризовать в сравнительном плане сюжеты «Начало книгопечатания», «Крестьянские движения» в учебниках по зарубежной истории Средних веков и учебниках по истории России.

Для того, чтобы грамотно сгруппировать учебники, необходимо знать, какие периоды в развитии школьной исторической литературы выделяются в методике. В соответствии с характером школьной учебной литературы по истории, Л. Н. Алексашкиной предложено выделять четыре исторических периода: конец XIX – начало XX в. (дореволюционные учебники), 1930–1980-е гг. (советские учебники), 1990–2000 гг. (учебники переходного времени), начало XXI в. (современные учебники)[1].

Нужно иметь в виду, что рассмотрение выбранного исторического сюжета «по горизонтали », применительно к учебникам советского времени имеет свою специфику. Поскольку альтернативные варианты учебников в этот период времени отсутствовали, акцент может быть перенесен не на выяснение различий в описаниях (трактовках) выбранного сюжета, концептуальных с точки зрения истории, а на механизм конструирования целостного образа, фрагменты которого содержатся в различных составляющих УМК: учебнике, книге для чтения, хрестоматии, методическом пособии для учителя.

При работе с дореволюционными, постсоветскими и современными учебниками в горизонтальной парадигме возможны несколько вариантов их группировки. Первый (он применим для постсоветских и современных учебников) – по концентрам илиступеням школьного исторического образования (для современного периода это начальная, основная и полная средняя школа). Основной задачей курсовой работы в этом случае становится выявление динамики (усложнения) анализируемого сюжета в соответствии с возрастом учащихся. В случае обнаружения отсутствия такого усложнения следующей задачей студента становится объяснение причин данного явления и конструирование методического варианта изучения темы на любой более высокой ступени школьного исторического образования, например, в старших классах. Конструирование методического варианта изучения темы может быть представлено на уровне выделения содержательных линий и способов деятельности учащихся с последующим методическим обоснованием. В качестве одного из вариантов оформления текста может использоваться таблица «Планирование изучения темы “…...” в __ классе»:

Содержание темы в учебнике (выходные данные) Предлагаемые дополнительные элементы содержания (содержательные линии) Цель включения в тему предлагаемых дополнительных элементов (какие предметные, метапредметные, личностные результаты это обеспечит) Способы организации учебно-познавательной деятельности школьников (задания, задачи, темы исследований, темы проектов и пр.)
       

Второй вариант группировки – по авторам учебной литературы для одного из концентров. Он позволяет выяснить «качество» исторического сюжета в том или ином учебном пособии и выбрать (рекомендовать) тот учебник, который представляет данный фрагмент исторической реальности наиболее адекватно с точки зрения исторической науки и познавательных возможностей школьников. Наконец, возможно сочетание первого и второго вариантов выбора и группировки учебников, в таком случае их количество может быть небольшим.

Работа в «вертикальной» парадигме требует сопоставления конкретного сюжета в учебниках всех периодов: дореволюционного, советского, постсоветского и современного. Например, сопоставляться может история греко-персидских войн или развития России в период правления Петра I. Могут быть взяты для сравнительного анализа учебники лишь двух-трех периодов, например, советского и современного. В любом случае главной задачей автора курсовой работы будет являться выявление эволюции (некоторых ее тенденций) в предъявлении темы школьникам. Необходимо будет прокомментировать причины эволюции, имея в виду, как минимум, две группы факторов: развитие исторической науки и социальный заказ государства (общества).

При характеристике содержания информации по теме («что изучается») требуется комплексное восприятие всех способов ее предъявления (текста параграфа, исторических источников, историографических материалов, визуального ряда, т. е. всего того, что в методике называется внетекстовыми компонентами), а также особенностей методического аппарата темы (системы вопросов и заданий, их характера и т. д.). Анализ методического аппарата позволяет увидеть, какие содержательные акценты расставляются авторами учебника для того, чтобы направить познавательную деятельность школьников («что ученики должны осмыслить, понять, над чем задуматься» и т. д.).

Осуществить комплексный анализ учебника по конкретной исторической теме поможет следующая таблица:

 

Учебник, класс, авторы, год издания Дидактические единицы содержания темы Дидактические единицы содержания, с которыми предполагаются методические действия Письменные исторические источники (наличие, характер, задания к ним), историографические материалы Визуальные исторические источники (наличие, характер, задания к ним) Методический аппарат по теме (вопросы и задания, их общее количество; соотношение репродуктивных и творческих / проблемных)
           

С учетом всех структурных компонентов учебника студенту необходимо выявить место темы в курсе, степень ее детализации и развертывания, спрогнозировать «сухой информационный остаток» в сознании школьников после изучения темы по данному учебнику. Описав и проанализировав таким образом представленность выбранного исторического сюжета в нескольких учебниках (от трех до пяти, по согласованию с руководителем), нужно сравнить содержание темы в этих учебниках, и, что особенно важно, сопоставить два варианта текста по теме – научный и учебный. И уже на этой основе автором курсовой работы делаются все выводы и предложения. Для анализа могут быть использованы как российские, так и зарубежные учебники истории. Работа с последними позволит познакомиться с зарубежным опытом преподавания истории.

Параллельно с учебниками объектом анализа могут быть и опубликованные поурочные разработки, методические рекомендации для учителей, на основе которых выявляются методические приемы, применявшиеся / применяемые при организации изучения данного исторического материала в школе конкретного исторического периода.

Литература:

Алексашкина Л. Н. Школьные учебники истории в период общественной трансформации: исторический и дидактический аспекты / Л. Н. Алексашкина // ПИШ. 2014. № 1. С. 10–13.

Гражданинов И. Р. «Утверждение династии Тюдоров в Англии» в учебниках по истории Средних веков для школ России (историографический аспект) /И. Р. Гражданинов, Д. В. Кирюхин // ПИШ. 2014. № 1. С. 23–26.

Лебедков А. М. Педагогическая оценка средств обучения социальным дисциплинам (на примере педагогической экспертизы учебников истории) / А. М.Лебедков// ПИОШ. 2014. № 2. С. 55–66.

Литература по конкретным историческим сюжетам:

Бесков А. А. Проблема освещения темы восточнославянского язычества в школьном курсе истории / А. А.Бесков // ПИШ. 2014. № 8. С. 9–15.

Бехтенова Е. Ф. Современные польские школьные учебники истории как источник изучения образа России / Е. Ф.Бехтенова//Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исследовательские подходы. Новосибирск: НГПУ, 2013. С. 105–118.

Дербин Е. Н. К вопросу об организации власти в Древней Руси в современных школьных учебниках (в контексте требований ФГОС и КИМ ЕГЭ) / Е. Н. Дербин// ПИШ. 2014. № 7. С. 55–57.

Ислаев Ф. Г. Межрелигиозные отношения в России XVIII в. и их отражение в школьных учебниках / Ф. Г.Ислаев// ПИШ. 2004. № 9. С. 32–35.

Крючкова Е. А. П. А. Столыпин: от «вешателя» и «реакционера» до «выдающегося государственного деятеля России»: из лексики школьных учебников / Е. А.Крючкова// ПИОШ. 2012. № 7. С. 36–39.

Майер Р. Беззвучная история?: Школьные учебники истории и акустическое измерение / Р. Майер // ПИОШ. 2012. № 6. С. 65–69.

Несмелова М. Л. Реализация требований ФГОС в новых школьных учебниках / М. Л.Несмелова // ПИШ. 2014. № 1. С. 14–18.

Осипова М. С. Дети на страницах школьных учебников истории / М. С. Осипова // ПИОШ. 2011. № 1. С. 34–39.

Перхавко В. Б. Понятия «крепостничество» и «крепостное право» в учебной литературе / В. Б. Перхавко // ПИШ. 2012. № 3. С. 27–33.

Соловьёв Я. С. Гендерный подход в учебниках по истории России для старших классов: опыт сравнительного изучения / Я. С. Соловьёв // ПИОШ. 2011. № 1. С. 39–45.

Усманов Э. М. История Хазарии в школьных учебниках / Э. М. Усманов // ПИШ. 2012. № 9. С. 30–33.

 

Образ (этноса, культуры, эпохи и т. д.) на моих уроках.

Выбрав это направление исследования, можно формализовать материал по такой схеме:

Тема урока Характерные черты образа Средства Обучения Приемы учебной работы Задания уча- щимся, вопросы для обсуждения
1. 2. 3. и т. д.        

 

При работе над «образом» на моих уроках возникали следующие проблемы……………………………………………………………………..

О результативности работы над «образом» я могу судить по……………

Образ (этноса, культуры, эпохи и т. д.) в восприятии учащихся.

Этот образ можно выявить путем анкетирования или творческого задания. В отчете укажите, какое задание выполняли учащиеся. Обработка результатов в данном случае аналогична предложенному в следующем задании варианту для учащихся 6–11 классов:

 

  Фамилия, имя ученика Истори- ческая эпоха Содержание образа (характерные детали) Личностное восприятие (оценочные суждения, прилагательные, цветовая гамма рисунка и т. д.)
         
         

 

Проанализировав эту таблицу, сделайте выводы об успешности (результа-тивности) своей работы: какие характеристики выделяют учащиеся, какие остались вне поля их внимания, почему?

4. «Знания старшеклассников об историческом познании и их умения работы с историческим источником»

Рекомендуемая методика – проведение срезовой работы. Для ее подготовки необходимо сформулировать 1–2 общих вопроса о принципах и процедурах исторического познания, а также подобрать соответствующий изучаемой теме (разделу курса) исторический источник и составить вопросы к нему, нацеливающие школьников на выявление явных и скрытых фактов, на аксиологический анализ источника, критику информации источника, характеристику потенциала источника в изучении определенного исторического сюжета, в поиске ответа на интересующий вопрос и т. д.

Пример срезовой работы для учащихся 10 класса и критерии ее оценки

Срезовая работа

для выявления знаний старшеклассников

об историческом познании и умений работать

с историческими источниками

 

Задания 1–2 направлены на выявление знаний школьников об историческом познании, задания 3–7 – на выявление степени сформированности умений работы с историческим источником.

 

1. Перечислите виды исторических источников, которые вам известны. Приведите не менее трех примеров к каждому из них.

Указания к оцениванию задания 1 Баллы
Указаны три основных вида источников и приведены по три примера к ним  
Указаны три основных вида источников и приведены по два примера к ним ИЛИ указаны два вида источников и приведены по три примера к ним  
Указаны три вида источников и приведены по одному примеру к ним ИЛИ указаны два вида источников и приведены по два примера к ним ИЛИ указан один вид источников и приведены три примера к нему  
Указаны один-два вида источников, примеры к ним не приведены ИЛИ все элементы ответа указаны неверно  
Максимальная оценка  

 

2. Ознакомьтесь с высказываниями историков Л. фон Ранке и О. М. Медушевскойотносительно специфики исторического познания и присоединитесь к одной из точек зрения. Дайте обоснование собственного выбора, приведя не менее трех аргументов.

1) «История взяла на себя обязанность судить прошлое, поучать настоящее на благо грядущих веков. Эта работа не может служить источником вдохновения для таких возвышенных целей. Ее цель состоит только в том, чтобы показать то, что происходило на самом деле» (Л. фон Ранке).

2) «История – это не “объективная реальность”, раз и навсегда данная… История меняется не потому, что раньше ее кто-то “фальсифицировал”, а теперь наконец-то при снятии идеологического давления появилась возможность написать “подлинную историю”… Переписывание истории – это нормально, потому что та целостность, в которой мы определяем и оцениваем те или иные исторические события, меняется с ходом времени, включая в себя и наше недавнее прошлое, и настоящее с его надеждами на будущее» (О. М. Медушевская).

 

Указания к оцениванию задания 2 Баллы
Выбрано суждение и приведены три положения в его защиту  
Выбрано суждение и приведены два положения в его защиту  
Выбрано суждение, приведено одно положение в его защиту  
Выбрано суждение, но не приведены положения в его защиту ИЛИ задание не выполнено  
Максимальная оценка  

 

3. Ознакомьтесь с предложенным историческим источником и сформулируйте основную мысль автора документа, выделите не менее двух фактов, которыми он подкрепляет свое суждение.

«В лето 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: “Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву”. И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги называли себя русью, как другие зовутся свеи, а иные норманны, другие готы, так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”» («Повесть временных лет»).

 

Указания к оцениванию задания 3 Баллы
Определена основная мысль, приведены два подтверждающие ее факта  
Определена основная мысль, приведен один подтверждающий ее факт  
Определена основная мысль, но подтверждающие факты не приведены  
Не определена основная мысль ИЛИ все элементы ответа названы неверно  
Максимальная оценка  

 

 

4. На основе текста источника постарайтесь определить, что летописец считает наиболее важным и значимым в жизни человека своего времени? По какому фрагменту (фразе) из текста источника вы сделали вывод о системе ценностей автора, его ментальных представлениях?

 

Указания к оцениванию задания 4 Баллы
Определены не менее одной характеристики системы ценностей человека Средневековья, указан соответствующий фрагмент текста  
Определены не менее одной характеристики системы ценностей человека Средневековья, но соответствующий фрагмент текста не указан  
Указан соответствующий фрагмент текста, но пояснения не даны  
Все элементы ответа названы неверно  
Максимальная оценка  

 

 

5. Какие последствия для Руси имело «призвание варягов»? Укажите не менее трех последствий.

 

Указания к оцениванию задания 5 Баллы
Выделено не менее трех последствий  
Выделены одно-два последствия  
Последствия не выделены ИЛИ все элементы ответа названы неверно  
Максимальная оценка  

 

6. Составьте вопросы к документу с целью:

а) выявления очевидной информации о событии, его участниках и эпохе в целом, представленной в нем (не менее трех вопросов),

б) анализа скрытой (не очевидной) информации документа (не менее трех вопросов).

 

Указания к оцениванию задания 6 Баллы
Составлено три вопроса на выявление явных и три на выявление скрытых фактов  
Составлено один-два вопроса на выявление явных и два-три на выявление скрытых фактов  
Составлены два-три вопроса на выявление явных и один на выявление скрытых фактов  
Составлены один вопрос на выявление явных и один на выявление скрытых фактов ИЛИ составлен один вопрос на выявление скрытых фактов  
Составлен один вопрос на выявление явных фактов ИЛИ не составлен ни один вопрос  
Максимальная оценка  

 

 

7. Предложите не менее трех разных тем, для исследования которых целесообразно обращение к данному фрагменту источника.

 

Указания к оцениванию задания 7 Баллы
Предложено три темы  
Предложены одна-две темы  
Не предложена ни одна тема ИЛИ темы указаны неверно  
Максимальная оценка  

 

 

После проверки работ, полученные школьниками баллы за выполнение заданий целесообразно занести в таблицу:

 

  Фамилия, имя ученика Задания срезовой работы
             
                 
                 
                 

 

Затем необходимо провести количественный и качественный анализ рзультатов выполнения каждого задания работы, исходя из того, на проверку каких знаний или умений оно было нацелено.

Сделать итоговый вывод об информированности школьников в вопросах теории исторического познания, освоении ими умений изучать исторические источники.

 

5. «Исторические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни современных школьников»

Основная проблема исследования: в чем, по мнению старшеклассников (учеников 9–11 классов), состоит значимость исторических знаний и умений для их практической деятельности и повседневной жизни.

Рекомендуемые исследовательские методики – анкетирование и беседа. Примерный вопросник может выглядеть так.

Анкета для старшеклассников

Укажи свой возраст …………………………………

1. Укажи свой возраст …………………………………

1. Оцени, насколько уроки истории учат жить в современном информационном обществе, помогают тебе понять современный мир как поликультурный (обведи соответствующую цифру).

 

–5 –4 –3 –2 –1   1 2 3 4 5
препятствуют, мешают никак не влияют способствуют, помогают

 

Назови школьный предмет, который более всего учит жизни в современном обществе.......................................................

2. Укажи, чему ты научился на уроках истории в школе (поставь себе оценку – от 0 до 5 баллов).

Примечание: если умение сформировано частично, лишнее в строке нужно вычеркнуть.

Оценка в баллах (от 0 до 5) Умения (опыт)
   
  1) брать на себя ответственность
  2) участвовать в совместном принятии решений
  3) стремиться урегулировать конфликты ненасильственным путем
  4) участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов
  5) осознавать социальную, конфессиональную, этнонациональную идентичность, свою принадлежность к определенному региональному сообществу
   
  6) понимать и ценить культурное многообразие мира
  7) уважать друг друга
  8) быть способным жить и сотрудничать с представителями других этносов, культур
  9) быть способным жить и сотрудничать с носителями других религий
  10) рассказывать об историческом прошлом
  11) обсуждать спорные вопросы истории (аргументировать свою позицию, слышать другую точку зрения)
  12) представлять исторические сведения в письменной форме (план, тезисы, конспект, рецензия, сравнительная таблица, хронологическая таблица, эссе, реферат, диаграмма)
  13) использовать информационные технологии для поиска необходимых исторических сведений
  14) использовать информационные технологии для хранения и презентации информации о прошлом
  15) критически относиться к распространяемой по каналам СМИ исторической информации
  16) критически относиться к историческим сюжетам в рекламных роликах и плакатах
  17) критически относиться к историческим сюжетам в художественных произведениях, текстах песен, мультипликационных и художественных фильмах
  18) стремиться к дальнейшему познанию истории, расширению и уточнению собственной «картины» прошлого
  19) самостоятельно проводить небольшое историческое исследование
  20) интересоваться исторической литературой, историческими фильмами, телевизионными научно-познавательными историческими программами и т. п.

 

3. Укажи, какие роли тебе доводилось исполнять на уроках истории и за пределами школы (обведи соответствующую цифру):

1) очевидец исторических событий;

2) участник реальных исторических событий;

3) рассказчик об историческом прошлом;

4) «эрудит»:

– знаток биографий исторических личностей, исторических событий, исторических понятий и терминов, исторических истоков современных моральных и правовых норм, современных обычаев и традиций, исторического смысла крылатых выражений, поговорок; исторических истоков идеологии современных политических партий и т. д.;

– участник викторин, интеллектуальных игр на историческую тему;

5) биограф – автор жизнеописания исторической личности;

6) собиратель, хранитель, коллекционер музейных экспонатов, устных исторических свидетельств, документов семейного архива, исторических книг;

7) археолог;

8) экскурсовод по местам исторической памяти;

9) «детектив» – автор исторического исследования (расследования), в том числе:

– семейный историк – автор истории своей семьи;

– локальный историк – автор истории школы, дома, улицы, района, города;

10) оппонент в дискуссии по спорным вопросам истории;

11) журналист, пишущий на исторические темы в школьной газете (в журнале);

12) писатель (поэт) – автор художественно-исторических произведений;

13) художник – создатель исторических картин, рисунков, исторических реконструкций (макетов, «подделок» исторических документов и т. п.);

14) режиссер (автор-создатель) документального (научно-популярного, художественного) исторического фильма;

15) композитор – автор музыки к историко-поэтическим произведениям, музыкальных иллюстраций (ассоциаций) к историческим событиям;

16) аналитический обозреватель статей на исторические темы в газете, журнале;

17) «судья» поступков людей прошлого, исторического значения событий.

При необходимости продолжи список: ________________________

Кратко поясни свой ответ на примере жизненных ситуаций.

4. Какие знания, полученные на уроках истории, тебе доводилось использовать в своей повседневной жизни? Кратко поясни на примере одной из жизненных ситуаций.

5. Какие умения, освоен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: